Вес
Полный вес палатки — с учетом каркаса и других принадлежностей.
Данный параметр зависит прежде всего от назначения (см. выше), а после этого — от сезонности, вместимости, и дополнительных функций. К примеру, в трекинговых и экспедиционных моделях вес обычно не превышает
5 – 7,5 кг, а самые легкие из подобных изделий могут весить
2 – 3 кг и даже
меньше, будучи при этом полноценными палатками на 2 человек или даже более. Впрочем, для трекинговой палатки подобный небольшой вес при вместимости более 2 человек обычно означает то, что данная модель рассчитана исключительно на лето. У большинства кемпинговых палаток вес начинается с 6 кг, хотя среди них тоже встречаются довольно легкие изделия — на
4 – 5 кг,
3 – 4 кг, а то и менее (в таких случаях небольшой вес тоже может означать чисто летнюю специализацию). А наиболее вместительные и/или многофункциональные модели могут иметь вес в
10 – 15 кг,
15 – 20 кг и даже
более; в этой весовой категории можно встретить в основном тенты-шатры, многоместные кемпинговые палатки и рыбацкие тенты для карпфишинга (см. «Назначение»).
Выбирая палатку по данному показателю, стоит учитывать, что не всегда имеет смысл гнаться за максимальным снижением веса. Да, легкая п
...алатка получается максимально удобной в переноске; с другой стороны, снижение веса неизбежно сказывается на одной или сразу нескольких других характеристиках. Так, чаще всего более легкие модели получаются либо более дорогими, либо меньшими по размерам и менее вместительными и функциональными, чем их более тяжелые аналоги. А иногда снижение веса отрицательно влияет еще и на защищенность (в том числе влагостойкость) и общую надежность изделия. Поэтому специально искать максимально легкую палатку имеет смысл в тех случаях, когда снижение веса имеет ключевое значение; характерный пример — длительные походы, в которых все снаряжение приходится подолгу нести «на себе». И даже в таких случаях стоит помнить о других важных характеристиках. К примеру, для использования поздней осенью, когда вероятны заморозки, лучше выбрать более тяжелую палатку с сезонностью «зима», чем легкую модель, не рассчитанную на зимние условия.Тамбур
Тамбур представляет собой своеобразную «прихожую» перед входом в основное отделение (отделения) палатки.
Конкретная конструкция и назначение такой «прихожей» могут быть разным. Так, в небольших двухслойных палатках роль тамбура играет пространство между внутренним и внешним слоем перед входом (для этого внешний полог натягивается под бОльшим углом относительно вертикали, чем внутренний). Размеры такого отделения невелики, оно рассчитано в основном на хранение отдельных предметов, таких как обувь. В более крупных моделях тамбур выполняется в виде полноценного отсека, который отличается от основного отделения лишь отсутствием днища (хотя бывают и исключения). Такой отсек может располагаться между двумя спальными отделениями; а в некоторых палатках предусматривается сразу
два тамбура.
Как бы то ни было, подобное оснащение увеличивает полезную площадь палатки и обеспечивает дополнительный комфорт при ее использовании. Тамбур можно использовать для хранения снаряжения, нередко — довольно громоздкого; при открытом входе он обеспечивает дополнительную защиту основного объема палатки от осадков, солнца и ветра; а в
большом тамбуре (длиной в 150 см и более) можно даже организовать дополнительные спальные места (если погода позволяет) или даже вспомогательное помещение вроде кухни, столовой, административной зоны и т. п. Подробнее о размерах этого элемента оснащени
...я см. «Длина тамбура» ниже. Длина тамбура
Длина тамбура, предусмотренного в палатке.
Подробнее о тамбуре см. выше. Что касается его размеров, то длина тамбура меряется по той же стороне, по которой измеряется длина всей палатки; а ширина этого отсека обычно соответствует общей ширине палатки, и ее незачем отдельно уточнять в характеристиках. При этом отметим, что из-за подобных правил измерения длина тамбура нередко оказывается меньше его ширины; это в данном случае вполне нормальная ситуация.
Конкретное соотношение между габаритами этого отсека в разных палатках может быть разным. Однако в целом более длинный тамбур, как правило, крупнее и вместительнее более короткого. При выборе же стоит учитывать, что объемный и просторный дополнительный отсек повышает общий комфорт, однако заметно сказывается на цене и весе палатки (не говоря уже о ее общих габаритах). Так что при выборе по данному параметру стоит учитывать реальные условия и особенности эксплуатации палатки. Отметим только, что для организации дополнительных спальных мест стоит обращать внимание на тамбуры длиной
не менее 150 см — как правило, в них можно разместить дополнительные места как минимум поперек, а нередко — и вдоль палатки.
Тип каркаса
— Внешний. Внешний каркас считается более удобным в установке, особенно в случае двухслойных палаток (см. «Внутренняя палатка»), т.к. на каркас надеваются сразу и внутренняя палатка, и внешний тент. С другой стороны, такой каркас более подвержен отрицательному влиянию природных условий и не позволяет поставить внутреннюю палатку отдельно.
— Внутренний. Внутренний каркас несколько сложнее в установке, чем внешний; в то же время он менее подвержен влиянию неблагоприятных внешних условий, а в двуслойных палатках (см. «Внутренняя палатка») с внутренним каркасом обычно предусматривается возможность установки только внутренней палатки, без тента.
Отметим, что классический каркас имеют только палатки в форме полусферы или полубочки (см. «Форма корпуса»); в случае
двускатных палаток характеристика «внешний/внутренний» относится в первую очередь к расположению опор, а к шатровым моделям термин «каркас» вообще не применяется.
—
Надувной. В таких палатках роль каркаса играют герметичные полые трубки из гибкого материала (резины или полимеров), обычно дугообразной формы. В сложенном состоянии они могут быть довольно компактно свёрнуты, а при установке палатки они надуваются (обычно при помощи специального насоса), приобретая нужную форму и достаточную жёсткость для поддержки тента. Достоинствами надувных каркасов являются небольшой вес и простота в установке, обычно они относятся к сис
...темам быстрой установки (о последних см. выше). С другой стороны, надувные элементы весьма чувствительны к повреждениям: небольшая трещина или дырочка, некритичная для элемента обычного каркаса, нарушает герметичность и делает палатку непригодной к использованию.
— Pop-up. Автоматический тип дугового каркаса — самостоятельно раскладывается при извлечении палатки из чехла. Зачастую такая разновидность каркаса применяется в небольших палатках бюджетного звена, адресованных приверженцам отдыха в кемпингах, вылазок на природу и посещения музыкальных фестивалей. Упакованы подобные палатки в небольшую круглую сумку, которая занимает минимум места в автомобильном багажнике или среди ручной поклажи отдыхающих.Хаб-конструкция (HUB)
Соединение дуг осуществляется при помощи коннектора (хаба). Чаще всего он один, но бывают вариации когда к «основной» дуге присоединены дуги-стойки.
Хабовая конструкция (HUB) объединяет весь каркас палатки в одно целое, делает палатку более надежной и устойчивой, упрощает установку конструкции, повышает точность геометрии установленной палатки. Поставить криво палатку с HUB-конструкцией не получится, даже если намеренно постараться смонтировать конструкцию плохо. Основная задумка хабов заключается в том, чтобы монтировать дуги и направляющие максимально отвесно. В этом случае палатка становится предельно вместительной.
Основных дуг
Количество дуг, предусмотренных в каркасе палатки. Для корпусов-полусфер (см. «Форма корпуса») на 2-3 человека, не предназначенных для экстремальных условий, вполне достаточным считается 2 дуги; более крупногабаритные и/или усиленные модели могут иметь большее количество дуг. В случае с полубочками это количество напрямую связано с длиной палатки.
Толщина дуги
От толщины дуг зависит как жесткость каркаса, так и надежность и долговечность самой палатки. Как правило, чем больше и вместительней палатка, тем более
толстые дуги необходимы каркасу. Дуги из пластика и фибергласса чаще всего имеют толщину от 7 до 13 мм, в то время как стальные и алюминиевые — от 5 до 16 мм. С ростом сечения дуг увеличивается и вес палатки в сложенном состоянии.
Материал каркаса
Материал, из которого изготовлен каркас палатки (дуги). Основными требованиями к дугам являются прочность, стойкость к деформациям (упругость) и небольшой вес. В современных палатках используется несколько материалов с разным соотношением этих параметров.
—
Алюминий. Довольно распространённый материал: имеет хорошие характеристики прочности и небольшой вес, а стоит относительно недорого. В то же время алюминий склонен к деформациям при долгом воздействии нагрузок (хотя обычно это не имеет решающего значения даже при стоянках в несколько дней).
—
Стеклопластик. Композитный материал, основанный на сочетании стекловолокна и пластика. Главным достоинством стеклопластика является стойкость к деформации: даже при длительных нагрузках дуги не теряют форму. Кроме того, этот материал дёшев и имеет небольшой вес (хотя и несколько тяжелее алюминия). Недостаток стеклопластика — чувствительность к низким температурам, что ограничивает его использование в зимних условиях и на высокогорье. Однако большинство людей использует палатки в тёплое время года, а потому стеклопластик приобрел в последнее время значительную популярность.
—
Сталь. Сталь является наиболее прочным из описанных материалов, кроме того, она неплохо держит нагрузки, почти не деформируясь. В то же время стальные дуги имеют значительный вес, а потому в палатках используются довольно редк
...о.
— Дюрапол. Композитный материал, появившийся относительно недавно и позиционируемый как более совершенная альтернатива стеклопластику. Дюрапол имеет «слоёную» конструкцию: наружный слой выполняется из специальных полимерных смол, под ним располагается металлическая фольга, под ней — синтетическая сетка и, наконец, слой стеклопластика. По заявлению создателей, дуги из этого материала более прочны и устойчивы на излом, чем стеклопластиковые, лучше переносят низкие и высокие температуры, а также ультрафиолетовое излучение, менее подвержены остаточным деформациям и имеют меньший вес.Материал тента
— Нейлон. Синтетический материал с хорошей водонепроницаемостью и средними характеристиками по прочности и устойчивости к отрицательным воздействиям: вполне подходит для несложных погодных условий, однако при намокании несколько теряет прочность (склонен тянуться), а также чувствителен к длительному воздействию ультрафиолета. Как следствие, используется относительно редко.
— Полиэстер. Также относится к синтетическим материалам, считается несколько более продвинутым вариантом, нежели нейлон: хорошо выдерживает намокание и нагрев, менее чувствителен к ультрафиолету, как следствие — имеет большую долговечность. На данный момент является наиболее популярным материалом для тентов.
— Полиамид. Общее название для некоторых разновидностей синтетических тканей, включающей, в частности, капрон и описанный выше нейлон. Свойства полиамидов аналогичны нейлону: с одной стороны, невысокая стоимость, стойкость к влаге и истираниям, а также прочность, с другой — склонность к растяжению при намокании и потеря прочности при воздействии УФ-излучения
— Поликоттон. Материал, сочетающий хлопок с синтетическими волокнами (как правило, полиэстером), обычно в соотношении 1:2 (синтетика-хлопок). Такое сочетание обеспечивает долговечность, устойчивость к неблагоприятным условиям, поликоттон хорошо противостоит влаге и в то же время «дышит». Также он лучше, чем чистая синтет...ика, сохраняет прохладу в жаркий день и тепло — в холодную погоду. В то же время данный материал имеет довольно большой вес и стоит недёшево, из-за чего используется редко и только в кемпинговых палатках (см. «Назначение»).
— Полиуретан. Как правило, в данном случае подразумевается покрытие из полиуретана, нанесённое на синтетическую основу из полиэстера или нейлона. Основное назначение такого покрытия — улучшить водонепроницаемость тента (см. ниже). Впрочем, конкретные значения водонепроницаемости в разных моделях могут заметно различаться. Материал основы (и, соответственно, основные особенности тента) обычно зависит от ценовой категории палатки.
— Полиэтилен. Полиэтилен абсолютно влагонепроницаем, однако воздуха он тоже не пропускает. Вследствие этого данный материал встречается исключительно в тентах (см. «Назначение»).
— Texit membrane. Разновидность высококлассных мембранных тканей, сочетающая, с одной стороны, высокие значения водонепроницаемости (10 000 мм рт. ст. и выше), с другой — способность «дышать» и пропускать наружу водяной пар, что способствует терморегуляции и поддержанию комфортного климата в палатке. Однако обходится данный материал недёшево, а потому он используется лишь в высококлассном экспедиционном снаряжении.
— Хлопок. Натуральный хлопок, как правило, с нитями rip-stop из нейлона или полиэстера, а также дополнительной водоотталкивающей пропиткой. Этот материал долговечен, надёжен и при этом неплохо пропускает воздух и обеспечивает удобную терморегуляцию, сохраняя прохладу в жаркую погоду и тепло — в холодную. Его недостатками являются высокая стоимость и довольно большой вес, что ограничивает применение хлопка продвинутыми моделями кемпинговых палаток.