Модель
Модель звукоснимателя (картриджа), поставляемого в комплекте с проигрывателем. Звукосниматель является одной из самых важных деталей любого винилового проигрывателя, именно от его качества во многом зависит качество получаемого звука. Зная название модели, можно найти подробные данные по ней и определить, насколько Вас устраивает конкретно этот картридж.
Уровень выходного сигнала
Уровень сигнала на выходе звукоснимателя, поставляемого в комплекте с проигрывателем, по сути — мощность сигнала, поступающего со звукоснимателя на фонокорректор. Данный параметр необходим прежде всего в тех случаях, когда проигрыватель планируется подключать к внешнему фонокорректору: такое оборудование должно быть рассчитано на соответствующую мощность сигнала, поступающего со звукоснимателя.
Вес звукоснимателя
Вес звукоснимателя (картриджа), поставляемого в комплекте с проигрывателем.
Вес картриджа определяет особенности балансировки тонарма для выставления оптимальной прижимной силы. Впрочем, комплектные звукосниматели обычно оптимально совместимы с соответствующими тонармами, так что с юстировкой проигрывателя проблем не возникает. А вот при покупке сменного картриджа на данный параметр стоит обратить внимание: желательно, чтобы новый звукосниматель не слишком отличался по весу от комплектного, иначе диапазона регулировки тонарма может не хватить для правильного баланса.
Модель
Модель тонарма — подвижного рычага, на котором крепится звукосниматель — поставляемого в комплекте с проигрывателем. Тонарм отвечает за правильное положение иглы и точность её движения по канавкам, что является критичным для качества звука. Поэтому многие меломаны стараются уточнять не только общие данные по тонарму, но и его специфические особенности в каждой конкретной «вертушке»; для того, чтобы можно было найти эту информацию, в характеристиках и приводится название тонарма.
Материал
Основной материал, используемый в конструкции комплектного тонарма.
—
Алюминий. Это довольно лёгкий и прочный материал, обладающий средними характеристиками с точки зрения качества звука: он не так хорошо гасит посторонние вибрации, как карбон, однако для «вертушек» начального и среднего уровня этого вполне достаточно, в дорогих моделях можно использовать другие способы устранения помех, а стоит алюминий заметно дешевле.
—
Карбон. Высококлассный материал, отличающийся меньшим весом и более продвинутыми антирезонансными свойствами, чем описанный выше металл. Главный недостаток карбона — довольно высокая стоимость.
— Пластик. Пластик отличается невысокой стоимостью, однако это, пожалуй, единственное его ключевое преимущество: рабочие характеристики данного материала получаются довольно скромными. А потому и применяется он крайне редко — в основном в проигрывателях стиля «ретро», где пластиковый тонарм является необходимой деталью с точки зрения дизайна.
Вес тонарма
Рабочий вес комплектного тонарма. Считается, что этот показатель должен быть как можно ниже — дабы не создавать излишнее давление и свести износ иглы и пластинок к минимуму. С другой стороны, жёсткий звукосниматель на лёгком тонарме может подскакивать на неровностях пластинки, да и в целом такое несоответствие не улучшает качество звука. Впрочем, комплектные тонармы обычно оптимально совместимы с комплектными же звукоснимателями; поэтому интересоваться совместимостью стоит лишь при покупке картриджа другой модели.
Диапазон частот
Диапазон частот, которые проигрыватель способен выдавать на выход при использовании штатного звукоснимателя.
Чем обширнее частотный диапазон — тем полнее будет картина звука, тем меньше низких и/или высоких частот останется за кадром. Однако с практической точки зрения расширять диапазон за пределы значений 16 – 22000 Гц, не имеет смысла — именно в этих пределах слышит звук человеческое ухо (да и то не всякое). В высококлассной аудиотехнике, включая проигрыватели, встречаются и более обширные диапазоны; однако такие характеристики являются своего рода «побочным эффектом» высококлассной техники, который производители используют в рекламных целях.
Кроме того, отметим, что обширный диапазон частот ещё не является гарантией высококачественного звучания: звуковая картина зависит от множества других параметров, начиная от амплитудно-частотной характеристики и заканчивая посторонними наводками.
Отношение сигнал/шум
Соотношение между полезным сигналом и посторонними шумами на выходе проигрывателя. В просторечии называется также «электрический шум» (хотя это не совсем верно).
Чем выше этот показатель — тем тише шумы (полностью устранить их невозможно), тем более чистым будет сигнал. В случае виниловых проигрывателей считается, что отношение сигнал/шум должно составлять не менее 50 дБ; а в наиболее высококачественных устройствах оно может превышать 90 дБ.
Отметим, что в данном пункте дополнительно может указываться значение механического шума. Несмотря на схожесть в названии, это совсем другой показатель — он описывает громкость посторонних звуков, выдаваемых мотором, приводом и другими движущимися частями «вертушки». Соответственно, для механического шума чем меньше децибел — тем лучше. Оценить его приблизительный уровень можно по специальным сравнительным таблицам.
Коэффициент детонации
Максимальный коэффициент детонации, которому подвержен проигрыватель в нормальных условиях.
Детонацией в данном случае называют искажения звучания, связанные с кратковременными периодическими неравномерностями вращения диска. Чем ниже коэффициент детонации — тем ниже уровень подобных искажений; считается, что для техники аудиофильского класса он не должен превышать 0,2%, хотя в более скромных моделях может быть и выше.
Отметим, что для разных скоростей воспроизведения коэффициенты детонации также могут быть разными. Производители в таких случаях могут указывать минимальное значение, притом что оно может достигаться не на привычных 33 об/мин, а на 45 или даже 78 об/мин. Поэтому при выборе высококлассной «вертушки» не помешает уточнить этот момент.