Тип установки
— Напольный. Наиболее простой тип установки: не требует подготовки ниш, подвешивания на стену и т.п., достаточно наличия пространства на полу. Кроме того, такой сабвуфер очень легко перемещать с места на место, выбирая оптимальное с точки зрения акустики расположение. Отметим, что
напольные сабвуферы крайне нежелательно ставить на полки, поскольку подобные модели конструируются в расчёте на наличие толстой массивной поверхности под колонкой; иначе звучание не будет полноценным.
— Встраиваемый. Сабвуферы, предназначенные для монтажа в нишу в стене или потолке. Такие модели удобны тем, что не занимают места в помещении, легко вписываются в интерьер, а при некоторых ухищрениях могут быть полностью скрыты. С другой стороны, установка
встраиваемого саба является весьма хлопотным делом. Таких моделей на рынке не много, они относятся преимущественно к премиум-классу и предназначаются прежде всего для домашних кинозалов и других аналогичных мест.
— Настенный. Сабвуферы, рассчитанные на подвешивание на стену. Как правило, имеют небольшую толщину и довольно привлекательный дизайн (поскольку чаще всего располагаются на виду). Установка такой колонки сложнее, чем в случае напольной, однако она не занимает места на полу, что может пригодиться в стеснённых условиях и в некоторых других случаях. Впрочем, таких случаев не так уж много, поэтому и
настенные сабвуферы ос
...обого распространения не получили.
— Линейный массив. Сабвуферы, предназначенные для использования в роли элемента линейного массива. Такой массив представляет собой несколько колонок разного назначения, расположенных одна над другой (иногда с небольшим искривлением по краям); это один из наиболее удобных способов объединения нескольких динамиков для достижения высокой мощности звука. Для эффективной работы в массиве сабвуферы данного типа имеют соответствующие особенности как по акустическим свойствам, так и по возможностям крепления. По назначению (см. ниже) все они относятся исключительно к концертным — другие варианты применения такой акустики попросту не оправданы.Тип
— Активный. Сабвуфер, имеющий собственный встроенный усилитель. Это позволяет подключать устройство к источнику сигнала напрямую, без каких-либо дополнительных внешних усилителей. Если же подключение осуществляется через общий усилитель акустической системы,
активный сабвуфер снижает нагрузку на него, что положительно сказывается на громкости и качестве звучания всей АС. Сам встроенный усилитель сабвуфера подбирается таким образом, чтобы оптимально соответствовать характеристикам используемых динамиков. Кроме этого, активные сабвуферы часто оснащаются собственными инструментами для дополнительной подстройки, которые позволяют добиться оптимального звука в помещении, не передвигая само устройство. Недостатками активного сабвуфера является необходимость отдельного подключения к электропитанию и высокая цена.
— Пассивный. Сабвуфер без собственного встроенного усилителя. Такое устройство требует подключения к источнику сигнала через внешний усилитель, характеристики которого должны оптимально соответствовать характеристикам сабвуфера (см. Мощность, Импеданс). Достоинством
пассивных сабвуферов является невысокая стоимость.
Акустическое оформление
—
Закрытого типа. Простейший тип конструкции: закрытый (иногда герметично) корпус с выведенным на переднюю панель динамиком. Считается, что такие сабвуферы имеют небольшую чувствительность, что, однако, компенсируется высокой точностью передачи звука и невысоким уровнем искажений.
—
Фазоинверторного типа. В корпусах таких сабвуферов устанавливается трубка, имеющая выход в окружающее пространство. Длина трубки подобрана так, что из неё выходит сигнал, перевёрнутый по фазе относительно сигнала из фронтальной части диффузора (проще говоря, из основного динамика). Это улучшает звучание сабвуфера и усиливает звуковое давление. Недостатком фазоинвертора является дополнительный шум от звукового потока в трубке.
—
С пассивным излучателем. Конструкция, аналогичная фазоинвертору (см. выше) по назначению и принципу действия, однако вместо трубки в таких сабвуферах применяется т.н. пассивный излучатель. По сути, он представляет собой обычный динамик, лишённый катушки и магнита и играющий ту же роль, что и трубка фазоинвертора. Применение пассивного излучателя позволяет избавиться от шума воздушного потока, характерного для фазоинверторов.
Расположение фазоинвертора
—
Сзади. Сабвуферы с задним расположением фазоинвертора рекомендуется ставить таким образом, чтобы тыльная часть корпуса, где находится фазоинвертор, была подальше от стены. Если поставить такой сабвуфер впритык задней частью к стенке, то качество звучания будет заметно снижено. Сабвуферы с фазоинвертором на задней части корпуса обычно ставят по центру комнаты. Если возможности поставить акустику в центре нет, то этот тип сабвуферов стараются размещать подальше от стенки, на которую смотрит фазоинвертор.
—
Спереди. Сабвуферы с передним расположением фазоинвертора хороши в том случае, если акустика должна глубоко раскрывать образ низкочастотного звучания. Акустика данного типа рекомендована для музыки, в которой много баса. Переднее расположение фазоинвертора позволяет ставить сабвуфер практически вплотную к стенке.
—
Снизу. Сабвуферы с нижним фазоинвертором предназначены для подвешивания на высоте. В этом случае на пути низкочастотного звучания не будет помех, то есть бас будет раскрываться предельно полно. Если нет возможности подвесить такой сабвуфер, то акустику допустимо ставить на высокую подставку. Но подставка при этом не должна перекрывать фазоинвертор.
—
Сбоку. Сабвуферы с боковым фазоинвертором можно ставить вплотную к стене и в углу, но если угловая стена не будет перекрывать фазоинвертор. Бок
...овое расположение фазоинвертора дает возможность акустике сосредоточиться на среднечастотном и высокочастотном звучании. Низкочастотный звук станет умеренным. Это оптимальная схема акустики для просмотра кино.Назначение
—
Домашний. Сабвуферы общего назначения, не относящиеся ни к какой другой специализации (см. ниже). Название «домашний» довольно точно описывает их основное назначение, однако, разумеется, дело не ограничивается домашними акустическими системами: подобные «сабы» могут использоваться в кафе и барах, на катках и роллердромах и других местах общего пользования.
—
Концертный. Сабвуферы, предназначенные для использования на концертах и других массовых мероприятиях, отличаются прежде всего высокой мощностью — в сотни, а то и тысячи ватт. Это позволяет охватывать обширные пространства мощным насыщенным звуком.
—
Студийный. Сабвуферы, предназначенные для профессиональной работы со звуком, прежде всего на студиях звукозаписи. Также их называют «мониторами» (впрочем, это общее название всех студийных колонок). Отличаются чрезвычайно высокой точностью звукопередачи.
—
Ландшафтный. Модели, предназначенные для установки вне помещений — например, во дворе частного дома, на территории развлекательного комплекса и т.п. Самое заметное отличие таких моделей от классических домашних — внешний вид: ландшафтные сабвуферы должны вписываться в оформление местности, поэтому они часто «маскируются» под камень, цветочный горшок, наземный светильник и т.п. Кроме того, корпуса таких кол
...онок хорошо защищены от влаги, пыли и других неблагоприятных факторов, связанных с нахождением под открытым небом. А способ размещения может предполагать не только простую установку на землю, но и вкапывание в землю, в зависимости от модели.
Отметим, что использование сабвуфера не по «родному» назначению технически возможно, однако, как правило, не оправдано: концертная модель в доме будет излишеством, обычный домашний «саб» можно выставить на улицу разве что до первого дождя, и т.п.Мощность
Номинальная мощность сабвуфера. Технически — это наибольшая средняя (среднеквадратичная) мощность звука, при которой устройство может нормально (без искажения звука и повреждения компонентов) проработать в течение неограниченно долгого времени. Проще говоря, чем мощнее сабвуфер — тем он громче. Выбор по данному параметру зависит прежде всего от размера пространства/помещения, которое планируется перекрывать; подробные рекомендации для разных ситуаций можно найти в специальных источниках.
Также мощность напрямую связана с характеристиками усилителя, используемого с «сабом». Для активных сабвуферов (см. «Тип») в данном пункте фактически указывается номинальная мощность встроенного усилителя; сам динамик может быть и мощнее, однако это уже не имеет значения. Для пассивных моделей номинальная мощность соответствует наибольшей мощность усилителя, который можно подключить к колонке без риска её повреждения на высокой громкости.
Чувствительность
Значение чувствительности определяет громкость сабвуфера при подведении к нему внешнего сигнала определённой мощности. Чем больше чувствительность — тем громче будет звук, при равной мощности сигнала и импедансе.
Макс. уровень звукового давления
Наибольший уровень звукового давления, которое может создать сабвуфер, проще говоря — громкость, которую он выдаёт на максимальном уровне мощности. Этот параметр измеряется так же, как любой уровень шума — в децибелах; поскольку децибел является нелинейной величиной, оценивать громкость проще всего по сравнительным таблицам. Так, самые скромные современные «сабы» способны выдать до 95 – 100 дБ, это сравнимо с громкостью вагона метро или бензопилы. В наиболее же мощных он может превышать 130 дБ — это громче самолёта на взлёте, долгое нахождение рядом с работающим на полную мощность сабвуфером может привести к повреждению слуха.
Отметим, что звуковое давление и чувствительность (см. выше) — это принципиально разные характеристики, хотя и измеряются одними единицами.
Импеданс
Сопротивление сабвуфера переменному току. Этот параметр имеет значение прежде всего при подключении к внешнему усилителю: при меньшем, чем у усилителя, импедансе возможны искажения в звучании, при большем — сабвуфер может звучать тише, чем хотелось бы.