Тип
От типа зависит способ установки и подключения звуковой карты.
—
Внутренняя. Такие модели рассчитаны на работу в качестве постоянного компонента системы. Они устанавливаются в системный блок компьютера, в разъём на материнской плате (PCI или PCIe, см. «Интерфейс подключения») таким образом, что снаружи обычно располагается только панель со входами и выходами. Одним из главных достоинств внутренних карт является компактность — они не занимают места снаружи и практически не влияют на габариты системного блока. При этом по функционалу такие модели могут варьироваться от простейших бюджетных вариантов до продвинутых профессиональных решений. С другой стороны, в подключении внутренние карты менее универсальны и более сложны, чем внешние: для этого потребуется как минимум разобрать корпус ПК, а возможности установки ограничиваются как характеристиками материнской платы, так и наличием места внутри корпуса. Также считается, что карты этого типа более подвержены электромагнитным помехам, так как находятся в непосредственной близости к электронным компонентам компьютера.
—
Внешняя. Как следует из названия, модели этого типа при работе располагаются снаружи корпуса ПК и используют соответствующие интерфейсы подключения — USB или FireWire (см. ниже). Из достоинств внешних карт стоит отметить в первую очередь удобство в подключении: ведь подсоединить штекер ко внешнему гнезду намного п
...роще и быстрее, чем возиться с начинкой корпуса. За счёт этого одну карту можно с лёгкостью использовать на нескольких компьютерах, переподключая при необходимости. Кроме того, они незаменимы для ноутбуков и некоторых настольных компьютеров, где установка внутренних аудиокарт конструктивно не предусмотрена. Ещё одно достоинство состоит в отдалённости от «начинки» компьютера, что снижает уровень помех. Главным же недостатком этого типа карт можно назвать необходимость дополнительного места под них поблизости от компьютера; при этом более продвинутые модели, как правило, и места занимают больше. Кроме того, для устройств с дополнительным питанием (см. ниже) Вам потребуется отдельная розетка.Интерфейс подключения
Основной интерфейс, используемый для подключения звуковой карты к компьютеру или другому устройству.
Как и сами звуковые карты, используемые в них интерфейсы делятся на внутренние (
PCI,
PCI-EUSB,
USB C,
FireWire, Thunderbolt, 3.5 мм mini-jack, Bluetooth). Вот более детальное описание каждого из этих вариантов:
— PCI-E. Основной современный интерфейс для подключения внутренней периферии (в том числе звуковых карт) к материнским платам компьютеров. Используется в большинстве моделей внутреннего типа (см. выше). Главным достоинством решений с PCI-E является то, что разъемы для их подключения можно найти практически на любой современной «материнке». Правда, эти разъемы могут понадобиться для других комплектующих — видеокарты, ТВ-тюнера или даже SSD-накопителя; однако даже на самых простых материнских платах слотов PCI-E обычно несколько, так что этот момент нельзя назвать серьезным недостатком.
— PCI. Интерфейс для подключения плат расширения к материнской плате ПК. Является предшественником PCI-E, имеет значительно меньшую пропускную способность и более скромные возможности, так что в целом является устаревшим. Тем не менее, в наше время продолжают выпускаться и материнские платы с такими разъемами, и звуковые карты под интерфейс PCI (в том числе довольно продвинутые). Эт
...о связано с тем, что для работы со звуком достаточно сравнительно невысокой пропускной способности; а установка аудиокарты в слот PCI оставляет свободными разъемы PCI-E, которые могут потребоваться для комплектующих, более требовательных к скорости подключения. В любом случае перед покупкой подобной звуковой карты не помешает отдельно убедиться, что на «материнке» имеется разъем для ее подключения.
— USB. Подключение через стандартный порт USB. До недавних пор это был наиболее популярный интерфейс для внешней периферии, встречаемый практически во всех ПК и ноутбуках. Именно под USB делалось большинство внешних звуковых карт. Недостаток этого способа подключения — разъемы USB могут потребоваться и для других устройств, что образует проблемы при небольшом числе портов и обилии периферии. С другой стороны, подобные ситуации возникают не так часто, а для их решения достаточно иметь под рукой USB-разветвитель (хаб).
Отдельно отметим, что на смену полноразмерным гнездам USB в современных ПК и ноутбуках пришли более компактные USB C (см. ниже).
— USB C. Периферийный разъём с симметричной контактной группой, которым часто заменяются полноразмерные USB-порты на борту современных ПК и ноутбуков. Под этот интерфейс делаются многие новые модели внешних звуковых карт. Исключением из правила являются лишь отдельные экземпляры под Thunderbolt (см. ниже) — для них в качестве периферийного разъёма подключения указывается именно Thunderbolt, а не USB C.
— Thunderbolt. Универсальный периферийный разъем, применяемый преимущественно в компьютерах и ноутбуках Apple. Стоит учитывать, что разные поколения Thunderbolt различаются по типу физического разъема: версии v1 и v2 используют гнездо miniDisplayPort, версия v3 — гнездо USB C. Так что при выборе звуковой карты с таким подключением нужно обязательно уточнить этот момент. С другой стороны, версии Thunderbolt с разными разъемами вполне взаимно совместимы через соответствующие переходники.
— FireWire. Он же IEEE 1394. Интерфейс для внешних устройств, некоторое время назад пользовавшийся определенной популярностью, однако на сегодня практически вышедший из употребления.
— 3.5 мм (mini-jack). Mini-jack является одним из самых распространенных аудиоразъемов. Однако он обычно предусматривается как один из аудиовходов (см. ниже) и крайне редко используется как основной интерфейс подключения звуковой карты к внешнему устройству. Подобное подключение встречается в основном в специализированных геймерских моделях, рассчитанных в том числе на использование с консолями. При этом в таких моделях разъем mini-jack может делаться комбинированным, с возможностью подключения как линейного (аналогового) сигнала по обычному электрическому проводу, так и оптического (цифрового) сигнала по кабелю TOSLINK. Напомним, оптический интерфейс примечателен полной нечувствительностью к внешним помехам, он позволяет передавать многоканальный звук, однако кабели для такого соединения требуют аккуратности в обращении.
— Bluetooth. Беспроводное подключение по стандарту Bluetooth. Встречается в основном в моделях, рассчитанных на использование со смартфонами и планшетами — проводных разъемов в таких гаджетах немного, а вот Bluetooth-модули имеются практически гарантированно. Правда, изначально при подобной передаче звук сильно сжимается, что заметно влияет на его качество; однако для исправления этого недостатка в современных Bluetooth-аудиокартах обычно предусматривается поддержка aptX. Разумеется, эту технологию должен поддерживать и источник сигнала — в этом стоит убедиться перед покупкой.Поддержка Mac
Возможность работы звуковой карты c компьютерами Mac.
К Mac (Macintosh) в данном случае можно отнести как одноимённую линейку настольных компьютеров, выпускаемых компанией Apple, так и ноутбуки MacBook. И те, и другие имеют определённые аппаратные отличия от «обычных» PC и
ноутбуков, кроме того, изначально созданы под собственную операционную систему MacOS от той же Apple. Всё это обусловило специфические требования к периферийным устройствам, в т.ч. и звуковым картам — далеко не все модели способны нормально работать с Mac. Поэтому, если Вы приобретаете звуковую карту под такой компьютер или ноутбук — стоит убедиться, что для выбранной модели прямо заявлена
поддержка Mac.
Отметим, что продукция Apple имеет очень ограниченные возможности по замене внутренней периферии силами пользователя, а звуковые карты в список заменяемых компонентов вообще не входят. Поэтому модели с поддержкой Mac обычно относятся к внешним (см. «Тип»).
Дополнительное питание
Необходимость подключения к звуковой карте дополнительного питания.
Большинство как внутренних, так и внешних (см. «Тип») звуковых карт получают питание непосредственно через разъём подключения (см. «Интерфейс подключения»). В то же время для нормальной работы продвинутых моделей (к примеру, аудиофильских и геймерских, а также некоторых ЦАП; см. «Вид») этой мощности может быть недостаточно, что требует дополнительного источника питания. Во внутренних аудиокартах оно осуществляется от блока питания компьютера, во внешних — непосредственно от сети 220 В.
Динамический диапазон
Динамическим диапазоном ЦАП называют соотношение между самым громким звуком, который способен выдать преобразователь, и самым тихим. Чем шире динамический диапазон — тем богаче будет звучание, тем ниже вероятность того, что негромкие звуки, дополняющие общую картину, окажутся заглушены при преобразовании. В то же время стоит отметить, что практически все современные звуковые карты обеспечивают динамический диапазон, вполне достаточный для комфортного повседневного использования, и во многих моделях этот параметр может вообще не указываться. Обращать же на него внимание стоит при выборе продвинутой специализированной аудиокарты — например, геймерской (см. «Вид»). Минимумом для профессиональных моделей считается 90 дБ, на практике же среди подобных решений этот показатель обычно составляет 120 дБ и более.
Соотношение сигнал/шум
Этот параметр определяет соотношение «чистого» звука, выдаваемого ЦАП на выходе, ко всем посторонним шумам. Таким образом, он является довольно ярким показателем чистоты звука. По соотношению сигнал/шум ЦАП в современных звуковых картах можно разделить следующим образом:
до 90 дБ — начальный уровень;
90-100 дБ — средний уровень, продвинутые «домашние» модели;
более 100 дБ — профессиональный уровень.
Динамический диапазон
Динамическим диапазоном АЦП называют соотношение между самым громким и самым тихим звуком, который способен воспринять и обработать преобразователь. Чем больше этот параметр — тем полнее будет картина преобразованного в цифровой формат звука, тем меньше тихих деталей (которые, тем не менее, влияют на общее звучание) останется при оцифровке «за кадром». В то же время отметим, что критичным этот параметр является разве что для профессиональной записи, а потому указывается в характеристиках довольно редко, обычно лишь в моделях соответствующей специализации (в частности, аудиоинтерфейсах, см. «Вид»).
mini-Jack (3.5 мм)
Количество в конструкции звуковой карты выходов с
разъёмами стандарта 3.5 мм mini-Jack. Именно такой разъём использует подавляющее большинство современных компьютерных наушников и колонок всех ценовых категорий (хотя в топовой технике он встречается относительно редко), да и в других аудиоустройствах потребительского класса он весьма популярен. Поэтому практически все звуковые карты начального и среднего уровня имеют как минимум одно гнездо формата 3.5 мм; отсутствие же таких выходов характерно для специализированных моделей (например, ЦАП, см. «Вид»). Также отметим, что единичный выход mini-jack может работать максимум с двумя каналами, однако этот интерфейс применяется и в системах многоканального звука — в этом случае аудиокарта оснащается несколькими разъёмами, каждый из которых отвечает за свою часть системы. Например, для систем 5.1 один разъём выделяется на центр, один на пару фронтальных каналов, один на пару тыловых и один на сабвуфер.
Как и в случае с входами 3.5 мм (см. выше), выходы этого типа могут иметь разное назначение и даже бывают перенастраиваемыми.
RCA
Количество в конструкции звуковой карты выходов с
разъёмами RCA (известными в просторечии как «тюльпаны»). Подобно интерфейсам Jack и mini-Jack, RCA рассчитан на передачу аналогового сигнала, однако по одному кабелю может передаваться только один канал. С одной стороны, это повышает качество звука, с другой — для передачи стереосигнала требуется два разъёма вместо одного. Поэтому RCA практически не используется в наушниках и очень редко встречается в «чисто компьютерных» колонках, однако довольно популярен в акустических системах домашнего класса и может оказаться полезен, если Вы планируете построение такой АС на базе компьютера.
Отдельно отметим, что не стоит путать этот выход с коаксиальным S/P-DIF (см. ниже): хотя последний также использует гнездо RCA, однако он принципиально отличается по формату сигнала и имеет специфические требования к кабелям.