Технология, по которой изготовлена матрица монитора.
—
TN+film. Самая старая и распространённая технология изготовления матриц. Оригинальные мониторы TN (Twisted Nematic) отличаются малым временем отклика и небольшой стоимостью, но качество изображения — на среднем уровне. Так, качество цветопередачи невысоко, а идеальный чёрный цвет вообще невозможно воспроизвести. Кроме того, оригинальная технология
TN обеспечивает относительно небольшие углы обзора. Для исправления этой ситуации на поверхность матрицы наносится особая плёнка. Эти матрицы и получили наименование «TN+film». Мониторы с такой матрицей широко распространены и недороги. Они хорошо подойдут для нетребовательных пользователей как дома, так и в офисе, а быстрое время отклика оценят геймеры.
—
*VA (Vertical Aligment, варианты: MVA, PVA, Super MVA, Super PVA). Своеобразный переходной вариант между дорогой и качественной
IPS и бюджетной TN. Обеспечивают достаточно качественную цветопередачу, в т.ч. чёрного цвета, углы обзора могут достигать 178°. Главным недостатком VA-матриц является значительное время отклика (особенно у
MVA-мониторов), за счёт чего такие мониторы относительно слабо подходят для просмотра видео и динамичных игр. Этот недостаток постепенно устраняется, и последние модели VA-мониторов приближаются по времени отклика к TN+
...film.
— IPS. Изначально технология IPS была создана для высококлассных мониторов (в частности, «дизайнерских»), ключевыми параметрами для которых было качество цветопередачи и обширный цветовой охват. При всех этих достоинствах оригинальные IPS-матрицы имели и ряд серьёзных недостатков — прежде всего низкую скорость отклика и внушительную стоимость. В свете этого было разработано множество модификаций технологии IPS, призванных в той или иной степени компенсировать эти недостатки.
— OLED . Мониторы с экранами, использующими органические светодиоды — OLED. Такие светодиоды могут применяться как для подсветки традиционной матрицы, так и в качестве элементов, из которых строится экран. В первом случае преимуществами OLED перед традиционной LED-подсветкой являются компактность, чрезвычайно невысокое энергопотребление, равномерность подсветки, а также отличные показатели яркости и контрастности. А в матрицах, целиком состоящих из OLED, эти достоинства выражены еще ярче. Главные недостатки OLED-мониторов — высокая цена (которая, впрочем, постоянно снижается по мере развития и совершенствования технологии), а также подверженность органических пикселей выгоранию при длительной трансляции статичных изображений или картинки со статичными элементами (панель инструментов, часы и т.п.).
— QLED. Мониторы, построенные с использованием технологии квантовых точек (QLED). Данная технология может применяться в матрицах разного типа. Она предполагает замену набора из нескольких цветовых фильтров, применяемых в классических матрицах, на особое тонкопленочное покрытие на основе наночастиц, а традиционных белых светодиодов — на синие. Это позволяет добиться более высокой яркости, насыщенности цветов и качества цветопередачи одновременно с уменьшением толщины и снижением энергопотребления. Кроме того, QLED хорошо подходит для создания изогнутых экранов. Обратная сторона этих преимуществ — высокая цена.
— QD-OLED. Своеобразный гибридный вариант матриц, сочетающих в одном флаконе «квантовые точки» (Quantum Dot) и органические светодиоды (OLED). Технология взяла лучшее у QLED и OLED: в ее основу легли синие светодиоды, самосветящиеся пиксели (вместо внешней подсветки) и «квантовые точки», которые отыгрывают роль цветных светофильтров, но в то же время практически не ослабляют свет (в отличие от традиционных светофильтров). Благодаря использованию ряда продвинутых решений создателям удалось добиться весьма впечатляющих характеристик, заметно превосходящих многие другие OLED-матрицы. Среди них — высокая пиковая яркость от 1000 нит (кд/м²), отличные показатели контрастности и глубины черного, а также расширенный цветовой охват (свыше 120 % гаммы DCI P3). Встречаются такие матрицы преимущественно в недешевых продвинутых мониторах с большой диагональю экрана.
— AHVA. Тип матрицы, созданный AU Optronics (совместное предприятие Acer и BenQ) как решение, аналогичное современным IPS. Среди ключевых преимуществ данного варианта перед аналогами называется практически полное отсутствие цветовых искажений на всех углах обзора.
— PLS (Plane to Line Switching). Данный тип матрицы разработан инженерами компании Samsung. В основе лежит привычная технология IPS. По некоторым параметрам, а именно: яркость и контрастность PLS превосходит IPS на 10%. Главной же целью создания нового типа экранов, было уменьшение стоимости матрицы, по заявлению разработчика себестоимость производства удалось снизить на 15%, что позитивно скажется на конечной цене мониторов в сравнении с IPS аналогами.
— IGZO. Технология, представленная Sharp в 2012 году. Ключевым отличием IGZO от классических ЖК-матриц является то, что для активного слоя (отвечающего за создание изображения) в нём используется не аморфный кремний, а полупроводниковый материал на основе оксида индия, галлия и цинка. За счёт этого можно создавать экраны с чрезвычайно малым временем отклика и высокой плотностью пикселей, и данная технология считается хорошо подходящей для экранов сверхвысокого разрешения. При всём этом характеристики цветопередачи позволяют использовать IGZO-мониторы даже в профессиональной сфере, а энергопотребление получается весьма низким. Главный недостаток данного варианта — высокая стоимость.
— UV2A. Технология ЖК-дисплеев, разработанная компанией Sharp и представленная в 2009 году. Одной из ключевых особенностей UV2A матриц является то, что они построены на жидких кристаллах, чувствительных к ультрафиолетовому свету. И именно УФ-излучение используется в качестве управляющего сигнала — оно обеспечивает поворот кристаллов в нужном направлении для формирования изображения. Технические особенности таких систем таковы, что положение отдельных кристаллов можно регулировать с чрезвычайно высокой точностью — до нескольких пикометров (при размерах самих кристаллов около 2 нм). По заявлению производителя, это даёт два ключевых преимущества: отсутствие «утечки» задней подсветки и улучшенное светопропускание при «открытых» кристаллах. Первое позволяет добиваться очень глубокого и насыщенного чёрного цвета, второе — обеспечивает отличную яркость при невысоком энергопотреблении, а в паре эти две особенности дают возможность создавать экраны с очень высоким показателем статической контрастности — до 5000:1. В то же время отметим, что фактические характеристики контрастности в UV2A-мониторах могут быть заметно скромнее — всё зависит от особенностей конкретной матрицы и характеристик, которые производитель смог или посчитал нужным обеспечить.
— Mini LED IPS. Вариация на тему привычной IPS-матрицы, которую озаряет массив уменьшённых в размере светодиодов. Малый калибр отдельно взятых источников света (порядка 100-200 микрон) позволяет сформировать гораздо большее количество зон контролируемого локального затемнения экрана. В сумме это обеспечивает улучшенные показатели яркости, контрастности, насыщенности цвета и глубины чёрного, а также поднимает планку реализации технологии расширенного динамического диапазона изображения (HDR).
— Mini LED VA. Разновидность VA-матриц с системой подсветки Mini LED. Она состоит из множества махоньких светодиодов, которые за счёт своего количества формируют в разы больше локальных зон затемнения экрана, нежели у стандартных полотен. Как результат, VA-панели с подсветкой Mini LED могут похвастаться улучшенной цветопередачей, впечатляющей глубиной чёрного и многократным повышением эффективности работы с HDR-контентом.
— Mini LED QLED. За плоскостью QLED-панели в мониторах с системой подсветки Mini LED расположены тысячи миниатюрных светодиодов размером не больше 200 микрон, которые разделяют экран на великое множество зон с контролируемым локальным затемнением. Яркость для них регулируется отдельно, что даёт возможность полноценного отображения HDR-контента с ярким светом и глубочайшим уровнем чёрного.—
VGA. Разъём, разработанный для передачи аналогового видеосигнала ещё в эпоху ЭЛТ-мониторов (специально под них). На сегодняшний день считается устаревшим и постепенно выходит из употребления — в частности, из-за слабой пропускной способности, не позволяющей полноценно работать с HD-контентом, а также двойного преобразования сигнала при использовании VGA в ЖК-мониторах (что может стать потенциальным источником помех).
—
DVI. Разъём для передачи видеосигнала, разработанный специально под ЖК-устройства, включая мониторы. Хотя изначально аббревиатура DVI расшифровывается как «цифровой видеоинтерфейс», данный интерфейс допускает также аналоговую передачу данных. Собственно, существует три основных разновидности DVI: аналоговый, комбинированный и цифровой. Первая разновидность в современной компьютерной технике почти вышла из употребления (эту функцию фактические выполняет разъём VGA), а чисто цифровой разъём —
DVI-D — в нашем каталоге указывается отдельно (см. ниже). Поэтому, если в характеристиках монитора указан «просто DVI» — скорее всего, речь идёт о комбинированном разъёме DVI-I. По характеристикам аналогового видеосигнала он аналогичен описанному выше VGA (и даже совместим с ним через простейший переходник), по цифровым возможностям — DVI-D (одноканальному, не Dual Link). Впрочем, в связи с распространением чисто цифровых стандартов DVI-I встречается всё реже.
<
...br>
— DVI-D. Разновидность описанного выше интерфейса DVI, поддерживающая исключительно цифровой формат видеосигнала. Стандартный (Single Link) интерфейс DVI-D позволяет передавать видео в разрешении до 1920х1080 при частоте кадров 75 Гц или 1920х1200 при частоте кадров 60 Гц, чего уже достаточно для работы с современными разрешениями до Full HD включительно. Помимо этого, встречается двухканальная (Dual Link) разновидность данного разъёма, имеющая увеличенную пропускную способность и позволяющая работать с разрешениями до 2560х1600 (на 60 Гц; либо 2048х1536 на 75 Гц). Соответственно, конкретный тип DVI-D зависит от разрешения монитора. При этом одноканальный экран можно подключить к двухканальной видеокарте, но не наоборот. Также отметим, что с разъёмами ситуация схожа: порты Single Link и Dual Link несколько различаются по конструкции, и одноканальный кабель совместим с двухканальным входом/выходом, но, опять же, не наоборот.
— DisplayPort. Интерфейс, изначально созданный для передачи видео (впрочем, может применяться и для аудиосигнала — в этом DisplayPort аналогичен HDMI). Встречается во многих современных моделях мониторов. Отметим, что мониторы со входами DisplayPort совместимы также с выходами Thunderbolt (через переходник).
Конкретные возможности данного разъема зависят от его версии. В современных мониторах встречаются такие варианты:
- v.1.2. Наиболее ранняя из общераспространенных в наше время версий, выпущенная в 2010 году. Именно в ней впервые были представлены такие возможности, как поддержка 3D и возможность последовательного (daisy chain) подключения нескольких экранов. Версия 1.2 позволяет передавать 5К-видео на частоте кадров 30 к/с, работа с более высокими разрешениями (до 8К) также возможна, но уже с определенными ограничениями.
- v.1.3. Версия DisplayPort, выпущенная в 2014 году. Имеет в полтора раза большую пропускную способность, чем v.1.2, и позволяет передавать видео 8К на 30 к/с, 5К — на 60 к/с и 4К — на 120 к/с. Кроме того, в данной версии появилась функция Dual-mode, позволяющая подключаться к выходам HDMI и DVI через простейшие пассивные переходники.
- v 1.4. В этой версии максимальная частота кадров при работе с одним экраном увеличилась до 120 к/с для стандарта 8K и до 240 к/с — для стандартов 4K и 5K (при этом данные предполагается передавать со сжатием по технологии DSC — Display Stream Compression). Из прочих особенностей можно упомянуть совместимость с HDR10 и возможность одновременной передачи до 32 каналов звука.
- v 2.1. Версия образца 2022 года, использующая ту же спецификацию физического уровня, что и USB4. Пропускную способность интерфейса нарастили вдвое сравнительно с v 1.4 (до 80 Гбит/с, из которых для передачи данных доступно 77.37 Гбит/с). При этом реализована поддержка подключения дисплеев с разрешением вплоть до 16К при 60 к/с, 8К при 120 к/с, 4К при 240 Гц и 2К при 480 Гц (без дополнительного использования технологии DSC — Display Stream Compression). Длина кабелей DP40 (с пропускной способностью 40 Гбит/с) теперь может превышать два метра, а DP80 (80 Гбит/с) — более одного метра.
— Mini Display Port. Уменьшенная версия описанного выше DisplayPort, применяемая преимущественно в ноутбуках; особенно популярна в лэптопах от Apple. В последнее время наметилась тенденция к замене Mini Display Port на универсальный интерфейс Thunderbolt; однако этот интерфейс работает через тот же разъём и предоставляет те же возможности.
Иными словами, мониторы могут подключаться к Thunderbolt (версий 1 и 2) через штатный кабель miniDisplayPort, без использования адаптеров (для v3 переходник всё же понадобится).
— HDMI. Интерфейс HDMI изначально создан для передачи видео высокого разрешения и многоканального звука в цифровом виде по одному кабелю. Это наиболее популярный из современных интерфейсов подобного назначения, выходы HDMI являются практически обязательными как для компьютерных видеокарт, так и для медиацентров, DVD/Blu-ray проигрывателей и прочей подобной техники.
Наличие в мониторе нескольких выходов данного типа позволяет держать его подключённым одновременно к нескольким источникам сигнала — например, компьютеру и спутниковому ТВ-тюнеру. Таким образом можно переключаться между источниками через программные настройки, не возясь с переподключением кабелей, а также использовать функцию PBP.
При этом сам порт имеет различные версии, а наиболее распространенные в наше время таковы:
- — v.1.4. Самая ранняя версия из активно применяемых в наше время; появилась в 2009 году. Поддерживает разрешения до 4096х2160 при 24 к/с, а в стандарте Full HD (1920х1080) частота кадров может достигать 120 к/с; возможна также передача 3D-видео.
-
— v.2.0. Версия, представленная в 2013 году как масштабное обновление стандарта HDMI. Поддерживает 4K видео с частотой кадров до 60 к/с (благодаря чему также известна как HDMI UHD), а также до 32 каналов звука и до 4 аудиопотоков одновременно. Также в этой версии появилась поддержка сверхширокого формата 21:9.
-
— v.2.1. Довольно значительное, по сравнению с версией 2.0, обновление, представленное в конце 2017 года. Дальнейшее повышение пропускной способности позволило предусмотреть в поддержку разрешений до 8К на 120 к/с включительно. Также были внесены улучшения, касающиеся работы с HDR. Отметим, что для использования всех возможностей HDMI v 2.1 нужны кабели типа HDMI Ultra High Speed, хотя базовые функции доступны и с обычными кабелями.
— USB C (DisplayPort AltMode). Ещё одна разновидность USB-интерфейса, используемого для работы с видеосигналом. Имеет небольшие размеры (не намного больше microUSB) и двустороннюю конструкцию, позволяющую подключать штекер любой стороной — это делает Type C более удобным, чем предыдущие стандарты. При этом отметим, что подобный монитор может быть изначально рассчитан на подключение к выходу USB C (по крайней мере, именно такой кабель-переходник может поставляться в комплекте), этот момент не помешает уточнить отдельно.
— Интерфейс Thunderbolt. Thunderbolt является протоколом передачи данных (применяется в устройствах Apple), пропускная способность в котором достигает 40 Гбит/с. Сам же разъем как и скорость зависит от версии: Thunderbolt v1 и v2 использует miniDisplayPort (см. выше), мониторы с входами Thunderbolt не обязательно совместимы с оригинальными выходами miniDisplayPort — эту совместимость не помешает уточнить отдельно. А Thunderbolt v3 основан на разъеме USB C (см. выше).