Тип
—
Трехколесный. Классические детские трехколесные велосипеды: одно колесо с педалями спереди и два — сзади. Такие велосипеды, в отличие от двухколесных, не падают, даже стоя неподвижно. Кроме того, на них невозможно сильно разогнаться, а в конструкции можно предусмотреть различные специальные приспособления вроде родительской ручки (см. ниже) или защитного бампера (см. «Комплектация»). Это делает трехколесные машины идеальным вариантом для младшей возрастной группы — некоторые модели могут применяться в возрасте от 1 года. Впрочем, встречаются и более «старшие» варианты — для детей от 2 до 4 лет. А вот после 4 лет навряд ли имеет смысл использовать трехколесный велосипед — в этом возрасте можно уже обращать внимание на двухколесные машины (см. ниже).
—
Двухколесный. Двухколесные детские велосипеды имеют такую же конструкцию, что и взрослые велосипеды, и отличаются прежде всего меньшими размерами. Кроме того, они нередко оснащаются боковыми колесами (подробнее см. «Комплектация»), однако это не обязательно — модели для старших возрастов дополнительных колес не имеют. В любом случае такой велосипед сложнее в освоении, чем трехколесный, однако он отлично развивает координацию и чувство равновесия; при этом многие из подобных машин относятся к возрастной категории «с 2 до 4», так что начать знакомство с велосипедами можно сразу с двухколесного аппарата.
...r>
— Беговел. Своеобразный гибрид двухколесного велосипеда и самоката. На таком аппарате ребенок сидит верхом, как на обычном велосипеде, однако педалей в конструкции нет, и для движения нужно отталкиваться ногами от земли. Это позволяет развивать координацию и чувство равновесия, необходимые для езды на двухколесных велосипедах; при этом риск упасть практически отсутствует, так как ноги ребенка постоянно контактируют с землей. Соответственно, беговел может пригодиться не только как развлечение, но и как своеобразный тренажер перед велосипедом «взрослой» конструкции. Выпускаются такие модели в основном для детей 2-4 лет (см. «Возрастная категория»).Возрастная группа
—
От 1 до 3 лет. Самая младшая возрастная группа. В неё относятся исключительно трёхколёсные велосипеды (см. «Тип»), а в конструкции часто предусматриваются дополнительные функции, которые обеспечивают безопасность и позволяют родителям использовать велосипед в роли коляски. Из таких функций можно назвать, в частности,
ремни безопасности, бампер,
козырек, (см. «Комплектация») и родительскую ручку (см. ниже).
—
От 2 до 4 лет. В эту группу могут входить все 3 типа велосипедов (см. «Тип»). При этом трёхколёсные модели обычно меньше похожи на коляски и больше рассчитаны на самостоятельное передвижение ребёнка, чем в предыдущей группе; для двухколёсных же обязательным является наличие боковых колёс (см. «Комплектация»). А беговелы практически все рассчитаны на детей 2-4 лет.
—
От 3 до 6 лет. Для детей этого возраста трёхколёсный велосипед уже становится неинтересен, а физическое развитие вполне позволяет учиться езде на двух колёсах. Соответственно, в данную категорию включены в основном двухколёсные модели (см. «Тип») с обязательным наличием в комплекте поставки боковых колёс (см. «Комплектация»).
—
От 5 до 8 лет. Велосипеды для детишек младшего школьного возраста весьма похожи на взрослые модели: сюда относятся только двухколесные машины, а боковые колеса (см. «Комплектация») хотя и могут встречаться, однако далеко не обязательны.
—
От 6 до 10 лет.... Модели старшей возрастной категории предоставляют возможность кататься «по-взрослому». В эту категорию входят байки с колесами диаметром 20 дюймов. В кое-каких экземплярах для этого возраста уже присутствует ручной тормоз и некоторые дополнительные функции. Однако подбирать такие велосипеды необходимо с учетом готовности ребенка к самостоятельному катанию.
— От 8 до 10 лет. Возрастная группа от 8 до 10 лет объединяет под своим крылом детские велосипеды с действительно «взрослым» оснащением. Сюда входят модели на 20-дюймовых колесах со многоскоростными трансмиссиями, ручками торможения на руле (включая продвинутые дисковые тормоза) и прочими атрибутами истинно взрослых байков, но в уменьшенном формате. По сути велосипеды этого возрастного диапазона являются переходным звеном между детскими и подростковыми моделями.
Пределы возрастных групп являются довольно условными, однако сильно нарушать их границы все же не рекомендуется. Важно учитывать не только указанный производителем диапазон возраста, но и общий уровень развития ребенка. Также отметим, что дети определенного возраста могут иметь разный рост и телосложение — при выборе стоит обращать внимание не только на возрастную группу, но и на максимальную нагрузку (см. ниже).Материал рамы
—
Сталь. Довольно распространенный материал, широко применяемый во всех разновидностях детских велосипедов (см. «Тип»). Имея невысокую стоимость, сталь в то же время очень прочна, надежна и устойчива к ударам и сотрясениям. Главным ее недостатком многие считают относительно большой вес; однако разница в весе с тем же алюминием обычно не так уж велика (особенно по сравнению с весом самого велосипедиста). Стоит отметить, что в детских велосипедах могут применяться разные марки стали, и общее качество данного материала нередко зависит от ценовой категории машины.
—
Алюминий. Сплавы на основе алюминия весьма прочны, весят немного, а также значительно менее чувствительны к коррозии, нежели сталь. С другой стороны, стоимость таких материалов ощутимо выше, а высокая прочность далеко не всегда критична (учитывая особенности езды на детских велосипедах, особенно трехколесных). Поэтому алюминий встречается реже, хотя тоже может использоваться во всех типах машин.
—
Пластик. Пластик имеет относительно небольшой вес, абсолютно нечувствителен к влаге и легок в обработке — ему можно придать практически любую форму и цвет. При всем этом этот материал стоит недорого. С другой стороны, пластик не отличается прочностью; поэтому используется он исключительно в велосипедах для самых маленьких, в основном в трехколесных моделях и беговелах (см. «Тип»).
—
Дерево. Общие характеристики дерева таковы, что этот материал слабо подходит для классических велосипедов — как двух-, так и трехколесных — однако очень удобен для беговелов (см. «Тип»). Дерево, даже неокрашенное, неплохо смотрится, да и на ощупь этот материал довольно приятен. Из его недостатков можно упомянуть некоторую хрупкость — если тот же пластик от сильного удара, скорее всего, погнется, то дерево может треснуть. Впрочем, повредить деревянную раму беговела все равно непросто. А вот сырость такое изделие переносит плохо, так что хранить его нужно в сухом месте.
— Стекловолокно. Как правило, в данном случае подразумевается не чистое стекловолокно, а стеклопластик — композитный материал из стеклянного волокна, залитого пластиковым наполнителем. Этот материал заметно крепче обычного пластика, однако и стоит дороже, а по общей надежности он все же не дотягивает до стали и алюминия. Поэтому рамы из стекловолокна встречаются довольно редко, причем в основном среди беговелов (см. «Тип»).
— Магний.
Магниевые сплавы схожи с описанными выше алюминиевыми: они отличаются высокой прочностью и в то же время небольшим весом. При этом по сравнению с алюминием такой сплав более прочен и долговечен, весит больше, но ненамного, а вот стоит заметно дороже — причем разницу в цене редко перевешивают упомянутые преимущества. Как следствие, магниевые рамы особого распространения не получили, они встречаются лишь в отдельных моделях двухколесных велосипедов старшей возрастной группы.
Диаметр колес
Диаметр колес велосипеда традиционно обозначается в дюймах. От этого параметра напрямую зависит общая высота велосипеда, поэтому под каждую возрастную категорию предусматривается свой размер колес — в соответствии с ростом юного велосипедиста. Впрочем, машины одного типа и возрастной группы могут и различаться по диаметру колес; особенно ярко это выражено среди двухколесных велосипедов. В таких случаях стоит учесть следующий момент: более крупные колеса лучше ведут себя на неровных дорогах и позволяют долго ехать накатом, но неохотно разгоняются и требуют более высоких усилий на педалях; небольшие колеса — наоборот, раскручиваются без особых усилий, но хуже держат скорость и более чувствительны к ямам и ухабам.
Трехколесные велосипеды преимущественно имеют диаметр колес
10 дюймов, беговелы —
12". В двухколесных моделях встречаются размеры в
14,
16,
18 и
20 дюймов. Колеса большего диаметра используются уже не в детских, а в подростковых велосипедах (они в нашем каталоге вынесены в раздел со взрослыми велосипедами).
Колеса
Конструкция колес, установленных на велосипеде, и материалы, примененные для шины/обода.
—
Надувные резиновые. Колеса с надувными резиновыми шинами — такие же, как в полноразмерных взрослых велосипедах. Такие колеса довольно требовательны к обслуживанию: за их состоянием нужно следить и при необходимости подкачивать. Кроме того, даже небольшой прокол шины делает ее непригодной к применению и требует ремонта. С другой стороны, это наиболее продвинутая разновидность колес с точки зрения рабочих свойств: они отлично ведут себя даже на неровной дороге, сглаживают вибрации, обеспечивают хорошее сцепление и подходят для быстрой динамичной езды. А обслуживание надувных шин может стать для юного велосипедиста хорошей тренировкой перед переходом на подростковый велосипед. Именно поэтому двухколесные модели для старших возрастных групп оснащаются в основном именно надувными шинами. Впрочем, этот вариант может встречаться и в других разновидностях, включая беговелы и даже трехколесные (см. «Тип»).
—
Резиновые. Колеса, имеющие сплошную шину из резины. В отличие от описанных выше надувных, такие шины не нужно накачивать, к тому же они совершенно не боятся царапин и проколов. С другой стороны, сплошные резиновые колеса хуже подходят для неровных дорог и высоких нагрузок. Поэтому встречаются они в основном среди велосипедов для самых маленьких, а в возрастной категории от 5 до 8 лет такие кол
...еса вообще не используются.
— Полиуретановые. По конструкции такие колеса похожи на цельные резиновые (см. выше), отличаются они лишь материалом шины — это полиуретан (эластичный синтетический материал). Полиуретан заметно жестче резины, поэтому используется он в основном в трехколесных велосипедах, не рассчитанных на быструю езду и неровные дороги.
— Пластиковые. Колеса, выполненные целиком из пластика. Главным достоинством данного материала является невысокая стоимость; кроме того, ему можно придать практически любой цвет. С другой стороны, пластик тверд и не очень прочен, он не подходит для неровных дорог и высоких скоростей. Поэтому такие колеса используются только в трехколесных велосипедах и некоторых беговелах (см. «Тип»).
— Пластиковые с резиной. Несколько улучшенная версия описанных выше пластиковых колес. Твердый пластик в данном случае дополнен своеобразным аналогом шины — узкой резиновой полоской по окружности обода, там, где колесо соприкасается с землей при езде. Это позволяет несколько смягчить вибрации, неизбежно возникающие даже при езде по ровному асфальту, однако этим отличия таких колес от чисто пластиковых, по сути, и исчерпываются — пластик с резиной также применяется только в трехколесных велосипедах, где колеса не рассчитаны на значительные нагрузки.Передний тормоз
Тип
переднего тормоза, предусмотренного в велосипеде — если такой тормоз вообще имеется (им оснащаются в основном двухколесные модели старшей возрастной группы).
— Ободной механический. Такой тормоз работает за счет прижимания колодок к ободу колеса, а усилие на колодки передается с ручки через механическую тягу в виде тросика. Это наиболее простая, недорогая и в то же время достаточно эффективная разновидность тормозов.
— Дисковый. Дисковые тормоза также используют механическую тягу (см. выше), однако колодки в них прижимаются не к ободу, а к специальному тормозному диску. Они значительно мощнее, чем ободные, к тому же работают даже при искривленном ободе, однако более сложны и дороги. Поэтому встречается данный вариант в основном в наиболее продвинутых двухколесных велосипедах старшей возрастной группы.
Задний тормоз
—
Педальный. Вариант, применяемый в основном в двухколесных моделях (см. «Тип»). Для того, чтобы затормозить, нужно нажать на педали в обратном направлении; само торможение обеспечивают колодки внутри задней втулки. Педальные тормоза просты, недороги, не требуют обслуживания и достаточно надежны, благодаря чему — чрезвычайно популярны в детских велосипедах. Их главным недостатком является то, что при спадании цепи велосипед лишается заднего тормоза; однако вероятность подобного не так высока, чтобы этот момент был критичен.
— Ободной механический. Тормоз в виде пары колодок, которые по нажатию ручки (
ручной тип тормоза) прижимаются к ободу колеса; усилие от ручки передается за счет механической тяги в виде тросика (отсюда и название). Такие тормоза, в отличие от описанных выше педальных, работают даже со слетевшей цепью. В то же время они сложнее, дороже и требуют периодического обслуживания, из-за чего встречаются редко, в основном в довольно продвинутых моделях старшей возрастной категории.
—
Дисковый. Тормоз в виде пары колодок, которые по нажатию на ручку прижимаются к специальному диску, закрепленному на втулке колеса. Усилие с ручки на колодки при этом передается через механическую тягу, как и в ободных механических. Однако дисковые тормоза считаются более продвинутыми — они мощнее, эффективнее, не так чувствительны к загрязнениям и искривлениям об
...ода. С другой стороны, такие системы сложнее и дороже ободных, из-за чего используются крайне редко — в основном в высококлассных двухколесных велосипедах старшей возрастной категории.
— Триггерный втулочный. Разновидность тормозов, совмещающая черты двух вышеописанных типов: колодки располагаются внутри барабана в задней втулке (как в педальных), однако тормозное усилие на них передается не с педалей через цепь, а с ручки на руле через тросик (как в ободных механических). Благодаря этому такие тормоза можно устанавливать на беговелы (см. «Тип»), где педали отсутствуют по определению; фактически триггерные втулочные системы и были созданы специально для беговелов.
— Педальный и ободной. Велосипеды, оснащенные одновременно и педальным, и ободным задним тормозом. Подробнее о каждой из этих разновидностей см. выше.; а их сочетание применяется для того, чтобы повысить эффективность и безопасность торможения. Так, велосипеду с таким оснащением не страшна слетевшая цепь: педальный тормоз при этом выйдет из строя, однако ободной останется работоспособным. А одновременное применение двух тормозов может пригодиться для экстренной остановки. С другой стороны, подобное сочетание заметно сказывается на цене велосипеда, притом что на практике оно необходимо не так часто. Поэтому данный вариант особого распространения не получил.
— Ручник. Разновидность тормоза, применяемая исключительно в трехколесных велосипедах. Имеет вид рычага, установленного обычно сбоку от сидения; при поднятии этого рычага на задние колеса опускаются специальные стопоры. Отметим, что трехколесные велосипеды не рассчитаны на большие скорости, а для торможения в них бывает достаточно замедлить движение ног на педалях. В свете этого ручной тормоз предусматривается скорее «на всякий случай», чем для регулярного использования; в некоторых моделях он может использоваться как стояночный.
— Родительский. Вариант, применяемый в трехколесных велосипедах самой младшей возрастной группы, оснащенных родительской ручкой (см. ниже). В соответствии с названием, в таких моделях тормозом управляет родитель, ведущий велосипед — например, нажимая специальный рычаг на родительской ручке.Комплектация
—
Боковые колеса. Дополнительные выносные колёса, устанавливаемые по обеим сторонам от велосипеда, обычно в районе задней оси. Встречаются исключительно в двухколёсных моделях (см. «Тип»). Главное их назначение — страховка начинающих велосипедистов, не умеющих ещё держать равновесие: велосипед не падает на бок, даже когда стоит неподвижно, и можно тренироваться в езде, не боясь «аварий» и ушибов. При этом боковые колёса обычно делаются съёмными, так что когда ребёнок приобретёт необходимые навыки для езды классическим способом, их можно снять.
—
Крылья. Защитные приспособления в виде изогнутых пластин над колёсами велосипеда; также используется название «щитки». Основное предназначение крыльев — защищать велосипедиста и окружающих людей от брызг и грязи, летящих с колёс во время езды. Это может весьма пригодиться, к примеру, в сырую погоду после дождя.
—
Багажник. Приспособление для перевозки на велосипеде различных грузов, располагаемое за седлом. В трёхколёсных моделях (см. «Тип») багажник чаще всего представляет собой пластиковый лоток, в котором можно везти, к примеру, любимые игрушки малыша. В двухколёсных обычно используется платформа с зажимом для закрепления перевозимого груза (хотя есть и исключения, вплоть до закрытого кофра). Стоит отметить, что использовать багажник для перевозки пассажиров не рекомендуется: это небезопасно и чревато поломками.
...
— Корзина на руле. Как и багажник (см. выше), корзина на руле предназначена для перевозки различных грузов. Отличается она, кроме размещения, ещё и конструкцией: представляет собой довольно глубокую ёмкость и может оснащаться крышкой. Встречается как среди двух-, так и среди трёхколёсных машин (см. «Тип»); в некоторых моделях корзины делаются съёмными.
— Подстаканник. Подставка, позволяющая надежно закрепить стакан или бутылочку с питьем — например, молоком для малыша или водой для самого родителя. Естественно такое оснащение актуально для трехколесных велосипедов-колясок.
— Сумка для вещей. Наличие в конструкции велосипеда собственной сумочки для перевозки мелких вещей. Главным отличием от багажника и корзины на руле (см. выше) является конструкция: сумка выполняется из мягкой ткани и имеет застёжку. В двухколёсных моделях (см. «Тип») она обычно располагается на руле, а в трёхколёсных — на родительской ручке (см. выше).
— Защитный бампер. Защитное приспособление в виде поручня, расположенного вокруг седла: ребёнок может держаться за бампер руками, кроме того, эта функция значительно снижает риск упасть с велосипеда. Устанавливается исключительно на трёхколёсные машины (см. «Тип»).
— Ремни безопасности. Этот элемент оснащения устанавливается на трёхколёсные велосипеды (см. «Тип»), предназначенные для самых маленьких: ремни безопасности надёжно фиксируют малыша на сидение, не позволяя ему упасть с велосипеда — что особенно важно, если машину везёт взрослый за родительскую ручку (см. выше).
— Защитный козырек. Приспособление, расположенное над головой малыша и предназначенное для защиты от прямого солнечного света (во избежание тепловых ударов), а в некоторых моделях — ещё и от дождя. Устанавливается исключительно на трёхколёсные велосипеды (см. «Тип»). Конструкция защитного козырька может быть разной: навес, зонтик или даже складной капюшон наподобие тех, что встречаются в колясках.
— Зеркала заднего вида. Специальные зеркала, устанавливаемые на руле и позволяющие ребенку видеть, что происходит за спиной, не поворачивая головы. Таких зеркал может быть одно или два (одно зеркало стандартно устанавливается слева). Данная функция обеспечивает дополнительную безопасность езды и приучает малыша постоянно смотреть «по зеркалам» — этот навык может оказаться весьма полезным в будущем, при обучении езде на «взрослом» транспорте вроде машины или мотоцикла.
— Сигнал/звонок. Наличие звонка или другого звукового сигнала, поставляемого вместе с велосипедом. Встречается во всех типах машин (см. выше), правда, конкретное назначение в отдельных случаях различается. Так, в двухколёсных моделях сигнал часто делается в виде звонка и предназначен для предупреждения окружающих, которые иначе могут вовремя не заметить велосипедиста. А вот в трёхколёсных обычно устанавливается клаксон, который может играть ещё и роль дополнительного развлечения для ребёнка. В любом случае, покупка модели со звонком/сигналом избавит Вас от хлопот по его самостоятельному поиску и установке.
— Подножка. Дополнительная опора в виде раскладной «ноги», применяемая в двухколесных велосипедах. Раскрыв такую опору, можно поставить велосипед вертикально, не опирая его на окружающие предметы вроде столба, забора и т. п. А на время езды подножка компактно складывается и не мешает движению.
— Игровая панель. Применяется в трёхколёсных велосипедах (см. «Тип»). Главное предназначение игровой панели — обеспечить малышу дополнительное развлечение. А вот исполнение её бывает разным: это могут быть игрушки, размещённые прямо на руле, кнопки и переключатели со звуковыми сигналами, стрелки, имитирующие приборную панель мотоцикла и т.п.