Модель диода
Модель светодиода (светодиодов), используемого в фонарике. Зная точное название светодиода, можно найти его подробные характеристики и оценить возможности фонарика. Кроме того, эта информация может пригодиться при замене вышедшего из из строя диода.
Отметим, что модель светодиода указывается в основном в том случае, если это высококлассный LED с продвинутыми характеристиками. Такие источники света выпускаются разными производителями, однако наибольшей популярностью в современных фонариках пользуется продукция компании Cree со своими сериями
Cree XM,
Cree XP,
Cree XHP. Вот некоторые из самых распространенных светодиодов этого бренда:
Cree XP-L,
Cree XM-L2,
Cree XP-E,
Cree XP-G,
Cree XM-L T6,
Cree XM-L2 T6,
Cree XM-L U2,
Cree XM-L2 U2,
Cree XP-G R5,
Cree XP-G2 R5,
Cree XP-E Q5.
Диоды Cree серий XM-L и XM-L2 используются в мощных фонарях. XP-G и XP-G2 применяются в относительно небольших моделях. Они выдают луч света в форме круга с потемнением внутри при использовании отражателя для фокусировки. XP-E и
...XP-E2 — находка для мелких изделий с равномерно сфокусированным лучом и ровной засветкой по бокам. Цифра «2» в обозначении модели диодов гласит об увеличенной яркости свечения (в сравнении с базовой модификацией). Также популярность набирает серия XHP — светодиоды этой линейки обеспечивают увеличение потока света более чем в два раза. При этом они совместимы со стандартными печатными платами и оптикой. Числовая приставка 35/50/70 в наименовании диодов XHP указывает на размеры корпуса.
Наряду с решениями от Cree в фонарях нередко встречаются высококлассные светодиоды от американского производителя Luminus. В его ассортименте представлены как недорогие варианты диодов для фонариков бюджетного звена, так и продвинутые LED-источники света с высокими показателями яркости свечения и интенсивности светового потока для самых мощных фонарей.
Отдельный случай представляют собой пластины диодов, выполненные по технологии COB (chip-on-board, то есть «чип на плате») . Такие пластины представляют собой массивы из большого количества миниатюрных источников света, впаянных прямо в печатную плату на небольшом расстоянии друг от друга и залитых особым составом; этот состав выполняет сразу две функции. Прежде всего — он защищает светодиоды от контакта с воздухом, что увеличивает срок их службы; кроме того, покрытие эффективно рассеивает свет, создавая равномерный световой поток.
Отметим, что ранее для создания светодиодных массивов применялась в основном технология SMD, с припаиванием отдельных LED на поверхность печатной платы. Однако COB является более современным и более совершенным вариантом: эта технология позволяет размещать небольшие, но яркие источники света с очень высокой плотностью, добиваясь мощного светового потока даже при небольших размерах массива. Кроме того, платы SMD не предусматривали защитного покрытия.
В целом же обращать внимание на фонари с пластинами COB имеет смысл в том случае, если вам требуется качественный источник рассеянного света. Как следствие, подобные массивы диодов особенно популярны в туристических фонарях и вспомогательном освещении (см. «Тип»), однако могут использоваться и в других разновидностях — от ультракомпактных брелков до мощных ручных светильников.Кол-во диодов
Количество светодиодов (см. «Тип лампы»), предусмотренных в конструкции фонаря.
На первый взгляд, чем больше светодиодов — тем мощнее данная модель. Однако на практике все не столь однозначно. Во-первых, один высококлассный LED вполне может обеспечивать больший световой поток, чем несколько недорогих диодов. Во-вторых, в современных светильниках могут применяться как традиционные LED, так и массивы из большого количества миниатюрных диодов на общей основе. Такие массивы могут выполняться по технологии SMD или более продвинутой COB; подробнее различия между этими вариантами описаны в п. «Модель диода», здесь же отметим, что цельная SMD- или COB-пластина также считается за 1 светодиод — притом что по светимости она может превосходить обычные LED в разы, а то и на порядки.
В свете этого навряд ли стоит напрямую оценивать яркость и эффективность фонаря по данному параметру. А вот на что количество диодов нередко влияет напрямую — так это на надежность: большинство «многозарядных» светильников способны продолжать работу даже при выходе из строя части диодов. Кроме того, в некоторых видах фонарей — в частности, туристических моделях и ручных светильниках рассеянного света (см. «Тип») — каждый светодиод освещает свой сектор, а вместе они охватывают полные 360° по горизонтали.
Макс. световой поток
Максимальный световой поток, обеспечиваемый фонарем.
Световой поток (обозначается в люменах) можно описать как общее количество света, воспроизводимое светодиодом или другим источником освещения и распространяемое во всех направлениях, куда этот источник светит сам по себе (без линз, отражателей и т. п.). На практике это значит, что возможности фонаря зависят не только от светового потока, но и от угла освещения (см. «Угол свечения (засвета)»). К примеру, относительно слабый поток можно сконцентрировать в узкий луч, обеспечив хорошую дальность; а для эффективного охвата обширного пространства неизбежно понадобится
большое число люменов.
Отметим, что угол охвата уточняется в характеристиках далеко не всегда, и даже при наличии таких данных сложно бывает сходу оценить реальные возможности фонаря. Поэтому для такой оценки лучше всего пользоваться информацией о фактической дальности освещения (см. ниже), а также учитывать общий тип прибора (см. выше). Так, при том же числе люменов ручной фонарь с отражателем для формирования направленного луча будет давать заметно большую дальность, чем туристический светильник с охватом в 360°.
Также стоит иметь в виду, что
высокая яркость фонаря далеко не всегда оправдана, и подбирать по этому параметру стоит с учетом реальных условий применения. Так, при работе на небольших дальностях яркий свет может стать помехой: он утомляет глаза и может слепит
...ь окружающих. Кроме того, увеличение яркости обычно требует более мощных источников как света, так и питания, соответственно возрастают вес и габариты фонаря.Дальность освещения
Максимальная дальность, на которой фонарь обеспечивает сколь-либо эффективное освещение объектов. У разных производителей критерии этой эффективности при измерениях дальности могут различаться, а потому однозначно сравнивать между собой по дальности можно только модели одного производителя. В то же время этот параметр позволяет с некоторой долей достоверности сравнивать и модели разных производителей: так, фонари с дальностью освещения 15 м и 100 м явно будут относиться к разным классам дальности, вне зависимости от производителей.
Отметим, что дальность освещения зависит не только от максимального светового потока, обеспечиваемого фонарём (см. выше), но и от особенностей его конструкции: чем более узкий луч обеспечивается отражателем фонаря — тем больше будет дальность, и наоборот — рассеянный свет не распространяется далеко. Некоторые модели позволяют настроить ширину луча в зависимости от требований обстановки (подробнее см. «Регулировка фокуса»).
Также стоит иметь в виду, что модели с одинаковой заявленной дальностью освещения могут охватывать разное пространство. К примеру, ручной светильник (см. «Тип») с диаметром отражателя в 20 см сможет обеспечить более широкий луч, чем обычный ручной фонарь с 5-сантиметровым отражателем. И хотя в обоих случаях предметы, попавшие в световое пятно, будут освещены одинаково, однако в первом случае размер самого пятна будет крупнее, а фактическая эффективность фонаря — соответственно, выше (в свете того, что широк...им лучом проще «нащупать» отдельные объекты, особенно на значительном расстоянии).
Макс. время работы
Максимальное время работы фонаря без смены батареек или перезарядки аккумулятора.
Стоит учитывать, что в моделях с регулировкой яркости это время указывается для самого скромного и, соответственно, экономичного режима. К примеру, в фонарике с максимальным световым потоком в 1000 лм заявленное время работы в 20 ч может достигаться на яркости всего в 30 лм, а на максимуме автономность может не превышать получаса. Эти нюансы стоит уточнять по подробным характеристикам. Впрочем, отметим также, что дополнительные режимы работы (см. ниже) в данном случае во внимание не принимаются: так, если фонарь из нашего примера в режиме SOS может работать 30 ч, в характеристиках все равно будет заявлено 20 ч.
Также стоит иметь в виду, что для моделей со сменными батарейками фактическое время работы будет зависеть еще и от качества таких батареек. К примеру, для фонарей под элементы АА и ААА чаще всего приводится автономность при использовании высококлассных щелочных батареек; если вместо них использовать недорогие солевые, время работы может оказаться меньшим в несколько раз.
В целом же, подбирая фонарь по максимальному времени работы, далеко не всегда имеет смысл ориентироваться на «долгоиграющие» модели: они часто имеют либо небольшую мощность, либо внушительный вес/габариты, да и цена может ощутимо «кусаться». Фонари с большим сроком автономности пригодятся в первую очередь тем, кому приходится подолгу пребывать «в отрыве от цивилизации»: экстремальным турис...там, спасателям, военным и т.п. А для большинства повседневных задач в условиях современного города и даже для выездов на природу на несколько дней вполне достаточно времени работы до 10 ч.
Плавная регулировка яркости
Возможность
плавного изменения яркости фонаря.
В целом данная функция позволяет подстроить режим работы в зависимости от ситуации: например, для осмотра небольшой комнаты можно снизить яркость и сэкономить заряд батареи, а в обширном складском помещении может понадобиться полная мощность фонаря. При этом плавная регулировка дает возможность выбирать любой уровень яркости в пределах определенного диапазона и, таким образом, обеспечивает более точную и тонкую настройку, чем ступенчатая (см. «Уровень яркости»). С другой стороны, данный вариант обходится дороже, а потому и встречается значительно реже. А в отдельных моделях оба типа регулировки даже могут сочетаться. К примеру, кольцо для управления яркостью может иметь и несколько фиксированных уровней с четкими значениями, и возможность выставить любое промежуточное положение между этими значениями; основной режим работы с плавной регулировкой может быть дополнен фиксированным уровнем сниженной или повышенной яркости; и т.п.
Источник питания
Тип элементов питания, применяемых в фонаре.
Наибольшей популярностью в наше время пользуются сменные элементы в типоразмерах АА, ААА,
C,
D и
CR123, сменные литий-ионные аккумуляторы формата
18650, а также
фирменные аккумуляторы. При этом некоторые модели из последней категории рассчитаны на стандартные батареи для электроинструмента и поставляются вообще без собственных источников питания; такие приборы принято относить к так называемым
строительным фонарям. А вот более детальное описание разных типов питания:
—
AA. Батарейки, известные в просторечии как «пальчиковые». Один из самых распространенных в наше время типоразмеров; такие элементы доступны как в виде одноразовых батареек, так и в виде перезаряжаемых аккумуляторов, а продаются они практически повсеместно. С другой стороны, в современных фонарях этот вариант встречается реже, чем более миниатюрные ААА — развитие и удешевление светодиодов позволило эффективно использовать более компактные источники питания.
Стоит иметь в виду, что «пальчиковые» батарейки могут заметно различаться по емкости; соответственно, и время автономной работы фонаря с таким питанием будет разным — в зависимости от марки используемых батареек (аккумуляторов). Также отметим, что применение таких эле
...ментов (как и большинства сменных батареек) неизбежно связано с дополнительными тратами: придется либо регулярно докупать свежие одноразовые элементы, либо потратиться на комплект аккумуляторов с зарядным устройством.
— AAA. Они же «мизинчиковые» батарейки — по аналогии с описанными выше «пальчиковыми». Также выпускаются в разных форматах — как батареек, так и аккумуляторов — и в разных вариантах емкости и цены. Имеют меньшие размеры, чем АА, из-за чего в целом уступают им по емкости. С другой стороны, современным светодиодам нередко вполне хватает и такого питания; а компактность нередко является более важным моментом, нежели высокая емкость. Поэтому элементы ААА в современных фонариках встречаются значительно чаще, чем АА.
— C. 1,5-вольтовые батарейки цилиндрической формы размерами 50х26,2 мм; по длине приблизительно равны АА, однако значительно толще, благодаря чему имеют намного большую емкость. Некоторое время назад были довольно популярны, однако сейчас используются крайне редко — преимущественно в устройствах, где габариты корпуса изначально допускают установку таких источников питания (характерный пример — фонари-дубинки, см. «Тип»).
— D. Батарейки цилиндрической формы, самые крупные (61,5х34,2 мм), емкие и мощные среди используемых на сегодняшний день 1,5-вольтовых источников питания. Аналогично описанным выше элементам типа C, применяются редко, в основном в фонарях, изначально предполагающих крупные размеры.
— CR123. Батарейки цилиндрической формы. Имеют длину 34,5 мм и диаметр 17 мм, благодаря чему напоминают уменьшенную вариацию типа C, однако отличаются рабочим напряжением — 3 В. В варианте аккумуляторов маркируются как CR123A. В целом встречаются довольно редко, в основном в ручных компактных моделях и брелках, а также подствольных фонарях для пистолетов (см. «Тип»); однако конкретно среди этих категорий подобные элементы питания достаточно популярны.
— 18650. Вообще в наше время выпускается целое семейство аккумуляторов, использующих маркировку из 5 цифр — например, 14500 и 17650. Все они выполнены по литий-ионной технологии, и имеют цилиндрическую форму и напряжение 3.7 В; маркировка же указывает на размеры таких элементов питания по диаметру и в длину (подробнее см. ниже). Конкретно же 18650 (диаметр 18 мм, длина 65 мм) является наиболее популярным типом подобных элементов — как в целом, так и конкретно среди фонариков. Это обусловлено прежде всего сочетанием компактных размеров и довольно солидных рабочих характеристик. При этом, благодаря удешевлению технологий, аккумуляторы 18650 в наше время могут использоваться даже в бюджетных моделях — в том числе изначально поставляясь в комплекте. Впрочем, комплектацию фонаря с таким питанием в любом случае не помешает уточнить отдельно — причем это касается как аккумулятора, так и доступных «из коробки» возможностей по его зарядке (подробнее см. «Комплектация»).
В целом же подобные элементы сочетают в себе преимущества сменных батареек и фирменных аккумуляторов. С одной стороны, источник питания является многоразовым, при исчерпании заряда не нужно всякий раз тратиться на свежие батарейки; с другой — при желании можно приобрести несколько аккумуляторов и быстро менять их по мере необходимости. А имея отдельное зарядное устройство, можно и вовсе свести перерывы в работе к нулю: пока один набор аккумуляторов используется, остальные могут заряжаться.
— Аккумулятор. Данный вариант означает, что фонарик использует фирменный аккумулятор, не относящийся к стандартным типоразмерам (а во многих моделях — еще и несъемный). Одним из достоинств такого питания является то, что пользователю не нужно тратить дополнительное время и деньги на покупку батареек: источник питания изначально поставляется в комплекте, а при исчерпании энергии достаточно зарядить его. При этом в комплект поставки может входить как адаптер для розетки, так и автомобильное ЗУ (подробнее см. «Комплектация»). Второе преимущество состоит в том, что фирменные аккумуляторы нередко оказываются более компактными и в то же время емкими, чем сменные батарейки; да и в целом такой элемент питания проще вписать в конструкцию фонарика (особенно нестандартную). Среди ключевых недостатков данного варианта можно отметить прежде всего невозможность быстрой замены — как правило, севший аккумулятор нужно заряжать, для чего требуется время и источник питания. Кроме того, наличие собственной батареи неизбежно влияет на стоимость; это особенно заметно при сравнении бюджетных моделей аккумуляторных фонарей с аналогами на батарейках. Впрочем, разница в цене может довольно быстро окупиться при интенсивном использовании.
Особый случай представляют собой так называемые «строительные» аккумуляторные фонари. Они выпускаются в основном крупными производителями электроинструмента (Bosch, DeWalt, Makita и т. п.) и в качестве источников питания используют сменные аккумуляторы к инструментам «родного» бренда. При этом подобный аккумулятор в комплекте, как правило, отсутствует — предполагается, что пользователю удобнее купить батарею самостоятельно, на свое усмотрение (либо же что в хозяйстве уже есть фирменный инструмент и, соответственно, источник питания).
Помимо этого, в фонариках могут встречаться более редкие и специфические варианты питания:
— АААА. Батарейки еще меньшего размера, чем «мизинчиковые» ААА — 43 мм в длину и 8,3 мм в диаметре. Применяются в некоторых тонких фонарях компактного формата, многие из таких моделей по форме и размерам напоминают авторучки.
— Сменные Li-Ion аккумуляторы с 5-значной цифровой маркировкой — наподобие описанных выше 18650, однако отличающиеся по размерам. Конкретно среди фонарей можно встретить такие форм-факторы подобных источников питания: 10180, 10440, 14430, 14500, 16340, 17650, 21700, 26650, 32650. Все они имеют стандартное напряжение 3,7 В, а размер элемента можно определить по маркировке: первые две цифры соответствуют его диаметру, вторые две — длине (и то, и то — в миллиметрах). Чем крупнее аккумулятор — тем в целом выше его емкость и, соответственно, мощность питания.
Отдельно стоит отметить, что элементы 14500 идентичны по размерам обычным пальчиковым батарейкам ААА, однако отличаются от них по рабочему напряжению. В некоторых фонарях эта разница учтена, и они могут использовать оба типа источников питания (с меньшей автономностью и/или яркостью при работе от батареек). Однако в целом возможность подобной замены нужно в каждом случае уточнить
— Серия CR****. Батарейки-«таблетки» характерной дискообразной формы на основе литиевой технологии (не путать с литий-ионными аккумуляторами — в данном случае речь идет об одноразовых источниках питания). Цифры в маркировке обозначают конкретный размер — к примеру, маркировка CR2032 соответствует 20 мм в диаметре и 3,2 мм в толщину. Собственно, CR2032 — это один из самых популярных типоразмеров подобных батареек; кроме него, в фонариках можно встретить CR1220, CR1616, CR2016 и CR2032. Все подобные источники питания применяются в основном в компактных маломощных фонарях, в частности, брелках (см. «Тип»).
— Серия AG**. Индекс «AG»с цифрой (одной или двумя) используется для обозначения миниатюрных одноразовых батареек марганцево-щелочного типа, выпускаемых компанией Seiko и некоторыми другими брендами. Чем больше число в обозначении — тем крупнее размер батарейки: наиболее миниатюрные из подобных элементов, AG0, имеют диаметр 5,8 мм и толщину чуть более 2 мм, а самые крупные (из применяемых в фонариках), AG13 — 11,6 мм в диаметре и 5,4 мм в толщину. Основная сфера применения таких элементов — фонарики миниатюрного размера, в т.ч. брелки.
— Серия LR**. Фактически — полный аналог описанной выше серии AG**; разница заключается лишь в том, что AG — это фирменная маркировка, а LR используется как общее международное обозначение. Кроме того, в этом стандарте нет четкой связи между числом в обозначении и фактическими размерами батарейки: к примеру, LR41 крупнее, чем LR58, а LR44 — крупнее их обоих. Собственно, в современных фонариках встречаются в основном как раз LR41 и LR44; они являются аналогами AG3 и AG13 соответственно и имеют размеры (длина/диаметр) 7,9х3,6 мм в первом случае и 11,6х5,4 мм во втором.
— 3R12. Батареи напряжением 4,5 В в корпусе характерной формы: почти квадратном и плоском (70х60х22 мм), с закругленными углами и двумя контактными пластинами в верхней части. Были изначально созданы как элементы питания для карманных фонарей, однако в наше время используются довольно редко вследствие крупных габаритов, особенностей формы и относительно небольшой емкости.
— PX28L. Компактные и в то же время довольно мощные элементы питания цилиндрической формы, с номинальным напряжением 6,2 В. Хорошо подходят для работы с мощной нагрузкой, включая яркие светодиоды, однако в целом особого распространения не получили, а потому и в фонарях используются редко.
— R20. Еще одно название для сменных элементов в типоразмере D — если точнее, для одноразовых солевых батареек, выпускаемых в этом типоразмере (для других разновидностей используются другие обозначения). Как правило, фонари под R20 совместимы с любыми элементами типа D, однако возможность работы именно с солевыми батарейками (имеющими меньшую емкость, чем щелочные аналоги и тем более аккумуляторы) говорит о хорошей энергоэффективности и экономичности фонаря.
— CR2. Сравнительно небольшие элементы питания (длина — 26,7 мм, диаметр — 15,1 мм), изначально созданные для компактных фотоаппаратов-«мыльниц» — в расчете на то, чтобы один такой элемент мог заменить 2 батарейки АА. Обозначение CR2 принято использовать для одноразовых батареек, аккумуляторы данного типоразмера обычно обозначают как 15270.
— От прикуривателя. Питание от автомобильной бортовой сети через прикуриватель (или авторозетку аналогичного формата) можно встретить в двух разновидностях фонарей. Первая — это ручные светильники и вспомогательное освещение (см. «Тип»), рассчитанные на использование с автомобилем или недалеко от него. Большинство таких устройств работает только при подключении к прикуривателю, а за само подключение отвечает достаточно длинный (несколько метров) провод с соответствующим штекером. Второй вариант — миниатюрные модели (ручного компактного типа и брелоки) «автомобильной» специализации. Такие устройства оснащены собственными аккумуляторами и способны работать автономно, а прикуриватель используется для зарядки батареи — причем роль штекера играет сам корпус фонарика (проще говоря, для зарядки достаточно вставить устройство в гнездо прикуривателя). Впрочем, и та, и другая разновидность в наше время встречается редко: в случае светильников провод заметно ограничивает подвижность, а в случае небольших карманных фонариков не так часто требуется зарядка от автомобильной сети. И даже в последнем случае более практичным, универсальным и удобным вариантом может оказаться традиционный аккумуляторный фонарик, дополненный автомобильным ЗУ (см. «Комплектация»).Комплектация
—
Зарядное устройство фонарика. Приспособление для зарядки
аккумуляторов непосредственно в фонарике. Отметим, что таким «зарядником» могут оснащаться модели и с несъемными, и со съемными аккумуляторами. В любом случае подобные приспособления предельно просты в использовании: не нужно вынимать батареи и ставить их в отдельное устройство, достаточно подключить фонарик к розетке, авторозетке или USB-порту (ЗУ могут использовать разные источники питания, это стоит уточнять отдельно). Кроме того, некоторые фонарики с данной функцией способны работать даже во время зарядки батареи (по сути — от сети). В то же время ЗУ этого типа не столь универсальны, как «зарядники» для отдельных аккумуляторов (см. соответствующий пункт).
—
Автомобильное ЗУ. Наличие в комплекте устройства для зарядки фонарика от автомобильного прикуривателя (или стандартной авторозетки такого же размера). Обычно такое устройство имеет вид простейшего штекера с кабелем; кабель может делаться съёмным. А в некоторых моделях отдельное автомобильное ЗУ и вовсе отсутствует: для зарядки батареи сам фонарик вставляется в гнездо прикуривателя, и роль штекера играет корпус устройства. Подробнее см. «Питание — От прикуривателя».
—
USB-кабель для зарядки. Наличие в комплекте именно отдельно только кабеля для зарядки, но без комплектной вилки в розетку. При этом у вас есть во
...зможно заряжать например от Power-bank'а.
— ЗУ элементов питания. Приспособление для зарядки аккумуляторов, поставляемых в комплекте с фонариком. Таким приспособлением комплектуются только модели со съемными аккумуляторами — собственно, для зарядки батарею нужно снять. Это может создавать некоторые неудобства. С другой стороны, аккумуляторы обычно выполняются в стандартном типоразмере, что дает множество дополнительных возможностей. К примеру, можно докупить запасной комплект батарей и использовать его, пока основной заряжается, или даже ставить одноразовые батарейки вместо «родных» аккумуляторов; ЗУ можно применять не только для аккумуляторов из фонарика, но и для других совместимых элементов питания.
— Элемент(ы) питания. Наличие элемента питания в комплекте поставки фонаря. Данная особенность позволяет использовать фонарь сразу после покупки, не докупая батарей отдельно. Отметим, что наличие или отсутствие батареи в комплекте не зависит от типа самой батареи (см. «Питание»): к примеру, модели под оригинальный аккумулятор не всегда комплектуются таким аккумулятором. Поэтому если готовность к работе «из коробки» является критичной — стоит выбрать фонарь, для которого прямо заявлен элемент питания в комплекте. При этом не помешает уточнить, каким именно элементом укомплектовано изделие — одноразовой батарейкой или перезаряжаемым аккумулятором.
— Светофильтры. Съемные светофильтры, обычно используемые для окраски луча фонарика в тот или иной цвет — красный, синий и/или зеленый. Подробнее о таком цветном освещении см. «Дополнительные режимы»; здесь же отметим два момента. Во-первых, набор светофильтров может быть разным: к примеру, красный свет встречается часто, а вот зеленый и синий — уже заметно реже. При этом для некоторых фонарей дополнительные светофильтры выпускаются отдельно, их можно докупить при необходимости. Во-вторых, если в фонарике с цветным светом не заявлено светофильтров в комплекте — значит, в данной модели используются отдельные цветные диоды либо, заметно реже, встроенные светофильтры. И тот, и другой вариант получается более удобным с той точки зрения, что для переключения цветов не нужно возиться со сменными аксессуарами (которые можно забыть где-то или потерять). С другой стороны, дополнительное оснащение несколько усложняет и удорожает конструкцию всего устройства.
— Клипса для ношения. Наличие в конструкции фонаря специального зажима (клипсы) — аналогичного тому, что применяется в портативных плеерах, шариковых ручках и т.п. Такая клипса позволяет зафиксировать фонарь на одежде, например, на краю кармана. Предназначена эта функция в первую очередь для удобства ношения: закреплённый клипсой фонарь всегда будет находиться в одном месте, не теряясь и не путаясь в кармане.
— Велосипедное крепление. Крепление для установки фонаря на руль велосипеда. Позволяет использовать осветительный прибор в качестве источника головного света и обозначает присутствие велосипедиста на дороге в темную пору суток. Как правило, держатель закрепляется на руле посредством винтового зажима, а фонарь удерживается в нем благодаря упругости крепления.
— Ремешок. Наличие в конструкции фонаря ремешка для крепления на руке. Он предохраняет устройство от падений: даже если Вы случайно разожмёте пальцы, ремешок удержит фонарь на руке (или хотя бы задержит падение настолько, что Вы успеете среагировать). А в дайверских моделях (см. «Тип») такое приспособление может, наоборот, удерживать фонарь от всплывания. В крупногабаритных ручных светильниках ремешок может предназначаться для удобства переноски на плече, однако встречаются такие варианты довольно редко.
— Чехол. Наличие в комплекте поставки специального чехла для хранения и транспортировки фонаря. Такой чехол предохраняет устройство от излишних загрязнений и обеспечивает некоторую степень защиты от повреждений. Кроме того, он может пригодиться для защиты окружающих хрупких предметов — например, если Вам приходится транспортировать их вместе с фонарём в плотно упакованной сумке или рюкзаке.
— Подствольное крепление. Крепление для установки подствольного фонарика (см. «Тип») на оружие. Чаще всего такое крепление рассчитано на стандартную планку Пикатинни/Вивера, но возможны и другие варианты; этот момент не помешает уточнить перед покупкой. В любом случае подобная комплектация удобна тем, что крепление не нужно искать отдельно; с другой стороны, оно может оказаться неподходящим для нестандартных «посадочных мест».
— Без крепления. Отсутствие крепления на оружие в комплекте поставки подствольного фонарика (см. «Тип»). Подобные модели изначально предназначены для использования по другому назначению — обычно в качестве ручных компактных (см. там же), а возможность установки под ствол предусматривается как опция. Также на этот вариант стоит обратить внимание в том случае, если оружие имеет нестандартный способ установки фонарей — крепление для такой установки проще всего купить отдельно от фонарика.Материал корпуса
— Пластик. Из достоинств
пластиковых фонариков можно отметить небольшой вес и хорошую пригодность для низких температур. В частности, этот материал не так «холодит» руку, как металл, и имеет меньшую теплопроводность (что снижает риск переохлаждения батареи). С другой стороны, пластиковые корпуса значительно менее прочны. Как следствие, применяются преимущественно в тех случаях, когда небольшой вес имеет решающее значение — в частности, в налобных и туристических фонарях (см. «Тип»).
— Металл. Главным достоинством
металлических фонариков является высокая прочность. Металл весит ощутимо больше пластика, однако в некоторых случаях это тоже может быть положительной чертой: «увесистые» устройства часто приятнее лежат в руке и воспринимаются как более солидные и надежные, чем
легкие фонарики. В то же время на ощупь такие корпуса холоднее пластиковых, что может создать некоторый дискомфорт при низких температурах; да и стоят они несколько дороже.
Отметим, что наиболее популярной разновидностью металла в фонариках является алюминиевый сплав — легкий и в то же время прочный, долговечный и стойкий к коррозии материал. Надежности этого сплава достаточно даже для полноценных фонарей-дубинок (см. ниже). Так что другие виды металла встречаются крайне редко. Отдельный случай представляют собой корпуса из титана — они вынесены в отдельную категорию, описанную ниже.
— Тит
...ан. Титановые сплавы отличаются легкостью, низкой теплопроводностью (не так сильно «холодят» руку, как другие металлы) и чрезвычайно высокой прочностью, однако и стоят весьма недешево. Корпус из титана, как правило, является признаком весьма продвинутого фонаря, именно поэтому данный вариант не включен в категорию «металл», а вынесен отдельно.
— Металл/пластик. Корпуса, сочетающие в себе металлические и пластиковые элементы — сравнительно редкий вариант, встречающийся преимущественно в фонарях с функцией налобников (см. «Тип»). В таких моделях из металла обычно изготовляется как минимум часть фонаря, включающая лампу и оптику, а нередко — и вся «голова»; остальные твердые детали (платформа для крепления к ремням, пряжки на ремнях и т. п.) делаются пластиковыми. Это позволяет обеспечить достаточно высокую надежность и в то же время снизить стоимость.
Заметно реже встречаются другие типы фонарей с такой конструкцией — ручные «компакты» и светильники, туристические модели и т. п. В них общая идея та же: наиболее ответственные части, требующие высокой прочности, делаются металлическими, а остальные — пластиковыми (для снижения веса и стоимости). В то же время по ряду причин модели в комбинированных корпусах, не относящиеся к «налобникам», распространения не получили.