Покрышка
Модель покрышек, поставляемых с велосипедом в штатной комплектации. Разные покрышки имеют разное назначение и особенности характеристик; зная модель покрышки, Вы можете уточнить эти моменты и проверить, насколько они соответствуют Вашим пожеланиям. Особенно это важно при выборе машины для серьёзных занятий велоспортом.
Модель передней втулки
Модель втулки, используемой в переднем колесе велосипеда.
Втулка — это центральная деталь в колесе, через которую проходит ось вращения. От её характеристик зависят особенности поведения велосипеда, в частности, «накатистость» (способность двигаться по инерции, без педалирования). Зная модель передней втулки, можно уточнить её характеристики по документации производителя, найти отзывы других пользователей и т.п., дабы определиться, насколько Вам подходит эта модель.
Модель задней втулки
Модель втулки, используемой в заднем колесе велосипеда. Подробнее см. «Модель передней втулки».
Задний переключатель
Модель переключателя передач (дерайлера), установленного на кассету заднего колеса в штатной комплектации велосипеда. О том, зачем нужно знать модель той или иной комплектующей велосипеда, подробнее см. п. «Модель кассеты».
Тип манетки
Тип манеток — устройств, управляющих переключением передач — установленных на велосипеде. На сегодняшний день применяются такие разновидности манеток:
— Триггерные. Конструкция данного типа основана на использовании 1 или 2 рычагов, а также (иногда) кнопок, расположенных в непосредственной близости от рук велосипедиста. Триггерные манетки могут иметь разную конструкцию с разной степенью удобства (как правило, это напрямую связано с ценовой категорией устройства), располагаться над или под рулём, однако для всех таких моделей характерен ряд общих признаков. Главными их достоинствами является традиционная конструкция и комфорт при удержании руля — манетки расположены вне ручек (грипсов) и не влияют на удобство. Кроме того, они достаточно просты по конструкции и в установке. С другой стороны, для данного типа характерен и ряд недостатков. Так, наличие выступающих частей повышает риск поломки оборудования или травмы велосипедиста при аварии. Во многих моделях, особенно бюджетного уровня, в некоторых случаях для переключения передачи приходится снимать руку с руля, что может привести к потере управляемости. Кроме того, переключение передач более чем на 2-3 «щелчка» за одно нажатие в триггерных манетках сопряжено с некоторыми сложностями и требует навыка. Однако в большинстве случаев эти недостатки не играют решающей роли, и данный тип манеток на сегодняшний день является наиболее популярным.
— Grip shift. По конструкции grip shift несколько напомина
...ют мотоциклетные регуляторы газа: часть ручки сделана подвижной, и переключение передач осуществляется за счёт её поворота в ту или иную сторону. Поскольку кольца grip shift фактически объединены с ручками (грипсами), для управления передачами не нужно снимать руку с руля — достаточно чуть сместить её в сторону, и можно переключать скорость (а в некоторых случаях можно даже постоянно держать руки на кольцах). Такие системы лишены выступающих частей, что повышает надёжность и безопасность. Ещё одно преимущество перед триггерными — лёгкость при «перебросе» передач на любое количество скоростей. Главным недостатком данного типа является повышенный риск случайного переключения передачи на сложном участке трассы, когда приходится крепко держаться за грипсы (особенно при больших ладонях и коротких грипсах) — можно случайно провернуть манетку, что чревато резким переключением, срывом цепи со звёздочек и потерей управляемости. Кроме того, попадание на кольцо воды или грязи может привести к проскальзыванию руки при работе с передачами, а сами кольца увеличивают габариты руля и для некоторых могут вызвать неудобства в хвате.
— Dual control. Оригинальная система, объединяющая управление тормозами и передачами в одном рычаге — тормозной ручке. При этом торможение осуществляется движением на себя, а переключение передач — смещением вверх или вниз. В качестве достоинств такой системы выделяют постоянство хвата руля — для управления и тормозами, и передачами достаточно 2 пальцев. В то же время манетки dual control довольно сложны по конструкции, как следствие — имеют высокую цену и плохо совместимы с «неродными» тормозами и переключателями. Да и эргономика таких систем весьма неоднозначна, удобство использования во многом зависит от индивидуальных вкусов велосипедиста. Поэтому данный тип манеток распространён довольно слабо.
— Электронные. Конкурентными преимуществами электронных манеток можно назвать отсутствие троса и рычагов для передачи физической силы на переключатель. По сути — это обычные кнопки, которые подают сигналы на блок управления переключением передач. Работают такие манетки совместно с электронными переключателями, которые устанавливаются на борту продвинутых моделей велосипедов. Размещаться они могут в любых удобных местах с обеспечением быстрого и комфортного доступа к переключателям.Модель цепи
Модель цепи, поставляемой в штатной комплектации велосипеда. Подробнее о значении параметра «Модель» для любой детали см. «Модель кассеты»
Комплектация
Дополнительное оборудование, поставляемое в комплекте с велосипедом.
—
Крылья. Защитные приспособления в виде щитков, которые устанавливаются над колесами и защищают велосипедиста и окружающих от воды и грязи, летящих с колес во время движения. Как правило, делаются съемными — на случай, если нужно максимально уменьшить вес машины.
—
Седло с пружинами. Седло, оснащенное пружинами, которые делают его более мягким и обеспечивают амортизацию. Отметим, что мягкие подпружиненные седла рассчитаны в основном на спокойную неторопливую езду — для скоростных велосипедов (в т.ч. продвинутых шоссейников) более подходящими считаются узкие жесткие седла.
—
Щиток на цепь. Защитный щиток, прикрывающий цепь велосипеда. Отметим, что размеры и конструкция такого щитка могут быть разными: в одних моделях он прикрывает весь верхний участок цепи от передней до задней звездочки, в других — защищает только саму переднюю звездочку с наружной стороны. В любом случае основная задача подобного приспособления — защитить цепь от попадания посторонних предметов, прежде всего краев одежды велосипедиста. Щиток может делаться съемным — на случай, если нужно уменьшить вес.
—
Подножка. Приспособление в виде небольшого откидного штыря, которое обеспечивает дополнительную опору. При наличии подножки велосипед не нужно опирать на столб, стен
...у, забор и т. п. — его можно поставить вертикально на любой сравнительно ровной поверхности. Отметим, что многие велосипеды без подножки допускают возможность купить и установить ее отдельно.
— Пеги. Специальные приспособления, устанавливаемые на оси «трюковых» велосипедов — BMX или горных соответствующей специализации (см. «Применение»). Пеги выглядят как продолжения осей, направленные в обе стороны. Стандартный размер одного такого «продолжения» — 11 см в длину и 4 см в диаметре. Они применяются для различных акробатических номеров, начиная от езды с опорой на пеги и заканчивая скольжением по граням, перилам и т.п.
— Багажник. Классический велосипедный багажник — платформа для перевозки различных грузов, установленная над задним колесом. Встречается преимущественно в велосипедах городского назначения (см. «Применение»), а также некоторых сравнительно простых горных и шоссейных моделях. Отдельно отметим, что перевозить пассажиров на багажнике как минимум крайне не рекомендуется, а во многих странах — прямо запрещено правилами дорожного движения.
— Багажник передний. Багажник (см. выше), расположенный над передним колесом. Преимуществом такого размещения является то, что перевозимый багаж постоянно находится перед глазами велосипедиста. С другой стороны, передний багажник обычно прикреплен к рулю и поворачивается вместе с ним; таким образом, дополнительный груз способен заметно затруднить управление. Поэтому данная особенность встречается сравнительно редко, обычно как дополнение к традиционному (заднему) багажнику; исключение составляют туристические модели (см. «Применение»).
— Корзина на руле. Корзина для перевозки различных грузов, установленная перед рулем, над передним колесом; своего рода аналог описанного выше переднего багажника. При этом, с одной стороны, корзина более массивна, с другой — лучше подходит для перевозки крупных предметов или большого числа небольших предметов. Кроме того, груз на багажнике нужно дополнительно закреплять, тогда как для корзины это требуется далеко не всегда.
— Сигнал/звонок. Звонок или другой звуковой сигнал — например, клаксон — установленный обычно на руле, под рукой велосипедиста. Такое оснащение очень удобно для предупреждения других участников дорожного движения о приближающемся велосипеде. А в некоторых странах наличие звукового сигнала является обязательным согласно ПДД.
— Световое оборудование. В данном случае может подразумеваться наличие передней фары, заднего фонаря, а в некоторых случаях — того и другого сразу; конкретную комплектацию стоит уточнять отдельно. Как бы то ни было, подобное оборудование незаменимо для езды в темное время суток: оно делает велосипедиста заметным для других участников движения, а фара еще и освещает дорогу. Во многих странах правила дорожного движения прямо запрещают езду в темное время суток без световых приборов.
— Держатель бутылки. Специальное крепление для бутылки с водой, как правило, установленное на раме. Возить с собой запас воды на таком креплении удобнее, чем держать бутылку в рюкзаке, сумке, на багажнике и т. п. Некоторые модели велосипедов с данной функцией сразу комплектуются еще и бутылкой, для других ее нужно приобретать отдельно.
— Насос. Наличие насоса в комплекте поставки избавляет от необходимости покупать его отдельно; к тому же «родной» насос изначально подходит под имеющиеся крепления, тогда как со сторонним могут возникнуть проблемы. Отметим, что чаще всего в комплекте поставляются сравнительно простые и компактные ручные насосы; они не рассчитаны на большие объемы работ, однако вполне могут справиться с повседневными задачами вроде подкачки спущенного колеса.Модель сиденья
Модель седла, поставляемого в штатной комплектации велосипеда. О том, зачем нужно знать модель той или иной комплектующей велосипеда, подробнее см. п. «Модель кассеты».