Макс. производительность
Максимальный объём воды, который устройство способно перекачать за определённое количество времени; также этот параметр иногда называют пропускной способностью. Он является одной из ключевых характеристик любого насоса, т.к. характеризует объёмы воды, с которыми может работать устройство. В то же время далеко не всегда имеет смысл гнаться за максимальной производительностью — ведь она заметно сказывается на габаритах, весе и «прожорливости» агрегата.
Существуют формулы, позволяющие вывести оптимальные значения производительности для разных ситуаций. Так, если насос предназначен для подачи воды к водозаборным точкам, его минимально необходимая производительность должна быть не ниже наибольшего суммарного расхода; при желании к этому значению можно добавить запас в 20 – 30%. А для канализационных моделей (см. «Назначение») всё будет зависеть уже от объёмов сточных вод. Более детальные рекомендации по выбору насоса в зависимости от производительности можно найти в специальных источниках.
Макс. напор
Максимальный напор, создаваемый насосом. Этот параметр чаще всего обозначают в метрах, по высоте водяного столба, который может создать агрегат — иными словами, по высоте, на которую он способен подать воду. Оценить создаваемое насосом давление можно по простой формуле: каждый 10 м напора соответствуют давлению в 1 бар.
Выбирать насос по данному параметру стоит с учётом того, на какую высоту он должен подавать воду, а также с поправкой на потери и необходимость давления в водопроводе. Для этого необходимо определить разницу по высоте между уровнем воды и самой высокой точкой водозабора, к этой цифре прибавить ещё от 10 до 30 м (в зависимости от давления, которое нужно получить в водопроводе), и получившийся результат умножить на 1,1 — это и будет минимально необходимый напор.
Максимальное рабочее давление
Наибольшее давление, которое насос способен создать при работе. Этот параметр напрямую связан с напором (см. выше), однако менее нагляден, поэтому указывается редко.
Макс. t жидкости
Наибольшая температура всасываемой жидкости, при которой насос способен нормально работать. Как правило, в большинстве моделей этот параметр составляет 35 – 40 °С — при больших температурах сложно обеспечить эффективное охлаждение двигателя и движущихся частей, да и на практике такие условия встречаются редко.
Объем гидроаккумулятора
Объём гидроаккумулятора, предусмотренного в конструкции насосной станции.
Гидроаккумулятор — это резервуар, способный удерживать определённый объём воды. Он выполняет сразу несколько функций. Основные из них таковы: во-первых, поддержание стабильного напора, во-вторых, защита от гидроударов и, в-третьих, хранение «аварийного» запаса воды на случай отключения электричества, поломки насоса и т.п. Чем больше объём этого накопителя — тем лучше он справляется со своими возможностями; с другой стороны, большая вместимость заметно сказывается на габаритах и стоимости резервуара. Поэтому далеко не всегда имеет смысл искать насос с максимальным объёмом гидроаккумулятора. Конкретные же рекомендации по выбору оптимального объёма для разных ситуаций можно найти в специальных источниках.
Мощность
Номинальная мощность двигателя насоса. Чем мощнее двигатель — тем, как правило, выше производительность агрегата, тем больше напор, высота всасывания и т.п. Разумеется, эти параметры во многом зависят от других особенностей (в первую очередь принципа действия, см. выше); но схожие по устройству модели вполне можно в общих чертах сравнивать по мощности.
Отметим, что высокая мощность, как правило, увеличивает габариты, вес и стоимость насоса, а также предполагает большие затраты электричества или топлива (см. «Питание»). Поэтому выбирать насос по данному показателю стоит с учётом конкретной ситуации; более детальные рекомендации можно найти в специальных источниках.
Уровень шума
Уровень шума, производимый насосом при работе в штатном режиме. Для сравнения: шум в 50 децибел приблизительно соответствует шуму в офисном помещении, 60 дБ — средней громкости телевизора, 70 дБ — грузовому автомобилю на расстоянии около 8 м, 80 дБ — шуму уличного движения, 90 дБ — громкому крику. Чем ниже уровень шума — тем комфортнее использования насоса и тем ближе к людям его можно располагать. Особенно этот параметр важен для моделей, рассчитанных на установку в помещении.
Материал корпуса
Материал, из которого выполнен корпус насоса — элемент конструкции, в котором установлен рабочий механизм (крыльчатка или шнек). Отметим, что кожух двигателя может выполняться из другого материала — это в данном случае не принципиально; а в мотопомпах (см. «Питание») речь идет о корпусе самого насоса, а не об опорном каркасе, в котором он закреплен.
Наибольшей популярностью в наше время пользуются такие варианты:
— Пластик. Недорогой материал, отлично противостоящий влаге и не подверженный коррозии. Впрочем, надежность пластика в целом не очень велика; исключение составляют особые высокопрочные сорта, однако они в насосах встречаются крайне редко (когда нужна прочность, обычно применяют металлы). Так что пластиковыми корпусами оснащаются в основном сравнительно простые и доступные модели, не рассчитанные на серьезные нагрузки.
— Чугун. Чрезвычайно популярный в наше время материал: чугун прочен, надежен, долговечен и в то же время имеет относительно невысокую стоимость. Правда, по коррозионной стойкости этот материал уступает нержавеющей стали (см. ниже); однако при соблюдении правил эксплуатации насоса срок службы чугунного корпуса не уступает сроку службы большинства основных узлов агрегата. Также отметим, что подобные корпуса достаточно массивны, что затрудняет транспортировку; однако в некоторых случаях большой вес является достоинством: он способствует гашению вибраций.
— Нержавеющая сталь. В соответствии с названием..., одним из ключевых достоинств «нержавейки» является высокая стойкость к коррозии — и, соответственно, надежность и долговечность. С другой стороны, и стоит этот материал несколько дороже того же чугуна. Вес у таких корпусов несколько меньше — это, опять же, может быть как достоинством, так и недостатком, в зависимости от ситуации.
— Алюминий. Материал премиум-класса. Алюминиевые сплавы, применяемые в современных насосах, легки, прочны, долговечны, практически невосприимчивы к влаге, однако и стоят соответственно.
— Латунь. Достаточно редкий вариант, встречающийся в отдельных моделях поверхностных насосов. Латунь достаточно прочна, надежна и устойчива к влаге, однако в большинстве случаев не имеет ключевых преимуществ перед той же «нержавейкой» или алюминием, а стоит несколько дороже.
— Бронза. Еще один материал, аналогичный описанной выше латуни — долговечный и практичный, однако применяемый редко.
— Керамика. Материал, встречающийся исключительно в канализационных насосах в виде унитазов (см. «Вариант исполнения»). Чаще всего под керамикой подразумевается санфаянс или более дорогой и долговечный санфарфор — то есть те же материалы, что и в обычных унитазах без встроенных насосов.
Материал крыльчатки / шнека
Материал, из которого изготовлен основной рабочий элемент насоса — колесо (крыльчатка), шнек либо мембрана. Эта деталь непосредственно контактирует с перекачиваемой жидкостью, так что ее свойства имеют ключевое значение для общих характеристик и возможностей насоса.
— Пластик. Пластик отличается невысокой стоимостью, к тому же он не подвержен коррозии. Считается, что механическая прочность у этого материала в целом невелика, и он плохо переносит контакты с твердыми примесями. Однако в наше время существует множество сортов пластика — в том числе особые высокопрочные разновидности, подходящие даже для работы с сильно загрязненной водой или канализационними стоками. Так что пластиковые крыльчатки/шнеки можно встретить в самых разных видах насосов; общее качество и надежность таких деталей, как правило, зависит от ценовой категории агрегата.
— Чугун. Твердый, прочный, надежный и в то же время сравнительно недорогой материал. По коррозионной стойкости чугун теоретически уступает более продвинутым сплавам вроде нержавеющей стали или алюминия; однако при соблюдении правил эксплуатации этот момент не является критичным, и срок службы чугунных деталей получается не меньшим, чем общий срок службы насоса. К однозначным же недостаткам данного варианта можно отнести большую массу, из-за чего несколько возрастает расход энергии/топлива при работе.
— Нержавеющая сталь. В соответствии с названием, одним из ключевых достоинств «нержавейки» являетс...я высокая стойкость к коррозии — и, соответственно, надежность и долговечность. Обходится такой сплав несколько дороже чугуна, однако и весит меньше.
— Алюминий. Алюминиевые сплавы сочетают в себе прочность, надежность, коррозионную устойчивость и небольшой вес. Однако и стоят такие материалы довольно дорого — дороже той же «нержавейки», не говоря уже о чугуне.
— Латунь. Разновидности латуни, применяемые в насосах, отличаются высокой прочностью и твердостью, а также нечувствительностью к влаге. Стоят такие материалы достаточно недешево, однако эта цена вполне оправдывается упомянутыми достоинствами. Поэтому в отдельных разновидностях насосов — в частности, поверхностных моделях и насосных станциях — латунные крыльчатки пользуются большой популярностью.
— Бронза. Материал, по многим свойствам схожий с описанной выше латунью. Впрочем, применяется бронза заметно реже — в частности, из-за несколько большей стоимости.
— Сталь. Разновидности стали, не относящиеся к нержавеющим, применяются крайне редко — в отдельных моделях насосов для химических жидкостей. При этом в подобных деталях сталь обычно используется как основа, а для защиты от коррозии на нее наносится покрытие из фторопласта или другого аналогичного материала.
— Силумин. Силуминами называют алюминиевые сплавы с добавкой кремния. По ряду причин такие материалы в насосах встречаются редко, причем в основном среди относительно недорогих моделей.
— Резина. Материал, традиционно используемый для мембран в насосах с вибрационным способом работы (см. «Принцип действия»).