Чипсет
Модель чипсета, используемого в штатной комплектации ПК.
Чипсет можно описать как набор микросхем, обеспечивающий совместное функционирование центрального процессора, оперативной памяти, устройств ввода-вывода и т.п. Именно такой набор микросхем лежит в основе любой материнской платы. Зная модель чипсета, можно найти и оценить его подробные характеристики; большинству пользователей такая информация незачем, однако для специалистов она бывает весьма полезной.
Модель
Конкретная модель процессора, установленного в ПК, вернее — его индекс в пределах своей серии (см. «Процессор»). Полное название модели состоит из наименования серии и этого индекса — например Intel Core i3 3220; зная это название, можно найти подробную информацию о процессоре (характеристики, отзывы и т.п.) и определить, насколько он подходит для Ваших целей.
Тактовая частота
Тактовая частота процессора, установленного в ПК.
Теоретически более высокая тактовая частота положительно влияет на производительность, так как позволяет процессору совершать больше операций за единицу времени. Однако данный показатель довольно слабо связан с реальной производительностью. Дело в том, что фактические возможности CPU сильно зависят от ряда других факторов — общей архитектуры, объема кэша, количества ядер, поддержки специальных инструкций и т.п. По итогу сравнивать по данному показателю можно только чипы из одной или из схожих серий (см. «Процессор»), а в идеале — еще и одного поколения. И то довольно приблизительно.
Частота TurboBoost / TurboCore
Тактовая частота процессора при работе в режиме TurboBoost или TurboCore.
Технология Turbo Boost используется в процессорах Intel, Turbo Core — AMD. Суть данной технологии и там, и там одинакова: если часть ядер работает под высокой нагрузкой, а часть простаивает, то часть задач передается с более загруженных ядер на менее загруженные, что улучшает производительность. При этом обычно увеличивается тактовая частота процессора; это значение и указывается в данном пункте. Подробнее о тактовой частоте в целом см. выше.
Объем ОЗУ
Объем оперативной памяти (ОЗУ, или RAM), поставляемой в комплекте с компьютером.
От данного параметра напрямую зависит общая производительность ПК: при прочих равных большее количество ОЗУ ускоряет работу, позволяет справляться с более ресурсоемкими задачами и облегчает одновременное выполнение большого числа процессов. Что касается конкретных цифр, то минимальным объемом, необходимым для стабильной работы ПК общего назначения, в наше время считается
4 ГБ. Микрокомпьютерам и тонким клиентам хватает и меньшего количества, а в геймерские системы, наоборот, устанавливается не менее
8 ГБ.
16 ГБ и тем более
32 ГБ — это уже весьма солидные объемы, а в наиболее мощных и производительных системах встречаются значения в
64 ГБ и даже больше. Также в продаже можно встретить конфигурации
вообще без ОЗУ — для такого устройства пользователь может выбрать количество памяти на свое усмотрение; по ряду причин такая конфигурация особенно популярна в неттопах.
Отметим, что многие современные ПК допускают увеличение количества RAM, так что не всегда имеет смысл приобретать дорогое устройство с большим объемом «оперативки» — иногда разумнее начать с более простой модели и расширить ее, если возникнет необходимость. Возможность апгрейда в таких случаях стоит уточнит
...ь отдельно.Тактовая частота
Тактовая частота оперативной памяти, поставляемой в комплекте с ПК. Это один из параметров, определяющих возможности RAM: при одинаковом объеме и типе памяти (см. выше) более высокая тактовая частота будет означать большее быстродействие. Правда, такие подробности редко требуются рядовому пользователю, зато они бывают немаловажными для энтузиастов и профессионалов
Отметим также, что по данному показателю можно определить возможности для апгрейда системы: материнская плата сможет нормально работать с планками, имеющими такую же или меньшую тактовую частоту, а вот совместимость с более «быстрой» памятью стоит уточнять отдельно.
Кол-во слотов
Количество слотов под модули оперативной памяти, предусмотренное на материнской плате ПК. В данном случае речь идет о слотах под съемные планки; для ПК со
встроенной памятью данный параметр неактуален.
Имеющиеся на «материнке» слоты могут быть заняты все, частично либо не заняты вообще (в моделях без
без ОЗУ). В любом случае обращать внимание на их число стоит в том случае, если изначально установленное количество RAM вас не устраивает (или со временем перестанет устраивать), и вы планируете апгрейд системы. Наименьшее количество, встречающееся в ПК со съемной памятью —
1 слот; если он занят, при апгрейде планку придется только менять. Большее количество разъемов под ОЗУ — обязательно парное, это связано с рядом технических нюансов; чаще всего это количество —
2 или
4, однако оно может быть и большим — вплоть до 16 в мощных рабочих станциях.
Отметим, что при планировании апгрейда нужно учитывать не только количество слотов и тип памяти (см. выше), но и характеристики материнской платы. Все современные «материнки» имеют ограничения по максимальному объему RAM; в итоге, к примеру, наличие наличие двух слотов DDR4 еще не означает, что в систему можно установить сразу две планки максимального объема, в 128 ГБ каждая.
Максимально устанавливаемый объем
Максимальное количество оперативной памяти, которое можно установить на компьютер. Зависит, в частности, от типа используемых модулей памяти, а также от количества слотов под них. Обращать внимание на данный параметр имеет смысл прежде всего в том случае, если ПК покупается с расчетом на апгрейд RAM и объем фактически установленной памяти в нем заметно меньше максимально доступного
Так объем максимально установленной памяти зависит от количества слотов в ПК и может быть от
16 ГБ (скромный ПК) до
64 ГБ и выше. Самыми же популярным на рынке являются
ПК с максимально устанавливаемыми 32 ГБ памяти.
Тип видеокарты
Тип видеокарты, используемой в ПК. Современные компьютеры могут оснащаться как
интегрированными модулями (среди таковых можно встретить продукцию
Apple и
Intel —
HD Graphics,
UHD Graphics и
Iris), так и
дискретными видеокартами (в том числе
профессионального уровня), которые могут устанавливаться по нескольку штук с использованием технологии
SLI или CrossFire. Кроме того, в продаже можно встретить конфигурации, вообще не укомплектованные графическими адаптерами. Вот более подробное описание каждого варианта:
— Интегрированная. Видеокарты, встроенные прямо в процессор (реже — в материнскую плату) и не имеющие собственной выделенной памяти: память для обработки видео отбирается из общей «оперативки». Главные достоинства таких модулей — невысокая стоимость, низкое энергопотребление, минимальное тепловыделение (не требующее специальных систем охлаждения) и предельно компактные размеры. С другой стороны, и производительность у этого типа графики невысока: ее хватает для несложных повседневных задач вроде веб-серфинга, просмотра видео и нетребовательных игр, но вот для более серьезных целей желательно все же иметь в системе дискретный видеоадаптер. Да и тот факт, что инте
...грированные системы занимают при работе часть системной RAM, тоже не способствует производительности.
— Дискретная. Видеокарты в виде отдельных модулей со специализированным процессором и собственной памятью. Обходятся заметно дороже интегрированных, занимают больше места и потребляют больше энергии, однако все эти недостатки компенсируются ключевым достоинством — высокой производительностью. Это позволяет работать даже с «тяжелым» графическим контентом вроде современных игр, 3D-рендеринга, видеомонтажа в высоких разрешениях и т. п. (хотя конкретные характеристики дискретной графики, разумеется, могут быть разными). Кроме того, обработка графики в таких системах не задействует основной оперативной памяти, что тоже является немаловажным достоинством. Для дополнительного повышения производительности дискретные видеоадаптеры могут объединяться в системы SLI / CrossFire, этот вариант указывается отдельно (см. ниже). Также отметим, что в большинстве современных ПК такая графика сочетается с процессором, имеющим встроенное графическое ядро, и часто работает в гибридном режиме: интегрированный модуль применяется для несложных задач, а при возрастании нагрузки система переключается на дискретную видеокарту.
— SLI / CrossFire. Несколько дискретных видеокарт (см. выше), объединенных в связку по технологии SLI (применяется NVIDIA) или Crossfire (используется AMD). C точки зрения рядового пользователя принципиальных различий между этими технологиями нет: и та, и другая позволяют объединить вычислительные мощности нескольких видеокарт, повысив таким образом графическую производительность. Однако и обходится подобная графика недешево, а потому применяется она исключительно в высокопроизводительных ПК с упором на графические возможности — в частности, геймерских.
— Приобретается отдельно. Отсутствие какой-либо видеокарты в изначальной комплектации ПК. Довольно редкий вариант, встречающийся в отдельных высококлассных рабочих станциях: такие конфигурации оснааются профессиональными процессорами без встроенного графического ядра и не имеют дискретной графики — предполагается, что такой адаптер пользователю удобнее купить отдельно.