Конструкция
В данном пункте уточняется прежде всего способ крепления на ушах; по этому параметру современные наушники делятся на накладные,
внутриканальные,
вкладыши,
открытые (open-ear),
очки и головные повязки. Для накладных моделей здесь также может уточняться акустическое оформление (закрытые, полуоткрытые, открытые), а также наличие таких особенностей, как
полноразмерная (over-ear) конструкция (при отсутствии этой особенности подобные наушники называют
«накладные (on-ear)», или просто «накладные»), поворотные чаши,
авторегулировка оголовья или даже популярный в средине 2021 года тренд — кошачьи ушки Cat Ear (
наушники с ушками). А такие детали, как
жесткая дужка,
заушное крепление,
крепление на шею и
возможность складывания, могут сочетаться почти с любым способом размещения на ушах (за отдельными исключениями — к примеру, накладные модели на шею не крепятся).
Вот более подробное описание разных вариантов размещения на ушах:
— Накладные. Накладными называют наушники, которые располагаются снаружи ушных раковин, закрывая ухо сбоку («обычные» накладные модели) либо
...полностью (полноразмерные Over-Ear — о них см. ниже). В любом случае такие модели имеют довольно крупный размер. Это, с одной стороны, упрощает создание наушников с продвинутыми звуковыми характеристиками, а также позволяет без особых трудностей применять некоторые специфические ухищрения — например, несколько излучателей или поддержку многоканального объемного звука. С другой стороны, габариты «ушей» усложняют транспортировку и применение на ходу. Кроме того, стоит учитывать, что большинство накладных моделей имеют оголовье, из-за чего они слабо совместимы со сложными прическами и некоторыми головными уборами. Этого недостатка лишены модели с жесткими дужками и заушными креплениями, однако они также имеют свою специфику (см. ниже).
Накладные наушники могут иметь разное акустическое оформление:
- Закрытые. Модели с высокой степенью звукоизоляции, максимально ограждающие пользователя от посторонних звуков. Такое оформление способствует насыщенному звуку (особенно в басовом диапазоне), а также дает очень мощный эффект погружения, благодаря чему оно хорошо подходит для домашнего применения (включая компьютерные игры) и для шумной обстановки. Но вот на улице применять подобные «уши» не рекомендуется: полная изоляция от окружающих звуков в таких условиях может быть небезопасной. Кроме того, считается, что полностью закрытое оформление несколько ухудшает достоверность звучания.
- Открытые. Наушники с минимальным уровнем звукоизоляции, пропускающие бОльшую часть внешних звуков. Уступают закрытым по мощности и насыщенности звука, а также эффективности в шумной обстановке; кроме того, звук из таких наушников неплохо слышен и окружающим. С другой стороны, открытые модели в целом обеспечивают более достоверное звучание и лучше подходят для ситуаций, когда нужно контролировать окружающую обстановку — например, для применения на улице.
- Полуоткрытые. Своеобразный компромисс между описанными выше вариантами: наушники с более качественной звукоизоляцией, чем в открытых моделях, однако все же не дотягивающие по этому показателю до закрытых «ушей».Для некоторых пользователей именно такой средний вариант может оказаться более комфортным. Кроме того, полуоткрытые наушники ценятся и в профессиональной работе со звуком: они сохраняют насыщенность басов и в то же время не создают искажений, характерных для полностью закрытого оформления.
- C жесткой дужкой. Жесткая дужка позволяет надежно фиксировать амбушюры на ушных раковинах. Близким аналогом жесткой дужки является оголовье полноразмерных наушников, но в отличие от него дужка носится на затылочной части головы, а не на макушке. По этой причине жесткие дужки изготавливаются в основном без мягкой подкладки, из голого пластика/металла. Наушники с жесткой дужкой чаще всего имеют спортивную направленность, ведь располагаясь на затылке наушники не будут ерзать по голове даже при интенсивном беге. Накладные наушники плотно прижимаются к ушным раковинам, но сами динамики при этом размещаются с внешней стороны слуховых каналов.
- Cat Ear («ушки»). Накладные наушники в интересном оформлении — с имитацией кошачьих ушей на оголовье. Такое дополнение не влияет на рабочие характеристики, однако «ушки» необычно смотрятся и могут стать отличным дополнением к яркому, оригинальному стилю владельца. Наушники Cat Ear особенно популярны среди подростков.
— Внутриканальные. Миниатюрные наушники, которые при использовании вставляются непосредственно в ушные каналы. Для удобства ношения предусматриваются резиновые или силиконовые накладки, нередко в комплект входит несколько таких накладок, для подстройки под конкретный размер уха. Подобная конструкция объединяет в себе компактность и продвинутые рабочие характеристики: по громкости звука и насыщенности басов внутриканальные «уши» нередко сравнимы с накладными, а степень звукоизоляции получается весьма высокой (многие модели можно даже применять в качестве импровизированных берушей). С другой стороны, полная изоляция от внешних звуков иногда может быть и недостатком — например, при езде на велосипеде или прогулке по улице с оживленным движением.
— Внутриканальные с жесткой дужкой. Внутриканальные наушники закладываются внутрь слуховых каналов, что позволяет им максимально надежно фиксироваться в ухе и не спадать. Наличие жесткой дужки еще больше повышает надежность фиксации наушников. Данная разновидность наушников хорошо подходит для спорта. Жесткая дужка и внутриканальная конструкция звуковых излучателей позволяет наушникам надежно сидеть на своем месте даже в процессе интенсивного бега.
— Вкладыши. Также известны в просторечии как «таблетки». Аналогично внутриканальным, такие наушники имеют небольшие размеры и размещаются в ушной раковине — однако не в глубине слухового канала, а в самом его начале, практически снаружи. Благодаря этому вкладыши несколько проще по конструкции и дешевле, однако в них сложнее добиться насыщенного звучания и продвинутых акустических характеристик. Подобные модели дают довольно невысокую звукоизоляцию, однако это может быть как недостатком, так и достоинством — в зависимости от обстановки. А некоторые наушники данного типа имеют вытянутую форму, благодаря которой они глубже сидят в ушах и по своим возможностям могут приближаться к внутриканальным моделям.
Отдельно стоит отметить, что внутриканальные модели и вкладыши не используют оголовья — наушники делаются либо полностью отдельными, либо соединяются приспособлением вроде жесткой дужки или крепления на шею. Так что такие наушники можно без проблем носить практически с любой прической или головным убором.
— Вкладыши с жесткой дужкой. Вкладыши просто вставляются в проход слухового канала, не проникая в него глубоко. Это не самый надежный способ фиксации наушников, но за счет наличия жесткой дужки вкладыши обретают крепкую посадку и надежную фиксацию. Сами наушники имеют открытую конструкцию звукового тракта, в связи с чем воспроизводят аудио с заметным искажением оригинального звукового сигнала. Но при этом открытая схема акустики позволяет четко слышать, что происходит в окружающем пространстве.
Что касается дополнительных особенностей конструкции, то они могут быть такими:
— Полноразмерные Over-Ear. Накладные наушники (см. выше) в которых каждая чашечка полностью закрывает ухо и плотно прилегает к голове. Сами чашечки в таких моделях делаются довольно крупными и оснащаются характерными мягкими «бордюрами» по периметру внутренней стороны — эти бордюры и прилегают к голове, так что ушная раковина фактически оказывается внутри чашечки. Основное преимущество подобной конструкции заключается в том, что наушники (при правильно подобранном размере) практически не касаются ушей пользователя и не давят на них — это особенно комфортно при длительном использовании. Кроме того, в моделях Over-Ear проще добиться качественной звукоизоляции (хотя среди них вполне можно встретить модели с полуоткрытым и даже полностью открытым акустическим оформлением). Главный недостаток подобных устройств — громоздкость и неудобство в транспортировке и применении «на ходу». Кроме того, при ношении очков чашечки Over-Ear обычно давят на дужки с боков — это может вызывать дискомфорт.
— Открытые (open-ear). Особая разновидность беспроводных наушников класса true wireless с открытой акустической конструкцией. В отличие от вкладышей и внутриканальных моделей, наушники open-ear не предполагают частичного или полного закрытия ушных раковин — тем самым обеспечивается лучшее восприятие окружающих звуков. Это придется кстати во время прогулок и пробежек на открытом воздухе. Чаще всего такие наушники имеют заушные крепления (см. ниже), драйверы в их конструкции направлены четко в слуховые проходы, но находятся извне. Пассивная шумоизоляция в наушниках open-ear фактически отсутствует, а играющую музыку и беседы по сопряженному телефону могут слышать окружающие — имейте это в виду.
— Авторегулировка оголовья. Оголовье, способное автоматически подстраиваться под размер головы пользователя. Такое оголовье обычно состоит из двух частей — жесткой, обычно металлической, основы, и мягкой внутренней части, которая прилегает непосредственно к голове. Именно внутренняя часть способна растягиваться, причем пользователю достаточно лишь разместить чашечки на ушах так, чтоб было удобно — а оголовье при этом само увеличится до нужного размера.
— Жесткая дужка. Дужка из жесткого материала, соединяющая оба наушника и при ношении располагаемая на затылке; в отдельных моделях может также выполнять роль крепления на шею (см. ниже). Преимуществом такого приспособления перед классическим оголовьем является то, что дужку можно применять практически с любыми прическами и головными уборами. С другой стороны, во внутриканальных моделях и вкладышах (см. выше) эта особенность делает наушники более громоздкими, а в накладных моделях ее имеет смысл применять только с обычными моделями, не относящимися к полноразмерным Over Ear. Поэтому, а также по ряду других причин, в наше время дужка особой популярностью не пользуется.
— Заушное крепление. Крепление, позволяющее зафиксировать каждый наушник прямо на ушной раковине; как правило, имеет вид характерной дужки. Эта особенность встречается во всех видах современных «ушей», кроме Over Ear (см. выше), а конкретный ее смысл зависит прежде всего от основного способа размещения наушника на ухе. Так, для внутриканальных моделей и вкладышей заушное крепление обеспечивает дополнительную надежность удержания: вероятность того, что наушник выпадет из уха, за счет такого фиксатора сводится практически к нулю. В накладных «ушах» данная особенность встречается заметно реже, а основная ее идея состоит в том, чтобы обойтись без оголовья или жесткой дужки — в некоторых случаях эти элементы конструкции бывают излишними.
— Крепление на шею. Особенность, встречающаяся исключительно в беспроводных и комбинированных моделях (см. «Тип подключения») — причем только внутриканальных и вкладышах (см. выше). Оба наушника в таких моделях соединяются между собой либо обычным проводом с утолщенной частью, либо особым обручем подковообразной формы (к каждому концу такого обруча при помощи провода подключено отдельное «ухо»). В любом случае при ношении такой провод или обруч располагается сзади на шее пользователя, что обеспечивает дополнительное удобство: извлеченные из ушей (или выпавшие) наушники не падают на землю, а остаются висеть на креплении. А в некоторых моделях предусматриваются еще и специальные магниты, с помощью которых можно «прилепить» друг к дружке вынутые из ушей наушники, превратив всю конструкцию в кольцо — это ещё больше снижает риск выронить устройство.
— Возможность складывания. Возможность компактно сложить наушники для хранения и транспортировки. Отметим, что данная особенность указывается только для накладных моделей (см. выше) — внутриканальные наушники и вкладыши сами по себе достаточно портативны, в них нет необходимости предусматривать специальную складную конструкцию.
— Поворотные чаши. Конструктивная особенность, встречающаяся в накладных наушниках (см. выше). Под поворотными в данном случае подразумеваются чаши, которые в рабочем положении могут поворачиваться на определенный угол вокруг вертикальной оси. Это позволяет наушникам дополнительно подстраиваться под размеры и форму головы пользователя — что, в свою очередь, повышает комфортность, особенно при длительном ношении. С другой стороны, поворотное крепление несколько усложняет конструкцию наушников, увеличивает ее стоимость и несколько снижает надежность.
— Очки. Наушники в форм-факторе очков. Звук такие модели передают либо встроенными в дужки динамиками направленного типа, либо же прямиком во внутреннее ухо посредством проводимости через кости черепа. Кроме музыки в наушниках-очках с костной проводимостью обеспечивается слышимость происходящего вокруг.
— Головная повязка. Повязки на голову со встроенными наушниками. В подобном формате выпускаются детские модели головных повязок с яркими принтами героев мультфильмов и сказочных персонажей, а также повязки на голову для поклонников спортивного образа жизни. Наушники в таких моделях обычно делаются извлекаемыми, что позволяет стирать головную повязку.Длина кабеля
Длина кабеля, которым укомплектованы наушники с соответствующей возможностью подключения.
Оптимальная длина кабеля зависит от планируемого формата применения «ушей». Так, для карманных гаджетов нередко хватает
1 метра и менее, для компьютера уже желательно иметь провод на
1 – 2 м, а лучше на
2 – 3 м. А модели и с большей длиной кабеля —
3 – 5 м и даже
более — предназначены в основном для специфических задач, таких как подключение к телевизору или использование в студиях звукозаписи.
Напомним, что в некоторых моделях кабель делается съемным (см. ниже) и может быть при необходимости заменен на более длинный или более короткий. Также отметим, что существуют удлинительные кабели, позволяющие нарастить длину основного провода; такой кабель может даже входить в комплект поставки, этот момент (и длина дополнительного кабеля) обычно уточняется в примечаниях.
Тип кабеля
Тип кабеля, предусмотренного в конструкции или комплекте поставки наушников. Отметим, что данный параметр бывает актуален как для проводных или комбинированных моделей (см. «Тип подключения»), так и для некоторых беспроводных моделей — в частности, вкладышей и внутриканальных наушников
без крепления, где провод соединяет один наушник с другим.
—
Круглый. Классический провод круглого сечения — прямой, без оплетки и других дополнительных приспособлений. Стоит недорого и в большинстве случаев вполне практичен, благодаря чему встречается в большинстве современных наушников. Недостатком является то, что при небольшой толщине круглый провод склонен спутываться; поэтому данный вариант считается не очень удобным для компактных наушников, вроде вкладышей или внутриканальных (см. «Конструкция»), которые часто приходится носить в кармане или сумке.
—
Плоский. Главным достоинством плоского кабеля является то, что он не так путается, как круглый, а в случае чего намного легче распутывается. Это особенно важно для вкладышей и внутриканальных наушников, которые часто сматывают для хранения или переноски. Впрочем, плоским проводом могут оснащаться и более крупные накладные модели.
— Круглый,
в оплетке. Провод круглого сечения, дополненный внешней оплеткой — обычно тканевой. Подробнее о круглом проводе см. выше. А наличие опле
...тки дает такому кабелю ряд преимуществ перед классическим, в «голой» изоляции. Так, провод получается более прочным, надежным и устойчивым к перегибам и нажимам, меньше путается, имеет солидный внешний вид, а в некоторых моделях оплетка обеспечивает еще и экранирование от внешних помех. Обратная сторона этих достоинств — увеличенная цена.
— Спиральный. Кабель круглого сечения, свернутый в виде пружины. Главные достоинства спирального провода — он практически не спутывается и может заметно растягиваться относительно первоначальной длины. Последнее очень удобно, если по ходу использования «ушей» приходиться менять расстояние до источника сигнала. Недостатки спирального кабеля — громоздкость и относительно высокая стоимость. Поэтому применяется он зачастую в наушниках среднего и топового уровней (включая профессиональные модели).
— Круглый, плетеный. Кабель в виде двух проводков, закрученных в спираль. Не стоит путать этот вариант со спиральным проводом — в данном случае речь не идет о пружине. Такой кабель примечателен в первую очередь необычным внешним видом; для большей оригинальности проводки могут делаться разноцветными. Также он несколько более устойчив к спутыванию, чем классический круглый, хотя здесь многое зависит от толщины. В то же время отдельные проводки могут быть заметно тоньше, чем цельный провод круглого сечения, что несколько снижает надежность.Импеданс
Импедансом называют номинальное сопротивление наушников переменному току — такому, как аудиосигнал.
При прочих равных более высокий импеданс снижает уровень искажений, однако требует более мощного усилителя — иначе наушники попросту не смогут выдать достаточную громкость. В свете этого выбор по сопротивлению зависит прежде всего от того, к какому источнику сигнала планируется подключать «уши». Так, для портативного гаджета (смартфона, карманного плеера) оптимальным считается показатель в
16 Ом и менее, неплохим —
17 – 32 Ом. Более высокие значения —
33 – 64 Ом и
65 – 96 Ом — потребуют уже достаточно мощных усилителей, вроде тех, что применяются в компьютерах и телевизорах. А модели с сопротивлением
96 – 250 Ом и
выше рассчитаны в основном на аудиотехнику Hi-End класса и профессиональное применение; для таких случаев подробные рекомендации по выбору можно найти в специальных источниках.
Чувствительность
Номинальная чувствительность наушников. Технически это громкость, на которой они звучат при подведении к ним определенного стандартного сигнала с усилителя. Таким образом, чувствительность является одним из параметров, определяющих общую громкость звучания наушников: чем она выше — тем громче будет и звук при том же уровне входящего сигнала и прочих равных. Впрочем, не нужно забывать что уровень громкости зависит также от сопротивления (импеданса, см. выше); мало того, подбирать «уши» под конкретное устройство стоит сперва по импедансу, а уже потом — по чувствительности. При этом один параметр можно компенсировать другим: например, модель с высоким сопротивлением и высокой чувствительностью сможет работать даже на сравнительно слабом усилителе.
Что касается конкретных цифр, то наушники с показателями в 100 дБ и менее рассчитаны в основном для использования в тихой обстановке (в некоторых подобных моделях чувствительность
не превышает и 90 дБ). Для применения на улице, в транспорте и других аналогичных условиях желательно иметь наушники почувствительнее — порядка
101 – 105 дБ, а то и
110 дБ. А в некоторых моделях этот показатель может достигать
116 – 120 дБ. и даже
более.
Также стоит отметим, что данный параметр актуален исключительно при проводном подключении по аналоговому стан
...дарту — например, через mini-jack 3.5 mm. При использовании цифровых интерфейсов вроде USB и беспроводных каналов вроде Bluetooth звук проходит обработку во встроенном преобразователе наушников, и если планируется в основном подобное применение — на чувствительность можно не обращать особого внимания.Диаметр динамика
Диаметр динамика, установленного в наушниках; в моделях с несколькими излучателями (см. «Кол-во излучателей»), как правило, учитывается размер наиболее крупного динамика, остальные размеры могут уточняться в примечаниях.
В целом данный параметр актуален в первую очередь для накладных наушников (см. «Конструкция»).В них излучатели могут иметь разный размер; чем он больше — тем более насыщенным получается звук и тем лучше динамик воспроизводит басы, однако крупные излучатели соответствующим образом сказываются на габаритах, весе и цене наушников. А вот внутриканальные «уши» и вкладыши по определению имеют очень небольшие динамики, а насыщенный бас в них достигается за счет других конструктивных особенностей.
Частотный диапазон
Диапазон звуковых частот, которые может нормально «услышать» собственный микрофон наушников.
Теоретически чем шире этот диапазон — тем более продвинутым и качественным является микрофон, тем ближе звук, передаваемый им, к реальному. На практике же обширный охват по частотам требуется далеко не всегда. Так, рабочий диапазон человеческого уха составляет порядка 16 – 22 000 Гц, да и то верхнюю его часть слышат далеко не все. А человеческая речь обычно охватывает частоты от 500 Гц до 2 кГц, по крайней мере этого диапазона считается вполне достаточно для ее передачи. Так что если микрофон нужен вам для несложных задач вроде общения по голосовой связи в Интернете или игровом чате — на диапазон частот можно не обращать особого внимания: даже в самых скромных моделях он более чем достаточен для нормальной передачи речи.
Чувствительность
Чувствительность собственного микрофона наушников.
Чем чувствительнее микрофон — тем выше будет уровень сигнала с него, при той же громкости звука, и тем лучше данная модель подходит для того, чтобы улавливать тихие звуки. И наоборот, низкая чувствительность позволяет фильтровать фоновые шумы. В то же время отметим, что эти нюансы важны в основном при профессиональной работе со звуком. А для несложных задач вроде голосового общения по телефону или через Интернет чувствительность не имеет особого значения: в наушниках такой специализации она подбирается таким образом, чтобы гарантированно обеспечить работоспособность микрофона.
Шумоподавление микрофона
Наличие системы шумоподавления в собственном микрофоне наушников.
В соответствии с названием, такая система предназначена для устранения посторонних шумов — прежде всего во время разговоров. В её основе обычно лежит электронный фильтр, который пропускает звук человеческого голоса и отсекает фоновые звуки вроде городского шума, гула ветра в решётке микрофона и т. п. В итоге даже в шумной обстановке благодаря
шумоподавлению микрофона речь получается чёткой и разборчивой; правда, система неизбежно вносит искажения в итоговый звук, однако они в данном случае некритичны.
— ENC. Технология шумоподавления окружающей среды ENC (Environment Noise Cancellation) существенно снижает уровень окружающего шума с помощью направленных микрофонов. Применяется как в игровых девайсах, чтобы геймеры могли спокойно общаться в голосовом чате, так и в TWS-моделях наушников, дабы можно было комфортно говорить по телефону в шумной обстановке.
— cVc. Шумоподавление микрофона cVc (Clear Voice Capture) — продвинутая технология, которая встречается преимущественно в дорогих моделях наушников. Алгоритмы cVc эффективно подавляют эхо и шумы из окружающей среды. Обработка звука с применением этой технологии производится сразу на нескольких уровнях ― алгоритм определяет референсный уровень сигнал-шум, автоматически подстраивает речь под нужный уровень громкости, применяет адаптивные эквалайзеры для обработки всего голоса, а также специализирова
...нные фильтры для очистки от низкочастотного бубнежа, сибилянтов и шипящих.