Кол-во слотов
Количество слотов под модули оперативной памяти, предусмотренное на материнской плате ПК. В данном случае речь идет о слотах под съемные планки; для ПК со
встроенной памятью данный параметр неактуален.
Имеющиеся на «материнке» слоты могут быть заняты все, частично либо не заняты вообще (в моделях без
без ОЗУ). В любом случае обращать внимание на их число стоит в том случае, если изначально установленное количество RAM вас не устраивает (или со временем перестанет устраивать), и вы планируете апгрейд системы. Наименьшее количество, встречающееся в ПК со съемной памятью —
1 слот; если он занят, при апгрейде планку придется только менять. Большее количество разъемов под ОЗУ — обязательно парное, это связано с рядом технических нюансов; чаще всего это количество —
2 или
4, однако оно может быть и большим — вплоть до 16 в мощных рабочих станциях.
Отметим, что при планировании апгрейда нужно учитывать не только количество слотов и тип памяти (см. выше), но и характеристики материнской платы. Все современные «материнки» имеют ограничения по максимальному объему RAM; в итоге, к примеру, наличие наличие двух слотов DDR4 еще не означает, что в систему можно установить сразу две планки максимального объема, в 128 ГБ каждая.
Максимально устанавливаемый объем
Максимальное количество оперативной памяти, которое можно установить на компьютер. Зависит, в частности, от типа используемых модулей памяти, а также от количества слотов под них. Обращать внимание на данный параметр имеет смысл прежде всего в том случае, если ПК покупается с расчетом на апгрейд RAM и объем фактически установленной памяти в нем заметно меньше максимально доступного
Так объем максимально установленной памяти зависит от количества слотов в ПК и может быть от
16 ГБ (скромный ПК) до
64 ГБ и выше. Самыми же популярным на рынке являются
ПК с максимально устанавливаемыми 32 ГБ памяти.
Разъемы
В большинстве настольных ПК этот ассортимент определяется как разъемами на «материнке», так и на дискретной видеокарте, среди которых могут быть представлены
VGA,
DVI,
HDMI выход (встречаются модели, где
HDMI 2 шт),
HDMI вход,
DisplayPort,
miniDisplayPort. Более подробно о них.
— VGA. Он же D-Sub. Аналоговый видеовыход с максимальным разрешением до 1280х1024 и без поддержки звука. В современных устройствах устанавливается крайне редко, зато может пригодиться для подключения отдельных моделей проекторов и телевизоров, а также устаревшей видеотехники.
— DVI. Современные ПК могут оснащаться как чисто цифровым DVI-D, так и гибридным DVI-I; последний допускает также аналоговое подключение, в т.ч. работу с VGA-устройствами через переходник, и в аналоговом формате имеет разрешение в 1280х1024. В цифровом DVI этот параметр может достигать 1920х1200 в одноканальном режиме (single link) и 2560х1600 в двухканальном (dual link). Наличие двухканального режима необходимо уточнять отдельно.
— HDMI выход. Цифровой выход, изначально предназначенный для HD-контента — видео высокого разрешения и многоканального звука. Интерфейс HDMI практически обязателен для современной мультимедийной техники с поддержкой HD, также он чрезвычайно п
...опулярен и в компьютерных мониторах — так что наличие у ПК такого выхода дает весьма обширные возможности по подключению внешних экранов и даже высококлассных аудиоустройств. В некоторых устройствах может быть даже 2 выхода HDMI.
— HDMI вход. Наличие в ПК хотя бы одного входа HDMI. Подробнее о самом интерфейсе см. выше; здесь же отметим, что именно входы данного формата встречаются преимущественно в моноблоках (см. «Тип»). Это как минимум позволяет использовать собственный дисплей моноблока в качестве экрана для другого устройства (например, в роли внешнего монитора для ноутбука). Впрочем, возможны и другие, более специфические варианты применения входа HDMI — например, запись входящего видеосигнала, или его передача (коммутация) на один из видеовыходов ПК.
И входы, и выходы HDMI в современных ПК могут соответствовать разным версиям:
- v 1.4. Наиболее ранний стандарт из широко применяемых в наше время. Поддерживает разрешения до 4096х2160 и частоту кадров до 120 к/с (правда, только на разрешении 1920х1080 или ниже), может применяться и для передачи 3D-видеосигнала. Помимо оригинальной версии 1.4, можно встретить улучшенные v 1.4a и v 1.4b — в обоих случаях улучшения коснулись в основном работы с 3D.
- v 2.0. Стандарт, также известный как HDMI UHD — именно в нем впервые появилась полноценная поддержка UltraHD 4K, с частотой кадров до 60 к/с, а также совместимость с форматом кадра 21:9. Помимо этого, количество одновременно передаваемых каналов и потоков аудио увеличилось до 32 и 4 соответственно. Также стоит отметить, что изначально версия 2.0 не предусматривала поддержку HDR, однако она появилась в обновлении v 2.0a; если эта функция важна для вас — не помешает уточнить, какая именно версия 2.0 предусмотрена в ПК, оригинальная или обновленная.
- v 2.0b. Второе обновление описанной выше v 2.0. Основным обновлением стало расширение возможностей по работе HDR, в частности, поддержка двух новых форматов.
- v 2.1. Она же — HDMI Ultra High Speed: пропускная способность была увеличена до такой степени, что появилась возможность передачи 10K видео на 120 к/с (не говоря уже о более скромных разрешениях) а также работы с расширенными цветовыми схемами разрядностью до 16 бит. Последнее может пригодиться для некоторых профессиональных задач. Однако стоит учитывать, что все возможности HDMI v 2.1 доступны только при использовании кабелей, рассчитанных на этот стандарт.
— DisplayPort. Цифровой мультимедийный интерфейс, во многом схожий с HDMI, однако применяемый в основном в компьютерной технике — в частности, широко используется в компьютерах и мониторах Apple. Одной из интересных особенностей данного стандарта является возможность работы в формате daisy chain — подключение нескольких экранов к одному порту последовательно, с передачей собственного сигнала на каждый из них (хотя данная функция технически доступна далеко не со всеми экранами под данный интерфейс). DisplayPort также представлен на рынке в нескольких версиях, актуальные в наше время таковы:
- v 1.2. Наиболее ранняя из широко применяемых версий (2010 год). Однако уже в этой версии появилась совместимость 3D и режим daisy chain. Максимальное полноценно поддерживаемое разрешение при подключении одного монитора составляет 5K (30 к/с), с определенными ограничениями возможна передача до 8K; частота кадров в 60 Гц поддерживается вплоть до разрешения 3840х2160, а 120 Гц — до 2560х1600. А при использовании daisy chain можно подключить одновременно до 2 экранов 2560x1600 на 60 кадрах в секунду или до 4 экранов 1920х1200. Помимо оригинальной версии 1.2, существует улучшенная v 1.2a, основным нововведением которой стала поддержка AMD FreeSync — технологии для синхронизации частоты кадров монитора с сигналом от видеокарты AMD.
- v 1.3. Обновление, представленное в 2014 году. Повышенная пропускная способность позволила предусмотреть уже полноценную, без ограничений, поддержку 8K на 30 к/с, а также передавать 4K изображение с частотой 120 к/с, достаточной для работы с 3D. Разрешения в режиме daisy chain также выросли — до 4K (3840x2160) на 60 к/с для двух экранов и 2560х1600 на той же частоте кадров — для четырех. Из специфических нововведений стоит упомянуть режим Dual Mode, позволяющий подключать к такому разъему HDMI- и DVI-устройства через простейшие пассивные переходники.
- v 1.4. Наиболее новая версия из широко применяемых в современных ПК. Формально максимальная скорость подключения по сравнению с предыдущей версией не увеличилась, но благодаря оптимизации сигнала появилась возможность работы с 4K и 5K разрешениями на 240 к/с и с 8K — на 120 к/с. Правда, для этого подключенный экран должен поддерживать технологию кодировки DSC — в противном случае доступные разрешения не будут отличаться от показателей версии 1.3. Помимо этого, в v 1.4 добавилась поддержка ряда специальных функций, в том числе HDR10, а максимальное количество одновременно передаваемых каналов звука увеличилось до 32.
— miniDisplayPort. Уменьшенная версия описанного выше разъема DisplayPort, также может соответствовать разным версиям (см. выше). Отметим, что такой же аппаратный разъем используется в интерфейсе Thunderbolt версий 1 и 2, а графическая часть этого интерфейса основана как раз на DisplayPort. Поэтому к miniDisplayPort можно напрямую подключать даже некоторые Thunderbolt-мониторы (хотя такую возможность желательно все же уточнить отдельно).
— COM-порт (RS-232). Последовательный порт, изначально применявшийся для подключения dial-up модемов и некоторой периферии, в частности, мышей. Однако на сегодняшний день данный интерфейс используется как служебный в различных устройствах — телевизорах, проекторах, сетевом оборудовании (маршрутизаторах и коммутаторах) и т.п. Подключение к ПК по RS-232 позволяет управлять параметрами работы внешнего устройства с компьютера.mini-Jack (3.5 мм)
Наличие разъема mini-Jack (3.5 мм) на передней панели ПК. Точнее, в обычных настольных ПК, игровых системах и моноблоках (см. «Тип») таких разъемов чаще всего два: один играет роль выхода для наушников, колонок и т. п. второй — роль входа для микрофона. А вот в компактных устройствах вроде некоторых неттопов mini-Jack может быть всего один — универсальный порт, в который можно включить и наушники/колонки, и гарнитуру с одним общим штекером для микрофона и «ушей».
Как бы то ни было, такие разъемы находятся ближе к пользователю и более удобны в подключении, чем аналогичные выходы звуковой карты на задней панели корпуса.
USB 2.0
Количество полноразмерных разъемов
USB версии 2.0, предусмотренных на передней панели ПК.
USB является самым популярным современным интерфейсом для подключения периферии. А количество разъемов — это, соответственно, количество устройств, которое можно одновременно подключить к передней панели без применения разветвителей. Конкретно же версия 2.0 некоторое время назад была наиболее популярной, однако сейчас она считается устаревшей, на смену ей постепенно приходят более продвинутые стандарты вроде USB 3.0 (3.1 gen1). Тем не менее, возможностей USB 2.0 (скорость передачи данных до 480 Мбит/с) все еще вполне хватает для многих периферийных устройств — начиная от клавиатур и мышей и заканчивая принтерами. Так что до полного исчезновения этому стандарту еще далеко, и в некоторых ПК на передней панели может предусматриваться
сразу несколько таких портов.
Отдельно стоит отметить, что аналогичные разъемы чаще всего имеются и на задней стороне корпуса. Однако передняя панель находится ближе к пользователю, и гнезда на ней оптимально подходят для периферии, которую нужно часто подключать и отключать — такой, как флешки.
USB 3.2 gen1
Количество полноразмерных разъемов
USB 3.2 gen1 (ранее маркировка была USB 3.1 gen1 и USB 3.0), предусмотренных на передней панели ПК.
USB является самым популярным современным интерфейсом для подключения периферии. А количество разъемов — это, соответственно, количество устройств, которое можно одновременно подключить к передней панели без применения разветвителей. Что касается версии 3.2 gen1, то она обладает скорость до 4.8 Гбит/с). Разъемы USB 3.2 gen1 совместимы и с периферией стандарта USB 2.0. В свете этого на передней панели таких разъемов нередко предусматривается сразу
2 или более.
Отдельно стоит отметить, что аналогичные порты чаще всего имеются и на задней стороне корпуса. Однако передняя панель находится ближе к пользователю, разъемы на ней оптимально подходят для периферии, которую нужно часто подключать и отключать — такой, как флешки.
Тип подсветки
Тип подсветки, предусмотренный в конструкции ПК. Указывается по части компьютера, которая, собственно, подсвечивается; чаще всего это корпус, однако возможны и другие места установки — например, вентиляторы охлаждения.
Как бы то ни было, данная особенность не влияет на функционал ПК, однако придает ему оригинальный и стильный внешний вид. Это особенно ценят геймеры, поэтому большинство конфигураций с подсветкой как раз относятся к игровым (см. «Тип»). В наиболее продвинутых системах подсветки может предусматриваться возможность изменения цвета и/или синхронизация с другими компонентами системы и периферийными устройствами.