Максимальная нагрузка
Максимальная нагрузка, допустимая для велосипеда — иными словами, наибольший вес, который он может нормально перенести в штатном режиме эксплуатации. Разумеется, при подсчете нагрузки учитывается вес как самого велосипедиста, так и дополнительного груза, который он везет с собой.
Допустимую нагрузку однозначно нельзя превышать: даже если велосипед не сломается сразу, нерасчетные нагрузки могут ослабить конструкцию, и авария может произойти в любой момент. Также отметим, что желательно иметь определенный запас по весу — хотя бы в 15 – 20 кг: это может пригодиться на случай перевозки тяжелых грузов и даст дополнительную гарантию в нештатных ситуациях (например, при попадании колесом в яму). Учитывая, что средний вес взрослого человека составляет порядка 70 – 80 кг, велосипеды с допустимой нагрузкой
до 100 кг можно отнести к «легковесам»,
от 100 до 120 кг — к средней категории,
более 120 кг — к «тяжеловозам».
Подседельная амортизация
Наличие в конструкции велосипеда отдельного амортизатора под седлом.
Подседельная амортизация значительно снижает вибрацию и удары, ощущаемые ездоком, что особенно важно при езде по неровной местности.
Диаметр колес
Номинальный диаметр колёс велосипеда. Как правило, в данном пункте фактически указывается размер велопокрышек, поставляемых в комплекте, если точнее — наружный диаметр покрышек.
Диаметр колёс традиционно обозначается в дюймах. Для велосипедов разных назначений и возрастных групп (см. пункты выше) есть определённые стандарты по размерам. Так, взрослые модели горного назначения оснащаются преимущественно
26" колёсами, «шоссейники» и городские — чуть большего диаметра (в основном
28"), а BMX в большинстве своём — значительно меньшего; детские и подростковые велосипеды имеют меньшие колёса, чем аналогичные взрослые.
При прочих равных более крупные покрышки лучше держат скорость и отрабатывают мелкие неровности на дороге; а сравнительно небольшие колёса получаются более «цепкими», они обеспечивают более высокий крутящий момент и лучшее сцепление с поверхностью. Этим и обусловлена описанная выше разница в размерах колёс между велосипедами разного назначения. Подобные нюансы будут полезны в том случае, если Вы выбираете машину из нескольких моделей с похожими характеристиками, но разными диаметрами колёс. Здесь стоит учесть особенности планируемого применения. К примеру, для городской и «дорожной» езды — по твёрдому покрытию без особых неровностей и перепадов высот — лучше выбрать колёса побольше, а для грунтовых дорог с подъёмами и спусками — поменьше.
...r>
Отметим также, что покрышки являются заменяемыми, причём многие велосипеды допускают установку шин «неродного» размера — например, 29" на модель с 28-дюймовыми колёсами. Также стоит учитывать, что колёса (покрышки) одного размера могут различаться по внутреннему (посадочному) диаметру. Эти нюансы подробно описаны в специальных источниках.Литые диски
Легкосплавные диски монолитной конструкции, отливаемые в специальных формах из алюминия, реже — из титана. Велосипеды на
литых дисках характеризуются усиленной сопротивляемостью ко встречным воздушным потокам, прочностью и долговечностью, эстетической привлекательностью. В то же время «литье» хуже противостоит боковым порывам ветра, отличается плохой ремонтопригодностью и весьма недешево обходится. В массовом сегменте литые диски встречаются преимущественно на борту городских и дорожных электровелосипедов, в более узких нишах монолитными колесами оснащаются специализированные гоночные модели байков.
Максимальный запас хода
Максимальный запас хода электровелосипеда (см. «Применение») — наибольшее расстояние, которое можно проехать на нем при использовании электродвигателя на одном заряде аккумулятора.
Как правило, в характеристиках указывается запас хода при наиболее экономном способе использования аккумулятора: в режиме помощи педалированию (см. «Режимы работы») и при сравнительно невысокой скорости. Соответственно, на практике этот параметр может оказаться ниже заявленного, особенно если ехать в режиме полноценной электротяги. Тем не менее, по запасу хода вполне можно оценивать и сравнивать между собой различные модели.
Отметим, что специально искать модель с запасом хода
более чем в 50 км имеет смысл в том случае, если планируются длительные поездки без подзарядки в пути. Для эпизодических «покатушек» можно обратит внимание на машины
c меньшей автономностью — они проще и дешевле.
Емкость аккумулятора
Емкость аккумулятора, которым оснащен электровелосипед (см. «Применение»), выраженная в ампер-часах.
От емкости аккумулятора напрямую зависит время работы на заряде и, соответственно, запас хода. Тем не менее, на практике навряд ли имеет смысл оценивать эти параметры по количеству ампер-часов. Во-первых, фактическая автономность будет зависеть не только от характеристик аккумулятора, но и от мощности двигателя (которая определяет энергопотребление машины). Во-вторых, реальное количество запасенной в батарее энергии зависит не только от емкости в ампер-часах, но и от номинального напряжения; более достоверной единицей в этом смысле являются ватт-часы, подробнее см. п. «Емкость аккумулятора» ниже. Так что при выборе лучше ориентироваться не столько на количество ампер-часов, сколько на прямо заявленный производителем запас хода.
Емкость аккумулятора
Емкость аккумулятора, которым оснащен электровелосипед (см. «Применение»), выраженная в ватт-часах.
Основной современной единицей емкости является ампер-час, однако такое обозначение является не совсем достоверным: фактическая емкость батареи определяется не только ампер-часами, но и рабочим напряжением. На практике это значит, что два аккумулятора с одним и тем же числом Ач и разным напряжением будут иметь разную фактическую емкость. Для того, чтобы учесть этот нюанс, было введено обозначение в ватт-часах: оно максимально достоверно, по емкости в Втч можно сравнивать аккумуляторы с любым номинальным напряжением. При этом Втч можно перевести в Ач и наоборот по специальной формуле, если известно напряжение батареи.
Подробнее о емкости в целом см. «Емкость аккумулятора» выше.
Мощность двигателя
Мощность двигателя, установленного в электровелосипеде (см. «Применение»). В моделях с полным приводом (см. ниже), оснащенных двумя двигателями, обычно приводится общая мощность.
В целом двигатель выбирается производителем с таким расчетом, чтобы обеспечить определенную максимальную скорость и режим работы. Так что при выборе стоит обращать прежде всего на эти характеристики, а мощность двигателя можно рассматривать больше как справочный параметр. Если же говорить о различиях в мощности, то более мощный мотор, с одной стороны, позволяет развивать более высокую скорость, быстрее разгоняться и преодолевать более крутые подъемы. Кроме того, высокая мощность по определению нужна для полноценной электротяги (см. «Режим работы»). С другой стороны, увеличение мощности заметно сказывается на цене, весе, а главное — энергопотреблении мотора; последнее, в свою очередь, требует применения емких батарей. Современные электровелосипеды можно условно разделить по данному показателю на две категории —
до 250 Вт включительно и
более 250 Вт.
Максимальная скорость
Максимальная скорость, которую способен развить электровелосипед (см. «Применение»).
Конкретный смысл данного параметра зависит от поддерживаемых режимов работы (см. ниже). Если машина имеет полноценный режим электротяги — в качестве максимальной приводится скорость на максимальных оборотах электродвигателя. Если же поддерживается только помощь в педалировании, то в данном пункте указывается скорость, которую гарантированно можно держать на нем в течение неограниченно долгого времени, не прикладывая излишних усилий; на отдельных участках можно ехать и быстрее, однако долго такой режим поддерживать не получится.
Большинство современных электровелосипедов имеют максимальную скорость
до 25 км/ч, однако встречаются и
более скоростные модели.