Диагональ
Размер матрицы монитора по диагонали, в дюймах.
Данный параметр является одним из самых важных для любого экрана — он определяет общий размер его рабочей области. В целом считается, что более крупные мониторы более комфортны: большой экран позволяет видеть обширный фрагмент текста, изображения и т.п. без необходимости прокручивать «картинку». С другой стороны, диагональ напрямую влияет на габариты, вес и стоимость монитора. Кроме того, стоит помнить, что экраны с одинаковой диагональю могут иметь разное соотношение сторон и разную специализацию: так, широкоформатные модели удобны для игр и просмотра фильмов, а для работы с документами предпочтительнее классические
решения 4:3 или 5:4.
Сейчас на рынке представлены мониторы разной диагонали, среди них наиболее популярны:
19–20",
22",
23 – 24",
25 – 26",
27 – 28",
29 – 30",
32",
34" и
больше.
Размер пикселя
Размер одной точки (пикселя) на экране монитора. Этот параметр связан с максимальным разрешением монитора и его размером по диагонали— чем выше разрешение, тем меньше размер пикселя (при неизменной диагонали) и наоборот, чем больше диагональ, тем больше размер одного пикселя (при неизменном разрешении). Чем меньше размер одного пикселя — тем более чёткое изображение будет выводить монитор, тем меньше будет заметна его зернистость, что особенно важно на больших мониторах. С другой стороны, малый размер пикселя создаёт дискомфорт при работе с мелкими деталями и текстом — в основном это касается мониторов с небольшой диагональю.
Статическая контрастность
Статическая контрастность, обеспечиваемая экраном монитора.
Этот показатель описывает разницу между самым ярким белым и самым тёмным чёрным цветом, которые способен выдать экран. При этом, в отличие от динамической контрастности (см. ниже), разница указывается при условии того, что яркость подсветки экрана остаётся неизменной. Иными словами, это контрастность, гарантированно достижимая в пределах одного кадра. Статическая контрастность неизбежно оказывается ниже динамической. Однако именно она описывает базовые возможности экрана.
Минимальным значением статической контрастности для терпимого качества изображения считается 250:1, однако даже самые скромные современные мониторы выдают порядка 400:1 (и значение
1000:1 не является высшим классом), а в высококлассных моделях этот показатель может достигать 2000:1 и даже больше.
Глубина цвета
Глубина цвета, поддерживаемая монитором.
Данный параметр характеризует количество оттенков, которое способен отобразить экран. И здесь стоит напомнить, что изображение в современных мониторах строится на основе 3 базовых цветов — красный, зеленый, синий (схема RGB). А число бит указывается не для всего экрана, а для каждого базового цвета. К примеру, 6 бит (минимальная глубина цвета для современных мониторов) означает, что экран способен выдать по 2^6, то есть по 64 оттенка красного, зеленого и синего цвета; общее число оттенков будет составлять 64*64*64 = 262 144 (0,26 млн). Глубина цвета в
8 бит (по 256 оттенков на каждый базовый цвет) дает уже общее количество в 16,7 млн цветов; а наиболее продвинутые современные мониторы поддерживают цветность в
10 бит, позволяющую работать более чем с миллиардом оттенков.
Отдельного упоминания стоят экраны с поддержкой технологии FRC; в наше время можно встретить модели с маркировкой «
6 бит + FRC» и «
8 бит + FRC». Эта технология была разработана для того, чтобы улучшить качество изображения в тех ситуациях, когда входящий видеосигнал имеет большую глубину цвета, чем экран — например, если на 8-битную матрицу подается 10-битное видео. Если такой экран поддерживает FRC — картинка на нем будет заметно качественнее, чем на обычном 8-битном мониторе (хотя и нескол
...ько хуже, чем на полноценном 10-битном — зато экраны «8 bit +FRC» обходятся заметно дешевле).
Высокая глубина цвета важна прежде всего для профессиональной работы с графикой и других задач, требующих высокой точности цветопередачи. С другой стороны, подобные возможности заметно влияют на стоимость монитора. К тому же стоит помнить, что качество цветопередачи зависит не только от глубины цвета, но и от других параметров — в частности, цветового охвата (см. ниже).Цветовой охват (NTSC)
Цветовой охват монитора по цветовой модели NTSC.
Любой цветовой охват указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности монитора, тем качественнее получается его цветопередача.
Конкретно же NTSC представляет собой одну из первых цветовых моделей, созданных еще в 1953 году с появлением цветного телевидения. Она не применяется при производстве современных мониторов, однако часто используется для их описания и сравнения. NTSC охватывает больший диапазон цветов, чем стандартно применяемая в компьютерной технике sRGB: к примеру, охват всего в 85 % по NTSC дает около 110 % по sRGB. Так что цветовой охват по данной модели обычно приводится в рекламных целях — как подтверждение высокого класса монитора; очень хорошим показателем в таких случаях считается
75 % и более.
Цветовой охват (sRGB)
Цветовой охват монитора по цветовой модели по sRGB.
Любой цветовой охват указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности монитора, тем качественнее получается его цветопередача.
В наше время sRGB фактически является стандартной цветовой моделью, принятой для компьютерной техники; именно ее используют при разработке и производстве большинства видеокарт. Для телевидения используется аналогичный по параметрам стандарт Rec. 709. По диапазону цветов эти модели идентичны, и процент охвата по ним получается одинаковым. В наиболее продвинутых мониторах он может
достигать и даже превышать 100 %; именно такие значения считаются необходимыми для высококлассных экранов, в т.ч. профессиональных.
Разъемы (дополнительно)
—
Вход mini-Jack (3.5 мм). Аудиовход со стандартным разъемом 3.5 мм mini-Jack. Как правило, имеет вид гнезда, в которое подключается штекер mini-jack от источника сигнала. Сам сигнал с такого входа может подаваться либо на встроенные динамики монитора, либо на аудиовыход (о том и другом см. ниже).
—
Выход mini-Jack (3.5 мм). Аналоговый аудиовыход, использующий стандартное гнездо 3.5 мм mini-Jack. Обычно является универсальным, может применяться как для подключения наушников, так и в качестве
линейного выхода для компьютерных колонок или другой активной акустики. Наличие аудиоразъема на мониторе удобно тем, что такой порт обычно находится ближе к пользователю, чем выходы аудиокарты, и подключить наушники или колонки прямо к монитору проще, чем тянуть провод до системного блока.
—
LAN. Стандартный разъём для проводного подключения к компьютерным сетям. Наличие такого входа в большинстве случаев превращает монитор в сетевое устройство: выводить на него изображение может любой пользователь сети с соответствующими правами доступа. Ещё один вариант применения LAN — прямое подключение к другому устройству. Например, таким способом можно подсоединить ноутбук с выходом LAN, не отключая монитор от ПК (с которым он может быть соединён, например, по интерфейсу DVI). А некоторые особо продвинутые модели имеют вшитые программные инстр
...ументы, позволяющие с помощью локальной сети просматривать содержимое устройств, подключенных к этой сети, и даже использовать некоторые веб-сервисы прямо с монитора, не применяя для этого компьютер как таковой.
— Коаксиальный (S/P-DIF). Электрическая разновидность интерфейса S/P-DIF: через один коаксиальный разъём RCA (тюльпан) в цифровом виде передаётся звук, в т.ч. многоканальный. Данный разъём встречается в основном среди крупноформатных плазменных и ЖК-панелей (см. «Тип»), где он играет роль выхода для подключения внешних аудиосистем — прежде всего домашних кинотеатров и других продвинутых комплектов многоканальной акустики.
— Линейный. Линейный интерфейс — это стандартный аудиоинтерфейс для передачи звукового сигнала в аналоговом формате. В целом наиболее популярный способ применения этого разъёма — вывод звука на активные колонки и/или внешний усилитель. Впрочем, в мониторах могут встречаться как выходы, так и входы этого типа. В этом смысле линейный интерфейс аналогичен описанному выше разъёму 3.5 мм; мало того, в некоторых моделях роль линейного разъёма играет именно mini-Jack.
— Оптический. Ещё одна разновидность разъёма S/P-DIF, помимо описанного выше коаксиального выхода. Применяется с той же целью — для вывода многоканального звука на внешнюю акустику — однако использует не электрический, а оптический (световодный) кабель, благодаря чему такое соединение абсолютно не подвержено электрическим помехам. С другой стороны, оптоволокно требует аккуратного обращения, т. к. может треснуть от перегибов или сильных нажатий. Также стоит отметить, что, в отличие от коаксиального, оптический выход встречается и в крупных, и в сравнительно небольших мониторах.
— COM-порт (RS-232). Универсальный цифровой интерфейс для передачи различных данных. В мониторах обычно играет вспомогательную роль: позволяет управлять настройками экрана с подключённого компьютера или другого устройства, а в моделях с сенсорными экранами может использоваться также для передачи данных от сенсора на компьютер. Распространён значительно меньше, чем USB, практически не применяется в ноутбуках, однако имеет преимущество в максимальной длине кабеля — 15 м против 5 м.
— Композитный AV-вход. Один из наиболее простых и распространенных аналоговых аудио/видео входов. Как и компонентный, использует три провода и в стандартном виде состоит из трёх разъёмов RCA; в некоторых мониторах оба интерфейса могут даже реализовываться через один комплект разъёмов, переключаемый в «компонентный» или «композитный» режимы в настройках. Особенность данного стандарта заключается в том, что он позволяет передавать и картинку, и звук: под аналоговый видеосигнал задействован один из проводов, а два оставшихся отвечают за левый и правый каналы стерео. Правда, композитный интерфейс считается устаревшим: из-за передачи видео по одному кабелю качество и помехозащищённость картинки получаются невысокими, а об HD-разрешениях речи вообще не идёт. С другой стороны, такие выходы всё ещё довольно популярны в видеотехнике — причём как современной, так и откровенно устаревшей (вроде VHS-видеомагнитофонов). А возможность подключить сразу и видео, и звук бывает очень удобной. Впрочем, если монитор не имеет ни аудиовыходов, ни встроенных колонок, в нём обычно предусматривается урезанный вариант данного разъёма — «композитное видео», с одним гнездом RCA.Потребляемая мощность
Номинальная потребляемая мощность монитора. Как правило, в данном пункте указывается максимальная мощность, которую устройство может потреблять при нормальной работе — то есть потребление энергии на максимальной яркости, наибольшей громкости встроенной акустики и т.п. Фактическое энергопотребление может быть заметно ниже, однако при выборе всё равно лучше всего ориентироваться на значение, заявленное в характеристиках.
В целом чем ниже потребляемая мощность — тем более экономично устройство в плане потребления электроэнергии (при прочих равных). Кроме того, данная характеристика может пригодиться при подборе источника бесперебойного питания для ПК и в других специфических ситуациях, когда требуется точно определить энергопотребление оборудования.