Штекер
Конструкция штекера, предусмотренного в наушниках. Данный параметр актуален прежде всего для моделей с интерфейсом mini-Jack (см. «Подключение») — остальные штекеры в большинстве случаев делаются прямыми, исключения встречаются крайне редко.
—
Прямой. Традиционный, наиболее простой и незатейливый вариант — штекеры, не имеющие никаких изгибов. Как правило, без ограничений совместимы со стационарной аудиотехникой, ПК, ноутбуками и т. п. А вот для смартфонов и других портативных гаджетов данный вариант не всегда является оптимальным — все зависит от того, каким образом гаджет располагается в кармане или чехле. В некоторых случаях — например, при ношении смартфона в обычном кармане штанов — такой провод может сильно перегибаться в районе штекера, из-за чего быстро приходит в негодность; в таких случаях стоит обратить внимание на Г-образные или изогнутые штекеры (см. ниже).
—
Г-образный. Штекеры, загнутые под 90° в форме буквы Г. Рассчитаны в основном на применение со смартфонами и другими карманными устройствами: такие устройства при ношении могут располагаться таким образом, что загнутый штекер будет более удобен, нежели прямой. Впрочем, Г-образная конструкция может оказаться оптимальным выбором и для стационарной техники, где провод наушников подходит к разъему под прямым углом — например, такая ситуация нередко встречается в компьютерах и ноутбуках.
—
Под углом 45°. Разновидность описанного выше Г-образного штекера, загнутая не под прямым, а под меньшим углом (не обязательно ровно 45°). Также рассчитана преимущественно на карманную технику, причем при подобном применении такие штекеры считаются даже более удобными и надежными, чем традиционные Г-образные. А вот для стационарных устройств навряд ли имеет смысл специально искать модель с подобным разъемом (хотя технически вполне возможно и такое применение).
Длина кабеля
Длина кабеля, которым укомплектованы наушники с соответствующей возможностью подключения.
Оптимальная длина кабеля зависит от планируемого формата применения «ушей». Так, для карманных гаджетов нередко хватает
1 метра и менее, для компьютера уже желательно иметь провод на
1 – 2 м, а лучше на
2 – 3 м. А модели и с большей длиной кабеля —
3 – 5 м и даже
более — предназначены в основном для специфических задач, таких как подключение к телевизору или использование в студиях звукозаписи.
Напомним, что в некоторых моделях кабель делается съемным (см. ниже) и может быть при необходимости заменен на более длинный или более короткий. Также отметим, что существуют удлинительные кабели, позволяющие нарастить длину основного провода; такой кабель может даже входить в комплект поставки, этот момент (и длина дополнительного кабеля) обычно уточняется в примечаниях.
Тип кабеля
Тип кабеля, предусмотренного в конструкции или комплекте поставки наушников. Отметим, что данный параметр бывает актуален как для проводных или комбинированных моделей (см. «Тип подключения»), так и для некоторых беспроводных моделей — в частности, вкладышей и внутриканальных наушников
без крепления, где провод соединяет один наушник с другим.
—
Круглый. Классический провод круглого сечения — прямой, без оплетки и других дополнительных приспособлений. Стоит недорого и в большинстве случаев вполне практичен, благодаря чему встречается в большинстве современных наушников. Недостатком является то, что при небольшой толщине круглый провод склонен спутываться; поэтому данный вариант считается не очень удобным для компактных наушников, вроде вкладышей или внутриканальных (см. «Конструкция»), которые часто приходится носить в кармане или сумке.
—
Плоский. Главным достоинством плоского кабеля является то, что он не так путается, как круглый, а в случае чего намного легче распутывается. Это особенно важно для вкладышей и внутриканальных наушников, которые часто сматывают для хранения или переноски. Впрочем, плоским проводом могут оснащаться и более крупные накладные модели.
— Круглый,
в оплетке. Провод круглого сечения, дополненный внешней оплеткой — обычно тканевой. Подробнее о круглом проводе см. выше. А наличие опле
...тки дает такому кабелю ряд преимуществ перед классическим, в «голой» изоляции. Так, провод получается более прочным, надежным и устойчивым к перегибам и нажимам, меньше путается, имеет солидный внешний вид, а в некоторых моделях оплетка обеспечивает еще и экранирование от внешних помех. Обратная сторона этих достоинств — увеличенная цена.
— Спиральный. Кабель круглого сечения, свернутый в виде пружины. Главные достоинства спирального провода — он практически не спутывается и может заметно растягиваться относительно первоначальной длины. Последнее очень удобно, если по ходу использования «ушей» приходиться менять расстояние до источника сигнала. Недостатки спирального кабеля — громоздкость и относительно высокая стоимость. Поэтому применяется он зачастую в наушниках среднего и топового уровней (включая профессиональные модели).
— Круглый, плетеный. Кабель в виде двух проводков, закрученных в спираль. Не стоит путать этот вариант со спиральным проводом — в данном случае речь не идет о пружине. Такой кабель примечателен в первую очередь необычным внешним видом; для большей оригинальности проводки могут делаться разноцветными. Также он несколько более устойчив к спутыванию, чем классический круглый, хотя здесь многое зависит от толщины. В то же время отдельные проводки могут быть заметно тоньше, чем цельный провод круглого сечения, что несколько снижает надежность.Импеданс
Импедансом называют номинальное сопротивление наушников переменному току — такому, как аудиосигнал.
При прочих равных более высокий импеданс снижает уровень искажений, однако требует более мощного усилителя — иначе наушники попросту не смогут выдать достаточную громкость. В свете этого выбор по сопротивлению зависит прежде всего от того, к какому источнику сигнала планируется подключать «уши». Так, для портативного гаджета (смартфона, карманного плеера) оптимальным считается показатель в
16 Ом и менее, неплохим —
17 – 32 Ом. Более высокие значения —
33 – 64 Ом и
65 – 96 Ом — потребуют уже достаточно мощных усилителей, вроде тех, что применяются в компьютерах и телевизорах. А модели с сопротивлением
96 – 250 Ом и
выше рассчитаны в основном на аудиотехнику Hi-End класса и профессиональное применение; для таких случаев подробные рекомендации по выбору можно найти в специальных источниках.
Частотный диапазон
Диапазон звуковых частот, который способны воспроизвести наушники.
Чем
шире этот диапазон — тем полнее наушники воспроизводят спектр звуковых частот, тем ниже вероятность, что слишком низкие или слишком высокие частоты окажутся недоступными. Однако здесь стоит учитывать некоторые нюансы. Прежде всего напомним, что диапазон восприятия человеческого уха составляет в среднем от 16 Гц до 22 кГц, и для полной картины достаточно, чтобы наушники перекрывали этот диапазон. Однако современные модели могут заметно выходить за эти границы: во многих устройствах нижний порог
не превышает 15 Гц, а то и
10 Гц, а верхняя граница может достигать
25 кГц,
30 кГц и даже
более. Такие обширные диапазоны сам по себе не дают практических преимуществ, однако они обычно свидетельствуют о высоком классе наушников, а иногда приводятся лишь в рекламных целях.
Второй важный момент заключается в том, что обширный частотный диапазон сам по себе не является гарантией хорошего звучания: качество звука зависит еще от целого ряда параметров, прежде всего амплитудно-частотной характеристики наушников.
Чувствительность
Номинальная чувствительность наушников. Технически это громкость, на которой они звучат при подведении к ним определенного стандартного сигнала с усилителя. Таким образом, чувствительность является одним из параметров, определяющих общую громкость звучания наушников: чем она выше — тем громче будет и звук при том же уровне входящего сигнала и прочих равных. Впрочем, не нужно забывать что уровень громкости зависит также от сопротивления (импеданса, см. выше); мало того, подбирать «уши» под конкретное устройство стоит сперва по импедансу, а уже потом — по чувствительности. При этом один параметр можно компенсировать другим: например, модель с высоким сопротивлением и высокой чувствительностью сможет работать даже на сравнительно слабом усилителе.
Что касается конкретных цифр, то наушники с показателями в 100 дБ и менее рассчитаны в основном для использования в тихой обстановке (в некоторых подобных моделях чувствительность
не превышает и 90 дБ). Для применения на улице, в транспорте и других аналогичных условиях желательно иметь наушники почувствительнее — порядка
101 – 105 дБ, а то и
110 дБ. А в некоторых моделях этот показатель может достигать
116 – 120 дБ. и даже
более.
Также стоит отметим, что данный параметр актуален исключительно при проводном подключении по аналоговому стан
...дарту — например, через mini-jack 3.5 mm. При использовании цифровых интерфейсов вроде USB и беспроводных каналов вроде Bluetooth звук проходит обработку во встроенном преобразователе наушников, и если планируется в основном подобное применение — на чувствительность можно не обращать особого внимания.Диаметр динамика
Диаметр динамика, установленного в наушниках; в моделях с несколькими излучателями (см. «Кол-во излучателей»), как правило, учитывается размер наиболее крупного динамика, остальные размеры могут уточняться в примечаниях.
В целом данный параметр актуален в первую очередь для накладных наушников (см. «Конструкция»).В них излучатели могут иметь разный размер; чем он больше — тем более насыщенным получается звук и тем лучше динамик воспроизводит басы, однако крупные излучатели соответствующим образом сказываются на габаритах, весе и цене наушников. А вот внутриканальные «уши» и вкладыши по определению имеют очень небольшие динамики, а насыщенный бас в них достигается за счет других конструктивных особенностей.
Микрофон
Расположение
микрофона, которым оснащены наушники (при его наличии, разумеется).
— На кабеле. Микрофон, установленный на проводе подключения наушников (или на связующем кабеле в беспроводных не TWS наушниках). Может совмещаться с
регулятором громкости. Этот вариант позволяет разделить микрофон и наушники, уменьшив вес и габариты самих «ушей»; с другой стороны, микрофон при ношении нередко находится довольно далеко от лица, что может создавать неудобства. Поэтому такая конструкция применяется в основном среди вкладышей и
внутриканальных наушников, где размер «ушей» имеет решающее значение.
— Встроенный в корпус. Микрофон, расположенный в корпусе одного из наушников. Такое расположение удобно тем, что снаружи не находится никаких лишних выступающих частей (как в
наушниках без микрофона), при этом микрофон находится недалеко от лица, а в некоторых моделях еще и способен воспринимать звук по принципу костной проводимости. Правда, установка в непосредственной близости к динамику дает дополнительные помехи и может ухудшить качество передачи речи. Впрочем, эти недостатки не являются критичными: помехи можно компенсировать, а идеальная точность передачи звука встроенным микрофонам наушников, по сути, не нужна. Поэтому данный вариант в наше время довольно популярен, причем он встречается не только в миниатюрных моделях, для которых в
...ажно отсутствие лишних деталей снаружи, но и в довольно крупных накладных «ушах».
— На дужке. Микрофон, установленный на небольшой выносной штанге, которая прикреплена к одному из наушников. Микрофон на дужке наиболее популярен среди накладных наушников: крупную чашечку можно дополнить штангой без ущерба для удобства, а сам микрофон при этом располагается далеко от наушников, что положительно сказывается на чистоте звука. Штанга нередко имеет поворотное или съемное крепление, что позволяет убирать микрофон от лица, пока он не нужен (подняв штангу вертикально, вдоль оголовья).
— Выдвижной на дужке. Микрофон на дужке (см. выше), имеющий выдвижную конструкцию: при необходимости дужка вытягивается из чашечки, а в нерабочее время ее можно спрятать обратно внутрь. Такие наушники более компактны и имеют более аккуратный внешний вид, чем модели с дужкой на поворотном креплении: в спрятанном положении микрофон почти не занимает места снаружи. Выдвижная конструкция микрофона особенно популярна в игровых моделях (см. «Назначение»): в однопользовательских играх, где не нужно общаться с товарищами, микрофон можно компактно сложить.
— Cъемный на дужке. Микрофон на дужке (см. выше), который при желании можно целиком отсоединить от наушников. Такая конструкция может пригодиться, к примеру, если «уши» используются и как игровые, и как «походно-музыкальные»: в многопользовательской игре микрофон незаменим, а для прослушивания музыки вне дома его можно снять, дабы не носить с собой лишнее оснащение (которое к тому же можно потерять).
— В приемнике. Вариант, применяемый в беспроводных наушниках с отдельным приемником. По особенностям конструкции и применения схож с описанным выше микрофоном на кабеле: с одной стороны, сами наушники могут быть очень легкими и миниатюрными, с другой — микрофон может располагаться недостаточно близко к лицу, и при разговоре его придется подносить ближе.
— В креплении. В данном случае чаше всего подразумевается микрофон, установленный в креплении на шею (см. ниже). Этот вариант встречается преимущественно среди беспроводных наушников, у которых в том же креплении размещается и приемник сигнала. Такой микрофон располагается вплотную к шее, что позволяет добиться хорошей разборчивости речь и в то же время отсечь посторонние звуки даже без особых дополнительных ухищрений.
— На кабеле и в корпусе. Наушники, оснащенные двумя микрофонами — один в корпусе, другой на кабеле. Особенности тих вариантов подробно описаны выше. Здесь же отметим, что их сочетание встречается крайне редко, в основном среди высококачественных «ушей» с комбинированным подключением (см. «Тип подключение»). В таких моделях при работе по беспроводному каналу используется микрофон в корпусе, а при подключении провода — микрофон на кабеле, менее подверженный помехам.
— На кабеле и съемный. Еще одна разновидность наушников с двумя микрофонами, тоже довольно редкая. Один микрофон в таких моделях устанавливается на кабеле, второй — на съемной дужке. Подробнее о каждом из этих вариантов см. выше, а их объединение позволяет подстраивать наушники под особенности ситуации. К примеру, дужка очень удобна для голосовой связи за домашним или офисным компьютером, но вот на улице и в транспорте лучше ее снять и пользоваться микрофоном на кабеле.
— В корпусе и съемный. Довольно редкий и нестандартный вариант — объединение микрофона в корпусе и микрофона на съемной дужке. Подробнее о каждой из этих разновидностей см. выше, а их сочетание используется довольно редко — в отдельных геймерских моделях премиум-класса с комбинированным подключением. Основной смысл при этом заключается в том, что съемный микрофон удобнее использовать на одном месте, при проводном подключении, а в «мобильном» беспроводном режиме его лучше снять и обходиться встроенным микрофоном. Впрочем, подобные возможности принципиальны в основном для самых требовательных пользователей, поэтому данный вариант и не получил распространения.Материал корпуса
Основной материал, используемый для корпуса наушников.
Большинство современных наушников выполняется из пластика: он недорог и в то же время практичен, легок в обработке и хорошо подходит даже для деталей сложной формы. Для таких моделей материал корпуса вообще не указывается. Однако встречаются и более специфические варианты, они могут быть такими:
— Металл. Основными преимуществами
металлических корпусов являются высокая надежность и солидный внешний вид — который к тому же сохраняется довольно долго благодаря стойкости данного материала к царапинам. Кроме того, металл может оказаться оптимальным вариантом еще и с точки зрения акустики. В то же время стоит он заметно дороже пластика, а потому и встречается в основном среди довольно продвинутых моделей, в т.ч. Hi-Fi класса.
—
Дерево. За счет характерного цвета и текстуры дерево придает наушникам приятный и стильный внешний вид. Кроме того, оно приятно еще и на ощупь, а у многих пользователей деревянная поверхность ассоциируется с «теплым» и «мягким» звуком, что может заметно повлиять на субъективное восприятие звучания наушников. В то же время в реальности такой корпус слабо влияет на качество звучания, и реальные акустические характеристики подобных моделей могут быть разными. Тем более что дерево редко используется в чистом виде, оно обычно сочетается с другими материалами — в данном случае речь идет
...о пластике, сочетание дерева и металла вынесено в отдельный пункт (см. ниже).
— Дерево / металл. Обычно в данном случае подразумеваются металлические корпуса с деревянными вставками. Об особенностях этих материалов подробнее см. выше. Здесь же отметим, что данный вариант считается более продвинутым, чем «обычное» дерево (дерево с пластиком), однако и стоит соответственно.
— Керамика. В наушниках, как правило, применяются высококачественные разновидности керамики — прочные, надежные и с продвинутыми акустическими характеристиками. В то же время и стоит данный материал весьма недешево. Поэтому встречается он в единичных моделях, преимущественно внутриканальных «ушах» топового класса — для крупных корпусов керамика подходит плохо, т. к. такие устройства были бы излишне хрупкими.