Тип
В наше время существует множество разновидностей велосипедов. Так, для асфальта предусмотрены
городские байки (включая
фиксы и
круизеры, сюда же можно отнести
туристические и
дорожные модели (универсальная версия сочетающая в себе комфорт городских и проходимость горных)). Также для твердых покрытий подойдут
шоссейники (с отдельными подвидами
циклокросс,
гравийные и велосипеды
для триатлона). Для пересеченной местности лучше обратить внимание на
горные MTB велосипеды (встречаются разные виды:
кросс-кантри,
даунхилл/фрирайд/эндуро,
трейловые, стрит/дёрт). А отдельную нишу занимают
электровелосипеды,
BMX и
фэтбайки.
— Электровелосипеды. Велосипеды, оснащенные электромоторами и аккумуляторами. Способ применения такого оснащения может быть разным: в одних моделях оно лишь помогает велосипедисту, снижая усилие на педалях, в других — позволяет ехать вообще без педалирования, как на электромопеде (подробнее см. «Режимы работы»). По назначению
...большинство подобных машин ближе всего к городским велосипедам, однако встречаются исключения — в частности, некоторые модели сочетают возможности электровелосипеда и фэтбайка. Электрический привод обеспечивает дополнительное удобство и уменьшает затраты сил при езде; причем даже севший аккумулятор такому байку не страшен — можно продолжать движение обычным способом, на педалях. С другой стороны, электрические велосипеды гораздо тяжелее классических, да и стоят они заметно дороже.
— Горный (MTB). Аббревиатура от MounTain Bike. В данном случае сюда включены два типа велосипедов. Первый — классические «горняки», рассчитанные в основном на езду по пересеченной местности без специфических нагрузок, характерных для специализированных разновидностей (см. ниже). Такие велосипеды строятся на толстой прочной раме, оснащаются широкими колесами, шинами с глубоким протектором. Многие горные модели вполне подходят и для езды по ровной дороге; разумеется, здесь они проигрывают шоссейным моделям (см. ниже), однако если часто приходится ездить и по шоссе, и вне асфальта, лучше выбрать именно MTB. Вторая разновидность — это модели, которые приближаются по характеристикам к специализированным (см. ниже), однако по тем или иным причинам не вписываются в определенный класс — например, из-за большого веса (кросс-кантри), слабой приспособленности к высоким прыжкам (дерт) и т.п.
— Кросс-кантри. Разновидность горных велосипедов, предназначенная для гонок по пересеченной местности. Отдельные участки трасс кросс-кантри несколько проще, чем аналогичные элементы в соревнованиях вроде даунхилла или триала (см. ниже), однако сами по себе трассы весьма разнообразны. А потому велосипед этого типа должен совмещать скорость, маневренность, «цепкость» к грунту, удобство на подъемах и спусках. На практике это достигается применением облегченных материалов для рам (алюминий, титан, карбон, см. «Материал рамы»), покрышек с глубоким протектором, подвески типа hard tail или full suspension с функциями локаута (см. «Подвеска», «Локаут заднего подвеса») и т.п.
— Даунхилл/фрирайд/эндуро. Специализированная разновидность горных велосипедов, созданная для скоростного спуска с горных склонов. Виды такого спуска различаются по типу поверхности: в даунхилле используются заранее подготовленные трассы, тогда как более экстремальный фрирайд проводится по полному бездорожью, а эндуро — на самых сложных участках. Однако для всех разновидностей велосипедов характерные особенности являются общими: это широкие колеса и большой вес. Последнее обусловлено усиленной конструкцией: при спусках вес не отыгрывает решающей роли, а вот нагрузки на машину весьма велики, что требует повышенной прочности и максимальной надежности всех узлов. Переключатель передач, как правило, один — только на кассете (задний), соответственно, скоростей немного. А вот подвеска на оба колеса (см. «Амортизация») является практически обязательной.
— Трейловый. Трейл — специфический способ катания, сочетающий в себе преодоление препятствий по пересеченной местности, покорение средних вершин и спуск с них, дорогу по камням и свободное катание по ровной дороге. Трейловые велосипеды имеют прочные и тяжелые рамы, усиленные колеса и покрышки. Большинство из них являются двухподвесами с большим диапазоном хода амортизаторов (порядка 130 – 150 мм).
— Стрит/дёрт. Разновидность горных велосипедов, созданная для трюковой езды и местами приближающаяся к BMX. Они могут быть рассчитаны на разные стили: стрит — акробатика с использованием городских элементов вроде бордюров и лестниц; дёрт — прыжки с земляных трамплинов с выполнением трюков в воздухе. Однако для всех подобных велосипедов характерны общие признаки: небольшая рама, одна скорость, а также минимум амортизации или ее полное отсутствие.
— Городской. Данный класс велосипедов создан для езды по городу. При этом подразумевается обычное перемещение по дорогам с ровным покрытием, безо всяческого «экстрима». Сити-байки часто оснащаются дополнительными приспособлениями, призванными повысить комфортность езды и расширить возможности велосипеда — например, седлами на пружинах, багажниками/корзинами, полноразмерными крыльями, щитками для цепи и т.п. (см. «Комплектация). Для дальних поездок и сложных условий городские велосипеды подходят слабо, а потому их можно рекомендовать приверженцам спокойного стиля езды по городским артериям и для прогулочного катания по парковым дорожкам.
— Фикс. Односкоростные велосипеды-фиксы изначально создавались в качестве спортивных снарядов для катания по велотрекам. Но в отдельных субкультурах райдеров их используют для городского ритма поездок. Отличительная черта характера фиксов — педали у велосипеда крутятся всегда, покуда вращается заднее колесо.
— Круизер. Модели с характерной вытянутой геометрией рамы, вертикальной посадкой, мягким комфортабельным седлом и широким рулем, вынесенным вперед. При разработке круизеров вдохновлялись дизайном ретро-мотоциклов. Позиционируются они в качестве удачных прогулочных решений.
— Дорожный. Велосипеды данного типа представляют собой нечто среднее между горными (MTB) и городскими. С одной стороны, фитнесс-байки предусматривают «спортивную», наклонную посадку и большое число передач, с другой — в конструкции отсутствует амортизация, могут предусматриваться дополнительные «фишки» вроде багажника или корзин на руле, а колеса имеют крупный размер (обычно 28"). Это позволяет разгоняться до довольно высоких скоростей, при этом велосипеды отлично приспосабливаются к неровностям дороги и повышенным нагрузкам. «Дорожники» могут применяться для передвижения по городу, если в таких поездках важна скорость и классический городской байк оказывается для этого слишком медленным, для восстановления и поддержания физической формы и т.п.
— Туристический. Велосипеды, предназначенные для дальних поездок по разным типам дорог — как по твердому покрытию, так и по грунтовкам или пересеченной местности. Внешне более всего схожи с шоссейными, гравийными велосипедами и циклокроссам, однако фактически сочетают в себе свойства горных, шоссейных и городских моделей. Так, большинство туристических байков имеет более массивную и прочную раму, чем «шоссейники», что позволяет более-менее успешно передвигаться вне асфальтированных дорог. Руль может быть как прямым, так и шоссейным (см. «Форма руля»). Кроме того, многие модели оснащаются передними багажниками (см. «Комплектация») или хотя бы креплениями под них; также в конструкции нередко предусматриваются крылья, подножка и другое дополнительное оснащение, обеспечивающее дополнительный комфорт в дальних велопоходах.
— Шоссейный. Специализированный класс велосипедов, предназначенный для перемещений по ровным дорогам на большие расстояния. Шоссейные модели предусматривают «лежачее» положение ездока (с большим наклоном вперед) для лучшей аэродинамики, оснащаются узкими колесами и рулями характерной изогнутой конструкции (см. «Модель руля»), а также не имеют никаких амортизаторов (см. «Амортизация»). Благодаря всему этому обеспечивается высокая скорость движения при минимальном сопротивлении — на хорошем дорожном покрытии «шоссейники» лучше любых других моделей подходят для дальних поездок (достаточно сказать, что в масштабных велогонках вроде «Тур де Франс» используется именно этот тип велосипедов). В то же время все преимущества проявляются только на ровных сухих дорогах.
— Гравийный. Велосипеды, сочетающие в себе черты шоссейных и горных машин; фактически — аппараты, созданные в расчете на то, чтобы с комфортом ездить как по дорогам, так и по бездорожью. Ключевым моментом в данном случае является именно комфорт: «гравийник» проигрывает «шоссейнику» в скорости, а MTB — в проходимости, однако он более универсален и удобен на разных типах поверхностей. Отметим, что конкретные критерии гравийных велосипедов у разных производителей могут быть разными. Однако общие черты можно выделить у всех подобных моделей: это сочетание «шоссейного» руля со сравнительно высокой посадкой, достаточно толстыми мягкими покрышками и дисковыми тормозами. Отметим также, что на первый взгляд «гравийники» схожи с описанными ниже циклокроссами, однако это впечатление обманчиво: циклокросс является прежде всего спортивным аппаратом.
— Циклокросс. В самых общих чертах эту разновидность можно описать как модифицированный вариант шоссейных велосипедов (см. выше) с повышенной проходимостью, пригодный для перемещения по бездорожью — траве, песку, гравию и т. п. Будучи внешне очень похожими на традиционные «шоссейники», циклокроссы в то же время отличаются от них более широкими и толстыми колесами и меньшим наклоном седока при посадке. Кроме того, циклокросс как спортивная дисциплина предусматривает, что часть дистанции гонщикам приходится преодолевать пешком, с велосипедом на плече. В свете этого специализированные велосипеды для таких гонок делаются еще и в расчете на удобство переноски на плече (широкая рама, скрытые внутри рамы тросики-тяги). А от гравийных моделей (см. выше) циклокроссы отличаются прежде всего тем, что они рассчитаны не столько на комфорт, сколько на скорость и проходимость.
— Для триатлона. Специализированная разновидность шоссейных байков с менее «лежачей» позой райдера и более выраженной аэродинамичной посадкой, позволяющей с минимальными усилиями поддерживать высокую скорость передвижения. Огромный бонус к аэродинамике также дают обода колес с высоким профилем. Вес у таких велосипедов невелик (примерно 8 – 10 кг), также они оснащаются гидраторами, чтобы гонщик имел возможность пить не меняя посадки. Велосипед для триатлона — эффективное оружие для достижения спортивных целей. Для повседневных поездок такие байки не принято использовать вовсе.
— BMX. Велосипеды, предназначенные для езды в стиле BMX (Bicycle Moto Cross — велосипедный мотокросс). Существует несколько разновидностей BMX, однако для всех них характерны высокие нагрузки на конструкцию и выполнение акробатических трюков, практически недоступных другим типам велосипедов. Соответственно, BMX-модели имеют низкую и очень прочную раму, широкие колеса небольшого диаметра (для обеспечения хорошего сцепления и мощного вращающего момента) и, чаще всего, одну передачу (для простоты в управлении и надежности). Также они могут оснащаться дополнительными приспособлениями — например, продленной в обе стороны осью переднего колеса, которую спортсмен использует в качестве подножки при выполнении трюков. Отметим, что для обычной езды по дорогам BMX подходят слабо, их назначение — акробатика.
— Фэтбайк. Мощные горные велосипеды, созданные специально для того, чтобы преодолевать труднопроходимые препятствия вроде рыхлого снега, песка или непролазной грязи. Прежде всего выделяются экстремально широкими покрышками (см. «Ширина покрышек») и пониженным давлением в шинах, что улучшает сцепление с поверхностью. Во время езды по рыхлой поверхности колеса байка не проваливаются, а более низкое давление позволяет не вязнуть в грунте.Размер рамы
Под размером рамы подразумевают расстояние от точки крепления седла до точки крепления каретки (оси с шестернями и педалями). Основными параметрами, определяющими выбор велосипеда по размеру рамы, являются рост пользователя, назначение велосипеда и предполагаемый стиль езды. Стоит также учитывать
женскую раму, которая отличается заниженной, что позволяет с комфортом кататься даже в юбке или платье.
Рост пользователя является наиболее значимым фактором. В целом чем выше пользователь — тем больше должна быть рама. Универсальная формула, позволяющая рассчитать конкретный размер, выглядит следующим образом: длину ноги от паха до пятки в сантиметрах нужно умножить на 0,6, а затем разделить на 2,5 — получится приблизительный размер рамы в дюймах. Но в характеристиках брендах рама может также указываться в привычном для измерения размера виде
XXS,
XS,
S,
M,
L,
XL и
XXL.
Однако нужно учитывать, что данное значение весьма условно и приблизительно, его можно использовать только для простых велосипедов, не предназначенных для экстремальной езды (например, городских, см. «Назначение»). Если же Вы выбираете более специализированную модель (горный, шоссейный, BMX) — лучше обратиться к таблицам для соот
...ветствующего типа, т.к. размеры под один рост могут ощутимо отличаться в зависимости от предназначения. Кроме того, у разных производителей геометрия рамы и методы измерения также бывают разными, а потому для максимально точного подбора рекомендуется использовать собственные таблицы самих производителей.
Отметим, что оптимальный размер рамы не является абсолютным — в большинстве случаев для одного и того же роста вполне подойдут «соседние» размеры. И тут стоит обратить внимание на предполагаемый стиль езды. Считается, что для экстремального варианта лучше подходят небольшие, хорошо управляемые рамы, а для длительного спокойного движения — более крупные и устойчивые.Материал рамы
—
Сталь. Сталь отличается высокой прочностью и жесткостью, по стойкости к деформациям она заметно превосходит другие сплавы и уступает разве что карбону. При этом такие рамы хорошо гасят вибрации, стоят недорого, а в случае поломки — легко ремонтируются. С другой стороны, сталь имеет большой вес, она в три раза тяжелее алюминия и в два раза — титана; поэтому подобные рамы встречаются в основном среди недорогих горных и городских велосипедов, для которых большой вес не является критичным. Также стоит учитывать, что данный материал подвержен коррозии при повреждении защитного покрытия.
—
Хромомолибденовая сталь (Cro-Mo). Продвинутая разновидность описанной выше стали. Сами по себе хромомолибденовые сплавы характеризуются высокой прочностью и надежностью, а рамы, сделанные из них, могут иметь разную толщину стенок (в зависимости от нагрузки, которой подвергается тот или иной участок) — это позволяет несколько снизить вес. Благодаря этому Cro-Mo сплавы встречаются даже среди довольно продвинутых шоссейных велосипедов, также они популярны в туристических моделях. В то же время и стоят такие рамы заметно больше «обычных» стальных.
—
Алюминий. Собственно, в велосипедах применяется не чистый алюминий, а разнообразные сплавы на его основе. Они несколько различаются по характеристикам, однако имеют ряд общих особенностей, главной из которых является невы
...сокий вес в сочетании с неплохими характеристиками прочности. Благодаря этому алюминиевые сплавы широко применяются в шоссейных велосипедах, а также в горных моделях туристического класса (см. «Назначение»). Главным недостатком этих материалов является жёсткость: они хуже гасят вибрации, чем сталь, из-за чего слабо подходят для моделей без амортизации (см. ниже), а при сильном ударе такая рама скорее сломается, а не согнётся.
— Карбон. Композитный материал из углеродного волокна, скрепленного смолой. Применяется в высококлассных велосипедах, так как стоит весьма недешево, однако отличается очень высокой прочностью в сочетании с небольшим весом. Причем свойства карбона позволяют усиливать прочность не просто в отдельных участках, а в определенных направлениях, что способствует еще большей надежности. Отметим, что карбоновые рамы могут быть как цельными (монолитными), так и составными — в последнем случае отдельные элементы соединяются металлическими деталями, что снижает стоимость, однако делает конструкцию чувствительной к коррозии. Также стоит учитывать, что качество карбона в целом зависит от ценовой категории велосипеда, и сравнительно недорогие рамы могут быть чувствительными к сильными точечным ударам. Ремонту же данный материал почти не поддается.
— Титан. Довольно продвинутый материал, сочетающий высокую прочность, упругость (что обеспечивает мягкое гашение вибраций), устойчивость к коррозии и весьма небольшой вес. Однако и стоимость таких рам довольно высока, а потому они применяются в основном в горных и шоссейных велосипедах премиум-класса.
— Магниевый сплав. Этот материал примечателен в первую очередь весьма низким весом (в разы легче алюминия), при этом имеет неплохие характеристики жесткости и упругости, хорошо гасит вибрации, а цена его относительно невысока. В то же время для магниевых сплавов характерен ряд существенных недостатков. В частности, они плохо переносят удары, особенно точечные, а также чрезвычайно чувствительны к коррозии даже при мелких повреждениях защитного покрытия, из-за чего такие рамы весьма требовательны к уходу и хранению.Материал вилки
— Алюминий. В данном случае алюминий является наиболее простым и незатейливым вариантом. В его достоинства можно записать небольшой вес; с другой стороны, при отсутствии амортизации руль с такой вилкой сильно подвержен вибрациям, а по долговечности алюминий несколько уступает стали.
— Cталь. Еще один сравнительно простой вариант, который в то же время считается более продвинутым, чем описанный выше алюминий, и встречается даже в достаточно дорогих велосипедах профессионального уровня. Это связано с тем, что сталь заметно прочнее и долговечнее, поскольку не так подвержена «усталости металла». Правда, и весят такие вилки несколько больше алюминиевых.
— Хромомолибденовая сталь. Разновидность стали, отличающаяся более продвинутыми характеристиками, чем более традиционные сорта. Среди основных преимуществ таких сплавов — высокая прочность и надежность; при этом, благодаря подобным свойствам, отдельные элементы вилок можно сделать более тонкими, а сами вилки — более легкими, чем обычные стальные. Главный недостаток Cro-Mo стали — довольно высокая стоимость.
— Карбон. Легковесные и высокопрочные вилки из углеродного волокна эффективно гасят мелкие неровности дорожного полотна под колёсами байка и немного пружинят на небольших ямах, обеспечивая тем самым амортизацию на ухабистых дорогах. Вилка из карбона облегчает конструкцию передней части велосипеда. Чаще всего она встречается на борту «шоссеров» и «гравийников», реже устанавливается во внедорожных
...фэтбайках. Уязвимое место — карбоновые вилки ломаются под воздействием сильных точечных ударов.Покрышка
Модель покрышек, поставляемых с велосипедом в штатной комплектации. Разные покрышки имеют разное назначение и особенности характеристик; зная модель покрышки, Вы можете уточнить эти моменты и проверить, насколько они соответствуют Вашим пожеланиям. Особенно это важно при выборе машины для серьёзных занятий велоспортом.
Скоростей
Количество скоростей (передач), предусмотренных в конструкции велосипеда. Каждая передача имеет своё т.н. передаточное число — его в данном случае можно описать как количество оборотов, которое делает ведомая шестерня (задняя, на колесе) за один оборот ведущей (связанной с педалями).
Разные значения передаточных чисел будут оптимальными для разных условий: так, например, высокие передачи обеспечивают хорошую скорость, однако слабо подходят для преодоления препятствий, т.к. усилие на педалях значительно возрастает и падает частота их вращения. Научно же доказано, что велосипедист развивает максимальную мощность при частоте вращения педалей порядка 80-100 об/мин. Таким образом, наличие в велосипеде нескольких скоростей позволяет оптимально подстраивать его под разные режимы движения и особенности трасс, дабы обеспечивать оптимальное усилие на педалях и частоту их вращения. Например, по ровному асфальту лучше всего ехать на высокой передаче, а при преодолении подъёма или выезде на грунтовку можно понизить её, дабы эффективно преодолеть сопротивление.
Количество передач в классических системах напрямую связано с количеством звёзд системы (на каретке с педалями) и кассеты (на заднем колесе); его можно получить, перемножив два числа — например, 3 звезды системы и 6 на кассете дают 18 передач. Однако есть и т.н. планетарные втулки — там звёзд по одной, а переключение передач осуществляется механизмом, встроенным в заднюю втулку.
Отмети...м, что оптимальное количество передач зависит от назначения велосипеда (см. выше), и далеко не всегда требуется иметь их несколько. Так, в горных моделях, в зависимости от специализации, может быть от 8 до 30 передач, в шоссейных — в пределах 20-30, а некоторые недорогие городские велосипеды и большинство BMX вообще не имеют системы переключения передач.
Звезд кассеты
Количество звёзд (шестерней) разного размера в кассете велосипеда. Кассета — это часть задней втулки, непосредственно взаимодействующая с цепью, проще говоря — шестерня или набор шестерней с креплением на втулку. В классических системах переключения скоростей от количества звёзд кассеты напрямую зависит количество передач (подробнее см. «Скоростей»); одна звезда используется либо в велосипедах с одной скоростью, либо в планетарных втулках (подробнее о них см. «Звёзд системы»).
Модель кассеты
Модель кассеты — системы шестерней заднего колеса — установленной на велосипеде. Кассеты разных моделей различаются по характеристикам и могут относиться к различным классам — от начального до профессионального. Зная модель кассеты, можно детальнее ознакомиться с её особенностями (по официальной документации, обзорам, пользовательским отзывам и т.п.). Особенно это важно при выборе велосипеда для профессиональных занятий велоспортом.
Передний переключатель
Модель переключателя передач (дерайлера), установленного на каретку с педалями в штатной комплектации велосипеда. О том, зачем нужно знать модель той или иной комплектующей велосипеда, подробнее см. п. «Модель кассеты».