Штекер
Конструкция штекера, предусмотренного в наушниках. Данный параметр актуален прежде всего для моделей с интерфейсом mini-Jack (см. «Подключение») — остальные штекеры в большинстве случаев делаются прямыми, исключения встречаются крайне редко.
—
Прямой. Традиционный, наиболее простой и незатейливый вариант — штекеры, не имеющие никаких изгибов. Как правило, без ограничений совместимы со стационарной аудиотехникой, ПК, ноутбуками и т. п. А вот для смартфонов и других портативных гаджетов данный вариант не всегда является оптимальным — все зависит от того, каким образом гаджет располагается в кармане или чехле. В некоторых случаях — например, при ношении смартфона в обычном кармане штанов — такой провод может сильно перегибаться в районе штекера, из-за чего быстро приходит в негодность; в таких случаях стоит обратить внимание на Г-образные или изогнутые штекеры (см. ниже).
—
Г-образный. Штекеры, загнутые под 90° в форме буквы Г. Рассчитаны в основном на применение со смартфонами и другими карманными устройствами: такие устройства при ношении могут располагаться таким образом, что загнутый штекер будет более удобен, нежели прямой. Впрочем, Г-образная конструкция может оказаться оптимальным выбором и для стационарной техники, где провод наушников подходит к разъему под прямым углом — например, такая ситуация нередко встречается в компьютерах и ноутбуках.
—
Под углом 45°. Разновидность описанного выше Г-образного штекера, загнутая не под прямым, а под меньшим углом (не обязательно ровно 45°). Также рассчитана преимущественно на карманную технику, причем при подобном применении такие штекеры считаются даже более удобными и надежными, чем традиционные Г-образные. А вот для стационарных устройств навряд ли имеет смысл специально искать модель с подобным разъемом (хотя технически вполне возможно и такое применение).
Частотный диапазон
Диапазон звуковых частот, который способны воспроизвести наушники.
Чем
шире этот диапазон — тем полнее наушники воспроизводят спектр звуковых частот, тем ниже вероятность, что слишком низкие или слишком высокие частоты окажутся недоступными. Однако здесь стоит учитывать некоторые нюансы. Прежде всего напомним, что диапазон восприятия человеческого уха составляет в среднем от 16 Гц до 22 кГц, и для полной картины достаточно, чтобы наушники перекрывали этот диапазон. Однако современные модели могут заметно выходить за эти границы: во многих устройствах нижний порог
не превышает 15 Гц, а то и
10 Гц, а верхняя граница может достигать
25 кГц,
30 кГц и даже
более. Такие обширные диапазоны сам по себе не дают практических преимуществ, однако они обычно свидетельствуют о высоком классе наушников, а иногда приводятся лишь в рекламных целях.
Второй важный момент заключается в том, что обширный частотный диапазон сам по себе не является гарантией хорошего звучания: качество звука зависит еще от целого ряда параметров, прежде всего амплитудно-частотной характеристики наушников.
Чувствительность
Номинальная чувствительность наушников. Технически это громкость, на которой они звучат при подведении к ним определенного стандартного сигнала с усилителя. Таким образом, чувствительность является одним из параметров, определяющих общую громкость звучания наушников: чем она выше — тем громче будет и звук при том же уровне входящего сигнала и прочих равных. Впрочем, не нужно забывать что уровень громкости зависит также от сопротивления (импеданса, см. выше); мало того, подбирать «уши» под конкретное устройство стоит сперва по импедансу, а уже потом — по чувствительности. При этом один параметр можно компенсировать другим: например, модель с высоким сопротивлением и высокой чувствительностью сможет работать даже на сравнительно слабом усилителе.
Что касается конкретных цифр, то наушники с показателями в 100 дБ и менее рассчитаны в основном для использования в тихой обстановке (в некоторых подобных моделях чувствительность
не превышает и 90 дБ). Для применения на улице, в транспорте и других аналогичных условиях желательно иметь наушники почувствительнее — порядка
101 – 105 дБ, а то и
110 дБ. А в некоторых моделях этот показатель может достигать
116 – 120 дБ. и даже
более.
Также стоит отметим, что данный параметр актуален исключительно при проводном подключении по аналоговому стан
...дарту — например, через mini-jack 3.5 mm. При использовании цифровых интерфейсов вроде USB и беспроводных каналов вроде Bluetooth звук проходит обработку во встроенном преобразователе наушников, и если планируется в основном подобное применение — на чувствительность можно не обращать особого внимания.Гибкая конструкция
Данная особенность обычно означает, что микрофон прикреплен к наушникам при помощи специальной гибкой дужки.
Гибкая конструкция дает дополнительные возможности по перемещению микрофона относительно рта пользователя и облегчает выбор оптимального положения, обеспечивающего максимально качественный звук.
Регулировка громкости
Наличие в наушниках собственного
регулятора громкости. Такой регулятор может размещаться как на проводе, так и на одной из чашечек (последнее характерно для беспроводных моделей). В любом случае данная функция позволяет с легкостью настраивать громкость: для этого не нужно лезть в настройки компьютера, нажимать кнопки на плеере или смартфоне и т. п, достаточно воспользоваться находящимся под рукой регулятором. С другой стороны, дополнительное оснащение усложняет и удорожает конструкцию, а также повышает вероятность искажений. В свете последнего регулировка громкости практически не встречается в профессиональных наушниках.
Материал амбушюр
Для полноразмерных наушников амбушюры зачастую изготавливаются из
натуральной кожи,
кожзама,
текстиля, велюра, дерматина, пены с эффектом памяти, а также их комбинированных вариаций. В касте внутриканальных наушников применяются совсем другие материалы — наибольшее распространение получили силиконовые накладки, которые мягко адаптируются под индивидуальные особенности строения ушной раковины, а в качестве альтернативы им предложены пенные амбушюры пористой структуры (так званые «губки»). Вот некоторые особенности широко используемых материалов изготовления амбушюр:
— Текстиль. Тканевые амбушюры обычно встречаются в бюджетных моделях наушников, но порой их применяют и в премиум-сегменте. Тактильно текстильные амбушюры приятны на ощупь, также они хорошо пропускают воздух. По акустическим свойствам это вполне нейтральные материалы. Отметим, что такие амбушюры могут изготавливаться из разнообразных типов тканей (например, из микрофибры).
— Кожзам. Искусственные заменители кожи применяются в наушниках любых ценовых категорий. На деле свойства это материала зависят от конкретного сорта кожзама: амбушюры из условной экокожи могут обладать отменными «дышащими» качествами, тогда как низкосортный кожзаменитель нередко провоцирует повышенное потоотделение ушей (особенно в жаркую пору года).
— Натуральная кожа. Натуральная кожа — продукт премиального кла
...сса, использующийся в соответствующих моделях наушников флагманского уровня. Плотная кожа обеспечивает надлежащую шумоизоляцию и глубокую проработку басов. В то же время уши могут потеть при использовании кожаных амбушюр. Во избежание повышенного потоотделения кожу нередко делают перфорированной.
— Велюр. Нежнейший на ощупь материал с отменными звукопоглощающими способностями. Велюровые амбушюры обеспечивают хорошую шумоизоляцию, а наушники с ними не вызывают усталости даже при длительном пребывании на голове. Впрочем, есть у материала и недостатки: он легко пачкается, притягивает пыль и шерсть домашних питомцев, быстро изнашивается.
— Алькантара. Амбушюры из искусственной замши, максимально приближенные по свойствам и тактильным ощущениям к велюровым изделиям. Однако алькантара проще чистится от загрязнений и на порядок дольше служит. Встречаются алькантаровые амбушюры в наушниках топового уровня.
— Поролон. Поролоновые амбушюры — прерогатива бюджетных моделей накладных наушников. Дело в том, что это недолговечный материал, который часто просится на замену ввиду низкой прочности. Отчасти проблему решают специальные пропитки, но поролон все равно сохраняет свою структуру относительно недолго.
— Мех. Довольно редкая разновидность материала изготовления амбушюр. Наушники с характерными меховыми амбушюрами выполняют практическую функцию — согревают уши слушателя в холодную пору года.Подсветка
Наличие собственной
подсветки в конструкции наушников.
Данная функция не влияет на основной функционал, однако придает «ушам» необычный внешний вид. Она пригодится тем, кто приобретает наушники не только как аудиоустройство, но еще и как стильный аксессуар — в частности, геймерам-энтузиастам, или меломанам, желающим подчеркнуть свое увлечение.
Вес
Общий вес наушников; для моделей true wireless (см. «Тип кабеля») указывается вес каждого отдельного наушника.
Данный параметр напрямую связан с конструкцией (см. выше) и некоторыми особенностями функционала. Так, упомянутые true wireless устройства получаются очень легкими, их вес
не превышает 25 г. Более традиционные внутриканальные наушники и вкладыши могут быть заметно тяжелее —
до 50 г для вкладышей и до
до 100 г для большинства внутриканальных. Накладные же модели в большинстве своем довольно массивны: среди них немало моделей весом в
200 – 250 г,
250 – 300 г и даже
более 300 г. Отметим, что значительный вес для накладных ушей нередко является не недостатком, а преимуществом: он позволяет им надежнее держаться на голове, создает впечатление солидности и надежности, при этом чаще всего не создает значительных неудобств.