Кол-во слотов
Количество слотов под модули оперативной памяти, предусмотренное на материнской плате ПК. В данном случае речь идет о слотах под съемные планки; для ПК со
встроенной памятью данный параметр неактуален.
Имеющиеся на «материнке» слоты могут быть заняты все, частично либо не заняты вообще (в моделях без
без ОЗУ). В любом случае обращать внимание на их число стоит в том случае, если изначально установленное количество RAM вас не устраивает (или со временем перестанет устраивать), и вы планируете апгрейд системы. Наименьшее количество, встречающееся в ПК со съемной памятью —
1 слот; если он занят, при апгрейде планку придется только менять. Большее количество разъемов под ОЗУ — обязательно парное, это связано с рядом технических нюансов; чаще всего это количество —
2 или
4, однако оно может быть и большим — вплоть до 16 в мощных рабочих станциях.
Отметим, что при планировании апгрейда нужно учитывать не только количество слотов и тип памяти (см. выше), но и характеристики материнской платы. Все современные «материнки» имеют ограничения по максимальному объему RAM; в итоге, к примеру, наличие наличие двух слотов DDR4 еще не означает, что в систему можно установить сразу две планки максимального объема, в 128 ГБ каждая.
Максимально устанавливаемый объем
Максимальное количество оперативной памяти, которое можно установить на компьютер. Зависит, в частности, от типа используемых модулей памяти, а также от количества слотов под них. Обращать внимание на данный параметр имеет смысл прежде всего в том случае, если ПК покупается с расчетом на апгрейд RAM и объем фактически установленной памяти в нем заметно меньше максимально доступного
Так объем максимально установленной памяти зависит от количества слотов в ПК и может быть от
16 ГБ (скромный ПК) до
64 ГБ и выше. Самыми же популярным на рынке являются
ПК с максимально устанавливаемыми 32 ГБ памяти.
Модель видеокарты
Основными производителями видеокарт в наше время являются
AMD,
NVIDIA и Intel, причем каждый имеет свою специфику. NVIDIA выпускает преимущественно дискретные решения; среди самых распространенных — серии
GeForce MX1xx,
GeForce MX3xx,
GeForce GTX 10xx (в частности
GTX 1050,
GTX 1050 Ti и
GTX 1060),
GeForce GTX 16xx,
GeForce RTX 20xx,
GeForce RTX 30xx (
GeForce RTX 3060,
GeForce RTX 3060 Ti,
GeForce RTX 3070,
GeForce RTX 3070 Ti,
GeForce RTX 3080,
GeForce RTX 3080 Ti,
GeForce RTX 3090,
GeForce RTX 3090 Ti),
GeForce RTX 4060,
GeForce RTX 4060 Ti,
GeForce RTX 4070,
GeForce RTX 4070 SUPER,
GeForce RTX 4070 Ti,
GeForce RTX 4070 Ti SUPER,
GeForce RTX 4080,
GeForce RTX 4080 SUPER,
GeForce RTX 4090 и отдельная серия
Quadro. AMD предлагает как дискретную, так и встроенную графику — в том числе в рамках популярных серий
Radeon RX 500,
Radeon RX 5000,
Radeon RX 6000,
Radeon RX 7000 и
AMD Radeon Pro. А Intel занимается исключительно модулями, интегрированными в процессоры своего же производства — это может быть HD Graphics, UHD Graphics и Iris.
Отметим, что многие конфигурации с дискретной графикой имеют также интегрированный графический модуль; в таких случаях указывается название дискретной видеокарты, как более продвинутой.
Тип памяти
Тип графической памяти, используемой в дискретной видеокарте (см. «Тип видеокарты»).
В большинстве таких адаптеров устанавливается графическая память типа GDDR — разновидность обычной «оперативки» DDR, оптимизированная под использование с графическими задачами. Эта память представлена на рынке в нескольких версиях; кроме того, встречаются и другие разновидности. Вот более подробное описание разных вариантов:
— GDDR3. В свое время — достаточно распространенный тип графической памяти; на сегодня, однако, считается устаревшим и в новых ПК не используется.
— GDDR5. Наиболее популярная (на 2020 год) разновидность графической памяти типа GDDR. При разумной стоимости обеспечивает неплохую производительность, благодаря чему встречается в компьютерах разных ценовых категорий.
— GDDR5X. Модификация упомянутой выше GDDR5, отличающаяся повышенной в 2 раза пропускной способностью. Соответственно, и производительность такой памяти (при тех же объемах) получается заметно выше; с другой стороны, обходятся такие модули недешево.
— GDDR6. Наиболее новый из стандартов GDDR на 2020 год — первые видеокарты на основе данного типа памяти были представлены в 2018 году. От непосредственного предшественника — GDDR5X — отличается как увеличенной пропускной способностью, так и сниженным рабочим напряжением, что обеспечивает одновременно повышение эффективности и уменьшение энергопотребления. Также стоит отметить, что GDDR6 разрабатывался в расчете н...а применение в специфических задачах — таких, как VR или работа с разрешениями выше 4K UHD.
— HBM2. Изначальной HBM — тип оперативной памяти, разработанный в расчете на максимальное повышение скорости обмена данными; HBM2 — вторая версия данной технологии, в которой пропускная способность по сравнению с оригинальной HBM была увеличена вдвое. Подобная память принципиально отличается по устройству от DDR — в частности, ячейки памяти в ней размещены слоями и допускают одновременный доступ. Благодаря этому по скорости работы HBM в разы превосходит самые быстрые версии GDDR, что делает данную технологию идеально подходящей для высоких нагрузок вроде обработки UltraHD-графики и виртуальной реальности. При этом тактовая частота подобных модулей невысока и, соответственно, энергопотребление и тепловыделение получаются небольшими. Недостаток данного варианта традиционен — высокая цена.
— DDR3. Память, не имеющая специализации под графику — проще говоря, тот же DDR3, что используется в планках RAM (см. пункт «Тип памяти» выше). В случае видеокарт подобные решения являются окончательно устаревшими и в наше время почти не применяются.
Тест 3DMark
Результат, показанный видеокартой ПК в тесте (бенчмарке) 3DMark.
3DMark представляет собой специализированный тест, предназначенный прежде всего для проверки эффективности и стабильности работы видеокарты в требовательных играх. Проверка осуществляется путем запуска 3D-видеороликов, созданных на различных игровых движках с применением различных технологий. Итоговый результат оценивается как по частоте кадров, так и в условных баллах; в данном пункте приводится как раз количество баллов. Чем оно выше — тем более мощной и производительной является видеокарта.
Отметим, что тестирование по 3DMark может осуществляться для любого типа графики (см. «Тип видеокарты»). При этом (по состоянию на 2020 год) в интегрированных решениях итоговый результат редко превышает 1000 баллов; самый скромный показатель для дискретных адаптеров составляет около 1700 баллов; а в отдельных высококлассных видеокартах он может превышать 10 000 баллов.
Тест Passmark G3D Mark
Результат, показанный видеокартой ПК в тесте (бенчмарке) Passmark G3D Mark.
Passmark G3D Mark представляет собой комплексный тест для проверки производительности видеокарты в различных режимах. Традиционно для таких тестов результаты выводятся в баллах, большее количество баллов означает (пропорционально) более высокую вычислительную мощность. Впрочем, стоит иметь в виду, что видеокарта тестируется в разных режимах, и итоговое количество баллов выводится на основе нескольких результатов в специализированных тестах. Поэтому адаптеры со схожим общим результатом могут несколько различаться по фактической производительности в отдельных специфических форматах работы. Так что если ПК приобретается для профессиональной работы с графикой, и высокая эффективность в некоторых специализированных задачах является критичной — эти нюансы не помешает уточнить отдельно.
Отметим, что при помощи Passmark G3D Mark в наше время тестируют все виды графических адаптеров (см. «Тип видеокарты»). При этом для интегрированных решений результат более чем в 1200 баллов считается очень хорошим, а в дискретных моделях этот показатель может варьироваться от 2200 – 2300 баллов до 20 000 баллов и более.
Разъемы
В большинстве настольных ПК этот ассортимент определяется как разъемами на «материнке», так и на дискретной видеокарте, среди которых могут быть представлены
VGA,
DVI,
HDMI выход (встречаются модели, где
HDMI 2 шт),
HDMI вход,
DisplayPort,
miniDisplayPort. Более подробно о них.
— VGA. Он же D-Sub. Аналоговый видеовыход с максимальным разрешением до 1280х1024 и без поддержки звука. В современных устройствах устанавливается крайне редко, зато может пригодиться для подключения отдельных моделей проекторов и телевизоров, а также устаревшей видеотехники.
— DVI. Современные ПК могут оснащаться как чисто цифровым DVI-D, так и гибридным DVI-I; последний допускает также аналоговое подключение, в т.ч. работу с VGA-устройствами через переходник, и в аналоговом формате имеет разрешение в 1280х1024. В цифровом DVI этот параметр может достигать 1920х1200 в одноканальном режиме (single link) и 2560х1600 в двухканальном (dual link). Наличие двухканального режима необходимо уточнять отдельно.
— HDMI выход. Цифровой выход, изначально предназначенный для HD-контента — видео высокого разрешения и многоканального звука. Интерфейс HDMI практически обязателен для современной мультимедийной техники с поддержкой HD, также он чрезвычайно п
...опулярен и в компьютерных мониторах — так что наличие у ПК такого выхода дает весьма обширные возможности по подключению внешних экранов и даже высококлассных аудиоустройств. В некоторых устройствах может быть даже 2 выхода HDMI.
— HDMI вход. Наличие в ПК хотя бы одного входа HDMI. Подробнее о самом интерфейсе см. выше; здесь же отметим, что именно входы данного формата встречаются преимущественно в моноблоках (см. «Тип»). Это как минимум позволяет использовать собственный дисплей моноблока в качестве экрана для другого устройства (например, в роли внешнего монитора для ноутбука). Впрочем, возможны и другие, более специфические варианты применения входа HDMI — например, запись входящего видеосигнала, или его передача (коммутация) на один из видеовыходов ПК.
И входы, и выходы HDMI в современных ПК могут соответствовать разным версиям:
- v 1.4. Наиболее ранний стандарт из широко применяемых в наше время. Поддерживает разрешения до 4096х2160 и частоту кадров до 120 к/с (правда, только на разрешении 1920х1080 или ниже), может применяться и для передачи 3D-видеосигнала. Помимо оригинальной версии 1.4, можно встретить улучшенные v 1.4a и v 1.4b — в обоих случаях улучшения коснулись в основном работы с 3D.
- v 2.0. Стандарт, также известный как HDMI UHD — именно в нем впервые появилась полноценная поддержка UltraHD 4K, с частотой кадров до 60 к/с, а также совместимость с форматом кадра 21:9. Помимо этого, количество одновременно передаваемых каналов и потоков аудио увеличилось до 32 и 4 соответственно. Также стоит отметить, что изначально версия 2.0 не предусматривала поддержку HDR, однако она появилась в обновлении v 2.0a; если эта функция важна для вас — не помешает уточнить, какая именно версия 2.0 предусмотрена в ПК, оригинальная или обновленная.
- v 2.0b. Второе обновление описанной выше v 2.0. Основным обновлением стало расширение возможностей по работе HDR, в частности, поддержка двух новых форматов.
- v 2.1. Она же — HDMI Ultra High Speed: пропускная способность была увеличена до такой степени, что появилась возможность передачи 10K видео на 120 к/с (не говоря уже о более скромных разрешениях) а также работы с расширенными цветовыми схемами разрядностью до 16 бит. Последнее может пригодиться для некоторых профессиональных задач. Однако стоит учитывать, что все возможности HDMI v 2.1 доступны только при использовании кабелей, рассчитанных на этот стандарт.
— DisplayPort. Цифровой мультимедийный интерфейс, во многом схожий с HDMI, однако применяемый в основном в компьютерной технике — в частности, широко используется в компьютерах и мониторах Apple. Одной из интересных особенностей данного стандарта является возможность работы в формате daisy chain — подключение нескольких экранов к одному порту последовательно, с передачей собственного сигнала на каждый из них (хотя данная функция технически доступна далеко не со всеми экранами под данный интерфейс). DisplayPort также представлен на рынке в нескольких версиях, актуальные в наше время таковы:
- v 1.2. Наиболее ранняя из широко применяемых версий (2010 год). Однако уже в этой версии появилась совместимость 3D и режим daisy chain. Максимальное полноценно поддерживаемое разрешение при подключении одного монитора составляет 5K (30 к/с), с определенными ограничениями возможна передача до 8K; частота кадров в 60 Гц поддерживается вплоть до разрешения 3840х2160, а 120 Гц — до 2560х1600. А при использовании daisy chain можно подключить одновременно до 2 экранов 2560x1600 на 60 кадрах в секунду или до 4 экранов 1920х1200. Помимо оригинальной версии 1.2, существует улучшенная v 1.2a, основным нововведением которой стала поддержка AMD FreeSync — технологии для синхронизации частоты кадров монитора с сигналом от видеокарты AMD.
- v 1.3. Обновление, представленное в 2014 году. Повышенная пропускная способность позволила предусмотреть уже полноценную, без ограничений, поддержку 8K на 30 к/с, а также передавать 4K изображение с частотой 120 к/с, достаточной для работы с 3D. Разрешения в режиме daisy chain также выросли — до 4K (3840x2160) на 60 к/с для двух экранов и 2560х1600 на той же частоте кадров — для четырех. Из специфических нововведений стоит упомянуть режим Dual Mode, позволяющий подключать к такому разъему HDMI- и DVI-устройства через простейшие пассивные переходники.
- v 1.4. Наиболее новая версия из широко применяемых в современных ПК. Формально максимальная скорость подключения по сравнению с предыдущей версией не увеличилась, но благодаря оптимизации сигнала появилась возможность работы с 4K и 5K разрешениями на 240 к/с и с 8K — на 120 к/с. Правда, для этого подключенный экран должен поддерживать технологию кодировки DSC — в противном случае доступные разрешения не будут отличаться от показателей версии 1.3. Помимо этого, в v 1.4 добавилась поддержка ряда специальных функций, в том числе HDR10, а максимальное количество одновременно передаваемых каналов звука увеличилось до 32.
— miniDisplayPort. Уменьшенная версия описанного выше разъема DisplayPort, также может соответствовать разным версиям (см. выше). Отметим, что такой же аппаратный разъем используется в интерфейсе Thunderbolt версий 1 и 2, а графическая часть этого интерфейса основана как раз на DisplayPort. Поэтому к miniDisplayPort можно напрямую подключать даже некоторые Thunderbolt-мониторы (хотя такую возможность желательно все же уточнить отдельно).
— COM-порт (RS-232). Последовательный порт, изначально применявшийся для подключения dial-up модемов и некоторой периферии, в частности, мышей. Однако на сегодняшний день данный интерфейс используется как служебный в различных устройствах — телевизорах, проекторах, сетевом оборудовании (маршрутизаторах и коммутаторах) и т.п. Подключение к ПК по RS-232 позволяет управлять параметрами работы внешнего устройства с компьютера.PS/2
Количество разъемов PS/2, предусмотренное на задней панели ПК.
PS/2 (в просторечии «пи-эс пополам») представляет собой специализированный разъем характерной круглой формы, применяемый исключительно для клавиатур и мышей. В связи с появлением более совершенных интерфейсов (USB 3.2, Thunderbolt и т. п.) он считается устаревшим, однако все еще встречается в отдельных моделях ПК. Это связано, в частности, с тем, что использование периферии PS/2 позволяет освободить более продвинутые порты, которые могут потребоваться для более требовательных устройств.
Что касается количества, то разъемы PS/2 применяются максимум по два — один для клавиатуры, второй для мыши. Встречаются конфигурации и с одним таким гнездом — в таких случаях оно обычно делается комбинированным и допускает подключение обоих видов периферии, на выбор. Впрочем, эти подробности не помешает уточнить отдельно.
USB 2.0
Количество полноразмерных разъемов USB версии 2.0, предусмотренных на задней панели ПК.
USB является самым популярным современным интерфейсом для подключения периферии. А количество разъемов — это, соответственно, количество устройств, которое можно одновременно подключить к задней панели без применения разветвителей. Конкретно же версия 2.0 некоторое время назад была наиболее популярной, однако сейчас она считается устаревшей, на смену ей постепенно приходят более продвинутые стандарты вроде USB 3.0 (3.1 gen1). Тем не менее, возможностей USB 2.0 (скорость передачи данных до 480 Мбит/с) все еще вполне хватает для многих периферийных устройств — начиная от клавиатур и мышей и заканчивая принтерами. Так что до полного исчезновения этому стандарту еще далеко, и в некоторых ПК может предусматриваться
4 и даже более портов USB 2.0 на задней панели.
Отдельно стоит отметить, что аналогичные разъемы могут размещаться и на передней стороне корпуса. Однако для периферии, которую нужно постоянно держать подключенной к компьютеру, удобнее использовать именно заднюю панель, переднее же размещение лучше подходит для частого подключения/отключения.