Тип
Общий тип компьютера. Помимо классических
настольных моделей (в том числе
игрового назначения), в наше время встречаются и более необычные решения:
моноблоки,
неттопы,
микрокомпьютеры. Вот особенности каждого типа:
— Настольный. Традиционные настольные ПК, иными словами — модели, не относящиеся ни к одной из более специфических категорий. В большинстве своем являются даже не настольными, а скорее «подстольными» — выполняются в вертикальных корпусах, размещаемых чаще всего под столешницей, горизонтальные системные блоки среди таких устройств встречаются крайне редко.
— Игровой. Разновидность настольных компьютеров, рассчитанная на профессиональных игроков и геймеров-энтузиастов. Подобные модели обязательно комплектуются мощной «начинкой», которая позволяет с комфортом играть даже в требовательные современные игры. Кроме того, в них нередко предусматриваются различные дополнительные функции, полезные с учетом специализации: встроенные инструменты для разгона, высококлассные настраиваемые системы охлаждения и т. п. Еще одна особенность игровых ПК — характерный дизайн, нередко довольно оригинальный: в «агрессивном» стиле, с подсветкой, необычной формой корпуса, прозрачными вставками и т. п.
— Моноблок. Моноблоки представляют собой устройства, объединяющие в одном корпусе экран, электр
...онику системного блока, набор разъемов и акустику; проще говоря — это мониторы со встроенной компьютерной «начинкой». Такая конструкция имеет два основных достоинства. Во-первых, в системе изначально имеется дисплей, причем довольно крупный и оптимально подходящий под ее конфигурацию — так что пользователю не нужно искать отдельный экран. Во-вторых, такой компьютер занимает очень немного места — лишь чуть больше, чем монитор с той же диагональю экрана; да и отсутствие отдельного системного блокаможно записать в достоинства. С другой стороны, если в обычном ПК «системник» и монитор можно выбрать отдельно, на свое усмотрение, то в моноблоках такой возможности нет — приходится обходиться теми сочетаниями, которые изначально предлагает производитель. Кроме того, возможности по модификации и апгрейду у таких моделей заметно скромнее, чем у традиционных, а о замене экрана речи вообще не идет.
— Неттоп. Устройства, также известные как «мини-ПК». Имеют небольшие размеры и скромное оснащение — в частности, весьма ограниченный набор портов. Кроме того, многие неттопы не отличаются производительностью и рассчитаны в основном на работу с документами, серфинг по Интернету и другие несложные задачи. Впрочем, встречаются и достаточно мощные производительные решения. В любом случае основное достоинство неттопа — компактность.
— Микрокомпьютер. В соответствии с названием, компьютеры этого типа имеют чрезвычайно миниатюрные размеры — по габаритам они сравнимы с «флэшками» и выглядят скорее как портативные адаптеры для внешних экранов, чем как самостоятельные устройства. На корпусе такого «адаптера» обычно имеется собственный HDMI-коннектор, при помощи которого осуществляется подключение к монитору или телевизору; этот же порт обеспечивает питание. А в корпусе чаще всего предусматривается «мобильный» энергосберегающий процессор со встроенной графикой, компактный SSD или eMMC накопитель и беспроводные модули. Периферия вроде клавиатур и мышей подключается преимущественно через Bluetooth, однако во многих моделях есть проводные разъемы вроде USB, причем иногда — во вполне приличном количестве (2, а то и 3). В целом подобное устройство может стать неплохой альтернативой планшету или ноутбуку для тех, кто часто перемещается между разными рабочими местами — главное, чтобы на этих местах были соответствующие экраны для подключения. Мощность микрокомпьютеров, закономерно, невысока, однако они и не предназначены для «тяжелых» задач.
— Тонкий клиент. Тонкими клиентами называют компьютеры, рассчитанные на использование в режиме терминалов для внешних серверов. При этом все ресурсоемкие вычисления осуществляет сервер, а функции тонкого клиента ограничиваются вводом исходных данных и приемом результатов. Большинство таких компьютеров вообще не предполагают самостоятельной работы, однако это не недостаток, а особенность специализации. Вообще же подобный формат работы не применяется в быту и обычной деловой сфере, однако идеально подходит для некоторых узкопрофессиональных задач. А так как тонкому клиенту не нужна высокая производительность, его можно сделать максимально компактным, легким и недорогим.Форм-фактор
Форм-фактор корпуса компьютера характеризует прежде всего внутренний объем. Основные форм-факторы ПК:
—
Midi Tower. Представитель семейства tower (корпуса с вертикальной установкой) средних размеров — около 45 см в высоту при ширине 15-20 см, с количеством внешних отсеков от 2 до 4. Наиболее популярен для домашних ПК среднего класса.
—
Mini Tower. Наиболее компактный «вертикальный» тип корпуса, при ширине 15-20 см имеет высоту около 35 см и (обычно) не более 2 отсеков с внешним доступом. Используется в основном для офисных ПК, не требующих высокой производительности.
—
Full Tower. Корпус с установкой в вертикальном положении, один из наиболее крупных форм-факторов для ПК на сегодняшний день: ширина составляет 15-20 см, высота — 50-60 см, количество отсеков с внешним доступом может достигать 10. Чаще всего в этом форм-факторе выполняются продвинутые ПК высокой производительности.
—
Desktop. Корпуса, рассчитанные на установку непосредственно на рабочем столе. Часто имеют возможность горизонтальной установки — с таким расчетом, чтобы сверху на корпус можно было поставить монитор — хотя встречаются и модели, устанавливаемые строго вертикально. В любом случае «десктопные» модели имеют относительно небольшие размеры.
—
Cube Case. Корпуса, имеющие кубическую ил
...и близкую к ней форму. Могут иметь разные размеры и предназначаться под разные типы материнских плат, этот момент в каждом случае стоит уточнять отдельно. Как бы то ни было, подобные корпуса имеют довольно оригинальный внешний вид, отличающийся от традиционных «тауэров» и «десктопов».Тип
Общий тип (специализация) процессора, установленного в ПК.
—
Десктопный. Процессоры, изначально созданные для полноразмерных настольных компьютеров. Конкретные характеристики таких CPU могут варьироваться в довольно широких пределах; однако в целом они имеют более высокую вычислительную мощность, чем мобильные чипы, а также более обширный набор дополнительных функций и специальных решений для повышения эффективности. А при одинаковой фактической производительности десктопные решения обходятся гораздо дешевле мобильных. Обратной стороной этих преимуществ являются сравнительно высокие показатели энергопотребления и тепловыделения. Однако для полноразмерных ПК эти недостатки не являются критичными, поэтому почти все традиционные настольные компьютеры, а также большинство моноблоков (см. «Тип») комплектуются именно данным типом процессоров; а для мощных игровых моделей десктопный CPU является обязательным по определению. С другой стороны, данная категория включает также довольно экономичные и «холодные» чипы невысокой мощности, которые подходят для компактных компьютеров, не требующих высокой производительности — таких, как неттопы и тонкие клиенты.
—
Мобильный. Под этим термином в данном случае подразумеваются процессоры, изначально предназначенные для ноутбуков. Большинство таких CPU используют используют ту же базовую архитектуру, что и настольные модели — x86. Их
...основными отличиями являются: с одной стороны, уменьшенное потребление энергии, сниженные тактовые частоты и невысокое тепловыделение , с другой — меньшая вычислительная мощность в целом. Правда, фактические характеристики подобных процессоров могут различаться от модели к модели, некоторые ноутбучные решения не уступают довольно продвинутым настольным; однако при схожих возможностях процессор для лэптопа будет стоить заметно дороже. В свете этого данную разновидность CPU используют в основном в неттопах и отдельных моделях моноблоков (см. «Тип»), где затруднительно бывает применять мощные системы охлаждения.
Более редкая разновидность мобильных процессоров, применяемых в современных ПК — чипы на базовой архитектуре ARM. Такие процессоры имеют еще меньшее тепловыделение и мощность, а также нередко выполняются в формате System-On-Chip, когда в одном чипе объединяется собственно CPU, оперативная память, контроллеры проводных и беспроводных подключений и другие компоненты. ARM-решения можно встретить в моноблоках с сенсорными экранами на Android (которые фактически представляют собой «настольные планшеты»), а также в отдельных тонких клиентах.Модель
Конкретная модель процессора, установленного в ПК, вернее — его индекс в пределах своей серии (см. «Процессор»). Полное название модели состоит из наименования серии и этого индекса — например Intel Core i3 3220; зная это название, можно найти подробную информацию о процессоре (характеристики, отзывы и т.п.) и определить, насколько он подходит для Ваших целей.
Тест Passmark CPU Mark
Результат, показанный процессором ПК в тесте (бенчмарке) Passmark CPU Mark.
Passmark CPU Mark — комплексный тест, позволяющий оценить производительность CPU в различных режимах и с различным количеством обрабатываемых потоков. Результаты выводятся в баллах; чем больше баллов — тем выше общая производительность процессора. Для сравнения: по состоянию на 2020 год в бюджетных решениях результаты измеряются сотнями баллов, в моделях среднего уровня они варьируются от 800 – 900 до более чем 6 000 баллов, а отдельные топовые чипы способны показать 40 000 баллов и более.
Тест Geekbench 4
Результат, показанный процессором ПК в тесте (бенчмарке) Geekbench 4.
Geekbench 4 представляет собой комплексный кроссплатформенный тест, позволяющий, помимо прочего, определять эффективность работы процессора в различных режимах. При этом, по заявлению разработчиков, режимы проверки максимально приближены к различным реальным задачам, которые приходится решать процессору. Результат указывается в баллах: чем больше баллов — тем мощнее CPU, при этом разница в числах соответствует фактическому различию в производительности («вдвое больше результат — вдвое выше мощность»).
Отметим, что за эталон в Geekbench 4 взят процессор Intel Core i7-6600U с тактовой частотой 2,6 ГГц. Его мощность оценена в 4000 баллов, и уже с ней сравниваются показатели других тестируемых CPU.
Максимально устанавливаемый объем
Максимальное количество оперативной памяти, которое можно установить на компьютер. Зависит, в частности, от типа используемых модулей памяти, а также от количества слотов под них. Обращать внимание на данный параметр имеет смысл прежде всего в том случае, если ПК покупается с расчетом на апгрейд RAM и объем фактически установленной памяти в нем заметно меньше максимально доступного
Так объем максимально установленной памяти зависит от количества слотов в ПК и может быть от
16 ГБ (скромный ПК) до
64 ГБ и выше. Самыми же популярным на рынке являются
ПК с максимально устанавливаемыми 32 ГБ памяти.
Тип видеокарты
Тип видеокарты, используемой в ПК. Современные компьютеры могут оснащаться как
интегрированными модулями (среди таковых можно встретить продукцию
Apple и
Intel —
HD Graphics,
UHD Graphics и
Iris), так и
дискретными видеокартами (в том числе
профессионального уровня), которые могут устанавливаться по нескольку штук с использованием технологии
SLI или CrossFire. Кроме того, в продаже можно встретить конфигурации, вообще не укомплектованные графическими адаптерами. Вот более подробное описание каждого варианта:
— Интегрированная. Видеокарты, встроенные прямо в процессор (реже — в материнскую плату) и не имеющие собственной выделенной памяти: память для обработки видео отбирается из общей «оперативки». Главные достоинства таких модулей — невысокая стоимость, низкое энергопотребление, минимальное тепловыделение (не требующее специальных систем охлаждения) и предельно компактные размеры. С другой стороны, и производительность у этого типа графики невысока: ее хватает для несложных повседневных задач вроде веб-серфинга, просмотра видео и нетребовательных игр, но вот для более серьезных целей желательно все же иметь в системе дискретный видеоадаптер. Да и тот факт, что инте
...грированные системы занимают при работе часть системной RAM, тоже не способствует производительности.
— Дискретная. Видеокарты в виде отдельных модулей со специализированным процессором и собственной памятью. Обходятся заметно дороже интегрированных, занимают больше места и потребляют больше энергии, однако все эти недостатки компенсируются ключевым достоинством — высокой производительностью. Это позволяет работать даже с «тяжелым» графическим контентом вроде современных игр, 3D-рендеринга, видеомонтажа в высоких разрешениях и т. п. (хотя конкретные характеристики дискретной графики, разумеется, могут быть разными). Кроме того, обработка графики в таких системах не задействует основной оперативной памяти, что тоже является немаловажным достоинством. Для дополнительного повышения производительности дискретные видеоадаптеры могут объединяться в системы SLI / CrossFire, этот вариант указывается отдельно (см. ниже). Также отметим, что в большинстве современных ПК такая графика сочетается с процессором, имеющим встроенное графическое ядро, и часто работает в гибридном режиме: интегрированный модуль применяется для несложных задач, а при возрастании нагрузки система переключается на дискретную видеокарту.
— SLI / CrossFire. Несколько дискретных видеокарт (см. выше), объединенных в связку по технологии SLI (применяется NVIDIA) или Crossfire (используется AMD). C точки зрения рядового пользователя принципиальных различий между этими технологиями нет: и та, и другая позволяют объединить вычислительные мощности нескольких видеокарт, повысив таким образом графическую производительность. Однако и обходится подобная графика недешево, а потому применяется она исключительно в высокопроизводительных ПК с упором на графические возможности — в частности, геймерских.
— Приобретается отдельно. Отсутствие какой-либо видеокарты в изначальной комплектации ПК. Довольно редкий вариант, встречающийся в отдельных высококлассных рабочих станциях: такие конфигурации оснааются профессиональными процессорами без встроенного графического ядра и не имеют дискретной графики — предполагается, что такой адаптер пользователю удобнее купить отдельно.Модель видеокарты
Основными производителями видеокарт в наше время являются
AMD,
NVIDIA и Intel, причем каждый имеет свою специфику. NVIDIA выпускает преимущественно дискретные решения; среди самых распространенных — серии
GeForce MX1xx,
GeForce MX3xx,
GeForce GTX 10xx (в частности
GTX 1050,
GTX 1050 Ti и
GTX 1060),
GeForce GTX 16xx,
GeForce RTX 20xx,
GeForce RTX 30xx (
GeForce RTX 3060,
GeForce RTX 3060 Ti,
GeForce RTX 3070,
GeForce RTX 3070 Ti,
GeForce RTX 3080,
GeForce RTX 3080 Ti,
GeForce RTX 3090,
GeForce RTX 3090 Ti),
GeForce RTX 4060,
GeForce RTX 4060 Ti,
GeForce RTX 4070,
GeForce RTX 4070 SUPER,
GeForce RTX 4070 Ti,
GeForce RTX 4070 Ti SUPER,
GeForce RTX 4080,
GeForce RTX 4080 SUPER,
GeForce RTX 4090 и отдельная серия
Quadro. AMD предлагает как дискретную, так и встроенную графику — в том числе в рамках популярных серий
Radeon RX 500,
Radeon RX 5000,
Radeon RX 6000,
Radeon RX 7000 и
AMD Radeon Pro. А Intel занимается исключительно модулями, интегрированными в процессоры своего же производства — это может быть HD Graphics, UHD Graphics и Iris.
Отметим, что многие конфигурации с дискретной графикой имеют также интегрированный графический модуль; в таких случаях указывается название дискретной видеокарты, как более продвинутой.