Модель
Модель звукоснимателя (картриджа), поставляемого в комплекте с проигрывателем. Звукосниматель является одной из самых важных деталей любого винилового проигрывателя, именно от его качества во многом зависит качество получаемого звука. Зная название модели, можно найти подробные данные по ней и определить, насколько Вас устраивает конкретно этот картридж.
Прижимная сила
Сила нажима иглы на пластинку, на которую рассчитан комплектный звукосниматель (картридж).
Эта сила зависит от жёсткости (податливости) иглы: чем больше прижимная сила, тем, соответственно, жёстче картридж, тем менее он податлив. Также считается, что меньшая сила нажима меньше изнашивает запись, однако нельзя сказать, что «лёгкие» картриджи однозначно лучше — существует множество других нюансов. Так что на практике информация о силе нажима комплектного звукоснимателя необходима в основном на случай его замены. Как правило, в этих же пределах регулируется сила нажима, обеспечиваемая тонармом проигрывателя, так что новый картридж должен также быть рассчитан на те же значения прижимной силы — иначе есть вероятность, что проигрыватель не удастся правильно отъюстировать.
Вес звукоснимателя
Вес звукоснимателя (картриджа), поставляемого в комплекте с проигрывателем.
Вес картриджа определяет особенности балансировки тонарма для выставления оптимальной прижимной силы. Впрочем, комплектные звукосниматели обычно оптимально совместимы с соответствующими тонармами, так что с юстировкой проигрывателя проблем не возникает. А вот при покупке сменного картриджа на данный параметр стоит обратить внимание: желательно, чтобы новый звукосниматель не слишком отличался по весу от комплектного, иначе диапазона регулировки тонарма может не хватить для правильного баланса.
Форма
Форма комплектного тонарма (при виде сверху). В современных проигрывателях могут встречаться как
прямые, так и
S-образные или
J-образные тонармы. Нельзя однозначно сказать, какой из них лучше: достоинством первого варианта считается небольшой вес, второго и третьего — большая длина и низкая резонансная частота, снижающая вероятность возникновения помех. А потому на практике выбор зависит от конкретной ситуации и личных предпочтений.
Материал
Основной материал, используемый в конструкции комплектного тонарма.
—
Алюминий. Это довольно лёгкий и прочный материал, обладающий средними характеристиками с точки зрения качества звука: он не так хорошо гасит посторонние вибрации, как карбон, однако для «вертушек» начального и среднего уровня этого вполне достаточно, в дорогих моделях можно использовать другие способы устранения помех, а стоит алюминий заметно дешевле.
—
Карбон. Высококлассный материал, отличающийся меньшим весом и более продвинутыми антирезонансными свойствами, чем описанный выше металл. Главный недостаток карбона — довольно высокая стоимость.
— Пластик. Пластик отличается невысокой стоимостью, однако это, пожалуй, единственное его ключевое преимущество: рабочие характеристики данного материала получаются довольно скромными. А потому и применяется он крайне редко — в основном в проигрывателях стиля «ретро», где пластиковый тонарм является необходимой деталью с точки зрения дизайна.
Эффективная длина тонарма
Эффективная длина комплектного тонарма — расстояние от точки крепления (оси вращения) до иглы.
Данный показатель важен в первую очередь для поворотных тонармов: чем больше длина — тем ниже угловая погрешность, тем меньше несовпадение между направлением движения дорожки и продольной осью звукоснимателя (подробнее см. «Тип») и тем ниже уровень соответствующих искажений. Кроме того, большая длина снижает резонансную частоту и уменьшает вероятность появления искажений. С другой стороны, более длинный тонарм получается более тяжёлым, что требует определённых технических ухищрений и также может отрицательно повлиять на чистоту звука. Поэтому большая длина далеко не всегда является гарантией высокого качества — стоит обращать внимание ещё и на вес (см. ниже).
Привод
Способ передачи вращения от электродвигателя на диск проигрывателя.
—
Ременной. Также известен как «пассиковый». В соответствии с названием, такой привод использует ременную передачу. Его главными достоинствами являются равномерность вращения в сочетании с нетребовательностью к качеству электродвигателей, что позволяет добиваться неплохой чистоты звука даже с относительно простыми и недорогими моторами. Правда, пассиковые проигрыватели медленнее набирают скорость и непригодны для специальных приёмов вроде скретчинга; однако эти моменты критичны разве что для диджеев, а при обычном прослушивании музыки не имеют особого значения. А вот из однозначных недостатков можно отметить разве что необходимость периодической (обычно раз в несколько лет) замены пассика.
—
Прямой. В проигрывателях с данным типом привода диск устанавливается прямо на валу электродвигателя. Это позволяет очень быстро разгонять и тормозить его, а также использовать различные специальные приёмы, благодаря чему для диджейской «вертушки» прямой привод является практически обязательным. Однако подобная конструкция выдвигает особые требования к качеству электромоторов, т.к. любые неравномерности и вибрации заметно влияют на качество звука. Поэтому в «аудиофильских» моделях прямой привод используется редко — при отсутствии явных преимуществ перед ременной передачей конструкция получается заметно дороже.
Переключение скоростей
Способ переключения скорости вращения диска, предусмотренный в проигрывателе.
—
Ручное. Данный вариант встречается только в моделях с ременным приводом (см. выше). Он предусматривает перебрасывание пассика на другой шкив, за счёт чего меняется передаточное число и, соответственно, скорость вращения. Подобный способ не так быстр и удобен, как автоматика, однако позволяет обойтись без лишних электронных схем (подобную особенность ценят многие аудиофилы, т.к. дополнительная электроника может создавать помехи и ухудшать качество звучания).
—
Электронное. Переключение скоростей, осуществляемое за счёт изменения параметров работы электродвигателя — как правило, пользователю достаточно нажать на кнопку или передвинуть регулятор. Такой способ намного быстрее и удобнее механического, а для моделей с прямым приводом (см. выше) вообще является единственным возможным вариантом. Однако электроника, отвечающая за переключение скорости, сказывается на стоимости проигрывателя и может стать источником дополнительных помех; впрочем, последнее можно компенсировать установкой управляющих схем во внешнем блоке питания (см. ниже).
Крышка
Наличие в конструкции проигрывателя либо пылезащитной
крышки, либо приспособлений для её установки (сама крышка при этом не входит в комплект).
И виниловые пластинки, и оборудование для их проигрывания требует защиты от пыли: оседая на дорожках, пыль приводит к появлению посторонних шумов и повышенному износу пластинок и иглы. В свете этого для обычного прослушивания музыки крайне рекомендуется иметь проигрыватель с крышкой — иначе придётся регулярно устраивать уборку. А вот для диджейской «вертушки» крышка, наоборот, является излишеством.