R-Value (теплопроводность)
Сопротивление теплопроводности R-Value актуально лишь в тех случаях, когда коврик будет использоваться в холодную пору года. Теплопроводность обозначается коэффициентом R-Value, от 1 до 9. Туристический коврик с коэффициентом теплопроводности 1 позволит пользователю комфортно себя чувствовать на подстилке при температуре окружающей среды не ниже 9 °C. Если коэффициент R-Value достигает 9, то туристический коврик можно смело использовать при температуре окружающей среды –45 °C. Уровень теплопроводности напрямую связан с плотностью и толщиной наполнителя. Если наполнитель пористый, то есть содержит множество наполненных воздухом ячеек, то туристический коврик будет хорошо изолировать пользователя от холодного пола. Касательно толщины, зимние коврики обычно имеют толщину не ниже 10-12 мм.
Вес
Вес туристического коврика зависит как от материалов изготовления, так и от геометрических параметров, типа (надувной или самонадувной) и предназначения модели. Может увеличиться за счет наличия дополнительного термоизолирующего слоя, на основе алюминиевой фольги и пр. Отметим, что этот параметр имеет приоритетное значение при транспортировке на себе (в пеших походах, особенно в сложных условиях) — для таких случаев лучше всего подойдут модели с
минимальным весом. В ситуациях же туризма на транспорте, либо выезда на природу, большую роль будет играть удобство изделия чем его вес.
Материал верха
Материал, используемый в качестве покрытия для верхней части коврика.
— Полиэтилен. Вспенённый полиэтилен является традиционным материалом для карематов (см. «Тип»), однако в самонадувающихся ковриках по ряду причин практически не встречается.
— Полиэстер. Синтетический материал, характеризующийся хорошей прочностью, устойчивостью ко влаге и неблагоприятным воздействиям, в т.ч. перепадам температур и ультрафиолету. Благодаря этому весьма популярен в моделях всех назначений (см. выше).
— Нейлон. Классический нейлон считается довольно простым материалом, уступающим полиэстеру, однако в туристических ковриках ситуация обратная: в них применяются специфические разновидности этого материала, отличающиеся высокой прочностью и надёжностью и подходящие даже для экспедиционного применения. Правда, и обходится подобное покрытие довольно дорого, а потому в основном применяется именно в экспедиционных моделях.
— Полиамид. Полиамидами называют целое семейство синтетических тканей, в т.ч. описанный выше нейлон. Собственно, под этим термином может подразумеваться как нейлон, так и некоторые аналогичные материалы. Применяются они в основном в трекинговых моделях (см. «Назначение»).
— Флис. Синтетический материал на основе микроволокна из полиэстера. Приятен на ощупь и обеспечивает неплохую теплоизоляцию, однако по ряду причин встречается в основном в изделиях для пикника (см. «Тип») и практически н...е используется в других разновидностях туристических ковриков.
Материал низа
Материал, используемый в качестве покрытия для нижней части коврика.
— Полиэтилен. Вспенённый полиэтилен является традиционным материалом для карематов (см. «Тип»), однако в самонадувающихся ковриках по ряду причин практически не встречается.
— Полиэстер. Синтетический материал, характеризующийся хорошей прочностью, устойчивостью ко влаге и неблагоприятным воздействиям, в т.ч. перепадам температур и ультрафиолету. Благодаря этому весьма популярен в моделях всех назначений (см. выше).
— Нейлон. Классический нейлон считается довольно простым материалом, уступающим полиэстеру, однако в туристических ковриках ситуация обратная: в них применяются специфические разновидности этого материала, отличающиеся высокой прочностью и надёжностью и подходящие даже для экспедиционного применения. Правда, и обходится подобное покрытие довольно дорого, а потому в основном применяется именно в экспедиционных моделях.
— Полиамид. Полиамидами называют целое семейство синтетических тканей, в т.ч. описанный выше нейлон. Собственно, под этим термином может подразумеваться как нейлон, так и некоторые аналогичные материалы. Применяются они в основном в трекинговых моделях (см. «Назначение»).
Ремкомплект
Набор для мелкого ремонта, изначально поставляемый с ковриком. Данная опция встречается исключительно среди надувных и самонадувающихся моделей: даже небольшое повреждение оболочки может полностью привести такой коврик в негодность. В подобных случаях
ремкомплект позволяет исправить ситуацию: в такой набор входят как минимум заплатки (со специальным клеем либо самоклеющиеся), а иногда и дополнительные инструменты. Стоит учитывать, что ремкомплекты обычно рассчитаны на небольшие повреждения — разрезы и проколы размером до 10 – 15 см; впрочем, более серьезные «аварии» случаются не так часто.
Насос
Тип насоса, поставляемого в комплекте с надувным ковриком (см. «Тип»). Некоторые модели поставляются вообще
без насоса — это снижает стоимость и позволяет выбрать насос на свое усмотрение, а то и вовсе обойтись без него. Впрочем, надувать коврик силой собственных легких не всегда удобно, так что если для вас важен комфорт — лучше всего сразу приобрести изделие с насосом в комплекте. Варианты здесь могут быть такими:
—
Мини-насос. Максимально легкие и компактные, однако в то же время вполне функциональные насосы. Могут иметь разную конструкцию, однако наибольшее распространение получили приспособления в виде небольшой упругой «подушки». При каждом нажатии на «подушку» на выход поступает порция воздуха, а в нерабочее время насос можно компактно свернуть и упаковать (в том числе вместе со свернутым ковриком).
—
Насос-мешок. Насос в виде довольно крупного мешка, имеющего с одной стороны клапан для накачки коврика, с другой — довольно широкую горловину. Используется такое приспособление следующим образом: мешок с открытой горловиной подсоединяется к коврику, после чего нужно плотно закрыть горловину и скрутить мешок, «выдавив» таким образом содержащийся в нем воздух в коврик. Некоторые производители рекомендуют дополнительно подуть в мешок, добавив в него воздуха, однако даже такая процедура проще и менее утомит
...ельна, чем надувание без насоса. При этом для накачки хватает 2 – 3 повторений этой процедуры, а в некоторых моделях — и одного захода. Также отметим, что мешки, как и описанные выше мини-насосы, имеют небольшой вес, в сложенном состоянии занимают минимум места и обычно переносятся в одном чехле с ковриком, а то и сами служат чехлом для коврика..
— Встроенный. Насос, являющийся непосредственно частью коврика. Как правило, имеет вид характерной площадочки, на которую нужно нажимать ногой или руками, предварительно открыв специальный клапан; для выпуска воздуха используется другой клапан (обычно с противоположной стороны изделия). Встроенный насос удобен тем, что его невозможно потерять; с другой стороны, он усложняет конструкцию коврика и повышает его стоимость по сравнению с аналогичными моделями, использующими внешние приспособления (например, мини-насосы).Размеры (ДхШхТ)
Габариты коврика в разложенном положении. Этот параметр позволяет оценить, насколько площади изделия будет достаточно для ваших целей, и поместится ли оно в предполагаемое место размещения — например, в палатку.
Каждый отдельный размер имеет свою специфику. Так, выбирать классический коврик (см. «Тип») по длине стоит в зависимости от роста пользователя, по ширине — с учетом телосложения (
широкие туристические коврики будут обузой для среднестатистического человека, а узкие — дискомфортными для больших людей). Среди сидушек ситуация проще, они все имеют приблизительно одинаковый размер, достаточный для использования по назначению. Толщина же, как правило, характеризует мягкость изделия: чем она больше — тем лучше коврик сглаживает неровности и тем приятнее на нем лежать (при прочих равных, разумеется). С другой стороны, для толстого коврика сложнее добиться компактности в сложенном виде, так что увеличение толщины сказывается либо на габаритах изделия при транспортировке, либо на цене.
Размеры (в сложенном виде)
Размеры коврика в сложенном виде. Данный параметр определяет, сколько места изделие будет занимать при транспортировке. Отметим, что в данном случае обычно указываются «идеальные» размеры, соответствующие максимально плотной упаковке по всем правилам; реальные же габариты могут быть несколько больше, в зависимости от качества складывания.