Количество каналов
Количество звуковых каналов, которое может обрабатывать усилитель. Наименьшее количество —
1 канал (т.н. моноблоки); в случае автомобильных усилителей подобные модели используются преимущественно для подключения сабвуферов. При этом считается, что использовать моноблок полностью оправдано только на низкоомных нагрузках (до 4 Ом), для более высоких сопротивлений можно рассмотреть вариант подключения по мостовой схеме к многоканальному усилителю (если конструкция такового позволяет; см. «Мостовое подключение).
Многоканальные модели обычно имеют чётное число каналов —
два или
четыре (до 8, однако такие варианты являются скорее исключением). Однако встречаются устройства и с нечётным количеством — чаще всего это означает, что один из каналов предназначен для подключения сабвуфера.
Ном. мощность канала (при 1 Ом)
Номинальная мощность, выдаваемая усилителем на один канал при подключении к нему нагрузки (динамиков) номинальным сопротивлением 1 Ом (подробнее см. «Максимальное сопротивление»). Под номинальной мощностью добросовестные производители чаще всего подразумевают т.н. RMS (Rated Maximum Sinusoidal) — наибольшую выходную мощность, при которой усилитель способен гарантированно проработать в течение часа без повреждений; она значительно меньше максимальной (подробнее о ней см. ниже).
В целом чем выше номинальная мощность — тем выше и громкость звука, которую может выдать усилитель (при прочих равных, включая характеристики подключённой акустики). Также этот показатель определяет совместимость с автоакустикой: динамики, подключённые к каждому из каналов, в идеале должны иметь такую же номинальную мощность (на практике допускается отклонение в пределах 10-15%).
Ном. мощность канала (при 2 Ом)
Номинальная мощность, выдаваемая усилителем на один канал при подключении к нему нагрузки (динамиков) номинальным сопротивлением 2 Ом. Подробнее см. «Ном. мощность канала (при 1 Ом)».
Ном. мощность канала (при 4 Ом)
Номинальная мощность, выдаваемая усилителем на один канал при подключении к нему нагрузки (динамиков) номинальным сопротивлением 4 Ом. Подробнее см. «Ном. мощность канала (при 1 Ом)».
Мостовое подключение
Номинальная мощность, выдаваемая усилителем на нагрузку, подключённую по мостовой схеме. Подробнее о номинальной мощности см. «Ном. мощность канала (при 1 Ом)».
При мостовом подключении динамик подсоединяется не к одному каналу, а одновременно к двум — используется «плюсовой» разъём одного канала и «минусовой» другого. Если в усилителе предусмотрен подобный формат работы, то такая пара каналов работает в противофазе, за счёт чего мощность суммируется. Это позволяет подключать к усилителю динамики, мощность которых в два раза превышает номинальную мощность устройства: например, при 150 Вт на канал мостовым способом можно подключить акустику на 300 Вт. Если каналов 4 и более, появляется возможность использования нескольких динамиков по схеме «мост». Это обычно прямо указывается в характеристиках — например, запись «2х300 Вт» в пункте «Мостовое подключение» означает возможность работы с двумя динамиками, каждый на 300 Вт.
Требования по сопротивлению нагрузки при подключении мостовым способом такие же, как и при обычном; подробнее см. «Максимальное сопротивление».
Регулировка сопротивления
Возможность изменять характеристики выходного сигнала усилителя с таким расчётом, чтобы подстраивать их под динамики с разным номинальным сопротивлением. Сопротивление (импеданс) является одной из важнейших характеристик, определяющих совместимость акустики и усилителя; подробнее о нём см. «Максимальное сопротивление». Здесь же отметим, что подобная подстройка значительно расширяет возможности по выбору акустических систем, поскольку снимает жёсткие требования по импедансу (хотя не обязательно даёт полную свободу; подробнее см. там же). Однако номинальная мощность выходного сигнала при разных сопротивлениях будет различаться; обычно это прописывается в характеристиках в виде конкретных значений для каждого варианта, предусмотренного в конструкции.
Максимальная мощность
Наибольшая
мощность выходного сигнала, обеспечиваемого усилителем. Стоит отметить, что данный показатель не стандартизирован, и разные производители могут подразумевать под ним разные величины — например, наибольшую мощность кратковременных, в доли секунды, пиков (скачков мощности), наибольшую мощность, которую усилитель способен перенести в течении нескольких секунд, или даже мощность, при которой устройство выйдет из строя. Поэтому сравнивать разные модели между собой по максимальной мощности не имеет смысла. А вот при подборе акустики под усилитель (или наоборот) данный параметр может оказаться очень полезен: желательно, чтобы максимальная мощность динамика была выше, чем у усилителя, как минимум в два раза. Это снизит риск того, что скачок мощности повредит акустику.
Частотный диапазон
Диапазон частот звука, который способен обрабатывать усилитель. Стандартным диапазоном слышимости человеческого уха считается 16 – 20000 Гц, однако у некоторых людей эти пределы могут быть значительно шире. Кроме того, низкочастотные колебания, уже неслышимые ухом, но предельно близкие к нижнему порогу слышимости, при большой мощности звука воспринимаются всей поверхностью тела, что создаёт впечатление максимально насыщенного звука (хотя с этим нужно соблюдать осторожность, т.к. инфразвук может плохо влиять на самочувствие).
В целом чем шире частотный диапазон усилителя — тем богаче звучание, которое он может обеспечить. Однако это не является однозначной гарантией высокого качества звука — многое зависит также от амплитудно-частотной характеристики, соотношения сигнал/шум (см. ниже) и других особенностей конкретного устройства. Да и подключённые динамики должны также соответствовать этому диапазону — иначе сигнал будет «обрезан».
Также отметим, что у многих моноблоков (см. «Количество каналов») верхняя граница диапазона проходит на уровне всего в несколько сотен Гц — эти модели предназначены для использования с сабвуферами, и высокие частоты для них были бы ненужным излишеством.
Соотношение сигнал/шум
Один из основных параметров, определяющих качество звучания усилителя в целом: он описывает соотношение полезного сигнала (проще говоря, «чистого» звука) и различных посторонних шумов. При этом учитываются практически все шумы — как обусловленные внешними причинами (например, электрическими «наводками»), так и создаваемые самим устройством (например, за счёт нагрева при работе). Соответственно, чем выше соотношение сигнал/шум — тем меньше слышимость различных помех и тем чище получается звук (разумеется, при нормальных параметрах работы). Средним показателем для автоакустики считается 95-100 дБ, однако в продвинутых моделях это значение
может быть ощутимо выше.
В то же время этот параметр не является критичным для моноблоков, рассчитанных на сабвуферы — большинство помех являются высокочастотными и на низкочастотном динамике будут просто не слышны. Качество звука в этом случае сильно зависит от характеристик динамика (намного больше, чем в многоканальных моделях), и с «бесшумностью» усилителя связано слабо.