Соотношение сигнал/шум
Соотношение уровня полезного сигнала (собственно воспроизводимого звука) к уровню посторонних шумов, обеспечиваемое усилителем колонок в нормальном режиме.
Любой усилитель неизбежно создаёт собственные шумы; избавиться от них нельзя, однако можно снизить их уровень. Чем выше соотношение сигнал/шум — тем чище будет звук, тем менее заметными будут посторонние помехи. В современных компьютерных колонках этот показатель может варьироваться от 52 – 55 дБ (минимальный показатель для того, чтобы шум не доставлял особого дискомфорта) до 90 – 95 дБ (сравнимо с довольно продвинутой Hi-Fi аппаратурой). Однако стоит иметь в виду, что соотношение сигнал/шум является далеко не единственным параметром, влияющим на качество звука, и его высокое значение ещё не гарантирует приятного звучания колонок.
Частотный диапазон
Диапазон звуковых частот, поддерживаемый акустикой. Чем шире этот диапазон — тем полнее воспроизводимый звук, тем ниже вероятность, что какие-то из этих деталей на низких или высоких частотах останутся «за кадром». В то же время человеческое ухо способно слышать частоты порядка 16 – 22000 Гц, а с возрастом этот диапазон ещё более сужается. В современной аудиотехнике, особенно топового уровня, могут встречаться более обширные диапазоны, однако с практической точки зрения в этом нет особого смысла. Кроме того, стоит отметить, что сам по себе широкий частотный диапазон не гарантирует высококачественного звука — многое зависит также от АЧХ.
Импеданс
Электрическое сопротивление колонок переменному току. Данный параметр важен в первую очередь для нормальной совместимости с усилителем: слишком низкий импеданс динамиков может привести к искажениям, перегрузкам и даже порче колонок, а слишком высокий — к снижению громкости звучания. В то же время абсолютное большинство современной компьютерной акустики имеет собственные усилители и подключается через линейный вход. Поэтому данные об импедансе имеют больше справочное значение; на практике данный показатель может понадобиться только при подключении колонок к «неродному» усилителю мощности, в обход штатного.
Суммарная мощность
Общая номинальная мощность колонок — сумма номинальных мощностей всех компонентов (фронтальных, тыловых, центральных и т.п.)
Под номинальной обычно подразумевают наибольшую среднюю мощность звука, которую колонки могут выдавать без перегрузок и повреждений. Отдельные пики звучания могут заметно превышать этот показатель, однако именно среднее значение является ключевым — в частности, именно оно определяет общую громкость акустики. Правда, здесь стоит иметь в виду, что в комплектах с сабвуфером на последний может приходиться порядка половины общей мощности всей системы, притом что фактическая громкость определяется преимущественно основными колонками. На практике это означает, что при равной суммарной мощности акустика с сабвуфером может звучать заметно тише модели без сабвуфера: к примеру, система 2.0 на 20 Вт будет иметь по 10 Вт на один основной канал, тогда как в модели 2.1 на 20 Вт с 10-ваттным «сабом» на основные динамики придется всего по 5 Вт.
Что касается конкретных значений, то в самых тихих современных колонках для ПК мощность
не превышает 10 Вт. Показатель в
10 – 25 Вт можно назвать относительно скромным,
25 – 50 Вт — средним, а значения в
50 – 100 Вт и
выше встречаются преимущественно в комплектах с сабвуферами, где значительная часть мощности приходится именно на басовый д
...инамик (хотя встречаются и обычные стереоколонки с подобными характеристиками).
Теоретически мощность акустики влияет еще и на ее совместимость с конкретным усилителем: колонки не должны уступать ему по номинальной мощности, иначе возможны искажения звука и даже повреждения оборудования. Однако компьютерная акустика в абсолютном большинстве случаев используются с собственными усилителями, оптимально подобранными под установленные в колонках динамики. Так что этот момент становится актуальным лишь в некоторых очень специфических случаях — например, при замене комплектного внешнего усилителя (см. ниже) на другой.Фронт
Номинальная мощность каждой отдельной фронтальной колонки, предусмотренной в акустической системе. Этот параметр может указываться для системы с любым количеством колонок (см. выше) — все форматы звука, применяемые в компьютерной акустике, предусматривают пару фронтальных колонок.
В самых общих чертах чем выше мощность — тем громче способна звучать колонка. Подробнее об этом параметре см. «Суммарная мощность» выше. Здесь же отметим, что для стереосистем без сабвуфера мощность одного фронтального канала составляет половину от общей мощности, в более продвинутой акустике соотношение мощностей между каналами может быть разным.
Сабвуфер
Номинальная мощность комплектного сабвуфера акустической системы.
Напомним, сабвуфер — это специализированный динамик для низких и сверхнизких частот; такой динамик особенно полезен
для игр и фильмов, именно для такого контента наиболее важны хорошо выраженные басы. Соответственно, от мощности такого динамика зависит насыщенность и (до определенной степени) общее качество звучания низких частот. «Сабы», как правило, подбираются под мощность остальных компонентов системы, однако комплекты со схожей общей мощностью основных каналов могут все-таки различаться по характеристикам сабвуферов.
Также стоит отметить, что мощность этого компонента может составлять весьма значительную часть от суммарной мощности всей акустики: в некоторых моделях около половины «общих ватт» (а то и больше) приходится именно на сабвуфер. Это стоит учитывать при сравнении; более подробно см. «Суммарная мощность».
Фазоинвертор
Фазоинвертором называют трубку особой конструкции, соединяющую внутренний объем корпуса колонки с наружным пространством. За счет точно подобранной длины такая трубка улучшает звучание низких частот, делает его более насыщенным и равномерным. Главный недостаток фазоинвертора заключается в том, что из-за движения воздуха в трубке может возникнуть гул; впрочем, производители конструируют колонки так, чтобы максимально снизить вероятность этого явления.
Отметим, что наличие фазоинвертора особенно полезно для сабвуферов, однако эта функция может встречаться и в стереоколонках общего назначения — из тех же соображений.
Подключения
—
mini-Jack (3.5 мм). Разъем 3.5 мм используется как стандартный аналоговый аудиовыход практически во всех современных ПК и ноутбуках; кроме того, он устанавливается в большинство смартфонов, планшетов и карманных плееров, да и во многих других разновидностях техники весьма распространен. В свете этого штекером mini-jack оснащается большинство современных компьютерных колонок (за исключением разве что Bluetooth моделей). Это может быть штекер на несъемном или съемном кабеле, либо же переходник с другого разъема — например, «2 RCA — mini-jack».
— RCA.
Разъем RCA, также известный в просторечии как «тюльпан», в данном случае применяется как линейный вход, для приема аналогового аудиосигнала — аналогично тому же 3.5 мм mini-jack. Различия заключаются в нескольких важных моментах. Во-первых, RCA работает по принципу «один разъем на канал», и количество таких разъемов будет зависеть от формата звука. К примеру, стереоакустике потребуется комплект из двух таких разъемов, системе 5.1 — из шести, и т. п. Во-вторых, RCA довольно популярен в традиционной аудиотехнике, однако довольно слабо распространен среди компьютеров. Поэтому в компьютерной акустике этот вход встречается относительно редко — в основном в довольно продвинутых моделях (в том числе решениях с внешним усилителем). Кроме того, отметим, что в комплектах с сабвуфером для подключения «саба» в главном сателлите может также предусматриваться разъем
...RCA, играющий в данном случае роль выхода.
— Выход на сабвуфер. Наличие разъема для подключения сабвуфера позволяет еще больше насытить звучание системы нижними частотами. Естественно сабвуфер приобретается дополнительно. А сам выход служит как опция и позволяет расширить акустику по надобности.
— Выход для наушников. Выход для подключения наушников, расположенный непосредственно на корпусе одной из колонок. Такой разъем бывает особенно удобен при использовании наушников с традиционным настольным ПК: подключать «уши» к корпусу колонки, находящейся на столе, бывает заметно удобнее, чем тянуть провод к системному блоку. Как правило, роль данного выхода играет стандартное гнездо mini-Jack 3.5 mm — именно под него делается большинство современных «ушей» (как компьютерных, так и общего назначения).
— Вход для микрофона. Вход для подключения внешнего микрофона, расположенный непосредственно на корпусе колонок. Смысл этой функции такой же, как и у описанного выше выхода для наушников: подключать микрофон к стоящей на столе колонке нередко бывает удобнее, чем непосредственно к системному блоку. Сами колонки с этой особенностью, как правило, имеют дополнительный штекер, подключаемый к микрофонному входу звуковой карты.
— USB B. Интерфейс, позволяющий подключать колонки к USB-порту компьютера, ноутбука и т.п. в качестве внешнего периферийного устройства. Подобное подключение может пригодиться, к примеру, в тех случаях, если стандартный аудиовыход занят или находится в труднодоступном месте; кроме того, оно позволяет колонкам работать даже при отсутствии в системе звуковой карты (хотя такое на сегодня встречается весьма редко). При этом через USB может осуществляться еще и питание колонок, что, при небольшой мощности, позволяет обойтись без отдельного источника питания (подробнее см. «Питание от USB-порта»). Кроме того, данный разъем может отвечать за дополнительные функции — например, управление функциями колонки с ПК, через специальное ПО.
— Оптический вход. Цифровой вход для передачи высококачественного звука, в т.ч. многоканального. Такое соединение примечательно полной нечувствительностью к электрическим помехам, однако оптоволоконный кабель плохо переносит перегибы и сильный нажим.
— Коаксиальный вход. Вход для передачи звука в цифровом виде. Предусматривает возможность передачи многоканального звука. Использует разъём RCA (именуемый в просторечии «тюльпаном»), однако с описанным выше интерфейсом RCA несовместим. Коаксиальное соединение, в отличие от оптического, подвержено электромагнитным помехам, зато не требует особой деликатности в обращении с кабелем.Съемный кабель
Наличие
съемных кабелей избавит вас от возможных поломок устройства связанных с перегибанием проводов. Если же подобный казус произойдет, легкая замена провода на новый позволяет дальше использовать колонки, а не нести их в сервисный центр. Однако такое решение преимущественно используется в моделях повыше уровнем, что и сказывается на стоимости. При этом, съемными могут быть не только аудиокабели, под которые предусматриваются разъемы (по классике это RCA), но и кабель питания.