Ход вилки
Ход передней вилки в велосипедах с амортизированной подвеской (см. «Амортизация»). Грубо говоря, ходом вилки является максимальное расстояние, на которое может сократиться её размер при сжатии во время работы на амортизацию. Чем больше ход вилки — тем более качественную амортизацию и «мягкую» езду она обеспечивает, однако большой ход требуется далеко не для всех велосипедов. Даже в рамках одного типа (см. «Назначение»), в зависимости от специфики применения и стиля езды, оптимальные значения хода вилки будут разными — например, горным велосипедам для
фрирайда необходима хорошая амортизация, а для кросс-кантри, наоборот, большой ход вилки будет излишним.
В целом, если Вы не планируете экстремальной езды по пересечённой местности или выполнения велотрюков, этот параметр не имеет критического значения. Однако при выборе велосипеда для серьёзных занятий тем или иным видом велоспорта стоит уточнить рекомендуемые значения хода вилки (по специальной литературе или у профессионалов) и убедиться в том, что желаемая модель соответствует им.
Покрышка
Модель покрышек, поставляемых с велосипедом в штатной комплектации. Разные покрышки имеют разное назначение и особенности характеристик; зная модель покрышки, Вы можете уточнить эти моменты и проверить, насколько они соответствуют Вашим пожеланиям. Особенно это важно при выборе машины для серьёзных занятий велоспортом.
Передний тормоз
Тип тормоза, установленного на переднем колесе велосипеда. Первое слово в названии тормоза обозначает место приложения тормозного усилия, второе — особенность конструкции всей тормозной системы.
—
Ободной (V-brake). Ободными называют тормоза, работающие за счет прижатия тормозных колодок к ободу колеса. Тормозное усилие они передают с ручки на колодки посредством тросовой тяги. Общими достоинствами всех ободных тормозов можно назвать простоту конструкции, легкий вес, невысокую стоимость, хорошую взаимозаменяемость деталей, а также минимальную нагрузку на втулку и спицы. С другой же стороны, такие тормоза изнашивают колодки и обод, требуют периодической подстройки, теряют эффективность при загрязнении, обледенении или искривлении обода.
Конструктивно различия между подтипами ободных тормозов заключаются в способах их крепления к раме велосипеда. При этом каждая разновидность нашла свою сферу применения. Так, V‒brake распространен в подростковых, прогулочных и бюджетных горных велосипедах, клещевой подтип нашел применение в шоссейных и городских байках, а U-brake практикуется в велосипедах BMX.
— Дисковый механический. В дисковых системах торможение осуществляется за счёт прижимания колодок не к ободу колеса, а к специальному тормозному диску, жёстко закреплённому на его оси. Тормозное усилие, как и в механических ободных (см. выше), передаётся на колодки посредством специального тросика. Главными преимуществам
...и дисковых систем являются ощутимо большая мощность, чем у ободных, а также лучшая модуляция (о модуляции см. «Ободной гидравлический» выше). Кроме того, они менее чувствительны к погодным условиям (т.к. диск находится довольно высоко и засоряется меньше, чем обод), спокойно переносят «восьмёрки» на ободьях, а элементы системы изнашиваются медленнее и не так требовательны к подстройке. Из недостатков можно назвать больший вес, высокую стоимость, склонность к перегреву, увеличение нагрузки на спицы и втулку колеса, а также сложность в ремонте — последний момент усугубляется тем, что разные модели даже одного производителя часто не совместимы по запчастям. Однако несмотря на всё это, дисковые тормоза довольно широко применяются в велосипедах для экстремальной езды, особенно моделях среднего и высшего класса.
— Дисковый гидравлический. Вариант дисковых тормозов (см. выше), в которых для передачи усилия с ручки на колодки используется не тросик, а гидравлическая система — герметичная конструкция, заполненная жидкостью и включающая систему поршней. Одним из основных достоинств гидравлики является отличная модуляция, она позволяет очень точно управлять силой торможения. С другой стороны, такой привод сложнее и дороже механического, а при повреждении контура и утечке гидравлической жидкости тормоза становятся бесполезны. Поэтому гидравлические системы применяются сравнительно редко, в основном в профессиональных велосипедах.
— Барабанный. Тормоза, использующие специальный барабан, внутри которого установлены тормозные колодки; в велосипедах роль барабана может играть непосредственно втулка колеса либо же специальная часть втулки. В любом случае колодки прижимаются к барабану с внутренней стороны, и вся конструкция тормоза получается закрытой. В этом состоит одно из основных достоинств данного варианта: механизм защищен от загрязнений, внешние факторы вроде грязи или снега практически не влияют на эффективность тормозов. Кроме того, к достоинствам барабанных механизмов можно отнести то, что они практически не требуют обслуживания, не изнашивают обод и не теряют эффективности при его искривлении. С другой стороны, такие тормоза получаются довольно громоздкими, а по эффективности они уступают ободным и тем более дисковым аналогам. Поэтому данный вариант встречается в основном в велосипедах городского назначения.
— Роллерный. Разновидность барабанных тормозов (см. выше), в которых прижимание тормозных колодок к барабану обеспечивается за счет особого механизма — роллерного. При этом тормозной барабан часто выполняется отдельно от втулки. Подобные решения были разработаны как попытка совместить в одном механизме достоинства дисковых и барабанных тормозов, и отчасти это удалось: роллерные системы заметно мощнее классических барабанных, они хорошо защищены от пыли и грязи, практически не требуют обслуживания и эффективно работают даже при искривленном ободе. С другой стороны, вес, габариты и цена таких тормозов получились весьма значительными, они ухудшают накат и довольно сильно греются при постоянном использовании; да и защита от загрязнений является не настолько качественной, как в барабанных системах.Задний тормоз
Тип заднего тормоза, установленного в велосипеде. Вот основные типы тормозов, встречающиеся в наше время:
—
Ободной. Ободными называют тормоза, работающие за счет прижатия тормозных колодок к ободу колеса. Тормозное усилие они передают с ручки на колодки посредством тросовой тяги. Общими достоинствами всех ободных тормозов можно назвать простоту конструкции, легкий вес, невысокую стоимость, хорошую взаимозаменяемость деталей, а также минимальную нагрузку на втулку и спицы. С другой же стороны, такие тормоза изнашивают колодки и обод, требуют периодической подстройки, теряют эффективность при загрязнении, обледенении или искривлении обода.
Конструктивно различия между подтипами ободных тормозов заключаются в способах их крепления к раме велосипеда. При этом каждая разновидность нашла свою сферу применения. Так, V‒brake распространен в подростковых, прогулочных и бюджетных горных велосипедах, клещевой подтип нашел применение в шоссейных и городских байках, а U-brake практикуется в велосипедах BMX.
—
Дисковый механический. Разновидность механических тормозов (см. выше), в которых колодки при торможении прижимаются к специальному тормозному диску (ротору), жестко закрепленному на втулке колеса. Такие тормоза намного более эффективны, чем ободные, они не так чувствительны к загрязнениям и сохраняют полноценную работоспособность даже при искривлениях обода. Из недостатков дисковых сис
...тем можно отметить больший вес и стоимость, повышенную нагрузку на втулку и спицы, а также сложность в ремонте.
— Дисковый гидравлический. Дисковые тормоза (см. выше), в которых усилие на колодки передается не тросиком, как в механических системах, а посредством гидравлического контура. Являются наиболее продвинутым вариантом с точки зрения рабочих характеристик: использование диска обеспечивает высокую эффективность торможения, а гидравлика дает отличную модуляцию и позволяет точно дозировать усилие на ручке. В то же время такие системы обходятся недешево, а к общим недостаткам дисковых тормозов в них добавляется чувствительность к повреждениям: нарушение герметичности контура ведет к утечке жидкости и выходу тормозов из строя.
— Барабанный. Тормоза, в которых колодки прижимаются изнутри к специальному барабану; в данном случае роль этого барабана обычно играет непосредственно втулка колеса. Одно из достоинств подобных систем состоит в том, что практически весь механизм скрыт внутри барабана и защищен от пыли и грязи, благодаря чему для него практически не требуется обслуживание. Кроме того, барабанные тормоза не изнашивают обод и могут работать даже при искривленном колесе. С другой стороны, такие системы довольно громоздки, а их эффективность ниже, чем у ободных и дисковых тормозов. Кроме того, барабанный тормоз на заднем колесе можно использовать либо с односкоростной кассетой, либо с планетарной втулкой (см. ниже) — с классическими переключателями скоростей в виде многозвездочных кассет такие тормоза не совместимы.
— Роллерный. Разновидность описанных выше барабанных тормозов, в которых прижимание колодок к барабану обеспечивается за счет т. н. роллерного механизма. Барабан при этом, как правило, выполняется отдельно от втулки. За счет этого удалось добиться более высокой эффективности (сравнимой с дисковыми тормозами) при сохранении основных достоинств барабанной схемы — неприхотливости в обслуживании, хорошей защиты от загрязнений и независимости от искривлений обода. Однако стоят роллерные тормоза недешево, к тому же они имеют ряд собственных недостатков — в частности, ухудшают накат и дают вероятность проворота колеса назад при зажатом тормозе. Да и с классическими переключателями скоростей такие системы совместимы слабо.
— Педальный. Фактически — разновидность описанного выше барабанного тормоза, управляемая не ручкой, а педалями: торможение осуществляется за счет нажатия на педали в обратную сторону. Такой способ управления заметно упрощает конструкцию, избавляя от лишних ручек и тяг. В то же время в некоторых моментах он является не очень удобным и практичным. Так, эффективность тормозов прямо зависит от положения педалей — для максимальной эффективности они должны стоять горизонтально в момент начала торможения, а при вертикальном положении могут возникнуть трудности. Кроме того, при спадании цепи велосипедист, по сути, лишается тормоза. В свете этого педальные механизмы применяются сравнительно редко — в основном в городских велосипедах, не рассчитанных на особо скоростную езду.Передний переключатель
Модель переключателя передач (дерайлера), установленного на каретку с педалями в штатной комплектации велосипеда. О том, зачем нужно знать модель той или иной комплектующей велосипеда, подробнее см. п. «Модель кассеты».
Тип манетки
Тип манеток — устройств, управляющих переключением передач — установленных на велосипеде. На сегодняшний день применяются такие разновидности манеток:
— Триггерные. Конструкция данного типа основана на использовании 1 или 2 рычагов, а также (иногда) кнопок, расположенных в непосредственной близости от рук велосипедиста. Триггерные манетки могут иметь разную конструкцию с разной степенью удобства (как правило, это напрямую связано с ценовой категорией устройства), располагаться над или под рулём, однако для всех таких моделей характерен ряд общих признаков. Главными их достоинствами является традиционная конструкция и комфорт при удержании руля — манетки расположены вне ручек (грипсов) и не влияют на удобство. Кроме того, они достаточно просты по конструкции и в установке. С другой стороны, для данного типа характерен и ряд недостатков. Так, наличие выступающих частей повышает риск поломки оборудования или травмы велосипедиста при аварии. Во многих моделях, особенно бюджетного уровня, в некоторых случаях для переключения передачи приходится снимать руку с руля, что может привести к потере управляемости. Кроме того, переключение передач более чем на 2-3 «щелчка» за одно нажатие в триггерных манетках сопряжено с некоторыми сложностями и требует навыка. Однако в большинстве случаев эти недостатки не играют решающей роли, и данный тип манеток на сегодняшний день является наиболее популярным.
— Grip shift. По конструкции grip shift несколько напомина
...ют мотоциклетные регуляторы газа: часть ручки сделана подвижной, и переключение передач осуществляется за счёт её поворота в ту или иную сторону. Поскольку кольца grip shift фактически объединены с ручками (грипсами), для управления передачами не нужно снимать руку с руля — достаточно чуть сместить её в сторону, и можно переключать скорость (а в некоторых случаях можно даже постоянно держать руки на кольцах). Такие системы лишены выступающих частей, что повышает надёжность и безопасность. Ещё одно преимущество перед триггерными — лёгкость при «перебросе» передач на любое количество скоростей. Главным недостатком данного типа является повышенный риск случайного переключения передачи на сложном участке трассы, когда приходится крепко держаться за грипсы (особенно при больших ладонях и коротких грипсах) — можно случайно провернуть манетку, что чревато резким переключением, срывом цепи со звёздочек и потерей управляемости. Кроме того, попадание на кольцо воды или грязи может привести к проскальзыванию руки при работе с передачами, а сами кольца увеличивают габариты руля и для некоторых могут вызвать неудобства в хвате.
— Dual control. Оригинальная система, объединяющая управление тормозами и передачами в одном рычаге — тормозной ручке. При этом торможение осуществляется движением на себя, а переключение передач — смещением вверх или вниз. В качестве достоинств такой системы выделяют постоянство хвата руля — для управления и тормозами, и передачами достаточно 2 пальцев. В то же время манетки dual control довольно сложны по конструкции, как следствие — имеют высокую цену и плохо совместимы с «неродными» тормозами и переключателями. Да и эргономика таких систем весьма неоднозначна, удобство использования во многом зависит от индивидуальных вкусов велосипедиста. Поэтому данный тип манеток распространён довольно слабо.
— Электронные. Конкурентными преимуществами электронных манеток можно назвать отсутствие троса и рычагов для передачи физической силы на переключатель. По сути — это обычные кнопки, которые подают сигналы на блок управления переключением передач. Работают такие манетки совместно с электронными переключателями, которые устанавливаются на борту продвинутых моделей велосипедов. Размещаться они могут в любых удобных местах с обеспечением быстрого и комфортного доступа к переключателям.Модель манетки
Модель манеток (см. «Тип манетки»), установленных на велосипеде в штатной комплектации. О том, зачем нужно знать модель той или иной комплектующей велосипеда, подробнее см. п. «Модель кассеты».
Рулевая колонка
Модель и/или некоторые характеристики рулевой колонки велосипеда. Эта информация указывается преимущественно для высококлассных машин, оснащенных продвинутыми рулевыми колонками. Дополнительные данные о колонке навряд ли понадобятся для спокойной повседневной езды, однако могут оказаться полезны профессионалам, для которых важна каждая деталь в оснащении велосипеда.
Модель педалей
Модель педалей, поставляемых в штатной комплектации велосипеда. Подробнее о том, зачем может понадобиться название модели той или иной детали, см. «Модель кассеты».