Кол-во лучей излучения
Количество отдельных лучей излучения, выдаваемых при работе прибором с функцией эхолота (см. «Тип»). Общий принцип таков: чем больше лучей — тем более продвинутым считается прибор и тем больше дополнительных возможностей он обеспечивает. Конкретные же особенности могут быть такими:
— 1.
Однолучевые эхолоты являются простейшей разновидностью; соответственно, одним из их ключевых достоинств является невысокая стоимость. С другой стороны, недостатки любого луча — и узкого, и широкого — реализуются в них в полной мере (подробнее см. «Общий угол излучения»), да и о детальном определении положения отдельных обнаруженных предметов (например, рыбы) речи не идёт.
— 2. В моделях с
двумя лучами эти лучи чаще всего имеют общую ось, однако различаются по углу охвата: один делается узким, непосредственно для замера глубин, другой — более широким, для поиска рыбы и других отдельных объектов. Таким образом данный вариант сочетает достоинства лучей большой и малой ширины. Правда, фиксировать местоположение рыбы относительно лодки такой эхолот не способен.
— 3.
Трёхлучевые эхолоты имеют все возможности описанных выше двухлучевых, а помимо этого, способны также определять местоположение рыбы или другого объекта относительно лодки (справа или слева).
Общий угол излучения
Угол, охватываемый при работе излучателем эхолота (или прибора с такой функцией, см. «Тип»).
Технически тем
шире угол — тем лучше эхолот подходит для поиска рыбы и других подводных объектов, т.к. большая площадь охвата снижает вероятность упустить добычу. С другой стороны, для точного определения глубины луч должен быть максимально узким. Это связано с тем, что глубина определяется по максимально выступающей точке, попавшей под луч; таким образом, если размеры ямы на дне меньше, чем пятно от луча, прибор эту яму попросту не заметит. Чем меньше угол (и, соответственно, проекция луча на дно) — тем меньше вероятность подобного явления.
Однако стоит учитывать, что всё изложенное однозначно справедливо лишь для однолучевых эхолотов (см. «Кол-во лучей излучения»). А вот многолучевые модели, как правило, сочетают лучи разной ширины, компенсируя таким образом недостатки узких и широких углов. В них общий угол излучения описывает лишь размеры пространства, охватываемого прибором.
Интерфейсы подключения
—
Ethernet. Также этот стандарт известен как LAN или RJ-45. Оригинальное его назначение — построение проводных компьютерных сетей общего назначения; однако Ethernet может применяться и в специальных сетях — в т.ч. используемых навигационным оборудованием. Отметим, что технически данный интерфейс способен обеспечить более высокую скорость передачи данных, чем NMEA, поэтому он может использоваться для задач, требующих передачи большого объёма данных — например, подключения к Интернету через спутниковый модуль.
—
NMEA. Аббревиатура от «National Marine Electronics Association», «Национальная ассоциация электроники для мореходства». Данный интерфейс используется для связи между собой различной «морской» электроники, преимущественно навигационной — эхолотов, картплоттеров, радаров, VHF-радио, гирокомпасов, датчиков в двигателях и т.п. Соответственно, его поддержка позволяет соединять прибор с другими специализированными устройствами и датчиками. Отметим, что существует несколько версий NMEA. Наиболее популярным на данный момент является NMEA 0183, именно этот стандарт поддерживается большинством специального оборудования. Более продвинутая версия — NMEA 2000, она пока распространена не так широко. Подробнее о разных версиях и их совместимости можно узнать в специальных источниках.
—
Выход для внешней антенны GPS. Данная функ
...ция может встречаться вне зависимости от наличия в устройстве встроенного GPS-приёмника (см. выше). Если такой приёмник отсутствует, то возможность подключения внешней антенны (точнее, целого GPS-модуля) является практически обязательной для приборов с функцией картплоттера (см. «Тип») — иначе они не смогут эффективно выполнять свои задачи. Однако и для моделей с собственным приёмником внешняя антенна может пригодиться — она, как правило, более чувствительна, чем внутренняя, и позволяет точнее определять местоположение прибора, особенно в сложных условиях (атмосферные помехи, навигация по узким фьордам и т.п.). При этом такую антенну можно выбрать по собственному желанию, подобрав оптимальный вариант по цене и функционалу. Стоит только учитывать, что для подключения внешнего оборудования могут использоваться разные типы разъёмов — поэтому перед покупкой антенны нелишним будет уточнить её совместимость с конкретной моделью прибора.
— Wi-Fi. Беспроводной интерфейс, изначально созданный для подключения к локальным компьютерными сетям, а с недавних пор применяемый также для прямого соединения различных устройств друг с другом. В эхолотах/картплоттерах может применяться с разными целями — как для интеграции в бортовую сеть, так и для подключения внешнего оборудования (беспроводного датчика, планшета для дистанционного управления и т.п.); конкретный функционал зависит от модели.
— Bluetooth. Беспроводной интерфейс, применяемый для соединения различных устройств между собой. Стандарт Bluetoothвключает множество отдельных протоколов, применяемых для разных типов данных и форматов работы; собственно, возможности данного соединения в каждом конкретном случае зависят от того, какие протоколы поддерживает эхолот/картплоттер. Из самых распространённых возможностей можно назвать, в частности, подключение беспроводных датчиков (см. выше), обмен данными с планшетом, ноутбуком или другим гаджетом (например, для закачки новых карт и маршрутов), подключение беспроводных гарнитур для работы со звуковой сигнализацией и т.п.
— Видео-вход. Разъём для подключения внешнего видеосигнала к эхолоту/картплоттеру. Данная функция позволяет использовать дисплей для отображения «картинки» с другого устройства — например, внешней камеры. Отметим, что видеовходы встречаются в основном в моделях с крупными цветными дисплеями — без такого дисплея весь смысл данной функции терялся бы.
— Видео-выход. Разъём для вывода видеосигнала с эхолота/картплоттера. Данная функция позволяет дублировать изображение с дисплея устройства на внешнем крупном экране — например, основном мониторе бортового компьютера — что делает просмотр более удобным.Кол-во путевых точек
Максимальное количество отдельных путевых точек, которые можно занести в память картплоттера.
Путевые точки могут использоваться как база для прокладки маршрутов, как справочные отметки на карте, такую точку можно задать как непосредственный пункт назначения и т.п.; конкретные варианты использования зависят от модели прибора. Но в любом случае чем больше путевых точек можно одновременно занести в память картплоттера — тем удобнее с ними работать и тем реже придётся чистить эту память для внесения новых меток.
Кол-во точек в маршруте
Максимальное количество путевых точек, которое можно задать в одном записанном на картплоттер маршруте.
В современных устройствах данное количество может достигать нескольких десятков тысяч. Обилие точек важно при прокладке сложных маршрутов, с множеством поворотов и кривых линий, требующих максимальной точности. Не стоит путать это количество с числом отдельных путевых точек (см. «Кол-во путевых точек»): в данном случае подразумеваются только точки, включенные в конкретный маршрут и не используемые отдельно (их может быть в разы больше).
Источник питания
Напряжение питания, необходимого для нормальной работы прибора. Этот параметр позволяет определить совместимость с предполагаемым источником питания.
Отметим, что обычно в данном пункте указывается определённый диапазон напряжений, что обеспечивает универсальность. Разумеется, выходить за пределы этого диапазона нельзя: слишком низкое напряжение может попросту «не запустить» устройство, а слишком высокое — повредить электронику. И даже нормальная на первый взгляд работа с «неродным» напряжением (например, при случайном подключении неподходящего источника питания) не является в данном случае показателем: нештатный режим в любом случае ускорит выход прибора из строя, к тому же он может привести к отображению неверных показаний.