Привод
Способ передачи вращения с вала двигателя на рабочий механизм компрессора.
— Прямой. В компрессорах с
прямым приводом вал рабочего механизма совмещён непосредственно с валом двигателя — поэтому такие модели также называют коаксиальными. Их главными преимуществом является невысокая стоимость, обусловленная простотой конструкции, а также небольшие габариты компрессорного блока. Однако при этом простота не распространяется на ремонт: велика вероятность того, что даже при небольшой неполадке придётся разбирать большую часть устройства. Кроме того, данный вариант отличается высоким уровнем шума, а скорость вращения вала довольно высока, что сильно изнашивает рабочий механизм. Создать же на основе прямого привода высокопроизводительный компрессор весьма сложно, т.к. особенности конструкции отрицательно влияют на эффективность охлаждения. Поэтому подобные модели обычно относятся к устройствам начального уровня с невысокой производительностью.
—
Ременной. Работа этого привода основана на использовании двух шкивов (один на валу двигателя, другой — на валу рабочего механизма), соединённых приводным ремнём. Он более громоздок, несколько сложнее по конструкции и стоит дороже, чем прямой, однако выигрывает у него по целому ряду других показателей. Прежде всего это производительность: отдельно расположенные двигатель и рабочий механизм намного проще охлаждать, что позволяет создавать компрессоры практ
...ически любой мощности без риска перегрева. Кроме того, за счёт разницы в диаметре шкивов скорость вращения вала рабочего механизма ниже, чем у двигателя, что ещё больше снижает нагрев и положительно влияет на ресурс. Компрессоры с ременным приводом просты в ремонте и обслуживании (за счёт возможности доступа к двигателю и механизму по отдельности), да и уровень шума у них невелик.Производительность на входе
Количество воздуха, которое способен обработать компрессор за единицу времени; обычно указывается в литрах за минуту. Производительность, наряду с давлением (см. ниже) является одним из самых важных параметров: именно она в первую очередь определяет, насколько компрессор будет совместим с тем или иным пневмоинструментом.
Выбирать модель по этому показателю стоит с таким расчётом, чтобы она могла гарантированно «вытянуть» все инструменты, которые могут быть подключены одновременно. Расход воздуха обычно прямо указывается в характеристиках каждого инструмента, и подсчитать общую потребность достаточно просто. Однако для в связи с особенностями конструкции компрессор должен иметь определённый запас по производительности; конкретное же значение этого запаса зависит от ряда нюансов.
Основной момент состоит в том, что одни компании указывают для своих агрегатов производительность на выходе (сколько воздуха подаётся на инструмент), а другие — на входе (сколько воздуха засасывает компрессор). Поскольку ни один компрессор не идеален, то часть воздуха неизбежно теряется в процессе сжатия, поэтому его количество на выходе всегда будет меньше, чем на входе. Соответственно, если в характеристиках указана производительность на выходе, рекомендуется запас в 10-20%, а если на входе — 35-40%.
Существуют также более сложные методики, позволяющие точнее вывести необходимую производительность в зависимости от особенностей конкретных инструментов; с ними можно...ознакомиться в специальных источниках.
Номинальное давление
Максимальное давление, создаваемое компрессором при работе. Этот параметр, как и вышеописанная производительность, очень важен для подбора компрессора под конкретный пневмоинструмент: необходимо, чтобы номинальное давление было не ниже рабочего давления инструмента. В то же время высокое давление не является проблемой — его можно понизить за счёт соответствующего регулятора на редукторе.
Большинство современных компрессоров имеют
номинальное давление в 8 бар — этого вполне достаточно для большинства пневмоинструментов. Агрегаты на 6 бар относятся к начальному уровню, их основным назначением являются покрасочные работы, где высокого давления не требуется. Есть и варианты на 10 бар и даже больше — они, как правило, относятся к специализированным моделям и стоят соответственно. А потому специально искать агрегат высокого давления стоит только в том случае, если этот параметр является критичным для планируемых работ (например, если нужен компрессор для шиномонтажа).
При подборе по номинальному давлению обязательно нужно учитывать, что в качестве номинального обычно указывается максимально допустимое давление в ресивере. Реально выдаваемое компрессором на выход давление чаще всего несколько меньше, это связано с некоторыми особенностями конструкции. Для наиболее популярных вариантов номинального давления — 8 и 10 бар — реальные показатели обычно составляют на 2 бар меньше, т.е. 6 и 8 бар соот
...ветственно. Обороты
Скорость вращения вала двигателя компрессора в штатном режиме работы. На эффективность агрегата данный параметр, как правило, не влияет — основными показателями всё равно остаются производительность и номинальное давление (см. выше). В то же время он позволяет оценить особенности конструкции компрессора и его долговечность. Дело в том, что более высокая скорость вращения позволяет применять довольно простые и недорогие рабочие механизмы, однако она усиливает износ движущихся деталей и сокращает моторесурс. Поэтому модель с более низким числом оборотов, скорее всего, будет стоить дороже «высокооборотистого» варианта, однако и прослужит дольше (при прочих равных характеристиках — производительности, давлении, типе привода, конструкции; всё см. выше).
Объем ресивера
Ресивер — это резервуар (баллон), в который при работе компрессора накачивается сжатый воздух; именно из этого баллона (а не напрямую от рабочего механизма) он и подаётся на подключенный инструмент. Основной смысл такой схемы в том, что ресивер компенсирует неравномерности давления, возникающие при работе основного механизма; он, правда, не гарантирует абсолютного постоянства, однако все изменения происходят очень плавно. Кроме того, таким образом обеспечивается экономия электроэнергии: часть времени компрессор работает на запасённом воздухе из ресивера, а двигатель включает только при значительном снижении давления в резервуаре, для пополнения запасов. Поэтому данная деталь оснащения является практически обязательной, модели
без ресивера на сегодняшний день встречаются чрезвычайно редко.
В целом чем больше объем ресивера — тем реже придется его подкачивать после первоначального заполнения сжатым воздухом. Также считается, что объемный ресивер может отчасти компенсировать недостаточную производительность компрессора; однако этот момент не обеспечивает постоянную стабильную работу «прожорливого» инструмента и служит разве что запасным вариантом на случай кратковременного повышения расхода воздуха. С другой стороны, крупные объемы означают и соответствующие габариты резервуара (а он и так является самой крупной деталью в большинстве компрессоров), да и стоимость устройства растет соответственно. Поэтому при выборе стоит с
...облюдать определённый баланс и выбирать ресивер в зависимости от специфики работ. Для различных видов деятельности существуют свои рекомендации, с ними можно ознакомиться в специальных источниках. Здесь же отметим, что для относительно равномерных по времени работ с небольшим расходом воздуха обычно хватает небольшого ресивера, а если пиковые нагрузки могут возникать часто — лучше выбрать баллон побольше.
Некоторые компрессоры могут предусматривать расширение ресивера при помощи дополнительных ёмкостей.Уровень шума
Максимальный уровень шума, производимый компрессором при работе. При его оценке необходимо учитывать, что децибел, применяемый для оценки шума, не является абсолютной величиной. На практике это означает, что шумы, например, в 20 дБ и 40 дБ отличаются по уровню не в два раза, а в 100 — именно этой кратности соответствует разница в 20 дБ; рост в два раза соответствует увеличению на 3 дБ. Поэтому для оценки уровней шума стоит обращаться в первую очередь к сравнительным таблицам. Для значений, встречающихся в современных компрессоров, эта таблица будет выглядеть приблизительно так:
70 дБ — громкие разговоры на расстоянии около 1 м;
75 дБ — крик;
80 дБ — мотоциклетный двигатель с глушителем;
85 дБ — громкий крик;
90 дБ — вагон товарного поезда на расстоянии 5-7 м;
95 дБ — шум внутри вагона метро.
В любом случае чем меньше уровень производимого агрегатом шума — тем комфортнее его использование, тем меньше он будет «бить по ушам» и усиливать громкость всего набора работающих инструментов.
Уровень звука (LPA)
Уровень звукового давления в децибелах на определённом расстоянии между источником шума и ухом оператора компрессорного оборудования. Поскольку в непосредственной близости от компрессора люди не работают, параметр будет полезен для оценки уровня шума на дистанции. Чаще всего измеряется на расстоянии 7 м от работающей установки, реже — на удалении 1 м.