Операционная система
—
Smart TV (собственная система). Операционная система проектора представлена фирменной программной оболочкой производителя. Как правило, подобные ОС имеют привлекательное и понятное меню, по аналогии с традиционным Smart TV. Фирменная операционная система разрабатывается самим производителем под аппаратные ресурсы конкретно взятой модели проектора или целой линейки. Но, как показывает практика, по сравнению с классическим Smart TV, функционал собственной системы часто имеет существенные ограничения, а сама система, по сути, является урезанной версией полноценного Smart TV.
—
Smart TV (Android AOSP). Операционная система этого типа является модификацией популярной ОС Android, главным образом примечательная открытым кодом. Это универсальная операционная система, которая предоставляет пользователю гораздо больше свободы действий для создания изменений и настроек внутри самой системы. Вместе с тем, установка и стабильность работы тех или иных приложений на этой платформе не гарантируются, а общее управление системой не было специально «заточено» под большие экраны, из-за чего может вызывать некоторые неудобства. Прежде всего подобные решения вызовут интерес у пользователей, которые разбираются в особенностях ОС Android, любят все кастомизировать под себя и контролировать, и имеют на это время.
—
Android TV. Проекторы этого типа могут похваст
...аться полноценной программной прошивкой Android TV, специально адаптированной для работы на больших экранах. В соответствии с названием, она представляет собой разновидность ОС Android, специально «заточенной» под проекторы/телевизоры и пр. Помимо общих особенностей всех «Андроидов» (таких, как возможность установки дополнительных приложений, включая даже игры), она имеет ряд специальных возможностей: оптимизированный интерфейс, интеграция со смартфонами (включая возможность их использования в качестве пульта ДУ), голосовой поиск и пр. Благодаря этому телевизоры с данной особенностью значительно превосходят по функционалу модели с «обычным» Smart TV. Разумеется, для работы многофункциональной ОС предусматриваются выделенный процессор, графическая подсистема и память, а наличие подобных аппаратных ресурсов отражается на общей стоимости проектора. При условии одинаковой оптической схемы модели с Android TV будут стоить дороже классических проекторов, с простым многострочным меню.Тип лампы
— HID (High-intensity discharge). Общее название для
газоразрядных ламп, т.е. ламп, в которых световой поток создаётся за счёт электрического разряда между электродами внутри колбы. В случае проекторов такие лампы могут быть и
ртутными, и металлогалогенными, и ксеноновыми (подробнее см. выше).
—
LED. В качестве источника света используются светодиоды. Они обеспечивают высокую яркость при весьма умеренном энергопотреблении.
—
Laser-LED. Источник света, основанный на лазерных светодиодах. Имеет ещё большую яркость, чем классические LED, при относительно небольшом энергопотреблении.
— UHP (Ultra-high performance) - ртутная лампа высокого давления, разработка Philips. По сравнению с другими лампами, потребляет меньшую мощность, не уступая в яркости. Проекторы на таких лампах меньше и легче обычных за счет меньшего блока питания, кулер работает с меньшим уровнем шума. Создателями заявлен срок службы до 10 000 ч. Один из самых популярных на сегодняшний день типов ламп для проекторов
— UHE (Ultra-High Energy). Разновидность ламп UHP (см. выше).
— UHB (Ultra-high brightness). Ещё одна разновидность ламп UHP (см. выше).
— NSH (New Super High Pressure). Также относится к ртутным лампам высокого давления, производится компанией Ushio. Несколько менее популярна, чем UHP и аналоги
..., однако также широко распространена. Ориентировочное время работы — порядка 2000 ч.
— SHP. Ртутные лампы высокого давления производства Phoenix.
— P-VIP (Video Projector) - ртутная лампа высокого давления компании OSRAM. Лампы высокой яркости, срок службы - 4000 - 6000 часов.
—UHM (Ultra High Performance Lamp of Matsushita) - ртутная лампа высокого давления, производится Panasonic. Легко меняется, время работы, в зависимости от типа - 2000 - 5000 часов.
— Xenon. Устройство и принцип действия таких ламп аналогичны ртутным лампам высокого давления — свет создаётся за счёт разряда в газовой среде. Однако вместо паров ртути в данном случае используется инертный газ ксенон под высоким давлением. Это позволяет создавать лампы высокой мощности (от 2 кВт) с соответствующим световым потоком. Применяются ксеноновые лампы в первую очередь в профессиональных моделях проекторов.
— HPM. Технология ртутных ламп высокого давления, разработанная компанией Sonyи применяемая преимущественно в её проекторах (хотя встречаются и устройства других брендов). Сочетает компактные размеры и относительно невысокую стоимость с хорошей яркостью.
— DC. Аббревиатура от «direct current», т.е. «постоянный ток». В случае ламп для проекторов, как правило, под данным обозначением подразумеваются ртутные лампы, работающие от постоянного тока. Рабочее напряжение таких ламп в разных моделях проекторов может быть разным. В их конструкции обычно используются различные ухищрения, позволяющие улучшить характеристики по сравнению с обычными лампами подобного типа — в частности, повысить срок службы и снизить энергопотребление без ущерба для яркости.
— AC. Данная аббревиатура расшифровывается как «alternating current», т.е. «переменный ток». Такие лампы практически во всём аналогичны описанным выше DC, отличаясь от них лишь типом питания.Срок службы
Минимальный срок службы лампы проектора, заявленный производителем. Указывается по общему времени непрерывной работы. Отметим, что если проектор эксплуатировался без нарушений, то по достижении этого времени лампа не обязательно выйдет из строя — наоборот, она может проработать еще довольно долгое время. Впрочем, при оценке долговечности лучше всего ориентироваться именно на заявленный срок службы.
Яркость
Яркость изображения, выдаваемого проектором на максимальной яркости подсветки. Обычно указывается усредненная яркость экрана, выведенная по особой формуле. Чем она выше — тем меньше изображение зависит от внешнего освещения: яркий проектор может обеспечить хорошо видимое изображение даже при дневном свете, а вот для тусклого потребуется затемнение. С другой стороны, повышение яркости снижает контрастность и достоверность цветопередачи.
Соответственно, при выборе по данному параметру нужно учитывать, в каких условиях планируется использовать проектор. Так, для офисного или школьного/университетского применения желательна яркость не ниже 3000 лм — это позволяет получать нормальную видимость, не затеняя помещение. В свою очередь, среди топовых моделей встречается и весьма невысокая яркость, т.к. подобные проекторы обычно устанавливаются в специально предназначенных для них помещениях с хорошей затемненностью. А в ультракомпактных устройствах добиться высокой яркости невозможно по техническим причинам.
Подробные рекомендации по оптимальной яркости для тех или иных условий можно найти в специальных источниках. Здесь же отметим, что выбирать по данному показателю в любом случае стоит с некоторым запасом. Как уже говорилось выше, при увеличении яркости снижается контрастность и качество цветопередачи, и для достижения желаемого качества картинки, возможно, придется использовать проектор на пониженной яркости.
Статическая контрастность
Статическая контрастность изображения, обеспечиваемого проектором.
Статической контрастностью называют максимальную разницу между самым ярким белым светом и самым темным черным, которую проектор может обеспечить в пределах одного кадра. В отличие от динамической контрастности (см. ниже), данный параметр описывает не условные, а вполне реальные возможности устройства, достижимые без применения каких-либо дополнительных ухищрений вроде авторегулировки яркости. Напомним, что от контрастности зависит качество цветопередачи и детализация, чем выше данный показатель — тем ниже вероятность, что на ярких или темных участках детали окажутся неразличимыми.
Динамическая контрастность
Динамическая контрастность изображения, обеспечиваемая проектором.
Динамическая контрастность — это соотношение между самым ярким белым и самым темным черным цветом, которые способен выдать проектор. Напомним, что от контрастности зависит качество цветопередачи и детализация, чем выше данный показатель — тем ниже вероятность, что на ярких или темных участках детали окажутся неразличимыми. Однако динамическая контрастность является довольно специфическим параметром. Дело в том, что при ее подсчете учитывается самый яркий белый на максимальных настройках яркости и самый темный черный — на минимальных. В результате цифры в данной графе могут быть весьма впечатляющими, однако добиться такой контрастности в пределах одного кадра невозможно.
Введя этот параметр, производители пошли на определенную хитрость. Однако нельзя сказать, что динамическая контрастность не имеет вообще никакого отношения к качеству изображения. В проекторах может применяться автоматическое управление яркостью, при котором общая яркость в зависимости от «картинки» на экране может повышаться или снижаться. Такой формат работы основан на том, что человеческому глазу не нужны слишком яркие участки на общем темном фоне и очень темные — на ярком, изображение нормально воспринимается и без этого. Максимальный перепад яркости, достижимый в таком режиме работы, как раз и описывается динамической контрастностью.
Цветопередача
Количество отдельных цветовых оттенков, которое способен отобразить проектор.
Минимальным показателем для современной проекционной техники фактически является 16 млн цветов (точнее, 16,7 млн — это стандартное число, связанное с особенностями цифровой обработки изображения). В наиболее продвинутых моделях это значение может превышать 1 млрд. Однако здесь стоит учитывать два нюанса: во-первых, человеческий глаз способен распознать всего около 10 млн цветовых оттенков, во-вторых, ни одно современное устройство вывода изображения (проекторы, мониторы и т.п.) не способно охватить весь спектр цветов, видимых человеческим глазом. Поэтому впечатляющие характеристики цветопередачи являются скорее маркетинговым ходом, нежели реальным показателем качества изображения, и на практике имеет смысл обращать внимание на другие характеристики — прежде всего яркость и контрастность (см. выше), а также специфические данные вроде диаграммы цветового охвата.
Поддержка форматов изображения
Форматы изображения, поддерживаемые проектором.
Под форматом в данном случае подразумевается соотношение сторон изображения. Общее правило в данном случае таково: проектор должен поддерживать тот же формат, в котором записан исходный контент. В противном случае изображение будет либо растянутым по высоте или ширине, либо с черными полосами по бокам или сверху-снизу. Конкретно же форматы можно поделить на три основных категории:
— Традиционные, или
прямоугольные. Классические форматы, в которых высота картинки не намного меньше ширины. Наиболее популярные варианты — 4:3, широко применявшийся в аналоговом ТВ, и 5:4, распространенный в компьютерной технике. Традиционные форматы хорошо подходят для презентаций, работы с документами и графиками и других аналогичных задач.
—
Широкоэкранные — форматы, в которых ширина кадра значительно (более чем в 1,5 раза) превышает высоту. Самые популярные из таких стандартов — 16:9 и 16:10. Такие соотношения сторон хорошо подходят для игр и фильмов; в частности, большинство контента в высоком разрешении (HD 720p и выше) записано именно в широкоэкранном формате.
—
Сверхширокие. Форматы еще большей ширины, чем описанные выше широкоэкранные — например, 21:9. Используются преимущественно в кинематографе.
Стоит отметить, что немало современных проекторов способны работать сразу с несколькими вида
...ми форматов — например, с классическим 4:3 и широкоугольным 16:9.Проекционное расстояние, мин
Наименьшее расстояние до экрана, на котором можно использовать проектор. Как правило, указывается минимальное расстояние, при котором изображение с проектора остается сфокусированным.
Данный параметр особенно важен в том случае, если устройство предстоит размещать на небольшой дистанции от экрана (например, в тесном помещении). Некоторые современные проекторы способны нормально работать уже на расстоянии в 10 – 20 см. Также отметим, что проекционные расстояния определяются прежде всего объективом, и если изначальный диапазон этих расстояний вас не устраивает — возможно, ситуацию можно решить заменой оптики.