Автобрекетинг
Брекетингом называют съемку серии кадров, при которой в каждом следующем кадре параметры съемки (экспозиция, баланс белого, фокус и т. п.) изменяются на определенную величину. Это позволяет, к примеру, выбрать наиболее удачный снимок из нескольких вариантов, или определить эффект от изменения настроек в ту или иную сторону. Автобрекетинг позволяет проводить такую съемку автоматически. При этом стоит учитывать, что набор параметров, изменяемых в процессе, в разных моделях камер может различаться. К примеру, одни аппараты способны менять только экспозицию, другие — экспозицию и/или баланс белого, и т. п.
Съемка Ultra HD (4K)
Максимальное разрешение и частота кадров видео, снимаемого камерой в
стандарте Ultra HD (4K).
К UHD 4K относят разрешения с размером кадра приблизительно в 4 тыс. пикс по горизонтали. Конкретно в фотокамерах для видеосъемки чаще всего применяются разрешения 3840х2160 и 4096х2160. Касательно частоты кадров стоит прежде всего отметить, что обычное (не замедленное) видео снимается со скоростью до 60 кадр/сек и в этом случае чем выше частота кадров — тем более плавным будет видео, тем меньше будут заметны рывки при движении в кадре. Если же частота кадров составляет 100 кадр/сек и выше — это обычно значит, что камера имеет режим съемки замедленного видео.
Порты подключения
— USB C. Универсальный интерфейс USB, использующий разъем типа Type C. Сами по себе порты USB (всех типов) применяются в основном с целью подключения камеры к компьютеру для копирования отснятых материалов, для управления настройками, обновления прошивки и т. п. Конкретно же разъем Type C сравним по размерам с более ранними miniUSB и microUSB, однако имеет двустороннюю конструкцию, позволяющую вставлять штекер любой стороной. Кроме того, USB C нередко работает по стандарту USB 3.1, который позволяет добиться скорости подключения до 10 Гбит/с — полезная возможность при копировании большого объема контента.
—
HDMI. Комплексный цифровой интерфейс, позволяющий по одному кабелю передавать видео (в т.ч. высокого разрешения) и звук (вплоть до многоканального). Наличие такого порта дает возможность использовать камеру в качестве плеера: ее можно напрямую подключить к телевизору, монитору, проектору и т.п. и просматривать отснятые материалы на большом экране. При этом возможности трансляции могут включать не только проигрывание видео, но и демонстрацию отснятых фото в режиме слайд-шоу. Входы HDMI присутствуют в большинстве современной видеотехники, и подключение обычно не составляет проблем.
В наше время на рынке представлено несколько версий интерфейса HDMI:
- v 1.4. Наиболее старая из актуальных на сегодня версий, выпущенная в 2009 году. Тем не менее, поддерживает 3D-видео, способна работать с разрешениями вплоть до 4096х2160 на...скорости в 24 к/с, а в разрешении Full HD частота кадров может достигать 120 к/с. Помимо оригинально v.1.4, встречаются также улучшенные модификации — v.1.4a и v.1.4b; они аналогичны по основным возможностям, в обоих случаях улучшения коснулись преимущественно работы с 3D-контентом.
- v 2.0. Значительное обновление HDMI, представленное в 2013 году. В этой версии максимальная частота кадров в 4K выросла до 60 к/с, также из нововедений можно упомянуть поддержку ультраширокого формата 21:9. В обновлении v.2.0a к возможностям интерфейса была добавлена поддержка HDR, в v.2.0b эта функция была улучшена и расширена.
- v 2.1. Несмотря на схожесть по названию с v.2.0, данная версия, выпущенная в 2017 году, стала весьма масштабным обновлением. В частности, в ней добавилась поддержка 8K и даже 10 K на скорости до 120 к/с, а также еще более расширились возможности по работе с HDR. Под эту версию был выпущен собственный кабель — HDMI Ultra High Speed, все возможности v.2.1 доступны только при использовании кабелей этого стандарта, хотя базовые функции можно использовать и с более простыми шнурами.
— Выход на наушники. Аудиовыход, позволяющий подключить к камере наушники. Как правило, представлен классическим 3.5-миллиметровым мини-джеком. Наличие такого разъема обеспечивает возможность мониторинга звука во время видеозаписи в режиме реального времени. Это особенно важно при съемке интервью, видеоблогов и прочих подобных проектов.
— Вход микрофона. Специализированный вход для подключения к камере внешнего микрофона. Внешние микрофоны значительно превосходят встроенные по качеству звука. Во-первых, они не так чувствительны к «собственным» звукам камеры — от кнопок, колес управления, моторов фокусировки и т.п. (а если микрофон использует длинный провод и не крепится на корпусе, этих звуков вообще не будет слышно). Во-вторых, сами по себе внешние микрофоны имеют более продвинутые характеристики. С другой стороны, их применение оправдано в основном при профессиональной видеозаписи; поэтому наличие микрофонного входа, как правило, соответствует о продвинутых возможностях видеосъёмки
Режимы автофокуса
Режимы работы автофокуса, предусмотренные в конструкции камеры.
— Один снимок. Основной режим работы автофокуса, встречается во всех современных камерах и используется чаще всего. Рассчитан на съёмку неподвижных объектов.
— Следящий. Этот режим применяется для съёмки движущихся объектов, дистанция до которых постоянно изменяется: камера постоянно отслеживает положение объекта, постоянно подстраивая оптику так, чтобы он находился в фокусе. Обычно встречается в камерах среднего и высшего класса.
— AI фокус. Своеобразная комбинация предыдущих двух режимов, применяется в том случае, когда неподвижный объект в любой момент может начать двигаться. Если сцена статична, автофокус работает в режиме одного кадра, если же объект, на котором произведена фокусировка, начал двигаться — аппарат переключается в режим следящего автофокуса. Режим AI позволяет практически мгновенно выставлять оптимальные настройки автофокуса, что особенно полезно для репортажной съёмки. Изначально он встречался в дорогих моделях, однако, благодаря развитию технологий, на сегодняшний день может использоваться даже в недорогих компактах (см. «Тип фотокамеры»).
— По лицу. Режим автофокуса, использующий систему распознавания лиц и наводящий резкость именно по ним. Данная функция полезна прежде всего для съёмки людей на большом расстоянии от камеры, когда размер лица намного меньше размера кадра — например, при групповых снимках.
— По улыбке. Дальнейшее раз...витие описанного выше режима автофокусировки по лицу, когда, в соответствии с названием, система реагирует не просто на лицу, а на улыбку. Этот режим может совмещаться с функцией автоматической съёмки в момент улыбки.
— Животное в кадре. Режим, рассчитанный прежде всего на съёмку животных, которых бывает сложно (а часто — и невозможно) заставить сидеть в кадре неподвижно. Обычно является разновидностью описанного выше следящего автофокуса, конкретные же особенности работы могут различаться в зависимости от модели камеры.
Данный список не является исчерпывающим, в конструкции современных камер могут предусматриваться и другие специфические режимы автофокусировки.
Точек фокусировки
Количество точек фокусировки (автофокусировки), предусмотренное в конструкции камеры.
Точка фокусировки — это точка (точнее, небольшой участок) в кадре, с которой система автофокуса считывает данные для наведения на резкость. Простейшие системы работают с одной точкой, однако их возможности весьма ограничены, и этот вариант на сегодняшний день практически не встречается. Современные цифровые камеры имеют не менее трёх датчиков фокусировки, а в наиболее продвинутых моделях этот показатель может достигать нескольких десятков.
Чем больше датчиков автофокуса имеется в камере — тем более продвинутыми будут её возможности по работе с автофокусом, тем больше специфических приёмов она позволяет использовать. При этом выбор конкретных используемых точек может осуществляться как автоматически, одновременно с выбором сюжетной программы, так и вручную (впрочем, второй вариант характерен скорее для профессиональных камер). Кроме того, обилие точек фокусировки положительно сказывается на качестве работы следящего автофокуса (см. «Режимы автофокуса»).
В целом большее количество датчиков фокусировки обычно считается признаком более продвинутой камеры; однако различия в качестве становятся действительно заметными лишь в том случае, если разница в количестве точек значительна — например, если сравнивать модели на 9 и 39 точек. Также многое зависит от расположения точек в кадре — считается, что распределённые по обширной площади датчики работают лучше, чем пл...отно расположенные в центре кадра, даже если их количество одинаково.
Усиление контуров
Наличие
функции усиления контуров в конструкции камеры.
Данная функция применяется при ручной фокусировке и доступна только с электронными или оптико-электронными видоискателями, а также в режиме Live View (см. ниже). Она заключается в выделении цветом контуров тех предметов, которые в данный момент находятся в фокусе. Благодаря этому фотограф может с лёгкостью определить расположение и границы области, находящейся в фокусе, что значительно упрощает наведение резкости в ручном режиме.
Выдержка
Диапазон выдержек, в котором способна снимать камера.
Выдержка — это время между открытием и закрытием затвора (см. ниже), проще говоря — промежуток времени, запечатлённый на фото. Для разных целей, способов и условий съёмки оптимальными будут разные значения выдержек. Малые значения (в современных камерах они могут достигать тысячных долей секунды) важны при съёмке быстродвижущихся объектов и для съёмки на дальних дистанциях — в первом случае они сводят к минимуму эффект смазывания изображения от движения объекта, во втором — эффект от подрагивания камеры в руках. Однако для съёмки на малых выдержках требуются хорошая светочувствительность матрицы или светосильная оптика (см. выше). Большие значения выдержек (измеряемые в секундах) используются для съёмки в условиях слабой освещённости — например, ночных городских улиц или звёздного неба — а также позволяют создавать эффект движения в кадре. Соответственно, чем больше диапазон выдержек — тем шире возможности камеры по выбору оптимального для определённых условий варианта
Серийная съемка
Скорость
серийной съемки, обеспечиваемая камерой на максимальном разрешении кадра. При меньших разрешениях скорость может быть и выше, однако ключевой характеристикой считается именно данное значение.
При серийной съемке фотограф зажимает кнопку, а камера делает несколько снимков подряд, обычно с интервалом в доли секунды. Такая съемка удобна, например, для фиксации быстродвижущихся объектов: она позволяет из серии кадров выбрать наиболее удачный, или при помощи всей серии показать динамику движения. А чем выше скорость — тем эффективнее съемка, тем больше кадров камера может зафиксировать за промежуток времени. С другой стороны, быстрота требует соответствующей аппаратной «начинки» и может заметно сказаться на стоимости.
Тип затвора
Затвор — это система, регулирующая длительность выдержки, то есть воздействия света на матрицу (подробнее о выдержке см. выше). Вот основные типы таких систем:
—
Электронный. Разновидность затворов, пригодная только для цифровых фотокамер. Такие системы не имеют движущихся механических частей, выдержка в них осуществляется электронным способом. В момент нажатия на спуск, при «открытии» затвора, матрица полностью обнуляется; а через определённое время (соответствующее времени выдержки), при «закрытии» затвора, с неё считывается накопленный заряд. Это позволяет осуществлять полноценную фотосъёмку и работать с различными значениями выдержек, не применяя сложных конструкций. Ещё одно преимущество перед описанными ниже механическими затворами заключается в том, что такие системы идеально подходят для Live View (см. выше): матрица может постоянно транслировать изображение на экран, лишь иногда «прерываясь» непосредственно на съёмку. С другой стороны, такая постоянная работа повышает вероятность нагрева и возникновения дополнительных шумов на снимке. Для компенсации данного недостатка применяются различные решения, и в большинстве случаев он почти незаметен; однако для профессиональной съёмки электронные затворы считаются всё же менее подходящими, чем механические.
—
Механический. Существует множество видов механических затворов, однако в современных цифровых фотокамерах встречаются преимущес
...твенно системы в виде пары шторок. При раскрытии затвора движется одна из шторок, а затем её «догоняет» вторая, закрывая матрицу. Главным преимуществом механических затворов является то, что при их использовании матрица постоянно остаётся закрытой и открывается только в момент съёмки на время, соответствующее выставленной выдержке (аналогично тому, как это происходит в плёночных камерах). За счёт этого удаётся избежать нагрева сенсора и связанного с этим увеличения шумов на снимке. С другой стороны, дополнительные механизмы заметно сказываются на весе, габаритах, стоимости и энергопотреблении камеры, при съёмке быстро движущихся объектов могут возникнуть искажения, а при низких температурах — сбои и даже отказы. Кроме того, камеры с механическими затворами рассчитаны в основном на работу через оптический видоискатель. Для электронного же видоискателя или режима Live View (см. выше) нужно либо устанавливать вспомогательную матрицу (что ещё более усложняет и удорожает конструкцию), либо полностью открывать шторки и фактически снимать в режиме электронного затвора, что лишает смысла саму идею «механики». Вследствие этого данный тип затвора на сегодняшний день используется преимущественно в зеркальных камерах (см. «Тип фотокамеры») среднего и топового уровней; в других разновидностях он тоже встречается, но заметно реже.
— Электронный/механический. Системы, сочетающие оба описанных выше варианта; точнее даже — механические затворы, дополненные возможностью работы в электронном режиме. Одним из ключевых недостатков чисто механических систем является слабая пригодность для сверхкоротких выдержек — обеспечить необходимую скорость движения шторок непросто, к тому же механизм в таком режиме подвергается значительным нагрузкам. Для устранения этого недостатка и были созданы электронно-механические системы. Работают они следующим образом: на коротких выдержках до определённого предела используется чисто механический способ работы, а когда возможностей механики не хватает — комбинированный режим. В этом режиме шторки затвора открываются на относительно долгое время (дольше требуемой выдержки), а матрица при этом работает электронным способом (подробнее см. выше), обеспечивая необходимую выдержку. Теоретически комбинированный способ позволяет эффективно снимать на сверхмалых выдержках, однако на практике качество снимков получается сравнительно невысоким, и «гибридный» затвор нередко является скорее маркетинговым ходом, нежели реально полезным инструментом.