Чувствительность
Номинальная чувствительность наушников. Технически это громкость, на которой они звучат при подведении к ним определенного стандартного сигнала с усилителя. Таким образом, чувствительность является одним из параметров, определяющих общую громкость звучания наушников: чем она выше — тем громче будет и звук при том же уровне входящего сигнала и прочих равных. Впрочем, не нужно забывать что уровень громкости зависит также от сопротивления (импеданса, см. выше); мало того, подбирать «уши» под конкретное устройство стоит сперва по импедансу, а уже потом — по чувствительности. При этом один параметр можно компенсировать другим: например, модель с высоким сопротивлением и высокой чувствительностью сможет работать даже на сравнительно слабом усилителе.
Что касается конкретных цифр, то наушники с показателями в 100 дБ и менее рассчитаны в основном для использования в тихой обстановке (в некоторых подобных моделях чувствительность
не превышает и 90 дБ). Для применения на улице, в транспорте и других аналогичных условиях желательно иметь наушники почувствительнее — порядка
101 – 105 дБ, а то и
110 дБ. А в некоторых моделях этот показатель может достигать
116 – 120 дБ. и даже
более.
Также стоит отметим, что данный параметр актуален исключительно при проводном подключении по аналоговому стан
...дарту — например, через mini-jack 3.5 mm. При использовании цифровых интерфейсов вроде USB и беспроводных каналов вроде Bluetooth звук проходит обработку во встроенном преобразователе наушников, и если планируется в основном подобное применение — на чувствительность можно не обращать особого внимания.Диаметр динамика
Диаметр динамика, установленного в наушниках; в моделях с несколькими излучателями (см. «Кол-во излучателей»), как правило, учитывается размер наиболее крупного динамика, остальные размеры могут уточняться в примечаниях.
В целом данный параметр актуален в первую очередь для накладных наушников (см. «Конструкция»).В них излучатели могут иметь разный размер; чем он больше — тем более насыщенным получается звук и тем лучше динамик воспроизводит басы, однако крупные излучатели соответствующим образом сказываются на габаритах, весе и цене наушников. А вот внутриканальные «уши» и вкладыши по определению имеют очень небольшие динамики, а насыщенный бас в них достигается за счет других конструктивных особенностей.
Шумоподавление микрофона
Наличие системы шумоподавления в собственном микрофоне наушников.
В соответствии с названием, такая система предназначена для устранения посторонних шумов — прежде всего во время разговоров. В её основе обычно лежит электронный фильтр, который пропускает звук человеческого голоса и отсекает фоновые звуки вроде городского шума, гула ветра в решётке микрофона и т. п. В итоге даже в шумной обстановке благодаря
шумоподавлению микрофона речь получается чёткой и разборчивой; правда, система неизбежно вносит искажения в итоговый звук, однако они в данном случае некритичны.
— ENC. Технология шумоподавления окружающей среды ENC (Environment Noise Cancellation) существенно снижает уровень окружающего шума с помощью направленных микрофонов. Применяется как в игровых девайсах, чтобы геймеры могли спокойно общаться в голосовом чате, так и в TWS-моделях наушников, дабы можно было комфортно говорить по телефону в шумной обстановке.
— cVc. Шумоподавление микрофона cVc (Clear Voice Capture) — продвинутая технология, которая встречается преимущественно в дорогих моделях наушников. Алгоритмы cVc эффективно подавляют эхо и шумы из окружающей среды. Обработка звука с применением этой технологии производится сразу на нескольких уровнях ― алгоритм определяет референсный уровень сигнал-шум, автоматически подстраивает речь под нужный уровень громкости, применяет адаптивные эквалайзеры для обработки всего голоса, а также специализирова
...нные фильтры для очистки от низкочастотного бубнежа, сибилянтов и шипящих.Поддержка кодеков
Кодеки и дополнительные технологии обработки звука, поддерживаемые наушниками с подключением по Bluetooth (см. «Подключение»). Изначально передача звука по Bluetooth предусматривает довольно сильное сжатие сигнала; это некритично при передаче речи, однако может сильно испортить впечатление при прослушивании музыки. Для устранения этого недостатка и используются различные технологии, в частности
aptX,
aptX HD,
aptX Low Latency,
aptX Adaptive,
AAC,
LDAC и
LHDC. Разумеется, для использования какой-то из технологий ее должны поддерживать не только «уши», но и Bluetooth-устройство, с которым они используются. А вот основные особенности каждого из вариантов:
— aptX. Bluetooth-кодек, созданный для значительного повышения качества звука, передаваемого по Bluetooth. Согласно заявлениям создателей, позволяет добиться качества, сравнимого с Audio CD (16-bit/44.1kHz). Преимущества aptX наиболее заметны при прослушивании высококачественного контента (например, форматов lossless), однако даже на обычном MP3 он может дать заметное улучшение звучания.
— aptX HD. Развитие и усовершенствование оригинального aptX, позволяющее добиться чистоты звука, сравнимой с аудио формата Hi-Res (24-bit/48kHz). Как и в оригинале, преимущества aptX HD за
...метны в основном на аудио высокого качества, хотя этот кодек не будет лишним и для MP3.
— aptX Low Latency. Специфическая разновидность описанного выше aptX, разработанная в расчете не столько на улучшение качества звука, сколько на снижение задержек в передаче сигнала. Такие задержки неизбежно возникают при работе через Bluetooth; они не критичны для прослушивания музыки, однако при просмотре видео или в играх может возникнуть заметная рассинхронизация между изображением и звуком. Кодек aptX LL устраняет это явление, уменьшая задержку до 32 мс — такая разница незаметна для восприятия человеком (хотя для серьезных задач вроде студийной работы со звуком она все равно слишком велика). Поддержка aptX LL встречается преимущественно в игровых наушниках.
— aptX Adaptive. Дальнейшее развитие aptX; фактически объединяет в себе возможности aptX HD и aptX Low Latency, однако не ограничивается этим. Одной из главных особенностей данного стандарта является так называемый адаптивный битрейт: кодек автоматически регулирует фактическую скорость передачи данных, исходя из особенностей транслируемого контента (музыка, игровое аудио, голосовая связь и т.п.) и загруженности используемых частот. Это, в частности, способствует снижению энергопотребления и повышению надежности связи; а специальные алгоритмы позволяют транслировать звук, по качеству сравнимый с aptX HD (24 бит/48 кГц), используя в разы меньшее количество передаваемых данных. А минимальная задержка передачи данных (на уровне aptX LL) делает этот кодек отлично подходящим в том числе для игр и фильмов.
— aptX Lossless. Следующая ступень развития технологии aptX, подразумевающая передачу звука CD-качества по беспроводной Bluetooth-сети без потерь и использования компрессии. Трансляция звука с параметрами дискретизации 16 бит / 44.1 кГц осуществляется с битрейтом порядка 1.4 Мбит/с — это примерно в три раза быстрее, нежели было в редакции aptX Adaptive (см. выше). Поддержку aptX Lossless начали внедрять с конца 2021 года в рамках инициативы Snapdragon Sound от Qualcomm.
— AAC. Bluetooth-кодек, применяемый преимущественно в портативных гаджетах фирмы Apple. По возможностям заметно уступает более продвинутым стандартам вроде aptX или LDAC: качество звука при использовании AAC сравнимо со средним MP3-файлом. Впрочем, для прослушивания тех же MP3 этого вполне хватает, разница становится заметна лишь на более продвинутых форматах. А требования AAC к аппаратной части невысоки, и его поддержка в наушниках обходится недорого.
— LDAC. Фирменный Bluetooth-кодек компании Sony. По пропускной способности и потенциальному качеству звучания превосходит даже aptX HD, обеспечивая показатели на уровне Hi-Res звука 24-bit/96kHz; существует даже мнение, что это максимальное качество, которое имеет смысл предусматривать в беспроводных наушниках — дальнейшее улучшение будет попросту незаметным для человеческого уха. С другой стороны, поддержка этого стандарта обходится недешево, а гаджетов с такой поддержкой пока существует довольно мало — это, в частности, смартфоны Sony, а также аппараты среднего и топового класса под управлением Android 8.0 Oreo и более поздних версий.
— LHDC. LHDC (Low latency High-Definition audio Codec) — это кодек высокого разрешения с низкими задержками, разработанный союзом Hi-Res Wireless Audio и компанией Savitech. В подавляющем большинстве случаев его поддержка реализована на аппаратном уровне в смартфонах Huawei и Xiaomi. Также кодек известен под названием HWA (Hi-Res Wireless Audio). При использовании LHDC передача сигнала с телефона на наушники осуществляется с битрейтом до 900 кбит/с, битовой глубиной до 24 бит и частотой дискретизации до 96 кГц. При этом обеспечивается стабильное и надежное соединение со сниженным уровнем задержки. Кодек оптимально подходит для высококлассных беспроводных наушников и оперирования продвинутыми форматами цифрового звука.Емкость батареи наушников
Емкость аккумулятора, установленного в наушниках соответствующей конструкции (см. «Питание»).
Теоретически более высокая емкость позволяет добиться большей автономности, но на практике время работы зависит еще и от энергопотребления наушников — а оно может быть очень разным, в зависимости от характеристик и особенностей конструкции. Так что данный параметр является второстепенным, и обращать внимание при выборе стоит не столько на емкость батареи, сколько на прямо заявленное время работы (см. ниже).
Время зарядки
Время, необходимое для полной зарядки аккумулятора в наушниках с соответствующим питанием (см. выше).
В данном случае подразумевается время зарядки батареи от 0 до 100 % при использовании штатного зарядного устройства (или стороннего зарядника с идентичными характеристиками). Соответственно, на практике этот показатель может отличаться от заявленного — в зависимости от особенностей ситуации. Однако в целом по нему вполне можно оценивать разные модели и сравнивать их между собой: наушники с меньшим заявленным временем зарядки и по факту будут заряжаться быстрее (при прочих равных).
Также отметим, что повышение емкости аккумулятора (и автономности наушников) неизбежно предполагает и увеличение времени зарядки. Для компенсации этот момента могут применяться специальные технологии быстрой зарядки — однако они сказываются на стоимости и требуют применения специализированных ЗУ.
Разъем для зарядки
Тип разъема, используемого для зарядки встроенного аккумулятора наушников, точнее — для подключения внешнего зарядного устройства. Роль такого устройства может играть сетевой или автомобильный адаптер, пауэрбанк или даже USB-порт ПК или ноутбука (при наличии соответствующего кабеля). При этом в true wireless моделях (встречаются
с ножкой,
без ножки,
с заушным креплением и
клипсы (Clip-on)) провод «зарядника» подключается к специальной док-станции, куда на время зарядки помещаются «уши» (при этом сама станция обычно имеет свой аккумулятор и может работать ещё и как автономный пауэрбанк). А в беспроводных и комбинированных решениях более традиционной конструкции вход зарядки нередко располагается на самом корпусе наушников. Что касается разъемов, то наибольшее распространение получили такие варианты:
—
microUSB. Уменьшенная версия разъема USB, созданная для портативных устройств. Появилась довольно давно, однако не теряет популярности и в наше время, используется абсолютным большинством производителей.
—
USB C. Миниатюрный USB-разъем, позиционируемый в том числе как потенциальный наследник microUSB. В отличие от предшественника, имеет двустороннюю конструкцию, благодаря которой штекер можно вставлять в гнездо любой стороной. Пока еще встречается относител
...ьно редко, однако с большой вероятностью в ближайшие годы ситуация изменится.
— Lightning. Фирменный разъем компании Apple. Как и USB C, имеет двустороннюю конструкцию, при этом несколько более удобен и надежен, однако применение Lightning ограничивается продукцией от самой Apple и принадлежащего ей бренда Beats.Влагозащита
Наличие у наушников специальной защиты от влаги и пыли; также в данном пункте может уточняться уровень такой защиты согласно стандарту IP.
Далеко не всякие
влагозащищенные наушники допускают полное погружение в воду, однако в данном случае это обычно и не требуется — защита от воды предназначена в основном для безопасной эксплуатации во время дождя (или при спортивных занятиях, когда пользователь сильно потеет). Но вот конкретная степень такой защиты в разных моделях может заметно различаться, и здесь удобнее всего оценивать ее по маркировке IP. Такая маркировка состоит из букв IP и двух цифр; стойкость к влаге описывается второй, последней цифрой, и в современных наушниках можно встретить такие варианты:
— 2. Защита от вертикальных капель воды в рабочем положении и при отклонении устройства на угол до 15° от этого положения. Минимальный показатель, позволяющий говорить о стойкости к дождю (однако без сильного ветра).
— 3. Защита от брызг, падающих вертикально или под углом до 60° к вертикали. Обеспечивает стойкость к дождю средней интенсивности при сильном ветре.
—
4. Защита от брызг с любого направления. Таким наушникам дождь средней интенсивности не страшен независимо от силы ветра
—
5. Защита от водяных струй с любого направления. Позволяет переносить уже сочетание сильного ветра с ливнем.
—
6. Защ
...ита от сильных водяных струй. Считается минимальным уровнем, позволяющим безопасно плавать (с головой над поверхностью воды) в наушниках.
— 7. Возможность кратковременного (не более получаса) погружения под воду на небольшую глубину (не более 1 м); постоянная работа в погруженном режиме не предполагается. В таких наушниках можно уже не только плавать, но и погружаться под воду на небольшую глубину (окунаться с головой), однако для полноценного ныряния они не подходят.
— 8. Наивысший уровень влагозащиты, фактически встречающийся в современных наушниках (хотя в теории есть и более высокий, 9 уровень). Допускает длительное (более 30 мин) погружение под воду на глубину 1 м и более и даже постоянную работу в подводном положении. И хотя последнее для наушников не особо актуально, однако подобная степень защиты дает возможность безопасно плавать и даже нырять. Однако стоит учитывать, что конкретные ограничения по применению в таких наушниках могут быть разными, их обязательно нужно уточнить по инструкции.
Что касается защиты от пыли (ее обозначает первая цифра в маркировке IP), то ее уровень в современных «ушах» указывается в основном в тех случаях, когда он соответствует уровню 4 (защита от предметов толщиной в 1 мм и более), 5 (допускается попадание некоторого количества пыли, не влияющего на работу устройства) или 6 (полная защита от пыли). Также отметим, что вместо этой цифры может стоять буква «Х» — например, IPX7; это означает, что официальная аттестация на пылестойкость для данной модели не проводилась. Однако эту стойкость во многих случаях можно оценить по степени защиты от влаги: так, устройства с влагостойкостью на уровне 7 или 8 по определению не пропускают воду — а значит, пыль им также не страшна.Вес
Общий вес наушников; для моделей true wireless (см. «Тип кабеля») указывается вес каждого отдельного наушника.
Данный параметр напрямую связан с конструкцией (см. выше) и некоторыми особенностями функционала. Так, упомянутые true wireless устройства получаются очень легкими, их вес
не превышает 25 г. Более традиционные внутриканальные наушники и вкладыши могут быть заметно тяжелее —
до 50 г для вкладышей и до
до 100 г для большинства внутриканальных. Накладные же модели в большинстве своем довольно массивны: среди них немало моделей весом в
200 – 250 г,
250 – 300 г и даже
более 300 г. Отметим, что значительный вес для накладных ушей нередко является не недостатком, а преимуществом: он позволяет им надежнее держаться на голове, создает впечатление солидности и надежности, при этом чаще всего не создает значительных неудобств.