Тип лампы
— HID (High-intensity discharge). Общее название для
газоразрядных ламп, т.е. ламп, в которых световой поток создаётся за счёт электрического разряда между электродами внутри колбы. В случае проекторов такие лампы могут быть и
ртутными, и металлогалогенными, и ксеноновыми (подробнее см. выше).
—
LED. В качестве источника света используются светодиоды. Они обеспечивают высокую яркость при весьма умеренном энергопотреблении.
—
Laser-LED. Источник света, основанный на лазерных светодиодах. Имеет ещё большую яркость, чем классические LED, при относительно небольшом энергопотреблении.
— UHP (Ultra-high performance) - ртутная лампа высокого давления, разработка Philips. По сравнению с другими лампами, потребляет меньшую мощность, не уступая в яркости. Проекторы на таких лампах меньше и легче обычных за счет меньшего блока питания, кулер работает с меньшим уровнем шума. Создателями заявлен срок службы до 10 000 ч. Один из самых популярных на сегодняшний день типов ламп для проекторов
— UHE (Ultra-High Energy). Разновидность ламп UHP (см. выше).
— UHB (Ultra-high brightness). Ещё одна разновидность ламп UHP (см. выше).
— NSH (New Super High Pressure). Также относится к ртутным лампам высокого давления, производится компанией Ushio. Несколько менее популярна, чем UHP и аналоги
..., однако также широко распространена. Ориентировочное время работы — порядка 2000 ч.
— SHP. Ртутные лампы высокого давления производства Phoenix.
— P-VIP (Video Projector) - ртутная лампа высокого давления компании OSRAM. Лампы высокой яркости, срок службы - 4000 - 6000 часов.
—UHM (Ultra High Performance Lamp of Matsushita) - ртутная лампа высокого давления, производится Panasonic. Легко меняется, время работы, в зависимости от типа - 2000 - 5000 часов.
— Xenon. Устройство и принцип действия таких ламп аналогичны ртутным лампам высокого давления — свет создаётся за счёт разряда в газовой среде. Однако вместо паров ртути в данном случае используется инертный газ ксенон под высоким давлением. Это позволяет создавать лампы высокой мощности (от 2 кВт) с соответствующим световым потоком. Применяются ксеноновые лампы в первую очередь в профессиональных моделях проекторов.
— HPM. Технология ртутных ламп высокого давления, разработанная компанией Sonyи применяемая преимущественно в её проекторах (хотя встречаются и устройства других брендов). Сочетает компактные размеры и относительно невысокую стоимость с хорошей яркостью.
— DC. Аббревиатура от «direct current», т.е. «постоянный ток». В случае ламп для проекторов, как правило, под данным обозначением подразумеваются ртутные лампы, работающие от постоянного тока. Рабочее напряжение таких ламп в разных моделях проекторов может быть разным. В их конструкции обычно используются различные ухищрения, позволяющие улучшить характеристики по сравнению с обычными лампами подобного типа — в частности, повысить срок службы и снизить энергопотребление без ущерба для яркости.
— AC. Данная аббревиатура расшифровывается как «alternating current», т.е. «переменный ток». Такие лампы практически во всём аналогичны описанным выше DC, отличаясь от них лишь типом питания.Срок службы
Минимальный срок службы лампы проектора, заявленный производителем. Указывается по общему времени непрерывной работы. Отметим, что если проектор эксплуатировался без нарушений, то по достижении этого времени лампа не обязательно выйдет из строя — наоборот, она может проработать еще довольно долгое время. Впрочем, при оценке долговечности лучше всего ориентироваться именно на заявленный срок службы.
Мощность лампы
Потребляемая мощность лампы подсветки, установленной в проекторе.
Теоретически чем мощнее лампа — тем она ярче. Однако это верно только если сравнивать лампы одного типа (см. выше); и даже в таком случае яркость может зависеть еще и от нюансов конструкции. Поэтому при оценке возможностей лампы стоит ориентироваться не столько на мощность, сколько на прямо заявленную яркость в люменах (см. ниже).
А вот на что данный параметр влияет напрямую — так это на общую потребляемую мощность проектора: лампа является самым «прожорливым» компонентом устройства, по сравнению с ней энергопотребление остальной электроники весьма незначительно. Также отметим, что многие мощные светильники отличаются высоким тепловыделением и требуют систем охлаждения, что сказывается на габаритах и весе проектора.
Яркость
Яркость изображения, выдаваемого проектором на максимальной яркости подсветки. Обычно указывается усредненная яркость экрана, выведенная по особой формуле. Чем она выше — тем меньше изображение зависит от внешнего освещения: яркий проектор может обеспечить хорошо видимое изображение даже при дневном свете, а вот для тусклого потребуется затемнение. С другой стороны, повышение яркости снижает контрастность и достоверность цветопередачи.
Соответственно, при выборе по данному параметру нужно учитывать, в каких условиях планируется использовать проектор. Так, для офисного или школьного/университетского применения желательна яркость не ниже 3000 лм — это позволяет получать нормальную видимость, не затеняя помещение. В свою очередь, среди топовых моделей встречается и весьма невысокая яркость, т.к. подобные проекторы обычно устанавливаются в специально предназначенных для них помещениях с хорошей затемненностью. А в ультракомпактных устройствах добиться высокой яркости невозможно по техническим причинам.
Подробные рекомендации по оптимальной яркости для тех или иных условий можно найти в специальных источниках. Здесь же отметим, что выбирать по данному показателю в любом случае стоит с некоторым запасом. Как уже говорилось выше, при увеличении яркости снижается контрастность и качество цветопередачи, и для достижения желаемого качества картинки, возможно, придется использовать проектор на пониженной яркости.
Яркость ANSI-люмен
Этот параметр во многом определяет способность проектора работать в освещенном помещении. Для темной комнаты хватит и 1000 лм, чтобы картинка проекции была яркой, насыщенной, четкой и понятно. Но при работе в освещенном помещении проектору нужно будет как минимум 3500-4000 лм. Не стоит путать значения ANSI-люмен и Peak lumens. Это два разных стандарта яркости. Чтобы перевести один тип яркости в другой, нужно умножить Peak lumens на 10-12. В итоге получится приблизительное значение ANSI-Lumens.
Впрочем, специалисты не рекомендуют гнаться за высокими значениями яркости ANSI-люмен. Существует масса профессиональных проекторов с яркостью до 3500 лм. Чем меньше яркость, тем ниже энергопотребление, а вместе с этим увеличивается и срок службы осветителя. Разумеется, если проектор будет установлен в рабочем офисе или учебной аудитории, где необходимо хорошее освещение, рекомендуется приобретать модель с яркостью ANSI-Lumens от 4000 лм и выше.
Динамическая контрастность
Динамическая контрастность изображения, обеспечиваемая проектором.
Динамическая контрастность — это соотношение между самым ярким белым и самым темным черным цветом, которые способен выдать проектор. Напомним, что от контрастности зависит качество цветопередачи и детализация, чем выше данный показатель — тем ниже вероятность, что на ярких или темных участках детали окажутся неразличимыми. Однако динамическая контрастность является довольно специфическим параметром. Дело в том, что при ее подсчете учитывается самый яркий белый на максимальных настройках яркости и самый темный черный — на минимальных. В результате цифры в данной графе могут быть весьма впечатляющими, однако добиться такой контрастности в пределах одного кадра невозможно.
Введя этот параметр, производители пошли на определенную хитрость. Однако нельзя сказать, что динамическая контрастность не имеет вообще никакого отношения к качеству изображения. В проекторах может применяться автоматическое управление яркостью, при котором общая яркость в зависимости от «картинки» на экране может повышаться или снижаться. Такой формат работы основан на том, что человеческому глазу не нужны слишком яркие участки на общем темном фоне и очень темные — на ярком, изображение нормально воспринимается и без этого. Максимальный перепад яркости, достижимый в таком режиме работы, как раз и описывается динамической контрастностью.
Частота строчной развертки
Частота строчной развертки, поддерживаемая проектором.
Этот параметр актуален при работе с аналоговым видеосигналом. В таком видео изображение формируется построчно: по очереди подсвечивается каждый пиксель в строчке, затем подсвечивается следующая строчка и т. д. Частота строчной развертки описывает, сколько раз в секунду луч подсветки пробегает от края до края экрана. Для нормального воспроизведения проектор должен поддерживать ту же частоту развертки, с которой записан входящий сигнал. Впрочем, в большинстве моделей поддерживается довольно обширный диапазон частот, и проблем с поддержкой не возникает. Также отметим, что если вы не являетесь профессионалом, то при выборе проектора вполне можно ориентироваться на частоту кадровой развертки (см. ниже) — этот параметр более прост и нагляден, а поддержка определенной частоты кадров автоматически означает поддержку соответствующей частоты строк.
Частота кадровой развертки
Частота кадровой развертки, проще говоря — частота смены кадров, поддерживаемая проектором.
Для нормального воспроизведения крайне желательно, чтобы частота кадров у проектора совпадала с изначальной частотой кадров видеосигнала. Впрочем, большинство современных моделей поддерживает не конкретную частоту кадров, а целый диапазон частот, причем довольно обширный.
Отметим, что для просмотра большинства видеоматериалов вполне достаточно диапазона от 24 до 60 кадр/сек. Исключением является 3D-контент — для него может потребоваться удвоенная частота кадров, до 120 Гц (подробнее см. «
Поддержка 3D»).
Технология
Технология, по которой построена матрица проектора.
—
DLP. В основе данной технологии лежит чип с тысячами поворотных микрозеркал. Каждое такое зеркало соответствует одному пикселю и имеет два фиксированных положения — «светится» и «затемнено». В большинстве DLP-проекторов матрица одна, а вывод цветного изображения обеспечивается за счет т. н. цветового колеса, благодаря котором проектор поочередно отображает красное, зеленое и синее изображение; сменяются они так быстро, что зритель воспринимает не отдельные кадры, а цельную цветную картинку. По сравнению с LCD-моделями (см. соответствующий пункт) такие одноматричные проекторы более компактны, они дают более контрастное изображение с глубоким уровнем черного (что положительно влияет на качество черно-белого изображения). Однако яркость цветного изображения у DLP-устройств сравнительно невысока, кроме того, они подвержены «эффекту радуги»: в динамичных сценах могут быть заметны цветные артефакты, возникающие из-за несовпадения красных, зеленых и синих компонентов изображения. Этих недостатков лишены трехматричные DLP-проекторы; однако обходится подобная конструкция весьма недешево, поэтому встречается она нечасто, в основном среди устройст премиум-класса.
—
3LCD. Технология, основанная на использовании просвечиваемых ЖК-матриц. Таких матриц три, каждая из них просвечивается своим базовым цветом (красным,
...зеленым либо синим), а итоговая цветная «картинка» формируется из трех изображений, одновременно наложенных друг на друга. Благодаря такому формату работы можно добиться более ярких, насыщенных цветов, чем в одноматричных DLP-проекторах (см. соответствующий пункт); кроме того, данная технология полностью лишена «эффекта радуги». Из ее недостатков можно назвать сравнительно невысокую контрастность (в частности, из-за скромной глубины черного цвета) и более крупные размеры проекторов.
— LCD (Liquid Crystal Display) — технология цветопередачи, основанная на модуляции света жидкими кристаллами. Не стоит путать между собой матрицы LCD и 3LCD. Технология 3LCD формирует изображение из трех отдельных световых потоков, а в матрице LCD изображение вытекает сразу из единого светового пучка. Матрицы этого типа обеспечивают стабильное, контрастное и насыщенное цветами изображение. Среди недостатков технологии можно отметить «проглядывание» световой решетки, если на картинку смотреть с близкого расстояния. Дополнительно подложка LCD-матриц склонна к выгоранию, из-за чего синий цвет со временем может начать отдавать желтизной (отметим, что произойти это может через длительное время активной эксплуатации). Матрицы LCD требуют периодического техобслуживания, сервис сводится к чистке воздушного фильтра. Проекторы с LCD-матрицей обычно имеют компактные размеры и небольшой вес, такие модели подвержены нагреву, а шумовой порог находится на отметке выше среднего.
— LCoS. Технология, объединяющая в себе свойства DLP и LCD. Как и LCD, предусматривает три отдельные матрицы для трех базовых цветов (красный, зеленый, синий), а итоговое цветное изображение формируется за счет одновременного наложения этих трех компонентов. Отличие же заключается в том, что в LCoS-проекторах матрицы не просветные, а отражающие. Благодаря этому можно добиться отличной контрастности (как в DLP) в сочетании с яркими, качественными цветами без «эффекта радуги» (как в LCD). Главный недостаток этой технологии — внушительная стоимость, из-за чего применяется она в основном в проекторах премиум-класса.