Модель
Модель звукоснимателя (картриджа), поставляемого в комплекте с проигрывателем. Звукосниматель является одной из самых важных деталей любого винилового проигрывателя, именно от его качества во многом зависит качество получаемого звука. Зная название модели, можно найти подробные данные по ней и определить, насколько Вас устраивает конкретно этот картридж.
Форма иглы
Форма иглы в звукоснимателе (картридже), которым укомплектован проигрыватель.
—
Коническая. Еще может иметь назвать сферическая. Наиболее простая разновидность игл для виниловых проигрывателей. Такие иглы стоят недорого, однако и качество звука при их использовании относительно невысокое — за счёт того, что форма иглы довольно слабо совпадает с формой канавки на пластинке.
—
Эллиптическая. Эллиптические иглы имеют более узкую форму по сравнению с коническими (сферическими), что улучшает контакт и позволяет, в частности, точнее воспроизводить высокие частоты, а также снижает износ пластинки. Благодаря неплохому соотношению стоимости и качества данный вариант весьма популярен.
—
Линейная. Наиболее продвинутая разновидность: остро заточенные иглы сложной формы, максимально точно повторяющие контуры бороздок на пластинке и имеющие наибольшую среди всех типов площадь контакта. Обратной стороной этого является сложность в производстве и, соответственно, высокая стоимость.
Уровень выходного сигнала
Уровень сигнала на выходе звукоснимателя, поставляемого в комплекте с проигрывателем, по сути — мощность сигнала, поступающего со звукоснимателя на фонокорректор. Данный параметр необходим прежде всего в тех случаях, когда проигрыватель планируется подключать к внешнему фонокорректору: такое оборудование должно быть рассчитано на соответствующую мощность сигнала, поступающего со звукоснимателя.
Вес звукоснимателя
Вес звукоснимателя (картриджа), поставляемого в комплекте с проигрывателем.
Вес картриджа определяет особенности балансировки тонарма для выставления оптимальной прижимной силы. Впрочем, комплектные звукосниматели обычно оптимально совместимы с соответствующими тонармами, так что с юстировкой проигрывателя проблем не возникает. А вот при покупке сменного картриджа на данный параметр стоит обратить внимание: желательно, чтобы новый звукосниматель не слишком отличался по весу от комплектного, иначе диапазона регулировки тонарма может не хватить для правильного баланса.
Модель
Модель тонарма — подвижного рычага, на котором крепится звукосниматель — поставляемого в комплекте с проигрывателем. Тонарм отвечает за правильное положение иглы и точность её движения по канавкам, что является критичным для качества звука. Поэтому многие меломаны стараются уточнять не только общие данные по тонарму, но и его специфические особенности в каждой конкретной «вертушке»; для того, чтобы можно было найти эту информацию, в характеристиках и приводится название тонарма.
Эффективная длина тонарма
Эффективная длина комплектного тонарма — расстояние от точки крепления (оси вращения) до иглы.
Данный показатель важен в первую очередь для поворотных тонармов: чем больше длина — тем ниже угловая погрешность, тем меньше несовпадение между направлением движения дорожки и продольной осью звукоснимателя (подробнее см. «Тип») и тем ниже уровень соответствующих искажений. Кроме того, большая длина снижает резонансную частоту и уменьшает вероятность появления искажений. С другой стороны, более длинный тонарм получается более тяжёлым, что требует определённых технических ухищрений и также может отрицательно повлиять на чистоту звука. Поэтому большая длина далеко не всегда является гарантией высокого качества — стоит обращать внимание ещё и на вес (см. ниже).
Вес тонарма
Рабочий вес комплектного тонарма. Считается, что этот показатель должен быть как можно ниже — дабы не создавать излишнее давление и свести износ иглы и пластинок к минимуму. С другой стороны, жёсткий звукосниматель на лёгком тонарме может подскакивать на неровностях пластинки, да и в целом такое несоответствие не улучшает качество звука. Впрочем, комплектные тонармы обычно оптимально совместимы с комплектными же звукоснимателями; поэтому интересоваться совместимостью стоит лишь при покупке картриджа другой модели.
Внешний блок питания
Внешним называют блок питания (БП), вынесенный за корпус проигрывателя; такой блок может соединяться с розеткой проводом или включаться прямо в неё при помощи собственного штепселя. Смысл подобной компоновки заключается в том, чтобы свести к минимуму возможные помехи от электроники БП, удалив её на максимальное расстояние от цепей, по которым проходит сигнал. Поэтому
внешний блок питания считается оптимальным вариантом для акустики аудиофильского класса.
Фонокорректор
Фонокорректором называют предусилитель особой конструкции, используемый при работе со звукоснимателями для виниловых пластинок. Изначально звук на таких пластинках записан с искажением амплитудно-частотной характеристики, а именно с нарастанием громкости от низких частот к высоким; это связано с техническими особенностями процесса записи. Соответственно, фонокорректор не только усиливает сигнал до уровня, достаточного для подачи на усилитель мощности, но также корректирует амплитудно-частотную характеристику, «вытягивая» басы и снижая громкость ВЧ. А
встроенный фонокорректор позволяет подключать проигрыватель к усилителю мощности напрямую, без использования промежуточного оборудования. Правда, по характеристикам встроенные предусилители-корректоры уступают внешним. Поэтому в некоторых моделях с данной функцией может предусматриваться
режим «байпас», позволяющий пускать сигнал в обход встроенного фонокорректора на внешний, более продвинутый. А также встречаются и вовсе
проигрыватели винила без фонокорректора.