Тип
Общий тип компьютера. Помимо классических
настольных моделей (в том числе
игрового назначения), в наше время встречаются и более необычные решения:
моноблоки,
неттопы,
микрокомпьютеры. Вот особенности каждого типа:
— Настольный. Традиционные настольные ПК, иными словами — модели, не относящиеся ни к одной из более специфических категорий. В большинстве своем являются даже не настольными, а скорее «подстольными» — выполняются в вертикальных корпусах, размещаемых чаще всего под столешницей, горизонтальные системные блоки среди таких устройств встречаются крайне редко.
— Игровой. Разновидность настольных компьютеров, рассчитанная на профессиональных игроков и геймеров-энтузиастов. Подобные модели обязательно комплектуются мощной «начинкой», которая позволяет с комфортом играть даже в требовательные современные игры. Кроме того, в них нередко предусматриваются различные дополнительные функции, полезные с учетом специализации: встроенные инструменты для разгона, высококлассные настраиваемые системы охлаждения и т. п. Еще одна особенность игровых ПК — характерный дизайн, нередко довольно оригинальный: в «агрессивном» стиле, с подсветкой, необычной формой корпуса, прозрачными вставками и т. п.
— Моноблок. Моноблоки представляют собой устройства, объединяющие в одном корпусе экран, электр
...онику системного блока, набор разъемов и акустику; проще говоря — это мониторы со встроенной компьютерной «начинкой». Такая конструкция имеет два основных достоинства. Во-первых, в системе изначально имеется дисплей, причем довольно крупный и оптимально подходящий под ее конфигурацию — так что пользователю не нужно искать отдельный экран. Во-вторых, такой компьютер занимает очень немного места — лишь чуть больше, чем монитор с той же диагональю экрана; да и отсутствие отдельного системного блокаможно записать в достоинства. С другой стороны, если в обычном ПК «системник» и монитор можно выбрать отдельно, на свое усмотрение, то в моноблоках такой возможности нет — приходится обходиться теми сочетаниями, которые изначально предлагает производитель. Кроме того, возможности по модификации и апгрейду у таких моделей заметно скромнее, чем у традиционных, а о замене экрана речи вообще не идет.
— Неттоп. Устройства, также известные как «мини-ПК». Имеют небольшие размеры и скромное оснащение — в частности, весьма ограниченный набор портов. Кроме того, многие неттопы не отличаются производительностью и рассчитаны в основном на работу с документами, серфинг по Интернету и другие несложные задачи. Впрочем, встречаются и достаточно мощные производительные решения. В любом случае основное достоинство неттопа — компактность.
— Микрокомпьютер. В соответствии с названием, компьютеры этого типа имеют чрезвычайно миниатюрные размеры — по габаритам они сравнимы с «флэшками» и выглядят скорее как портативные адаптеры для внешних экранов, чем как самостоятельные устройства. На корпусе такого «адаптера» обычно имеется собственный HDMI-коннектор, при помощи которого осуществляется подключение к монитору или телевизору; этот же порт обеспечивает питание. А в корпусе чаще всего предусматривается «мобильный» энергосберегающий процессор со встроенной графикой, компактный SSD или eMMC накопитель и беспроводные модули. Периферия вроде клавиатур и мышей подключается преимущественно через Bluetooth, однако во многих моделях есть проводные разъемы вроде USB, причем иногда — во вполне приличном количестве (2, а то и 3). В целом подобное устройство может стать неплохой альтернативой планшету или ноутбуку для тех, кто часто перемещается между разными рабочими местами — главное, чтобы на этих местах были соответствующие экраны для подключения. Мощность микрокомпьютеров, закономерно, невысока, однако они и не предназначены для «тяжелых» задач.
— Тонкий клиент. Тонкими клиентами называют компьютеры, рассчитанные на использование в режиме терминалов для внешних серверов. При этом все ресурсоемкие вычисления осуществляет сервер, а функции тонкого клиента ограничиваются вводом исходных данных и приемом результатов. Большинство таких компьютеров вообще не предполагают самостоятельной работы, однако это не недостаток, а особенность специализации. Вообще же подобный формат работы не применяется в быту и обычной деловой сфере, однако идеально подходит для некоторых узкопрофессиональных задач. А так как тонкому клиенту не нужна высокая производительность, его можно сделать максимально компактным, легким и недорогим.Форм-фактор
Форм-фактор корпуса компьютера характеризует прежде всего внутренний объем. Основные форм-факторы ПК:
—
Midi Tower. Представитель семейства tower (корпуса с вертикальной установкой) средних размеров — около 45 см в высоту при ширине 15-20 см, с количеством внешних отсеков от 2 до 4. Наиболее популярен для домашних ПК среднего класса.
—
Mini Tower. Наиболее компактный «вертикальный» тип корпуса, при ширине 15-20 см имеет высоту около 35 см и (обычно) не более 2 отсеков с внешним доступом. Используется в основном для офисных ПК, не требующих высокой производительности.
—
Full Tower. Корпус с установкой в вертикальном положении, один из наиболее крупных форм-факторов для ПК на сегодняшний день: ширина составляет 15-20 см, высота — 50-60 см, количество отсеков с внешним доступом может достигать 10. Чаще всего в этом форм-факторе выполняются продвинутые ПК высокой производительности.
—
Desktop. Корпуса, рассчитанные на установку непосредственно на рабочем столе. Часто имеют возможность горизонтальной установки — с таким расчетом, чтобы сверху на корпус можно было поставить монитор — хотя встречаются и модели, устанавливаемые строго вертикально. В любом случае «десктопные» модели имеют относительно небольшие размеры.
—
Cube Case. Корпуса, имеющие кубическую ил
...и близкую к ней форму. Могут иметь разные размеры и предназначаться под разные типы материнских плат, этот момент в каждом случае стоит уточнять отдельно. Как бы то ни было, подобные корпуса имеют довольно оригинальный внешний вид, отличающийся от традиционных «тауэров» и «десктопов».Модель
Конкретная модель процессора, установленного в ПК, вернее — его индекс в пределах своей серии (см. «Процессор»). Полное название модели состоит из наименования серии и этого индекса — например Intel Core i3 3220; зная это название, можно найти подробную информацию о процессоре (характеристики, отзывы и т.п.) и определить, насколько он подходит для Ваших целей.
Кодовое название
Кодовое название процессора, которым укомплектован ПК.
Этот параметр характеризует прежде всего поколение, к которому относится процессор, и микроархитектуру, используемую в нем. При этом к одной и той же микроархитектуре/поколению могут принадлежать чипы с разными кодовыми названиями; в таких случаях они различаются по другим параметрам — общему позиционированию, принадлежности к определенным сериям (см. выше), наличию/отсутствию определенных специфических функций и т.п..
В наше время среди процессоров Intel актуальны чипы с такими кодовыми названиями:
Coffee Lake (8 поколение),
Coffee Lake (9 поколение),
Comet Lake (10 поколение),
Rocket Lake (11 поколение),
Alder Lake (12 поколение),
Raptor Lake (13 поколение),
Raptor Lake-S (14 поколение). Для AMD этот список выглядит так:
Zen+ Picasso (3 поколение),
Zen2 Matisse (3 поколение),
Zen2 Renoir (4 поколение),
Zen 3 Cezanne (5 поколение),
Zen 3 Vermeer (5 поколение),
Zen 4 Raphael (6 поколение).
Тактовая частота
Тактовая частота процессора, установленного в ПК.
Теоретически более высокая тактовая частота положительно влияет на производительность, так как позволяет процессору совершать больше операций за единицу времени. Однако данный показатель довольно слабо связан с реальной производительностью. Дело в том, что фактические возможности CPU сильно зависят от ряда других факторов — общей архитектуры, объема кэша, количества ядер, поддержки специальных инструкций и т.п. По итогу сравнивать по данному показателю можно только чипы из одной или из схожих серий (см. «Процессор»), а в идеале — еще и одного поколения. И то довольно приблизительно.
Частота TurboBoost / TurboCore
Тактовая частота процессора при работе в режиме TurboBoost или TurboCore.
Технология Turbo Boost используется в процессорах Intel, Turbo Core — AMD. Суть данной технологии и там, и там одинакова: если часть ядер работает под высокой нагрузкой, а часть простаивает, то часть задач передается с более загруженных ядер на менее загруженные, что улучшает производительность. При этом обычно увеличивается тактовая частота процессора; это значение и указывается в данном пункте. Подробнее о тактовой частоте в целом см. выше.
Тактовая частота
Тактовая частота оперативной памяти, поставляемой в комплекте с ПК. Это один из параметров, определяющих возможности RAM: при одинаковом объеме и типе памяти (см. выше) более высокая тактовая частота будет означать большее быстродействие. Правда, такие подробности редко требуются рядовому пользователю, зато они бывают немаловажными для энтузиастов и профессионалов
Отметим также, что по данному показателю можно определить возможности для апгрейда системы: материнская плата сможет нормально работать с планками, имеющими такую же или меньшую тактовую частоту, а вот совместимость с более «быстрой» памятью стоит уточнять отдельно.
Тип видеокарты
Тип видеокарты, используемой в ПК. Современные компьютеры могут оснащаться как
интегрированными модулями (среди таковых можно встретить продукцию
Apple и
Intel —
HD Graphics,
UHD Graphics и
Iris), так и
дискретными видеокартами (в том числе
профессионального уровня), которые могут устанавливаться по нескольку штук с использованием технологии
SLI или CrossFire. Кроме того, в продаже можно встретить конфигурации, вообще не укомплектованные графическими адаптерами. Вот более подробное описание каждого варианта:
— Интегрированная. Видеокарты, встроенные прямо в процессор (реже — в материнскую плату) и не имеющие собственной выделенной памяти: память для обработки видео отбирается из общей «оперативки». Главные достоинства таких модулей — невысокая стоимость, низкое энергопотребление, минимальное тепловыделение (не требующее специальных систем охлаждения) и предельно компактные размеры. С другой стороны, и производительность у этого типа графики невысока: ее хватает для несложных повседневных задач вроде веб-серфинга, просмотра видео и нетребовательных игр, но вот для более серьезных целей желательно все же иметь в системе дискретный видеоадаптер. Да и тот факт, что инте
...грированные системы занимают при работе часть системной RAM, тоже не способствует производительности.
— Дискретная. Видеокарты в виде отдельных модулей со специализированным процессором и собственной памятью. Обходятся заметно дороже интегрированных, занимают больше места и потребляют больше энергии, однако все эти недостатки компенсируются ключевым достоинством — высокой производительностью. Это позволяет работать даже с «тяжелым» графическим контентом вроде современных игр, 3D-рендеринга, видеомонтажа в высоких разрешениях и т. п. (хотя конкретные характеристики дискретной графики, разумеется, могут быть разными). Кроме того, обработка графики в таких системах не задействует основной оперативной памяти, что тоже является немаловажным достоинством. Для дополнительного повышения производительности дискретные видеоадаптеры могут объединяться в системы SLI / CrossFire, этот вариант указывается отдельно (см. ниже). Также отметим, что в большинстве современных ПК такая графика сочетается с процессором, имеющим встроенное графическое ядро, и часто работает в гибридном режиме: интегрированный модуль применяется для несложных задач, а при возрастании нагрузки система переключается на дискретную видеокарту.
— SLI / CrossFire. Несколько дискретных видеокарт (см. выше), объединенных в связку по технологии SLI (применяется NVIDIA) или Crossfire (используется AMD). C точки зрения рядового пользователя принципиальных различий между этими технологиями нет: и та, и другая позволяют объединить вычислительные мощности нескольких видеокарт, повысив таким образом графическую производительность. Однако и обходится подобная графика недешево, а потому применяется она исключительно в высокопроизводительных ПК с упором на графические возможности — в частности, геймерских.
— Приобретается отдельно. Отсутствие какой-либо видеокарты в изначальной комплектации ПК. Довольно редкий вариант, встречающийся в отдельных высококлассных рабочих станциях: такие конфигурации оснааются профессиональными процессорами без встроенного графического ядра и не имеют дискретной графики — предполагается, что такой адаптер пользователю удобнее купить отдельно.Модель видеокарты
Основными производителями видеокарт в наше время являются
AMD,
NVIDIA и Intel, причем каждый имеет свою специфику. NVIDIA выпускает преимущественно дискретные решения; среди самых распространенных — серии
GeForce MX1xx,
GeForce MX3xx,
GeForce GTX 10xx (в частности
GTX 1050,
GTX 1050 Ti и
GTX 1060),
GeForce GTX 16xx,
GeForce RTX 20xx,
GeForce RTX 30xx (
GeForce RTX 3060,
GeForce RTX 3060 Ti,
GeForce RTX 3070,
GeForce RTX 3070 Ti,
GeForce RTX 3080,
GeForce RTX 3080 Ti,
GeForce RTX 3090,
GeForce RTX 3090 Ti),
GeForce RTX 4060,
GeForce RTX 4060 Ti,
GeForce RTX 4070,
GeForce RTX 4070 SUPER,
GeForce RTX 4070 Ti,
GeForce RTX 4070 Ti SUPER,
GeForce RTX 4080,
GeForce RTX 4080 SUPER,
GeForce RTX 4090 и отдельная серия
Quadro. AMD предлагает как дискретную, так и встроенную графику — в том числе в рамках популярных серий
Radeon RX 500,
Radeon RX 5000,
Radeon RX 6000,
Radeon RX 7000 и
AMD Radeon Pro. А Intel занимается исключительно модулями, интегрированными в процессоры своего же производства — это может быть HD Graphics, UHD Graphics и Iris.
Отметим, что многие конфигурации с дискретной графикой имеют также интегрированный графический модуль; в таких случаях указывается название дискретной видеокарты, как более продвинутой.