Макс. световой поток
Максимальный световой поток, обеспечиваемый фонарем.
Световой поток (обозначается в люменах) можно описать как общее количество света, воспроизводимое светодиодом или другим источником освещения и распространяемое во всех направлениях, куда этот источник светит сам по себе (без линз, отражателей и т. п.). На практике это значит, что возможности фонаря зависят не только от светового потока, но и от угла освещения (см. «Угол свечения (засвета)»). К примеру, относительно слабый поток можно сконцентрировать в узкий луч, обеспечив хорошую дальность; а для эффективного охвата обширного пространства неизбежно понадобится
большое число люменов.
Отметим, что угол охвата уточняется в характеристиках далеко не всегда, и даже при наличии таких данных сложно бывает сходу оценить реальные возможности фонаря. Поэтому для такой оценки лучше всего пользоваться информацией о фактической дальности освещения (см. ниже), а также учитывать общий тип прибора (см. выше). Так, при том же числе люменов ручной фонарь с отражателем для формирования направленного луча будет давать заметно большую дальность, чем туристический светильник с охватом в 360°.
Также стоит иметь в виду, что
высокая яркость фонаря далеко не всегда оправдана, и подбирать по этому параметру стоит с учетом реальных условий применения. Так, при работе на небольших дальностях яркий свет может стать помехой: он утомляет глаза и может слепит
...ь окружающих. Кроме того, увеличение яркости обычно требует более мощных источников как света, так и питания, соответственно возрастают вес и габариты фонаря.Дальность освещения
Максимальная дальность, на которой фонарь обеспечивает сколь-либо эффективное освещение объектов. У разных производителей критерии этой эффективности при измерениях дальности могут различаться, а потому однозначно сравнивать между собой по дальности можно только модели одного производителя. В то же время этот параметр позволяет с некоторой долей достоверности сравнивать и модели разных производителей: так, фонари с дальностью освещения 15 м и 100 м явно будут относиться к разным классам дальности, вне зависимости от производителей.
Отметим, что дальность освещения зависит не только от максимального светового потока, обеспечиваемого фонарём (см. выше), но и от особенностей его конструкции: чем более узкий луч обеспечивается отражателем фонаря — тем больше будет дальность, и наоборот — рассеянный свет не распространяется далеко. Некоторые модели позволяют настроить ширину луча в зависимости от требований обстановки (подробнее см. «Регулировка фокуса»).
Также стоит иметь в виду, что модели с одинаковой заявленной дальностью освещения могут охватывать разное пространство. К примеру, ручной светильник (см. «Тип») с диаметром отражателя в 20 см сможет обеспечить более широкий луч, чем обычный ручной фонарь с 5-сантиметровым отражателем. И хотя в обоих случаях предметы, попавшие в световое пятно, будут освещены одинаково, однако в первом случае размер самого пятна будет крупнее, а фактическая эффективность фонаря — соответственно, выше (в свете того, что широк...им лучом проще «нащупать» отдельные объекты, особенно на значительном расстоянии).
Уровней яркости
Количество уровней яркости, предусмотренных в конструкции фонаря. Большинство современных моделей имеют один уровень яркости, однако встречаются модели с возможностью регулировки.
Несколько уровней яркости позволят Вам выбрать оптимальный вариант для того или иного случая: например, для осмотра небольшой комнаты можно снизить яркость и сэкономить заряд батареи, а в обширном складском помещении может понадобиться полная мощность фонаря. Соответственно, чем больше уровней яркости предусмотрено в конструкции фонаря — тем шире будут Ваши возможности по выбору оптимального варианта.
Отметим также, что помимо ступенчатой настройки яркости, с фиксированными уровнями, в современных фонарях может использоваться также плавная регулировка. Она подробно описана ниже; здесь же отметим, что ступенчатый формат технически проще, обходится дешевле, а потому и применяется значительно чаще. А в отдельных фонарях эти варианты сочетаются — для них в характеристиках указывается и количество отдельных уровней яркости, и наличие плавной регулировки. Конкретный способ реализации подобного сочетания может быть разным. К примеру, кольцо для управления яркостью может иметь и несколько фиксированных уровней с четкими значениями, и возможность выставить любое промежуточное положение между этими значениями; основной режим работы с плавной регулировкой может быть дополнен фиксированным уровнем сниженной или повышенной яркости; и т.п.
Источник питания
Тип элементов питания, применяемых в фонаре.
Наибольшей популярностью в наше время пользуются сменные элементы в типоразмерах АА, ААА,
C,
D и
CR123, сменные литий-ионные аккумуляторы формата
18650, а также
фирменные аккумуляторы. При этом некоторые модели из последней категории рассчитаны на стандартные батареи для электроинструмента и поставляются вообще без собственных источников питания; такие приборы принято относить к так называемым
строительным фонарям. А вот более детальное описание разных типов питания:
—
AA. Батарейки, известные в просторечии как «пальчиковые». Один из самых распространенных в наше время типоразмеров; такие элементы доступны как в виде одноразовых батареек, так и в виде перезаряжаемых аккумуляторов, а продаются они практически повсеместно. С другой стороны, в современных фонарях этот вариант встречается реже, чем более миниатюрные ААА — развитие и удешевление светодиодов позволило эффективно использовать более компактные источники питания.
Стоит иметь в виду, что «пальчиковые» батарейки могут заметно различаться по емкости; соответственно, и время автономной работы фонаря с таким питанием будет разным — в зависимости от марки используемых батареек (аккумуляторов). Также отметим, что применение таких эле
...ментов (как и большинства сменных батареек) неизбежно связано с дополнительными тратами: придется либо регулярно докупать свежие одноразовые элементы, либо потратиться на комплект аккумуляторов с зарядным устройством.
— AAA. Они же «мизинчиковые» батарейки — по аналогии с описанными выше «пальчиковыми». Также выпускаются в разных форматах — как батареек, так и аккумуляторов — и в разных вариантах емкости и цены. Имеют меньшие размеры, чем АА, из-за чего в целом уступают им по емкости. С другой стороны, современным светодиодам нередко вполне хватает и такого питания; а компактность нередко является более важным моментом, нежели высокая емкость. Поэтому элементы ААА в современных фонариках встречаются значительно чаще, чем АА.
— C. 1,5-вольтовые батарейки цилиндрической формы размерами 50х26,2 мм; по длине приблизительно равны АА, однако значительно толще, благодаря чему имеют намного большую емкость. Некоторое время назад были довольно популярны, однако сейчас используются крайне редко — преимущественно в устройствах, где габариты корпуса изначально допускают установку таких источников питания (характерный пример — фонари-дубинки, см. «Тип»).
— D. Батарейки цилиндрической формы, самые крупные (61,5х34,2 мм), емкие и мощные среди используемых на сегодняшний день 1,5-вольтовых источников питания. Аналогично описанным выше элементам типа C, применяются редко, в основном в фонарях, изначально предполагающих крупные размеры.
— CR123. Батарейки цилиндрической формы. Имеют длину 34,5 мм и диаметр 17 мм, благодаря чему напоминают уменьшенную вариацию типа C, однако отличаются рабочим напряжением — 3 В. В варианте аккумуляторов маркируются как CR123A. В целом встречаются довольно редко, в основном в ручных компактных моделях и брелках, а также подствольных фонарях для пистолетов (см. «Тип»); однако конкретно среди этих категорий подобные элементы питания достаточно популярны.
— 18650. Вообще в наше время выпускается целое семейство аккумуляторов, использующих маркировку из 5 цифр — например, 14500 и 17650. Все они выполнены по литий-ионной технологии, и имеют цилиндрическую форму и напряжение 3.7 В; маркировка же указывает на размеры таких элементов питания по диаметру и в длину (подробнее см. ниже). Конкретно же 18650 (диаметр 18 мм, длина 65 мм) является наиболее популярным типом подобных элементов — как в целом, так и конкретно среди фонариков. Это обусловлено прежде всего сочетанием компактных размеров и довольно солидных рабочих характеристик. При этом, благодаря удешевлению технологий, аккумуляторы 18650 в наше время могут использоваться даже в бюджетных моделях — в том числе изначально поставляясь в комплекте. Впрочем, комплектацию фонаря с таким питанием в любом случае не помешает уточнить отдельно — причем это касается как аккумулятора, так и доступных «из коробки» возможностей по его зарядке (подробнее см. «Комплектация»).
В целом же подобные элементы сочетают в себе преимущества сменных батареек и фирменных аккумуляторов. С одной стороны, источник питания является многоразовым, при исчерпании заряда не нужно всякий раз тратиться на свежие батарейки; с другой — при желании можно приобрести несколько аккумуляторов и быстро менять их по мере необходимости. А имея отдельное зарядное устройство, можно и вовсе свести перерывы в работе к нулю: пока один набор аккумуляторов используется, остальные могут заряжаться.
— Аккумулятор. Данный вариант означает, что фонарик использует фирменный аккумулятор, не относящийся к стандартным типоразмерам (а во многих моделях — еще и несъемный). Одним из достоинств такого питания является то, что пользователю не нужно тратить дополнительное время и деньги на покупку батареек: источник питания изначально поставляется в комплекте, а при исчерпании энергии достаточно зарядить его. При этом в комплект поставки может входить как адаптер для розетки, так и автомобильное ЗУ (подробнее см. «Комплектация»). Второе преимущество состоит в том, что фирменные аккумуляторы нередко оказываются более компактными и в то же время емкими, чем сменные батарейки; да и в целом такой элемент питания проще вписать в конструкцию фонарика (особенно нестандартную). Среди ключевых недостатков данного варианта можно отметить прежде всего невозможность быстрой замены — как правило, севший аккумулятор нужно заряжать, для чего требуется время и источник питания. Кроме того, наличие собственной батареи неизбежно влияет на стоимость; это особенно заметно при сравнении бюджетных моделей аккумуляторных фонарей с аналогами на батарейках. Впрочем, разница в цене может довольно быстро окупиться при интенсивном использовании.
Особый случай представляют собой так называемые «строительные» аккумуляторные фонари. Они выпускаются в основном крупными производителями электроинструмента (Bosch, DeWalt, Makita и т. п.) и в качестве источников питания используют сменные аккумуляторы к инструментам «родного» бренда. При этом подобный аккумулятор в комплекте, как правило, отсутствует — предполагается, что пользователю удобнее купить батарею самостоятельно, на свое усмотрение (либо же что в хозяйстве уже есть фирменный инструмент и, соответственно, источник питания).
Помимо этого, в фонариках могут встречаться более редкие и специфические варианты питания:
— АААА. Батарейки еще меньшего размера, чем «мизинчиковые» ААА — 43 мм в длину и 8,3 мм в диаметре. Применяются в некоторых тонких фонарях компактного формата, многие из таких моделей по форме и размерам напоминают авторучки.
— Сменные Li-Ion аккумуляторы с 5-значной цифровой маркировкой — наподобие описанных выше 18650, однако отличающиеся по размерам. Конкретно среди фонарей можно встретить такие форм-факторы подобных источников питания: 10180, 10440, 14430, 14500, 16340, 17650, 21700, 26650, 32650. Все они имеют стандартное напряжение 3,7 В, а размер элемента можно определить по маркировке: первые две цифры соответствуют его диаметру, вторые две — длине (и то, и то — в миллиметрах). Чем крупнее аккумулятор — тем в целом выше его емкость и, соответственно, мощность питания.
Отдельно стоит отметить, что элементы 14500 идентичны по размерам обычным пальчиковым батарейкам ААА, однако отличаются от них по рабочему напряжению. В некоторых фонарях эта разница учтена, и они могут использовать оба типа источников питания (с меньшей автономностью и/или яркостью при работе от батареек). Однако в целом возможность подобной замены нужно в каждом случае уточнить
— Серия CR****. Батарейки-«таблетки» характерной дискообразной формы на основе литиевой технологии (не путать с литий-ионными аккумуляторами — в данном случае речь идет об одноразовых источниках питания). Цифры в маркировке обозначают конкретный размер — к примеру, маркировка CR2032 соответствует 20 мм в диаметре и 3,2 мм в толщину. Собственно, CR2032 — это один из самых популярных типоразмеров подобных батареек; кроме него, в фонариках можно встретить CR1220, CR1616, CR2016 и CR2032. Все подобные источники питания применяются в основном в компактных маломощных фонарях, в частности, брелках (см. «Тип»).
— Серия AG**. Индекс «AG»с цифрой (одной или двумя) используется для обозначения миниатюрных одноразовых батареек марганцево-щелочного типа, выпускаемых компанией Seiko и некоторыми другими брендами. Чем больше число в обозначении — тем крупнее размер батарейки: наиболее миниатюрные из подобных элементов, AG0, имеют диаметр 5,8 мм и толщину чуть более 2 мм, а самые крупные (из применяемых в фонариках), AG13 — 11,6 мм в диаметре и 5,4 мм в толщину. Основная сфера применения таких элементов — фонарики миниатюрного размера, в т.ч. брелки.
— Серия LR**. Фактически — полный аналог описанной выше серии AG**; разница заключается лишь в том, что AG — это фирменная маркировка, а LR используется как общее международное обозначение. Кроме того, в этом стандарте нет четкой связи между числом в обозначении и фактическими размерами батарейки: к примеру, LR41 крупнее, чем LR58, а LR44 — крупнее их обоих. Собственно, в современных фонариках встречаются в основном как раз LR41 и LR44; они являются аналогами AG3 и AG13 соответственно и имеют размеры (длина/диаметр) 7,9х3,6 мм в первом случае и 11,6х5,4 мм во втором.
— 3R12. Батареи напряжением 4,5 В в корпусе характерной формы: почти квадратном и плоском (70х60х22 мм), с закругленными углами и двумя контактными пластинами в верхней части. Были изначально созданы как элементы питания для карманных фонарей, однако в наше время используются довольно редко вследствие крупных габаритов, особенностей формы и относительно небольшой емкости.
— PX28L. Компактные и в то же время довольно мощные элементы питания цилиндрической формы, с номинальным напряжением 6,2 В. Хорошо подходят для работы с мощной нагрузкой, включая яркие светодиоды, однако в целом особого распространения не получили, а потому и в фонарях используются редко.
— R20. Еще одно название для сменных элементов в типоразмере D — если точнее, для одноразовых солевых батареек, выпускаемых в этом типоразмере (для других разновидностей используются другие обозначения). Как правило, фонари под R20 совместимы с любыми элементами типа D, однако возможность работы именно с солевыми батарейками (имеющими меньшую емкость, чем щелочные аналоги и тем более аккумуляторы) говорит о хорошей энергоэффективности и экономичности фонаря.
— CR2. Сравнительно небольшие элементы питания (длина — 26,7 мм, диаметр — 15,1 мм), изначально созданные для компактных фотоаппаратов-«мыльниц» — в расчете на то, чтобы один такой элемент мог заменить 2 батарейки АА. Обозначение CR2 принято использовать для одноразовых батареек, аккумуляторы данного типоразмера обычно обозначают как 15270.
— От прикуривателя. Питание от автомобильной бортовой сети через прикуриватель (или авторозетку аналогичного формата) можно встретить в двух разновидностях фонарей. Первая — это ручные светильники и вспомогательное освещение (см. «Тип»), рассчитанные на использование с автомобилем или недалеко от него. Большинство таких устройств работает только при подключении к прикуривателю, а за само подключение отвечает достаточно длинный (несколько метров) провод с соответствующим штекером. Второй вариант — миниатюрные модели (ручного компактного типа и брелоки) «автомобильной» специализации. Такие устройства оснащены собственными аккумуляторами и способны работать автономно, а прикуриватель используется для зарядки батареи — причем роль штекера играет сам корпус фонарика (проще говоря, для зарядки достаточно вставить устройство в гнездо прикуривателя). Впрочем, и та, и другая разновидность в наше время встречается редко: в случае светильников провод заметно ограничивает подвижность, а в случае небольших карманных фонариков не так часто требуется зарядка от автомобильной сети. И даже в последнем случае более практичным, универсальным и удобным вариантом может оказаться традиционный аккумуляторный фонарик, дополненный автомобильным ЗУ (см. «Комплектация»).Ударостойкость
Дополнительная устойчивость фонаря к различного рода ударам и сотрясениям. Конкретная степень
ударозащиты у разных моделей различается, иногда весьма ощутимо; этот момент стоит уточнять по официальной документации. В то же время абсолютное большинство ударостойких моделей способны без последствий перенести как минимум падение из рук на твёрдую поверхность, да и в любом случае они более прочны, чем незащищённые фонари.
Специально подбирать ударостойкую модель рекомендуется прежде всего в том случае, если Ваша деятельность предусматривает соответствующий риск — например, экстремальный туризм, спелеология, военное дело, охранная деятельность.
Материал корпуса
— Пластик. Из достоинств
пластиковых фонариков можно отметить небольшой вес и хорошую пригодность для низких температур. В частности, этот материал не так «холодит» руку, как металл, и имеет меньшую теплопроводность (что снижает риск переохлаждения батареи). С другой стороны, пластиковые корпуса значительно менее прочны. Как следствие, применяются преимущественно в тех случаях, когда небольшой вес имеет решающее значение — в частности, в налобных и туристических фонарях (см. «Тип»).
— Металл. Главным достоинством
металлических фонариков является высокая прочность. Металл весит ощутимо больше пластика, однако в некоторых случаях это тоже может быть положительной чертой: «увесистые» устройства часто приятнее лежат в руке и воспринимаются как более солидные и надежные, чем
легкие фонарики. В то же время на ощупь такие корпуса холоднее пластиковых, что может создать некоторый дискомфорт при низких температурах; да и стоят они несколько дороже.
Отметим, что наиболее популярной разновидностью металла в фонариках является алюминиевый сплав — легкий и в то же время прочный, долговечный и стойкий к коррозии материал. Надежности этого сплава достаточно даже для полноценных фонарей-дубинок (см. ниже). Так что другие виды металла встречаются крайне редко. Отдельный случай представляют собой корпуса из титана — они вынесены в отдельную категорию, описанную ниже.
— Тит
...ан. Титановые сплавы отличаются легкостью, низкой теплопроводностью (не так сильно «холодят» руку, как другие металлы) и чрезвычайно высокой прочностью, однако и стоят весьма недешево. Корпус из титана, как правило, является признаком весьма продвинутого фонаря, именно поэтому данный вариант не включен в категорию «металл», а вынесен отдельно.
— Металл/пластик. Корпуса, сочетающие в себе металлические и пластиковые элементы — сравнительно редкий вариант, встречающийся преимущественно в фонарях с функцией налобников (см. «Тип»). В таких моделях из металла обычно изготовляется как минимум часть фонаря, включающая лампу и оптику, а нередко — и вся «голова»; остальные твердые детали (платформа для крепления к ремням, пряжки на ремнях и т. п.) делаются пластиковыми. Это позволяет обеспечить достаточно высокую надежность и в то же время снизить стоимость.
Заметно реже встречаются другие типы фонарей с такой конструкцией — ручные «компакты» и светильники, туристические модели и т. п. В них общая идея та же: наиболее ответственные части, требующие высокой прочности, делаются металлическими, а остальные — пластиковыми (для снижения веса и стоимости). В то же время по ряду причин модели в комбинированных корпусах, не относящиеся к «налобникам», распространения не получили.