Модель видеокарты
Основными производителями видеокарт в наше время являются
AMD,
NVIDIA и Intel, причем каждый имеет свою специфику. NVIDIA выпускает преимущественно дискретные решения; среди самых распространенных — серии
GeForce MX1xx,
GeForce MX3xx,
GeForce GTX 10xx (в частности
GTX 1050,
GTX 1050 Ti и
GTX 1060),
GeForce GTX 16xx,
GeForce RTX 20xx,
GeForce RTX 30xx (
GeForce RTX 3060,
GeForce RTX 3060 Ti,
GeForce RTX 3070,
GeForce RTX 3070 Ti,
GeForce RTX 3080,
GeForce RTX 3080 Ti,
GeForce RTX 3090,
GeForce RTX 3090 Ti),
GeForce RTX 4060,
GeForce RTX 4060 Ti,
GeForce RTX 4070,
GeForce RTX 4070 SUPER,
GeForce RTX 4070 Ti,
GeForce RTX 4070 Ti SUPER,
GeForce RTX 4080,
GeForce RTX 4080 SUPER,
GeForce RTX 4090 и отдельная серия
Quadro. AMD предлагает как дискретную, так и встроенную графику — в том числе в рамках популярных серий
Radeon RX 500,
Radeon RX 5000,
Radeon RX 6000,
Radeon RX 7000 и
AMD Radeon Pro. А Intel занимается исключительно модулями, интегрированными в процессоры своего же производства — это может быть HD Graphics, UHD Graphics и Iris.
Отметим, что многие конфигурации с дискретной графикой имеют также интегрированный графический модуль; в таких случаях указывается название дискретной видеокарты, как более продвинутой.
Объем видеопамяти
Объем собственной памяти, предусмотренной в дискретной видеокарте (см. «Тип видеокарты»).
Чем больше этот объем — тем более мощным и продвинутым является видеоадаптер, тем лучше он справляется со сложными задачами и тем, соответственно, дороже стоит. В наше время объемы в
2 ГБ и
3 ГБ считаются довольно скромными,
4 ГБ — неплохими,
6 ГБ и
8 ГБ — весьма солидными, а более 8 ГБ означает, что перед нами специализированный ПК, созданный в расчете на максимальную графическую производительность.
Тест 3DMark
Результат, показанный видеокартой ПК в тесте (бенчмарке) 3DMark.
3DMark представляет собой специализированный тест, предназначенный прежде всего для проверки эффективности и стабильности работы видеокарты в требовательных играх. Проверка осуществляется путем запуска 3D-видеороликов, созданных на различных игровых движках с применением различных технологий. Итоговый результат оценивается как по частоте кадров, так и в условных баллах; в данном пункте приводится как раз количество баллов. Чем оно выше — тем более мощной и производительной является видеокарта.
Отметим, что тестирование по 3DMark может осуществляться для любого типа графики (см. «Тип видеокарты»). При этом (по состоянию на 2020 год) в интегрированных решениях итоговый результат редко превышает 1000 баллов; самый скромный показатель для дискретных адаптеров составляет около 1700 баллов; а в отдельных высококлассных видеокартах он может превышать 10 000 баллов.
Тест Passmark G3D Mark
Результат, показанный видеокартой ПК в тесте (бенчмарке) Passmark G3D Mark.
Passmark G3D Mark представляет собой комплексный тест для проверки производительности видеокарты в различных режимах. Традиционно для таких тестов результаты выводятся в баллах, большее количество баллов означает (пропорционально) более высокую вычислительную мощность. Впрочем, стоит иметь в виду, что видеокарта тестируется в разных режимах, и итоговое количество баллов выводится на основе нескольких результатов в специализированных тестах. Поэтому адаптеры со схожим общим результатом могут несколько различаться по фактической производительности в отдельных специфических форматах работы. Так что если ПК приобретается для профессиональной работы с графикой, и высокая эффективность в некоторых специализированных задачах является критичной — эти нюансы не помешает уточнить отдельно.
Отметим, что при помощи Passmark G3D Mark в наше время тестируют все виды графических адаптеров (см. «Тип видеокарты»). При этом для интегрированных решений результат более чем в 1200 баллов считается очень хорошим, а в дискретных моделях этот показатель может варьироваться от 2200 – 2300 баллов до 20 000 баллов и более.
Тип накопителя
Тип накопителя, штатно установленного в компьютере.
Отметим, что многие ПК позволяют дополнить комплектный накопитель или даже целиком заменить его, однако удобнее купить подходящую конфигурацию изначально и не возиться с переоснащением. Что касается типов, то традиционные жесткие диски (
HDD) в наше время все более уступают позиции твердотельным модулям
SSD. Кроме того, довольно популярны сочетания
HDD+SSD (в том числе с использованием продвинутых технологий
Intel Optane и
Fusion Drive) и новинки
SSD+SSD. А вот такие решения, как SSHD и eMMC, практически вышли из употребления. Рассмотрим эти варианты подробнее:
— HDD. Классический жесткий магнитный диск. Ключевым достоинством таких накопителей является невысокая стоимость в пересчете на единицу объема — это позволяет создавать вместительные и в то же время недорогие хранилища. С другой стороны, HDD заметно уступают SSD по скорости работы, а также плохо переносят удары и сотрясения. В свете этого данный тип носителей все реже используется в чистом виде — намного чаще можно встретить сочетание жесткого диска с SSD-модулем (см. ниже).
— SSD. Твердотельные накопители на основе флэш-памяти. При том же объеме SSD обходится заметно дороже HDD, однако это оправдывается рядом достоинств. Во-первых, так
...ие накопители работают значительно быстрее жестких дисков; конкретное быстродействие может быть разным (в зависимости от типа памяти, интерфейса подключения и т. п.), однако даже недорогие SSD превосходят по этому показателю продвинутые HDD. Во-вторых, твердотельная память не имеет движущихся частей, что дает сразу несколько преимуществ: легкость, компактность, нечувствительность к ударам и низкое энергопотребление. А стоимость подобной памяти постоянно снижается по мере развития технологий. Так что все больше современных ПК оснащаются именно подобными накопителями, причем это могут быть конфигурации любого уровня — от бюджетных до топовых.
— HDD+SSD. Наличие в одной системе сразу двух накопителей — HDD и SSD. Подробнее каждая из этих разновидностей описана выше; а их сочетание в одной системе позволяет объединить достоинства и частично компенсировать недостатки. К примеру, на SSD (имеющем обычно довольно небольшой объем) можно хранить системные файлы и другие данные, для которых важна быстрота доступа (например, рабочие приложения); а HDD хорошо подходит для больших объемов информации, не требующих особо высокой скорости (характерный случай — видеофайлы и другой мультимедийный контент). Кроме этого, твердотельный модуль можно применять не как отдельное хранилище, а как промежуточный кэш для ускорения работы жесткого диска; впрочем, для этого обычно требуются специальные программные настройки (тогда как режим «два отдельных накопителя» чаще всего доступен по умолчанию).
Также подчеркнем, что в данном случае речь идет об «обычных» SSD-модулях, не относящихся к сериям Optane и Fusion Drive; особенности этих серий подробно описаны ниже.
— HDD+Optane. Сочетание традиционного жесткого диска с твердотельным SSD-модулем из серии Intel Optane. Подробнее об общих особенностях такого сочетания см. «HDD+SSD» выше. Здесь же отметим, что «оптейны» отличаются от других SSD-накопителей особой трехмерной структурой ячеек памяти (технология 3D Xpoint). Это позволяет обращаться к данным на уровне отдельных ячеек и обходиться без некоторых дополнительных операций, что ускоряет скорость работы и снижает задержки, а также положительно сказывается на сроке службы памяти. Второе отличие заключается в том, что Optane обычно используется не как отдельный накопитель, а как вспомогательный буфер (кэш) для основного жесткого диска, призванный повысить скорость работы. Оба накопителя при этом воспринимаются системой как единое устройство. Недостаток данного типа SSD традиционен — довольно высокая стоимость; также стоит отметить, что его превосходство более всего заметно на сравнительно невысоких нагрузках (хотя и при росте нагрузки оно не исчезает полностью).
— HDD+Fusion Drive. Разновидность связки «HDD+SSD» (см. выше), применяемая исключительно в компьютерах Apple и оптимизированная под фирменную «операционку» macOS. Впрочем, правильнее будет сравнивать данный вариант с сочетанием «HDD+Optane» (также описан выше): так, оба накопителя воспринимаются системой как единое целое, а модуль Fusion Drive используется в том числе как скоростной кэш для жесткого диска. Однако есть и существенные отличия. Во-первых, Fusion Drive имеет значительные объемы и применяется не только как служебный буфер, но и как часть полноценного накопителя — для постоянного хранения данных. Во-вторых, общий объем всей связки приблизительно соответствует сумме объемов обоих накопителей (за вычетом пары «служебных» гигабайт). Данный тип накопителя обходится недешево, однако эффективность и удобство вполне соответствуют этой цене.
— SSHD. Так называемый гибридный накопитель: устройство, объединяющее в одном корпусе жесткий диск и небольшой SSD-кэш. Некоторое время назад это решение было достаточно популярным, однако сейчас оно почти не встречается, будучи вытесненным более практичным вариантом — различными разновидностями HDD+SSD.
— eMMC. Разновидность твердотельной памяти, изначально разработанная для портативных гаджетов вроде смартфонов и планшетов. От SSD отличается, с одной стороны, меньшей стоимостью и низким энергопотреблением, с другой — сравнительно невысокой скоростью и надежностью. Из-за этого данный тип накопителей используется крайне редко — в частности, в единичных моделях микрокомпьютеров и тонких клиентов (см. «Тип»).
— HDD+eMMC. Сочетание жесткого диска (HDD) и твердотельного модуля eMMC. Эти виды накопителей подробно описаны выше; здесь же заметим, что данный вариант встречается крайне редко, причем в довольно специфических устройствах — моноблоках (см. «Тип») с функцией трансформера, где экран представляет собой съемный планшет, который можно использовать автономно. В таком планшете обычно устанавливается модуль eMMC, а в стационарной части размещается жесткий диск. Впрочем, возможен и другой вариант — связка, аналогичная HDD+SSD (см. выше), где eMMC применяется для снижения стоимости и/или энергопотребления.
— SSD+eMMC. Еще одно сочетание двух описанных выше видов накопителей. Применялось в единичных моноблоках и неттопах — в основном с целью снижения стоимости; на сегодня данный вариант практически не встречается.Емкость накопителя
Объем основного накопителя, поставляемого в комплекте с ПК. Для моделей с комбинированными хранилищами (например, HDD+SSD, см. «Тип накопителя») основным в данном случае считается более емкий жесткий диск; а если в комплекте два HDD, то они обычно имеют одинаковую вместимость.
С чисто практической стороны чем больше данных вмещает накопитель — тем лучше. Так что выбор по данному показателю упирается в основном в цену: большая емкость неизбежно означает и более высокую стоимость. Кроме того, напомним, что SSD-модули в пересчете на гигабайт емкости обходятся заметно дороже жестких дисков; так что сравнивать по сочетанию объема и стоимости можно только носители одного типа.
Что касается конкретной вместимости, то объем в
250 ГБ и менее в современных ПК можно встретить основном среди SSD. Жесткие диски такого объема практически не встречаются, для них емкость
от 250 до 500 ГБ все еще считается довольно скромной.
501 – 750 ГБ является довольно неплохим значением для SSD и среди них же в основном и используется.
751 ГБ – 1 ТБ — внушительный показатель для SSD и средний уровень для жестких дисков,
1,5 – 2 ТБ является весьма солидной емкостью даже для HDD. А очень высокая вместимость —
более чем в 2 ТБ — как ни парадоксально, встречается даже среди чистых
...SSD: такие накопители устанавливаются в высококлассные рабочие станции, где скорость работы не менее важна, чем вместимость.Емкость 2-го накопителя
Емкость дополнительного накопителя, установленного в ПК.
Данный параметр актуален в первую очередь для конфигураций с разнотипными носителями. Так, в связках HDD+SSD и HDD+eMMC основным накопителем считается жесткий диск, а в данном пункте указывается емкость твердотельного модуля. В конфигурациях SSD+eMMC вторым накопителем считается eMMC — менее емкий и выполняющий вспомогательную функцию. Встречаются модели ПК с двумя жесткими дисками, но в таких случаях диски обычно имеют одинаковый объем, и для них неважно, который считать основным.
Если говорить о конкретных цифрах, то объем
до 128 ГБ можно считать относительно небольшим, а
128 ГБ и более — солидным. Подробнее же об объемах в целом см. «Емкость накопителя» выше.
Разъемы
В большинстве настольных ПК этот ассортимент определяется как разъемами на «материнке», так и на дискретной видеокарте, среди которых могут быть представлены
VGA,
DVI,
HDMI выход (встречаются модели, где
HDMI 2 шт),
HDMI вход,
DisplayPort,
miniDisplayPort. Более подробно о них.
— VGA. Он же D-Sub. Аналоговый видеовыход с максимальным разрешением до 1280х1024 и без поддержки звука. В современных устройствах устанавливается крайне редко, зато может пригодиться для подключения отдельных моделей проекторов и телевизоров, а также устаревшей видеотехники.
— DVI. Современные ПК могут оснащаться как чисто цифровым DVI-D, так и гибридным DVI-I; последний допускает также аналоговое подключение, в т.ч. работу с VGA-устройствами через переходник, и в аналоговом формате имеет разрешение в 1280х1024. В цифровом DVI этот параметр может достигать 1920х1200 в одноканальном режиме (single link) и 2560х1600 в двухканальном (dual link). Наличие двухканального режима необходимо уточнять отдельно.
— HDMI выход. Цифровой выход, изначально предназначенный для HD-контента — видео высокого разрешения и многоканального звука. Интерфейс HDMI практически обязателен для современной мультимедийной техники с поддержкой HD, также он чрезвычайно п
...опулярен и в компьютерных мониторах — так что наличие у ПК такого выхода дает весьма обширные возможности по подключению внешних экранов и даже высококлассных аудиоустройств. В некоторых устройствах может быть даже 2 выхода HDMI.
— HDMI вход. Наличие в ПК хотя бы одного входа HDMI. Подробнее о самом интерфейсе см. выше; здесь же отметим, что именно входы данного формата встречаются преимущественно в моноблоках (см. «Тип»). Это как минимум позволяет использовать собственный дисплей моноблока в качестве экрана для другого устройства (например, в роли внешнего монитора для ноутбука). Впрочем, возможны и другие, более специфические варианты применения входа HDMI — например, запись входящего видеосигнала, или его передача (коммутация) на один из видеовыходов ПК.
И входы, и выходы HDMI в современных ПК могут соответствовать разным версиям:
- v 1.4. Наиболее ранний стандарт из широко применяемых в наше время. Поддерживает разрешения до 4096х2160 и частоту кадров до 120 к/с (правда, только на разрешении 1920х1080 или ниже), может применяться и для передачи 3D-видеосигнала. Помимо оригинальной версии 1.4, можно встретить улучшенные v 1.4a и v 1.4b — в обоих случаях улучшения коснулись в основном работы с 3D.
- v 2.0. Стандарт, также известный как HDMI UHD — именно в нем впервые появилась полноценная поддержка UltraHD 4K, с частотой кадров до 60 к/с, а также совместимость с форматом кадра 21:9. Помимо этого, количество одновременно передаваемых каналов и потоков аудио увеличилось до 32 и 4 соответственно. Также стоит отметить, что изначально версия 2.0 не предусматривала поддержку HDR, однако она появилась в обновлении v 2.0a; если эта функция важна для вас — не помешает уточнить, какая именно версия 2.0 предусмотрена в ПК, оригинальная или обновленная.
- v 2.0b. Второе обновление описанной выше v 2.0. Основным обновлением стало расширение возможностей по работе HDR, в частности, поддержка двух новых форматов.
- v 2.1. Она же — HDMI Ultra High Speed: пропускная способность была увеличена до такой степени, что появилась возможность передачи 10K видео на 120 к/с (не говоря уже о более скромных разрешениях) а также работы с расширенными цветовыми схемами разрядностью до 16 бит. Последнее может пригодиться для некоторых профессиональных задач. Однако стоит учитывать, что все возможности HDMI v 2.1 доступны только при использовании кабелей, рассчитанных на этот стандарт.
— DisplayPort. Цифровой мультимедийный интерфейс, во многом схожий с HDMI, однако применяемый в основном в компьютерной технике — в частности, широко используется в компьютерах и мониторах Apple. Одной из интересных особенностей данного стандарта является возможность работы в формате daisy chain — подключение нескольких экранов к одному порту последовательно, с передачей собственного сигнала на каждый из них (хотя данная функция технически доступна далеко не со всеми экранами под данный интерфейс). DisplayPort также представлен на рынке в нескольких версиях, актуальные в наше время таковы:
- v 1.2. Наиболее ранняя из широко применяемых версий (2010 год). Однако уже в этой версии появилась совместимость 3D и режим daisy chain. Максимальное полноценно поддерживаемое разрешение при подключении одного монитора составляет 5K (30 к/с), с определенными ограничениями возможна передача до 8K; частота кадров в 60 Гц поддерживается вплоть до разрешения 3840х2160, а 120 Гц — до 2560х1600. А при использовании daisy chain можно подключить одновременно до 2 экранов 2560x1600 на 60 кадрах в секунду или до 4 экранов 1920х1200. Помимо оригинальной версии 1.2, существует улучшенная v 1.2a, основным нововведением которой стала поддержка AMD FreeSync — технологии для синхронизации частоты кадров монитора с сигналом от видеокарты AMD.
- v 1.3. Обновление, представленное в 2014 году. Повышенная пропускная способность позволила предусмотреть уже полноценную, без ограничений, поддержку 8K на 30 к/с, а также передавать 4K изображение с частотой 120 к/с, достаточной для работы с 3D. Разрешения в режиме daisy chain также выросли — до 4K (3840x2160) на 60 к/с для двух экранов и 2560х1600 на той же частоте кадров — для четырех. Из специфических нововведений стоит упомянуть режим Dual Mode, позволяющий подключать к такому разъему HDMI- и DVI-устройства через простейшие пассивные переходники.
- v 1.4. Наиболее новая версия из широко применяемых в современных ПК. Формально максимальная скорость подключения по сравнению с предыдущей версией не увеличилась, но благодаря оптимизации сигнала появилась возможность работы с 4K и 5K разрешениями на 240 к/с и с 8K — на 120 к/с. Правда, для этого подключенный экран должен поддерживать технологию кодировки DSC — в противном случае доступные разрешения не будут отличаться от показателей версии 1.3. Помимо этого, в v 1.4 добавилась поддержка ряда специальных функций, в том числе HDR10, а максимальное количество одновременно передаваемых каналов звука увеличилось до 32.
— miniDisplayPort. Уменьшенная версия описанного выше разъема DisplayPort, также может соответствовать разным версиям (см. выше). Отметим, что такой же аппаратный разъем используется в интерфейсе Thunderbolt версий 1 и 2, а графическая часть этого интерфейса основана как раз на DisplayPort. Поэтому к miniDisplayPort можно напрямую подключать даже некоторые Thunderbolt-мониторы (хотя такую возможность желательно все же уточнить отдельно).
— COM-порт (RS-232). Последовательный порт, изначально применявшийся для подключения dial-up модемов и некоторой периферии, в частности, мышей. Однако на сегодняшний день данный интерфейс используется как служебный в различных устройствах — телевизорах, проекторах, сетевом оборудовании (маршрутизаторах и коммутаторах) и т.п. Подключение к ПК по RS-232 позволяет управлять параметрами работы внешнего устройства с компьютера.PS/2
Количество разъемов PS/2, предусмотренное на задней панели ПК.
PS/2 (в просторечии «пи-эс пополам») представляет собой специализированный разъем характерной круглой формы, применяемый исключительно для клавиатур и мышей. В связи с появлением более совершенных интерфейсов (USB 3.2, Thunderbolt и т. п.) он считается устаревшим, однако все еще встречается в отдельных моделях ПК. Это связано, в частности, с тем, что использование периферии PS/2 позволяет освободить более продвинутые порты, которые могут потребоваться для более требовательных устройств.
Что касается количества, то разъемы PS/2 применяются максимум по два — один для клавиатуры, второй для мыши. Встречаются конфигурации и с одним таким гнездом — в таких случаях оно обычно делается комбинированным и допускает подключение обоих видов периферии, на выбор. Впрочем, эти подробности не помешает уточнить отдельно.