Тип элементов питания, применяемых в фонаре.
Наибольшей популярностью в наше время пользуются сменные элементы в типоразмерах АА, ААА,
C,
D и
CR123, сменные литий-ионные аккумуляторы формата
18650, а также
фирменные аккумуляторы. При этом некоторые модели из последней категории рассчитаны на стандартные батареи для электроинструмента и поставляются вообще без собственных источников питания; такие приборы принято относить к так называемым
строительным фонарям. А вот более детальное описание разных типов питания:
—
AA. Батарейки, известные в просторечии как «пальчиковые». Один из самых распространенных в наше время типоразмеров; такие элементы доступны как в виде одноразовых батареек, так и в виде перезаряжаемых аккумуляторов, а продаются они практически повсеместно. С другой стороны, в современных фонарях этот вариант встречается реже, чем более миниатюрные ААА — развитие и удешевление светодиодов позволило эффективно использовать более компактные источники питания.
Стоит иметь в виду, что «пальчиковые» батарейки могут заметно различаться по емкости; соответственно, и время автономной работы фонаря с таким питанием будет разным — в зависимости от марки используемых батареек (аккумуляторов). Также отметим, что применение таких эле
...ментов (как и большинства сменных батареек) неизбежно связано с дополнительными тратами: придется либо регулярно докупать свежие одноразовые элементы, либо потратиться на комплект аккумуляторов с зарядным устройством.
— AAA. Они же «мизинчиковые» батарейки — по аналогии с описанными выше «пальчиковыми». Также выпускаются в разных форматах — как батареек, так и аккумуляторов — и в разных вариантах емкости и цены. Имеют меньшие размеры, чем АА, из-за чего в целом уступают им по емкости. С другой стороны, современным светодиодам нередко вполне хватает и такого питания; а компактность нередко является более важным моментом, нежели высокая емкость. Поэтому элементы ААА в современных фонариках встречаются значительно чаще, чем АА.
— C. 1,5-вольтовые батарейки цилиндрической формы размерами 50х26,2 мм; по длине приблизительно равны АА, однако значительно толще, благодаря чему имеют намного большую емкость. Некоторое время назад были довольно популярны, однако сейчас используются крайне редко — преимущественно в устройствах, где габариты корпуса изначально допускают установку таких источников питания (характерный пример — фонари-дубинки, см. «Тип»).
— D. Батарейки цилиндрической формы, самые крупные (61,5х34,2 мм), емкие и мощные среди используемых на сегодняшний день 1,5-вольтовых источников питания. Аналогично описанным выше элементам типа C, применяются редко, в основном в фонарях, изначально предполагающих крупные размеры.
— CR123. Батарейки цилиндрической формы. Имеют длину 34,5 мм и диаметр 17 мм, благодаря чему напоминают уменьшенную вариацию типа C, однако отличаются рабочим напряжением — 3 В. В варианте аккумуляторов маркируются как CR123A. В целом встречаются довольно редко, в основном в ручных компактных моделях и брелках, а также подствольных фонарях для пистолетов (см. «Тип»); однако конкретно среди этих категорий подобные элементы питания достаточно популярны.
— 18650. Вообще в наше время выпускается целое семейство аккумуляторов, использующих маркировку из 5 цифр — например, 14500 и 17650. Все они выполнены по литий-ионной технологии, и имеют цилиндрическую форму и напряжение 3.7 В; маркировка же указывает на размеры таких элементов питания по диаметру и в длину (подробнее см. ниже). Конкретно же 18650 (диаметр 18 мм, длина 65 мм) является наиболее популярным типом подобных элементов — как в целом, так и конкретно среди фонариков. Это обусловлено прежде всего сочетанием компактных размеров и довольно солидных рабочих характеристик. При этом, благодаря удешевлению технологий, аккумуляторы 18650 в наше время могут использоваться даже в бюджетных моделях — в том числе изначально поставляясь в комплекте. Впрочем, комплектацию фонаря с таким питанием в любом случае не помешает уточнить отдельно — причем это касается как аккумулятора, так и доступных «из коробки» возможностей по его зарядке (подробнее см. «Комплектация»).
В целом же подобные элементы сочетают в себе преимущества сменных батареек и фирменных аккумуляторов. С одной стороны, источник питания является многоразовым, при исчерпании заряда не нужно всякий раз тратиться на свежие батарейки; с другой — при желании можно приобрести несколько аккумуляторов и быстро менять их по мере необходимости. А имея отдельное зарядное устройство, можно и вовсе свести перерывы в работе к нулю: пока один набор аккумуляторов используется, остальные могут заряжаться.
— Аккумулятор. Данный вариант означает, что фонарик использует фирменный аккумулятор, не относящийся к стандартным типоразмерам (а во многих моделях — еще и несъемный). Одним из достоинств такого питания является то, что пользователю не нужно тратить дополнительное время и деньги на покупку батареек: источник питания изначально поставляется в комплекте, а при исчерпании энергии достаточно зарядить его. При этом в комплект поставки может входить как адаптер для розетки, так и автомобильное ЗУ (подробнее см. «Комплектация»). Второе преимущество состоит в том, что фирменные аккумуляторы нередко оказываются более компактными и в то же время емкими, чем сменные батарейки; да и в целом такой элемент питания проще вписать в конструкцию фонарика (особенно нестандартную). Среди ключевых недостатков данного варианта можно отметить прежде всего невозможность быстрой замены — как правило, севший аккумулятор нужно заряжать, для чего требуется время и источник питания. Кроме того, наличие собственной батареи неизбежно влияет на стоимость; это особенно заметно при сравнении бюджетных моделей аккумуляторных фонарей с аналогами на батарейках. Впрочем, разница в цене может довольно быстро окупиться при интенсивном использовании.
Особый случай представляют собой так называемые «строительные» аккумуляторные фонари. Они выпускаются в основном крупными производителями электроинструмента (Bosch, DeWalt, Makita и т. п.) и в качестве источников питания используют сменные аккумуляторы к инструментам «родного» бренда. При этом подобный аккумулятор в комплекте, как правило, отсутствует — предполагается, что пользователю удобнее купить батарею самостоятельно, на свое усмотрение (либо же что в хозяйстве уже есть фирменный инструмент и, соответственно, источник питания).
Помимо этого, в фонариках могут встречаться более редкие и специфические варианты питания:
— АААА. Батарейки еще меньшего размера, чем «мизинчиковые» ААА — 43 мм в длину и 8,3 мм в диаметре. Применяются в некоторых тонких фонарях компактного формата, многие из таких моделей по форме и размерам напоминают авторучки.
— Сменные Li-Ion аккумуляторы с 5-значной цифровой маркировкой — наподобие описанных выше 18650, однако отличающиеся по размерам. Конкретно среди фонарей можно встретить такие форм-факторы подобных источников питания: 10180, 10440, 14430, 14500, 16340, 17650, 21700, 26650, 32650. Все они имеют стандартное напряжение 3,7 В, а размер элемента можно определить по маркировке: первые две цифры соответствуют его диаметру, вторые две — длине (и то, и то — в миллиметрах). Чем крупнее аккумулятор — тем в целом выше его емкость и, соответственно, мощность питания.
Отдельно стоит отметить, что элементы 14500 идентичны по размерам обычным пальчиковым батарейкам ААА, однако отличаются от них по рабочему напряжению. В некоторых фонарях эта разница учтена, и они могут использовать оба типа источников питания (с меньшей автономностью и/или яркостью при работе от батареек). Однако в целом возможность подобной замены нужно в каждом случае уточнить
— Серия CR****. Батарейки-«таблетки» характерной дискообразной формы на основе литиевой технологии (не путать с литий-ионными аккумуляторами — в данном случае речь идет об одноразовых источниках питания). Цифры в маркировке обозначают конкретный размер — к примеру, маркировка CR2032 соответствует 20 мм в диаметре и 3,2 мм в толщину. Собственно, CR2032 — это один из самых популярных типоразмеров подобных батареек; кроме него, в фонариках можно встретить CR1220, CR1616, CR2016 и CR2032. Все подобные источники питания применяются в основном в компактных маломощных фонарях, в частности, брелках (см. «Тип»).
— Серия AG**. Индекс «AG»с цифрой (одной или двумя) используется для обозначения миниатюрных одноразовых батареек марганцево-щелочного типа, выпускаемых компанией Seiko и некоторыми другими брендами. Чем больше число в обозначении — тем крупнее размер батарейки: наиболее миниатюрные из подобных элементов, AG0, имеют диаметр 5,8 мм и толщину чуть более 2 мм, а самые крупные (из применяемых в фонариках), AG13 — 11,6 мм в диаметре и 5,4 мм в толщину. Основная сфера применения таких элементов — фонарики миниатюрного размера, в т.ч. брелки.
— Серия LR**. Фактически — полный аналог описанной выше серии AG**; разница заключается лишь в том, что AG — это фирменная маркировка, а LR используется как общее международное обозначение. Кроме того, в этом стандарте нет четкой связи между числом в обозначении и фактическими размерами батарейки: к примеру, LR41 крупнее, чем LR58, а LR44 — крупнее их обоих. Собственно, в современных фонариках встречаются в основном как раз LR41 и LR44; они являются аналогами AG3 и AG13 соответственно и имеют размеры (длина/диаметр) 7,9х3,6 мм в первом случае и 11,6х5,4 мм во втором.
— 3R12. Батареи напряжением 4,5 В в корпусе характерной формы: почти квадратном и плоском (70х60х22 мм), с закругленными углами и двумя контактными пластинами в верхней части. Были изначально созданы как элементы питания для карманных фонарей, однако в наше время используются довольно редко вследствие крупных габаритов, особенностей формы и относительно небольшой емкости.
— PX28L. Компактные и в то же время довольно мощные элементы питания цилиндрической формы, с номинальным напряжением 6,2 В. Хорошо подходят для работы с мощной нагрузкой, включая яркие светодиоды, однако в целом особого распространения не получили, а потому и в фонарях используются редко.
— R20. Еще одно название для сменных элементов в типоразмере D — если точнее, для одноразовых солевых батареек, выпускаемых в этом типоразмере (для других разновидностей используются другие обозначения). Как правило, фонари под R20 совместимы с любыми элементами типа D, однако возможность работы именно с солевыми батарейками (имеющими меньшую емкость, чем щелочные аналоги и тем более аккумуляторы) говорит о хорошей энергоэффективности и экономичности фонаря.
— CR2. Сравнительно небольшие элементы питания (длина — 26,7 мм, диаметр — 15,1 мм), изначально созданные для компактных фотоаппаратов-«мыльниц» — в расчете на то, чтобы один такой элемент мог заменить 2 батарейки АА. Обозначение CR2 принято использовать для одноразовых батареек, аккумуляторы данного типоразмера обычно обозначают как 15270.
— От прикуривателя. Питание от автомобильной бортовой сети через прикуриватель (или авторозетку аналогичного формата) можно встретить в двух разновидностях фонарей. Первая — это ручные светильники и вспомогательное освещение (см. «Тип»), рассчитанные на использование с автомобилем или недалеко от него. Большинство таких устройств работает только при подключении к прикуривателю, а за само подключение отвечает достаточно длинный (несколько метров) провод с соответствующим штекером. Второй вариант — миниатюрные модели (ручного компактного типа и брелоки) «автомобильной» специализации. Такие устройства оснащены собственными аккумуляторами и способны работать автономно, а прикуриватель используется для зарядки батареи — причем роль штекера играет сам корпус фонарика (проще говоря, для зарядки достаточно вставить устройство в гнездо прикуривателя). Впрочем, и та, и другая разновидность в наше время встречается редко: в случае светильников провод заметно ограничивает подвижность, а в случае небольших карманных фонариков не так часто требуется зарядка от автомобильной сети. И даже в последнем случае более практичным, универсальным и удобным вариантом может оказаться традиционный аккумуляторный фонарик, дополненный автомобильным ЗУ (см. «Комплектация»).—
Зарядное устройство фонарика. Приспособление для зарядки
аккумуляторов непосредственно в фонарике. Отметим, что таким «зарядником» могут оснащаться модели и с несъемными, и со съемными аккумуляторами. В любом случае подобные приспособления предельно просты в использовании: не нужно вынимать батареи и ставить их в отдельное устройство, достаточно подключить фонарик к розетке, авторозетке или USB-порту (ЗУ могут использовать разные источники питания, это стоит уточнять отдельно). Кроме того, некоторые фонарики с данной функцией способны работать даже во время зарядки батареи (по сути — от сети). В то же время ЗУ этого типа не столь универсальны, как «зарядники» для отдельных аккумуляторов (см. соответствующий пункт).
—
Автомобильное ЗУ. Наличие в комплекте устройства для зарядки фонарика от автомобильного прикуривателя (или стандартной авторозетки такого же размера). Обычно такое устройство имеет вид простейшего штекера с кабелем; кабель может делаться съёмным. А в некоторых моделях отдельное автомобильное ЗУ и вовсе отсутствует: для зарядки батареи сам фонарик вставляется в гнездо прикуривателя, и роль штекера играет корпус устройства. Подробнее см. «Питание — От прикуривателя».
—
USB-кабель для зарядки. Наличие в комплекте именно отдельно только кабеля для зарядки, но без комплектной вилки в розетку. При этом у вас есть во
...зможно заряжать например от Power-bank'а.
— ЗУ элементов питания. Приспособление для зарядки аккумуляторов, поставляемых в комплекте с фонариком. Таким приспособлением комплектуются только модели со съемными аккумуляторами — собственно, для зарядки батарею нужно снять. Это может создавать некоторые неудобства. С другой стороны, аккумуляторы обычно выполняются в стандартном типоразмере, что дает множество дополнительных возможностей. К примеру, можно докупить запасной комплект батарей и использовать его, пока основной заряжается, или даже ставить одноразовые батарейки вместо «родных» аккумуляторов; ЗУ можно применять не только для аккумуляторов из фонарика, но и для других совместимых элементов питания.
— Элемент(ы) питания. Наличие элемента питания в комплекте поставки фонаря. Данная особенность позволяет использовать фонарь сразу после покупки, не докупая батарей отдельно. Отметим, что наличие или отсутствие батареи в комплекте не зависит от типа самой батареи (см. «Питание»): к примеру, модели под оригинальный аккумулятор не всегда комплектуются таким аккумулятором. Поэтому если готовность к работе «из коробки» является критичной — стоит выбрать фонарь, для которого прямо заявлен элемент питания в комплекте. При этом не помешает уточнить, каким именно элементом укомплектовано изделие — одноразовой батарейкой или перезаряжаемым аккумулятором.
— Светофильтры. Съемные светофильтры, обычно используемые для окраски луча фонарика в тот или иной цвет — красный, синий и/или зеленый. Подробнее о таком цветном освещении см. «Дополнительные режимы»; здесь же отметим два момента. Во-первых, набор светофильтров может быть разным: к примеру, красный свет встречается часто, а вот зеленый и синий — уже заметно реже. При этом для некоторых фонарей дополнительные светофильтры выпускаются отдельно, их можно докупить при необходимости. Во-вторых, если в фонарике с цветным светом не заявлено светофильтров в комплекте — значит, в данной модели используются отдельные цветные диоды либо, заметно реже, встроенные светофильтры. И тот, и другой вариант получается более удобным с той точки зрения, что для переключения цветов не нужно возиться со сменными аксессуарами (которые можно забыть где-то или потерять). С другой стороны, дополнительное оснащение несколько усложняет и удорожает конструкцию всего устройства.
— Клипса для ношения. Наличие в конструкции фонаря специального зажима (клипсы) — аналогичного тому, что применяется в портативных плеерах, шариковых ручках и т.п. Такая клипса позволяет зафиксировать фонарь на одежде, например, на краю кармана. Предназначена эта функция в первую очередь для удобства ношения: закреплённый клипсой фонарь всегда будет находиться в одном месте, не теряясь и не путаясь в кармане.
— Велосипедное крепление. Крепление для установки фонаря на руль велосипеда. Позволяет использовать осветительный прибор в качестве источника головного света и обозначает присутствие велосипедиста на дороге в темную пору суток. Как правило, держатель закрепляется на руле посредством винтового зажима, а фонарь удерживается в нем благодаря упругости крепления.
— Ремешок. Наличие в конструкции фонаря ремешка для крепления на руке. Он предохраняет устройство от падений: даже если Вы случайно разожмёте пальцы, ремешок удержит фонарь на руке (или хотя бы задержит падение настолько, что Вы успеете среагировать). А в дайверских моделях (см. «Тип») такое приспособление может, наоборот, удерживать фонарь от всплывания. В крупногабаритных ручных светильниках ремешок может предназначаться для удобства переноски на плече, однако встречаются такие варианты довольно редко.
— Чехол. Наличие в комплекте поставки специального чехла для хранения и транспортировки фонаря. Такой чехол предохраняет устройство от излишних загрязнений и обеспечивает некоторую степень защиты от повреждений. Кроме того, он может пригодиться для защиты окружающих хрупких предметов — например, если Вам приходится транспортировать их вместе с фонарём в плотно упакованной сумке или рюкзаке.
— Подствольное крепление. Крепление для установки подствольного фонарика (см. «Тип») на оружие. Чаще всего такое крепление рассчитано на стандартную планку Пикатинни/Вивера, но возможны и другие варианты; этот момент не помешает уточнить перед покупкой. В любом случае подобная комплектация удобна тем, что крепление не нужно искать отдельно; с другой стороны, оно может оказаться неподходящим для нестандартных «посадочных мест».
— Без крепления. Отсутствие крепления на оружие в комплекте поставки подствольного фонарика (см. «Тип»). Подобные модели изначально предназначены для использования по другому назначению — обычно в качестве ручных компактных (см. там же), а возможность установки под ствол предусматривается как опция. Также на этот вариант стоит обратить внимание в том случае, если оружие имеет нестандартный способ установки фонарей — крепление для такой установки проще всего купить отдельно от фонарика.