Разъемы
В большинстве настольных ПК этот ассортимент определяется как разъемами на «материнке», так и на дискретной видеокарте, среди которых могут быть представлены
VGA,
DVI,
HDMI выход (встречаются модели, где
HDMI 2 шт),
HDMI вход,
DisplayPort,
miniDisplayPort. Более подробно о них.
— VGA. Он же D-Sub. Аналоговый видеовыход с максимальным разрешением до 1280х1024 и без поддержки звука. В современных устройствах устанавливается крайне редко, зато может пригодиться для подключения отдельных моделей проекторов и телевизоров, а также устаревшей видеотехники.
— DVI. Современные ПК могут оснащаться как чисто цифровым DVI-D, так и гибридным DVI-I; последний допускает также аналоговое подключение, в т.ч. работу с VGA-устройствами через переходник, и в аналоговом формате имеет разрешение в 1280х1024. В цифровом DVI этот параметр может достигать 1920х1200 в одноканальном режиме (single link) и 2560х1600 в двухканальном (dual link). Наличие двухканального режима необходимо уточнять отдельно.
— HDMI выход. Цифровой выход, изначально предназначенный для HD-контента — видео высокого разрешения и многоканального звука. Интерфейс HDMI практически обязателен для современной мультимедийной техники с поддержкой HD, также он чрезвычайно п
...опулярен и в компьютерных мониторах — так что наличие у ПК такого выхода дает весьма обширные возможности по подключению внешних экранов и даже высококлассных аудиоустройств. В некоторых устройствах может быть даже 2 выхода HDMI.
— HDMI вход. Наличие в ПК хотя бы одного входа HDMI. Подробнее о самом интерфейсе см. выше; здесь же отметим, что именно входы данного формата встречаются преимущественно в моноблоках (см. «Тип»). Это как минимум позволяет использовать собственный дисплей моноблока в качестве экрана для другого устройства (например, в роли внешнего монитора для ноутбука). Впрочем, возможны и другие, более специфические варианты применения входа HDMI — например, запись входящего видеосигнала, или его передача (коммутация) на один из видеовыходов ПК.
И входы, и выходы HDMI в современных ПК могут соответствовать разным версиям:
- v 1.4. Наиболее ранний стандарт из широко применяемых в наше время. Поддерживает разрешения до 4096х2160 и частоту кадров до 120 к/с (правда, только на разрешении 1920х1080 или ниже), может применяться и для передачи 3D-видеосигнала. Помимо оригинальной версии 1.4, можно встретить улучшенные v 1.4a и v 1.4b — в обоих случаях улучшения коснулись в основном работы с 3D.
- v 2.0. Стандарт, также известный как HDMI UHD — именно в нем впервые появилась полноценная поддержка UltraHD 4K, с частотой кадров до 60 к/с, а также совместимость с форматом кадра 21:9. Помимо этого, количество одновременно передаваемых каналов и потоков аудио увеличилось до 32 и 4 соответственно. Также стоит отметить, что изначально версия 2.0 не предусматривала поддержку HDR, однако она появилась в обновлении v 2.0a; если эта функция важна для вас — не помешает уточнить, какая именно версия 2.0 предусмотрена в ПК, оригинальная или обновленная.
- v 2.0b. Второе обновление описанной выше v 2.0. Основным обновлением стало расширение возможностей по работе HDR, в частности, поддержка двух новых форматов.
- v 2.1. Она же — HDMI Ultra High Speed: пропускная способность была увеличена до такой степени, что появилась возможность передачи 10K видео на 120 к/с (не говоря уже о более скромных разрешениях) а также работы с расширенными цветовыми схемами разрядностью до 16 бит. Последнее может пригодиться для некоторых профессиональных задач. Однако стоит учитывать, что все возможности HDMI v 2.1 доступны только при использовании кабелей, рассчитанных на этот стандарт.
— DisplayPort. Цифровой мультимедийный интерфейс, во многом схожий с HDMI, однако применяемый в основном в компьютерной технике — в частности, широко используется в компьютерах и мониторах Apple. Одной из интересных особенностей данного стандарта является возможность работы в формате daisy chain — подключение нескольких экранов к одному порту последовательно, с передачей собственного сигнала на каждый из них (хотя данная функция технически доступна далеко не со всеми экранами под данный интерфейс). DisplayPort также представлен на рынке в нескольких версиях, актуальные в наше время таковы:
- v 1.2. Наиболее ранняя из широко применяемых версий (2010 год). Однако уже в этой версии появилась совместимость 3D и режим daisy chain. Максимальное полноценно поддерживаемое разрешение при подключении одного монитора составляет 5K (30 к/с), с определенными ограничениями возможна передача до 8K; частота кадров в 60 Гц поддерживается вплоть до разрешения 3840х2160, а 120 Гц — до 2560х1600. А при использовании daisy chain можно подключить одновременно до 2 экранов 2560x1600 на 60 кадрах в секунду или до 4 экранов 1920х1200. Помимо оригинальной версии 1.2, существует улучшенная v 1.2a, основным нововведением которой стала поддержка AMD FreeSync — технологии для синхронизации частоты кадров монитора с сигналом от видеокарты AMD.
- v 1.3. Обновление, представленное в 2014 году. Повышенная пропускная способность позволила предусмотреть уже полноценную, без ограничений, поддержку 8K на 30 к/с, а также передавать 4K изображение с частотой 120 к/с, достаточной для работы с 3D. Разрешения в режиме daisy chain также выросли — до 4K (3840x2160) на 60 к/с для двух экранов и 2560х1600 на той же частоте кадров — для четырех. Из специфических нововведений стоит упомянуть режим Dual Mode, позволяющий подключать к такому разъему HDMI- и DVI-устройства через простейшие пассивные переходники.
- v 1.4. Наиболее новая версия из широко применяемых в современных ПК. Формально максимальная скорость подключения по сравнению с предыдущей версией не увеличилась, но благодаря оптимизации сигнала появилась возможность работы с 4K и 5K разрешениями на 240 к/с и с 8K — на 120 к/с. Правда, для этого подключенный экран должен поддерживать технологию кодировки DSC — в противном случае доступные разрешения не будут отличаться от показателей версии 1.3. Помимо этого, в v 1.4 добавилась поддержка ряда специальных функций, в том числе HDR10, а максимальное количество одновременно передаваемых каналов звука увеличилось до 32.
— miniDisplayPort. Уменьшенная версия описанного выше разъема DisplayPort, также может соответствовать разным версиям (см. выше). Отметим, что такой же аппаратный разъем используется в интерфейсе Thunderbolt версий 1 и 2, а графическая часть этого интерфейса основана как раз на DisplayPort. Поэтому к miniDisplayPort можно напрямую подключать даже некоторые Thunderbolt-мониторы (хотя такую возможность желательно все же уточнить отдельно).
— COM-порт (RS-232). Последовательный порт, изначально применявшийся для подключения dial-up модемов и некоторой периферии, в частности, мышей. Однако на сегодняшний день данный интерфейс используется как служебный в различных устройствах — телевизорах, проекторах, сетевом оборудовании (маршрутизаторах и коммутаторах) и т.п. Подключение к ПК по RS-232 позволяет управлять параметрами работы внешнего устройства с компьютера.USB 2.0
Количество полноразмерных разъемов
USB версии 2.0, предусмотренных на передней панели ПК.
USB является самым популярным современным интерфейсом для подключения периферии. А количество разъемов — это, соответственно, количество устройств, которое можно одновременно подключить к передней панели без применения разветвителей. Конкретно же версия 2.0 некоторое время назад была наиболее популярной, однако сейчас она считается устаревшей, на смену ей постепенно приходят более продвинутые стандарты вроде USB 3.0 (3.1 gen1). Тем не менее, возможностей USB 2.0 (скорость передачи данных до 480 Мбит/с) все еще вполне хватает для многих периферийных устройств — начиная от клавиатур и мышей и заканчивая принтерами. Так что до полного исчезновения этому стандарту еще далеко, и в некоторых ПК на передней панели может предусматриваться
сразу несколько таких портов.
Отдельно стоит отметить, что аналогичные разъемы чаще всего имеются и на задней стороне корпуса. Однако передняя панель находится ближе к пользователю, и гнезда на ней оптимально подходят для периферии, которую нужно часто подключать и отключать — такой, как флешки.
USB 3.2 gen1
Количество полноразмерных разъемов
USB 3.2 gen1 (ранее маркировка была USB 3.1 gen1 и USB 3.0), предусмотренных на передней панели ПК.
USB является самым популярным современным интерфейсом для подключения периферии. А количество разъемов — это, соответственно, количество устройств, которое можно одновременно подключить к передней панели без применения разветвителей. Что касается версии 3.2 gen1, то она обладает скорость до 4.8 Гбит/с). Разъемы USB 3.2 gen1 совместимы и с периферией стандарта USB 2.0. В свете этого на передней панели таких разъемов нередко предусматривается сразу
2 или более.
Отдельно стоит отметить, что аналогичные порты чаще всего имеются и на задней стороне корпуса. Однако передняя панель находится ближе к пользователю, разъемы на ней оптимально подходят для периферии, которую нужно часто подключать и отключать — такой, как флешки.
Картридер
Наличие
картридера — устройства для чтения карт памяти — на передней панели ПК.
Карты памяти используются как стандартный носитель информации в современных фотокамерах, а также часто используются в различных гаджетах (смартфонах, планшетах, плеерах, экшн-камерах/видеорегистраторах и т. п.) как дополнительное или даже основное хранилище. Наличие картридера заметно облегчает обмен информацией между ПК или такими устройствами — например, копирование фото и видео с камеры или обновление музыкальной коллекции на смартфоне. Отметим, что картридеры в современных ПК практически гарантированно поддерживают карты SD/MMC, а вот совместимость с другими форматами (в том числе с продвинутыми версиями SD, вроде SDXC) стоит уточнять отдельно. Впрочем, немало компьютеров изначально способны работать сразу с 5 – 6 видами карт, иногда — довольно специфическими.
Звук
Формат звука, поддерживаемый звуковой картой ПК. Указывается в зависимости от типа устройства. Для классических ПК (см. «Тип») формат звука соответствует наибольшему количеству каналов, которое компьютер может выдать через аналоговые выходы — от этого напрямую зависит возможность использования того или иного комплекта акустики. А для устройств со встроенными динамиками, прежде всего моноблоков (см. «Тип»), в данном пункте обычно уточняется формат встроенной акустики.
Также отметим, что цифровые интерфейсы вроде S-P/DIF (см. «Разъемы») могут обеспечивать и большее число каналов, однако такой сигнал невозможно напрямую вывести на колонки — нужен аудиоресивер или другой дополнительный преобразователь. Так что основным параметром считается именно число «аналоговых» каналов либо динамиков. Варианты здесь могут быть такими:
— 2.0. Традиционное стерео — самый скромный формат, способный обеспечить эффект объемности звука. Разумеется, такой звук не сравнится по «эффекту присутствия» с продвинутыми стандартами вроде
5.1 и
7.1, однако во многих случаях даже его бывает более чем достаточно. Отметим, что формат 2.0 чаще всего предусматривается в моноблоках — он означает наличие пары встроенных динамиков, предусмотреть в таких ПК более обширную акустику бывает затруднительно.
— 2.1. Двухканальный стереозвук (см. выше), дополненный са
...бвуфером, улучшающим звучание басов. По ряду причин особого распространения не получил, встречается, опять же, преимущественно в моноблоках — в таких устройствах устанавливаются два обычных динамика и «саб».
— 2.2. Расширенная версия формата 2.1, предполагающая два сабвуфера. Теоретически способна обеспечить более мощные и достоверные басы, однако обходится дороже, а на практике эти преимущества редко заметны. Поэтому используется еще реже, чем 2.1 — опять же, преимущественно в моноблоках.
— 4.0. Теоретически 4.0 — формат объемного звука с двумя фронтальными и двумя тыловыми каналами. В то же время в ПК этот формат встречается исключительно среди моноблоков и обычно означает наличие двух дополнительных динамиков, помимо стандартной стереоакустики. Эффекта «звука со всех сторон» на такой системе не добиться, однако звучание все равно получается более качественным и достоверным, чем у систем 2.0. Впрочем, цена также выходит более высокой, притом что разница в звучании не для всех принципиальна. Поэтому данный формат не получил распространения.
— 4.2. Расширенная версия описанного выше 4.0, где к улучшенной стереосистеме на 4 динамика добавлена пара сабвуферов. За счет этого улучшается качество басов, однако еще более увеличиваются габариты и стоимость акустики, а потому подобные системы встречаются еще реже.
— 5.1. Классический формат полноценного объемного звука («со всех сторон»): два фронтальных канала, один центральный, два тыловых и сабвуфер. Под такой звук выпущено немало контента, да и в играх нередко предусматривается совместимость именно с системами 5.1. В то же время поддержка данного формата в чистом виде сравнительно редко встречается среди современных ПК. Значительно чаще используются аудиокарты 7.1: имея более продвинутые возможности, они почти не отличаются по цене и вполне способны работать также и с 5.1.
— 7.1. Дальнейшее, после 5.1, усовершенствование идеи объемного звука. Такие системы имеют 5 традиционных звуковых каналов (2 на фронт, 1 фронт-центр и 2 тыловых), а 2 дополнительных канала могут размещаться разными способами — в качестве боковых, в качестве «надстроек» над фронтальными или тыловыми и т. п. В любом случае формат 7.1 позволяет добиться более достоверного звучания, чем 5.1, а его поддержка в современных звуковых картах обходится очень недорого.
— 10.2. Специфический формат звука, применяемый в некоторых высококлассных моноблоках мультимедийной направленности. 10 основных динамиков в таких устройствах объединены в саундбар под экраном и обеспечивают настолько достоверное объемное звучание, насколько это вообще возможно в системах без тыловых каналов. Кроме того, подобная акустика нередко делается многополосной — то есть включает специализированные динамики, оптимизированные под конкретную полосу частот и воспроизводящие только ее. Это еще более улучшает качество звука. А два сабвуфера, в свою очередь, позволяют добиться соответствующих характеристик баса. В то же время данный вариант встречается крайне редко — как из-за высокой стоимости, так и потому, что нужного качества звука проще бывает достичь на отдельно подобранной акустике.Тип подсветки
Тип подсветки, предусмотренный в конструкции ПК. Указывается по части компьютера, которая, собственно, подсвечивается; чаще всего это корпус, однако возможны и другие места установки — например, вентиляторы охлаждения.
Как бы то ни было, данная особенность не влияет на функционал ПК, однако придает ему оригинальный и стильный внешний вид. Это особенно ценят геймеры, поэтому большинство конфигураций с подсветкой как раз относятся к игровым (см. «Тип»). В наиболее продвинутых системах подсветки может предусматриваться возможность изменения цвета и/или синхронизация с другими компонентами системы и периферийными устройствами.
Мощность БП
Мощность блока питания, установленного в ПК.
Теоретически, если вы покупаете готовый к использованию компьютер, мощности установленного в нем блока гарантированно хватит для нормальной работы системы. Однако даже в таких случаях не помешает обратить внимание на данный параметр: при прочих равных более мощный БП дает дополнительный запас на случай высоких нагрузок и нештатных ситуаций. А если система покупается недоукомплектованной (например, без ОЗУ или накопителя), либо же планируется ее апгрейд (особенно с установкой «прожорливых» компонентов вроде дискретной видеокарты) — стоит обязательно уточнить, хватит ли возможностей БП на это. Мощность блока питания однозначно не должна быть ниже энергопотребления системы, а в идеале она должна превышать его хотя бы на 100 – 150 Вт — опять же, на случай непредвиденных ситуаций.
Также данный параметр необходимо учитывать в некоторых ситуациях при организации питания — например, при подсчете общей нагрузки при подключении компьютера к «бесперебойнику» (ИБП).