Форм-фактор
Форм-фактор корпуса компьютера характеризует прежде всего внутренний объем. Основные форм-факторы ПК:
—
Midi Tower. Представитель семейства tower (корпуса с вертикальной установкой) средних размеров — около 45 см в высоту при ширине 15-20 см, с количеством внешних отсеков от 2 до 4. Наиболее популярен для домашних ПК среднего класса.
—
Mini Tower. Наиболее компактный «вертикальный» тип корпуса, при ширине 15-20 см имеет высоту около 35 см и (обычно) не более 2 отсеков с внешним доступом. Используется в основном для офисных ПК, не требующих высокой производительности.
—
Full Tower. Корпус с установкой в вертикальном положении, один из наиболее крупных форм-факторов для ПК на сегодняшний день: ширина составляет 15-20 см, высота — 50-60 см, количество отсеков с внешним доступом может достигать 10. Чаще всего в этом форм-факторе выполняются продвинутые ПК высокой производительности.
—
Desktop. Корпуса, рассчитанные на установку непосредственно на рабочем столе. Часто имеют возможность горизонтальной установки — с таким расчетом, чтобы сверху на корпус можно было поставить монитор — хотя встречаются и модели, устанавливаемые строго вертикально. В любом случае «десктопные» модели имеют относительно небольшие размеры.
—
Cube Case. Корпуса, имеющие кубическую ил
...и близкую к ней форму. Могут иметь разные размеры и предназначаться под разные типы материнских плат, этот момент в каждом случае стоит уточнять отдельно. Как бы то ни было, подобные корпуса имеют довольно оригинальный внешний вид, отличающийся от традиционных «тауэров» и «десктопов».Модель
Конкретная модель процессора, установленного в ПК, вернее — его индекс в пределах своей серии (см. «Процессор»). Полное название модели состоит из наименования серии и этого индекса — например Intel Core i3 3220; зная это название, можно найти подробную информацию о процессоре (характеристики, отзывы и т.п.) и определить, насколько он подходит для Ваших целей.
Тактовая частота
Тактовая частота процессора, установленного в ПК.
Теоретически более высокая тактовая частота положительно влияет на производительность, так как позволяет процессору совершать больше операций за единицу времени. Однако данный показатель довольно слабо связан с реальной производительностью. Дело в том, что фактические возможности CPU сильно зависят от ряда других факторов — общей архитектуры, объема кэша, количества ядер, поддержки специальных инструкций и т.п. По итогу сравнивать по данному показателю можно только чипы из одной или из схожих серий (см. «Процессор»), а в идеале — еще и одного поколения. И то довольно приблизительно.
Частота TurboBoost / TurboCore
Тактовая частота процессора при работе в режиме TurboBoost или TurboCore.
Технология Turbo Boost используется в процессорах Intel, Turbo Core — AMD. Суть данной технологии и там, и там одинакова: если часть ядер работает под высокой нагрузкой, а часть простаивает, то часть задач передается с более загруженных ядер на менее загруженные, что улучшает производительность. При этом обычно увеличивается тактовая частота процессора; это значение и указывается в данном пункте. Подробнее о тактовой частоте в целом см. выше.
Модель видеокарты
Основными производителями видеокарт в наше время являются
AMD,
NVIDIA и Intel, причем каждый имеет свою специфику. NVIDIA выпускает преимущественно дискретные решения; среди самых распространенных — серии
GeForce MX1xx,
GeForce MX3xx,
GeForce GTX 10xx (в частности
GTX 1050,
GTX 1050 Ti и
GTX 1060),
GeForce GTX 16xx,
GeForce RTX 20xx,
GeForce RTX 30xx (
GeForce RTX 3060,
GeForce RTX 3060 Ti,
GeForce RTX 3070,
GeForce RTX 3070 Ti,
GeForce RTX 3080,
GeForce RTX 3080 Ti,
GeForce RTX 3090,
GeForce RTX 3090 Ti),
GeForce RTX 4060,
GeForce RTX 4060 Ti,
GeForce RTX 4070,
GeForce RTX 4070 SUPER,
GeForce RTX 4070 Ti,
GeForce RTX 4070 Ti SUPER,
GeForce RTX 4080,
GeForce RTX 4080 SUPER,
GeForce RTX 4090 и отдельная серия
Quadro. AMD предлагает как дискретную, так и встроенную графику — в том числе в рамках популярных серий
Radeon RX 500,
Radeon RX 5000,
Radeon RX 6000,
Radeon RX 7000 и
AMD Radeon Pro. А Intel занимается исключительно модулями, интегрированными в процессоры своего же производства — это может быть HD Graphics, UHD Graphics и Iris.
Отметим, что многие конфигурации с дискретной графикой имеют также интегрированный графический модуль; в таких случаях указывается название дискретной видеокарты, как более продвинутой.
Тест 3DMark
Результат, показанный видеокартой ПК в тесте (бенчмарке) 3DMark.
3DMark представляет собой специализированный тест, предназначенный прежде всего для проверки эффективности и стабильности работы видеокарты в требовательных играх. Проверка осуществляется путем запуска 3D-видеороликов, созданных на различных игровых движках с применением различных технологий. Итоговый результат оценивается как по частоте кадров, так и в условных баллах; в данном пункте приводится как раз количество баллов. Чем оно выше — тем более мощной и производительной является видеокарта.
Отметим, что тестирование по 3DMark может осуществляться для любого типа графики (см. «Тип видеокарты»). При этом (по состоянию на 2020 год) в интегрированных решениях итоговый результат редко превышает 1000 баллов; самый скромный показатель для дискретных адаптеров составляет около 1700 баллов; а в отдельных высококлассных видеокартах он может превышать 10 000 баллов.
Тест Passmark G3D Mark
Результат, показанный видеокартой ПК в тесте (бенчмарке) Passmark G3D Mark.
Passmark G3D Mark представляет собой комплексный тест для проверки производительности видеокарты в различных режимах. Традиционно для таких тестов результаты выводятся в баллах, большее количество баллов означает (пропорционально) более высокую вычислительную мощность. Впрочем, стоит иметь в виду, что видеокарта тестируется в разных режимах, и итоговое количество баллов выводится на основе нескольких результатов в специализированных тестах. Поэтому адаптеры со схожим общим результатом могут несколько различаться по фактической производительности в отдельных специфических форматах работы. Так что если ПК приобретается для профессиональной работы с графикой, и высокая эффективность в некоторых специализированных задачах является критичной — эти нюансы не помешает уточнить отдельно.
Отметим, что при помощи Passmark G3D Mark в наше время тестируют все виды графических адаптеров (см. «Тип видеокарты»). При этом для интегрированных решений результат более чем в 1200 баллов считается очень хорошим, а в дискретных моделях этот показатель может варьироваться от 2200 – 2300 баллов до 20 000 баллов и более.
Звук
Формат звука, поддерживаемый звуковой картой ПК. Указывается в зависимости от типа устройства. Для классических ПК (см. «Тип») формат звука соответствует наибольшему количеству каналов, которое компьютер может выдать через аналоговые выходы — от этого напрямую зависит возможность использования того или иного комплекта акустики. А для устройств со встроенными динамиками, прежде всего моноблоков (см. «Тип»), в данном пункте обычно уточняется формат встроенной акустики.
Также отметим, что цифровые интерфейсы вроде S-P/DIF (см. «Разъемы») могут обеспечивать и большее число каналов, однако такой сигнал невозможно напрямую вывести на колонки — нужен аудиоресивер или другой дополнительный преобразователь. Так что основным параметром считается именно число «аналоговых» каналов либо динамиков. Варианты здесь могут быть такими:
— 2.0. Традиционное стерео — самый скромный формат, способный обеспечить эффект объемности звука. Разумеется, такой звук не сравнится по «эффекту присутствия» с продвинутыми стандартами вроде
5.1 и
7.1, однако во многих случаях даже его бывает более чем достаточно. Отметим, что формат 2.0 чаще всего предусматривается в моноблоках — он означает наличие пары встроенных динамиков, предусмотреть в таких ПК более обширную акустику бывает затруднительно.
— 2.1. Двухканальный стереозвук (см. выше), дополненный са
...бвуфером, улучшающим звучание басов. По ряду причин особого распространения не получил, встречается, опять же, преимущественно в моноблоках — в таких устройствах устанавливаются два обычных динамика и «саб».
— 2.2. Расширенная версия формата 2.1, предполагающая два сабвуфера. Теоретически способна обеспечить более мощные и достоверные басы, однако обходится дороже, а на практике эти преимущества редко заметны. Поэтому используется еще реже, чем 2.1 — опять же, преимущественно в моноблоках.
— 4.0. Теоретически 4.0 — формат объемного звука с двумя фронтальными и двумя тыловыми каналами. В то же время в ПК этот формат встречается исключительно среди моноблоков и обычно означает наличие двух дополнительных динамиков, помимо стандартной стереоакустики. Эффекта «звука со всех сторон» на такой системе не добиться, однако звучание все равно получается более качественным и достоверным, чем у систем 2.0. Впрочем, цена также выходит более высокой, притом что разница в звучании не для всех принципиальна. Поэтому данный формат не получил распространения.
— 4.2. Расширенная версия описанного выше 4.0, где к улучшенной стереосистеме на 4 динамика добавлена пара сабвуферов. За счет этого улучшается качество басов, однако еще более увеличиваются габариты и стоимость акустики, а потому подобные системы встречаются еще реже.
— 5.1. Классический формат полноценного объемного звука («со всех сторон»): два фронтальных канала, один центральный, два тыловых и сабвуфер. Под такой звук выпущено немало контента, да и в играх нередко предусматривается совместимость именно с системами 5.1. В то же время поддержка данного формата в чистом виде сравнительно редко встречается среди современных ПК. Значительно чаще используются аудиокарты 7.1: имея более продвинутые возможности, они почти не отличаются по цене и вполне способны работать также и с 5.1.
— 7.1. Дальнейшее, после 5.1, усовершенствование идеи объемного звука. Такие системы имеют 5 традиционных звуковых каналов (2 на фронт, 1 фронт-центр и 2 тыловых), а 2 дополнительных канала могут размещаться разными способами — в качестве боковых, в качестве «надстроек» над фронтальными или тыловыми и т. п. В любом случае формат 7.1 позволяет добиться более достоверного звучания, чем 5.1, а его поддержка в современных звуковых картах обходится очень недорого.
— 10.2. Специфический формат звука, применяемый в некоторых высококлассных моноблоках мультимедийной направленности. 10 основных динамиков в таких устройствах объединены в саундбар под экраном и обеспечивают настолько достоверное объемное звучание, насколько это вообще возможно в системах без тыловых каналов. Кроме того, подобная акустика нередко делается многополосной — то есть включает специализированные динамики, оптимизированные под конкретную полосу частот и воспроизводящие только ее. Это еще более улучшает качество звука. А два сабвуфера, в свою очередь, позволяют добиться соответствующих характеристик баса. В то же время данный вариант встречается крайне редко — как из-за высокой стоимости, так и потому, что нужного качества звука проще бывает достичь на отдельно подобранной акустике.