Мощность лампы
Потребляемая мощность лампы подсветки, установленной в проекторе.
Теоретически чем мощнее лампа — тем она ярче. Однако это верно только если сравнивать лампы одного типа (см. выше); и даже в таком случае яркость может зависеть еще и от нюансов конструкции. Поэтому при оценке возможностей лампы стоит ориентироваться не столько на мощность, сколько на прямо заявленную яркость в люменах (см. ниже).
А вот на что данный параметр влияет напрямую — так это на общую потребляемую мощность проектора: лампа является самым «прожорливым» компонентом устройства, по сравнению с ней энергопотребление остальной электроники весьма незначительно. Также отметим, что многие мощные светильники отличаются высоким тепловыделением и требуют систем охлаждения, что сказывается на габаритах и весе проектора.
Яркость
Яркость изображения, выдаваемого проектором на максимальной яркости подсветки. Обычно указывается усредненная яркость экрана, выведенная по особой формуле. Чем она выше — тем меньше изображение зависит от внешнего освещения: яркий проектор может обеспечить хорошо видимое изображение даже при дневном свете, а вот для тусклого потребуется затемнение. С другой стороны, повышение яркости снижает контрастность и достоверность цветопередачи.
Соответственно, при выборе по данному параметру нужно учитывать, в каких условиях планируется использовать проектор. Так, для офисного или школьного/университетского применения желательна яркость не ниже 3000 лм — это позволяет получать нормальную видимость, не затеняя помещение. В свою очередь, среди топовых моделей встречается и весьма невысокая яркость, т.к. подобные проекторы обычно устанавливаются в специально предназначенных для них помещениях с хорошей затемненностью. А в ультракомпактных устройствах добиться высокой яркости невозможно по техническим причинам.
Подробные рекомендации по оптимальной яркости для тех или иных условий можно найти в специальных источниках. Здесь же отметим, что выбирать по данному показателю в любом случае стоит с некоторым запасом. Как уже говорилось выше, при увеличении яркости снижается контрастность и качество цветопередачи, и для достижения желаемого качества картинки, возможно, придется использовать проектор на пониженной яркости.
Динамическая контрастность
Динамическая контрастность изображения, обеспечиваемая проектором.
Динамическая контрастность — это соотношение между самым ярким белым и самым темным черным цветом, которые способен выдать проектор. Напомним, что от контрастности зависит качество цветопередачи и детализация, чем выше данный показатель — тем ниже вероятность, что на ярких или темных участках детали окажутся неразличимыми. Однако динамическая контрастность является довольно специфическим параметром. Дело в том, что при ее подсчете учитывается самый яркий белый на максимальных настройках яркости и самый темный черный — на минимальных. В результате цифры в данной графе могут быть весьма впечатляющими, однако добиться такой контрастности в пределах одного кадра невозможно.
Введя этот параметр, производители пошли на определенную хитрость. Однако нельзя сказать, что динамическая контрастность не имеет вообще никакого отношения к качеству изображения. В проекторах может применяться автоматическое управление яркостью, при котором общая яркость в зависимости от «картинки» на экране может повышаться или снижаться. Такой формат работы основан на том, что человеческому глазу не нужны слишком яркие участки на общем темном фоне и очень темные — на ярком, изображение нормально воспринимается и без этого. Максимальный перепад яркости, достижимый в таком режиме работы, как раз и описывается динамической контрастностью.
Частота строчной развертки
Частота строчной развертки, поддерживаемая проектором.
Этот параметр актуален при работе с аналоговым видеосигналом. В таком видео изображение формируется построчно: по очереди подсвечивается каждый пиксель в строчке, затем подсвечивается следующая строчка и т. д. Частота строчной развертки описывает, сколько раз в секунду луч подсветки пробегает от края до края экрана. Для нормального воспроизведения проектор должен поддерживать ту же частоту развертки, с которой записан входящий сигнал. Впрочем, в большинстве моделей поддерживается довольно обширный диапазон частот, и проблем с поддержкой не возникает. Также отметим, что если вы не являетесь профессионалом, то при выборе проектора вполне можно ориентироваться на частоту кадровой развертки (см. ниже) — этот параметр более прост и нагляден, а поддержка определенной частоты кадров автоматически означает поддержку соответствующей частоты строк.
Частота кадровой развертки
Частота кадровой развертки, проще говоря — частота смены кадров, поддерживаемая проектором.
Для нормального воспроизведения крайне желательно, чтобы частота кадров у проектора совпадала с изначальной частотой кадров видеосигнала. Впрочем, большинство современных моделей поддерживает не конкретную частоту кадров, а целый диапазон частот, причем довольно обширный.
Отметим, что для просмотра большинства видеоматериалов вполне достаточно диапазона от 24 до 60 кадр/сек. Исключением является 3D-контент — для него может потребоваться удвоенная частота кадров, до 120 Гц (подробнее см. «
Поддержка 3D»).
Поддержка форматов изображения
Форматы изображения, поддерживаемые проектором.
Под форматом в данном случае подразумевается соотношение сторон изображения. Общее правило в данном случае таково: проектор должен поддерживать тот же формат, в котором записан исходный контент. В противном случае изображение будет либо растянутым по высоте или ширине, либо с черными полосами по бокам или сверху-снизу. Конкретно же форматы можно поделить на три основных категории:
— Традиционные, или
прямоугольные. Классические форматы, в которых высота картинки не намного меньше ширины. Наиболее популярные варианты — 4:3, широко применявшийся в аналоговом ТВ, и 5:4, распространенный в компьютерной технике. Традиционные форматы хорошо подходят для презентаций, работы с документами и графиками и других аналогичных задач.
—
Широкоэкранные — форматы, в которых ширина кадра значительно (более чем в 1,5 раза) превышает высоту. Самые популярные из таких стандартов — 16:9 и 16:10. Такие соотношения сторон хорошо подходят для игр и фильмов; в частности, большинство контента в высоком разрешении (HD 720p и выше) записано именно в широкоэкранном формате.
—
Сверхширокие. Форматы еще большей ширины, чем описанные выше широкоэкранные — например, 21:9. Используются преимущественно в кинематографе.
Стоит отметить, что немало современных проекторов способны работать сразу с несколькими вида
...ми форматов — например, с классическим 4:3 и широкоугольным 16:9.Возможности
—
Датчик освещения. Датчик, определяющий уровень окружающей освещенности. Чаще всего используется для автоматической подстройки яркости проектора под текущие условия. Так, в затемненном помещении высокая яркость не нужна, а при дневном свете, наоборот, без нее не обойтись. Регулировать режим работы можно и вручную, но удобнее, когда проектор делает это автоматически.
—
Поддержка DLNA. Технология DLNA.предназначена для объединения домашней электроники в единую сеть и обмена контентом в реальном времени. Одним из ее преимуществ является то, что DLNA-устройства гарантированно совместимы между собой независимо от модели и производителя. В проекторе эта функция может использоваться, к примеру, для просмотра на большом экране фильма с жесткого диска компьютера, или для вывода на этот экран Интернет-трансляции, изначально открытой на планшете. Работает DLNA на базе обычной локальной сети, с подключением через LAN (см. «Порты управления») или Wi-Fi (см. ниже).
—
Поддержка MHL. Наличие у проектора входов
HDMI с поддержкой стандарта MHL. Данный стандарт применяется для трансляции видео и аудио с мобильных гаджетов (через microUSB) на внешние устройства. Соответственно, эта особенность пригодится тем, кто планирует подключать к проектору смартфоны и другую портативную технику. При этом MHL-гаджет, подключенный к совместимо
...му HDMI-порту, может еще и заряжаться в процессе. Отметим, что вывести сигнал MHL можно и на обычный HDMI-порт, однако для этого понадобится переходник, а функция зарядки будет недоступна.
— Картинка в картинке. Возможность воспроизведения на одном экране одновременно двух каналов: основного и дополнительного (в отдельном маленьком окошке). Звук при этом воспроизводится только для основного канала. Такой режим позволяет, к примеру, пропустить перерыв в футбольном матче и не опоздать ко второму тайму. Отметим, что для работы этой функции изображения должны поступать из разных источников — например, с двух разных тюнеров, или с тюнера и внешнего устройства (DVD-плеера, медиацентра и т.п.).
— Протокол PJ-Link. Поддержка проектором протокола PJ-Link. Это служебный стандарт, разработанный для управления проекторами через локальные сети (обычно по LAN или HDBaseT, см. «Порт управления»). Все оборудование с поддержкой PJ-Link (проекторы, контроллеры) полностью взаимно совместимо независимо от марки и производителя, что значительно облегчает построение сетей из нескольких проекторов и замену отдельных компонентов в таких сетях.
— Поддержка 3D. Поддержка 3D подразумевает возможность воспроизведения объемного стереоскопического изображения. В основе 3D-картинки могут находиться различные технологии. Традиционно различают технологии активного (см. соответствующий пункт), пассивного (см. соответствующий пункт) и гибридного 3D. Для просмотра объемного изображения необходимы специальные очки. В случае с активным 3D в очки встраиваются специальные шторки, которые работают от автономного источника питания. Для пассивного и гибридного 3D достаточно обычных 3D-очков без автономного питания.
— Активное 3D. Технология активного 3D построена на принципе попеременного мерцания картинки. Мерцание изображения на экране синхронизируется с мерцанием линз в очках, в итоге каждый глаз получает отдельное изображение, что и делает картинку объемной. Главным преимуществом активного 3D является возможность просмотра изображения без снижения исходного качества картинки. На экран можно смотреть под любым углом и из любого положения, изображение при этом все равно будет объемным. Из недостатков можно выделить наличие некоторой нагрузки на глаза, которая возникает из-за регулярного мерцания линз в очках. Также активные 3D-очки могут несколько затемнять исходную яркость изображения. Дополнительно очки этого типа весьма дорого стоят.
— Пассивное 3D. Пассивное 3D предусматривает вывод на экран двойного изображения. В пассивных 3D очках используются специальные линзы, которые отсекают дублирующую картинку таким образом, что каждый глаз видит только предназначенное для него изображение, что и создает иллюзию объемной картинки. Главным преимуществом пассивного 3D является отсутствие нагрузки на глаза, которая характерна для активного мерцающего 3D. Очки для пассивного 3D недорого стоят.
— Интерактивное перо. Поддержка проектором технологии интерактивных перьев. Такая технология позволяет фактически превратить проецируемое изображение в интерактивную доску: при помощи пера можно рисовать, писать и делать пометки прямо на проецируемом изображении, что бывает особенно полезно во время презентаций и образовательных мероприятий. Стоит учитывать, что сами перья и дополнительное оборудование для их работы могут не входить в комплект поставки.
— Мультимедийный (аэропульт). Аэропультом называют устройства, обладающие гироскопом, который позволяет не просто переключать пункты меню кнопками «↑», «↓», а использовать пульт в роли мышки. Направив его на экран появится курсор, который перемещается по направлению пульта. Тем самым управление становится проще и быстрее.
— Управление голосом. Поддержка проектором голосового управления позволяет надиктовывать определенные команды через пульт ДУ. Однако охватывает голосовое управление не все функции и точность распознавания может потребовать повторного ввода команды. Если вам необходим более обширный ассортимент функций, тогда обратите внимание на голосовой ассистент.
— Голосовой ассистент. Уже давно управление устройствами переходит на голосовые команды. Для этого используются определенные интерфейсы и системы. Самые популярные это Amazon Alexa и Google Assistant. Для «яблочных» устройств это Apple Siri, но такая техника не представлена в проекторах. При этом в отличии от функции управления голосом голосовой помощник не просто включает ту или иную функцию, режим, делает громче, тише, а позволяет выполнять определенные операции в приложениях, будь-то запустить в youtube нужный клип или отобразить погоду в браузере.Видеоразъемы
Входы для подключения внешних источников видеосигнала, предусмотренные в проекторе.
— VGA. Аналоговый видеоинтерфейс, считающийся устаревшим, однако все еще довольно популярный; выходы VGA встречаются в видеотехнике, а также в некоторых компьютерных видеокартах. Поддерживает разрешения вплоть до 1280х1024, что позволяет работать с видео 720p, однако о более продвинутых HD-стандартах речи не идет. Передачи аудиосигнала по VGA не предусматривается, звуковое сопровождение для такого видео придется подключать отдельно.
—
DVI. Видеоинтерфейс, применяемый в основном для подключения проекторов к компьютерам. Изначально не предусматривал передачи звука, однако эта возможность постепенно внедряется. В наше время используется несколько разновидностей DVI. Так, по формату сигнала выделяют чисто цифровой DVI-D и комбинированный DVI-I, поддерживающий цифровое и аналоговое видео. В обеих этих разновидностях может использоваться двухканальный формат передачи цифровых данных, при котором максимальное разрешение видео достигает 2560х1600 (в одноканальном оно составляет 1920х1200). Разъемы и штекеры DVI-D и DVI-I совместимы между собой при совпадении по количеству каналов, либо в том случае, если одноканальный видеосигнал подключается к двухканальному входу.
—
DisplayPort. Цифровой интерфейс, изначально разработанный для подключения ЖК-мониторов. Современные версии по возможностям схожи с HDMI, о
...ни поддерживают HD-разрешения от 1080p и выше, а также передачу многоканального звука. Тем не менее, в видеоустройствах такие выходы встречаются редко, основной сферой применения DisplayPort была и остается компьютерная техника. В частности, именно такой разъем (а также его уменьшенную версию miniDisplayPort) штатно использует в своих компьютерах компания Apple.
-
— DisplayPort v 1.2. DisplayPort v 1.2 обладает пропускной способностью на уровне 17,28 Гбит/с. Данный стандарт передачи сигнала имеет полную поддержку видеоформата FullHD. Частично поддерживаются форматы QuadHD и 4К.
-
DisplayPort v 1.3. Максимальная пропускная способность DisplayPort v 1.3 составляет 25,92 Гбит/с. Данная версия DisplayPort предусматривает полную поддержку форматов FullHD и QuadHD. Частично поддерживаются видеорежимы в разрешении 4K и 8К.
-
DisplayPort v 1.4. Предел пропускной способности DisplayPort v 1.4 составляет 32,4 Гбит/с. Данная версия DisplayPort отличается расширенной поддержкой видеорежима 4K, в том числе и с частотой обновления кадров 144 Гц, в то время как в версии DisplayPort 1.3 режим 4К ограничен частотой лишь 120 Гц. Как и в предыдущей версии, DisplayPort 1.4 частично поддерживает видеорежимы 8К.
— BNC. Разъем байонетного типа, используемый для подключения коаксиального кабеля.
В проекторах такое соединение применяется для передачи компонентного аналогового видео (см. соответствующий пункт) или несжатого видеосигнала по стандарту SDI. BNC относится к профессиональным интерфейсам и встречается в проекторах соответствующего класса.
— S-Video. Аналоговый интерфейс для передачи видеосигнала (без работы со звуком). Предусматривает два канала для передачи информации об изображении, в этом смысле похож на описанный ниже компонентный вход. Однако, с одной стороны, S-Video использует всего один разъем вместо трех, с другой — пропускная способность у данного интерфейса заметно ниже, он не подходит для HD-разрешений, в свете чего считается устаревшим и встречается редко, в основном в специализированной видеотехнике.
— Композитный. Изначально композитным называют аналоговый интерфейс для передачи видео и звука, использующий 3 отдельных канала (под видеосигнал и левый и правый канал аудио). Однако в данном случае чаще всего подразумевается только один разъем — для видео; звуковые входы в проекторах указываются отдельно и обозначаются как RCA (аудио) (см. «Аудиоразъемы»). В целом композитный интерфейс не отличается особым качеством картинки, к тому же не подходит для передачи HD-изображения и считается устаревшим. С другой стороны, он весьма распространен и встречается не только в современной видеотехнике, но и в откровенно устаревшей; к примеру, через этот интерфейс можно подключить к проектору VHS-видеомагнитофон.
— Компонентный. Интерфейс, считающися самым продвинутым среди современных аналоговых видеостандартов. Видеосигнал при таком подключении разделяется на три компонента, передаваемые по отдельным кабелям; это обеспечивает хорошую помехостойкость и пропускную способность, достаточную даже для работы с HD-разрешениями. А вот звук данным интерфейсом не поддерживается.HDMI входов
Количество HDMI-входов, предусмотренное в проекторе.
HDMI — это комплексный цифровой интерфейс, изначально созданный для работы с видео высокого разрешения и многоканальным звуком. На сегодняшний день фактически является общепринятым стандартом, выходы этого типа имеются в подавляющем большинстве видеоустройств с поддержкой HD — медиацентров, Blu-ray плееров, компьютерных видеокарт и т. п. Наличие нескольких входов HDMI позволяет одновременно подключить к проектору несколько источников сигнала и переключаться между ними в настройках проектора, без необходимости лишний раз подсоединять и отсоединять кабели.