Класс
—
A. Усилители с аналоговой обработкой сигнала. Устройство их электронных схем таково, что ток через усилительный каскад не прерывается в процессе работы (в отличие от класса B). За счёт этого сигнал на выходе максимально точно повторяет сигнал на входе, и даже на малых мощностях уровень искажений минимален. Это позволяет применять подобные усилители даже в Hi-Fi системах. С другой стороны, устройства класса А потребляют полную мощность постоянно, независимо от того, выдают ли они сигнал или нет, при этом их энергопотребление весьма значительно, а КПД (соответственно, и выходная мощность) довольно низки. Кроме того, данный класс отличается значительным тепловыделением — особенно на «холостом ходу», когда потребляемая мощность перерабатывается преимущественно в тепло.
—
A/B. Этот класс усилителей относится к аналоговым устройствам. Если не вдаваться в технические подробности, можно сказать, что он сочетает принципы работы классов А (высокое качество звука при низком КПД) и B (хорошая энергоэффективность, однако относительно невысокое качество звучания). Как следствие — устройства класса A/B имеют более высокий КПД и меньшее тепловыделение, чем «чистый» класс А, и, хотя несколько проигрывают ему в качестве звучания, но значительно превосходят по этому показателю «чистый» класс B. Среди таких усилителей также встречаются модели уровня Hi-Fi.
—
D. Усилители, использующие цифровую обработку сигнала. Главным их достоинством является высокий КПД, что обеспечивает хорошую мощность на выходе (значительно выше, чем у A/B-класса). Кроме того, размеры таких устройств весьма компактны. В то же время качество звука на выходе несколько ниже, он больше подвержен искажениям, а при одинаковом качестве звука и прочих равных модель класса D будет стоит ощутимо выше, чем A/B. К этой схеме относятся многие одноканальные (см. «Количество каналов») усилители, предназначенные для сабвуферов — именно в этом случае мощность значительно важнее чистоты сигнала.
—
B/D. Несмотря на название, намекающее на гибридную схему работы, данные усилители являются не гибридом классов B и D, а цифровыми устройствами, имеющими некоторые конструктивные отличия от традиционных моделей класса D (см. выше). По заявлению некоторых производителей, эти отличия позволяют обеспечить более высокий КПД, чем у аналоговых классов (см. выше), при меньшем уровне искажений, чем в «обычном» классе D. Однако и обходятся подобные устройства довольно дорого.
—
G. Разновидность аналоговых усилителей, предназначенная для увеличения КПД подобных устройств и, соответственно, обеспечения высокой мощности. Конструкция моделей класса G основана на том, что усилитель очень редко используется на полную мощность. Для оптимизации работы в таких моделях используется два варианта напряжения для питания выходного каскада, переключаемые в зависимости от уровня (проще говоря — громкости) сигнала на входе. При невысокой громкости используется низковольтный, а для обеспечения высокой мощности устройство переводится на высоковольтный. Это не только значительно повышает КПД, но и обеспечивает хорошее качество звука, однако сами усилители сложны по конструкции и дороги.
Максимальная мощность
Наибольшая
мощность выходного сигнала, обеспечиваемого усилителем. Стоит отметить, что данный показатель не стандартизирован, и разные производители могут подразумевать под ним разные величины — например, наибольшую мощность кратковременных, в доли секунды, пиков (скачков мощности), наибольшую мощность, которую усилитель способен перенести в течении нескольких секунд, или даже мощность, при которой устройство выйдет из строя. Поэтому сравнивать разные модели между собой по максимальной мощности не имеет смысла. А вот при подборе акустики под усилитель (или наоборот) данный параметр может оказаться очень полезен: желательно, чтобы максимальная мощность динамика была выше, чем у усилителя, как минимум в два раза. Это снизит риск того, что скачок мощности повредит акустику.
Максимальное сопротивление
Наибольшее номинальное сопротивление нагрузки (динамика), с которым способен работать усилитель.
Номинальное сопротивление (в акустике также используется термин «импеданс») является одной из самых важных характеристик для нормальной совместимости акустики и усилителя: по этой характеристике они должны совпадать. Если сопротивление акустики будет выше расчётного, громкость звучания будет очень невысокой даже при совпадении по всем остальным параметрам; если наоборот — звук будет искажён, а в худшем случае возможен даже выход динамика из строя.
По ряду причин для автомобильных усилителей традиционно указывается максимальное сопротивление нагрузки, то есть наибольшее, при котором устройство ещё способно обеспечить полноценную громкость звучания. Стандартными значениями в автоакустике являются 1, 2,
4 и
8 Ом. Если в конструкции усилителя не предусмотрено регулировки сопротивления (см. выше), то указанное максимальное сопротивление является ещё и единственным допустимым. Если же такая регулировка имеется, то усилитель будет способен обеспечить как минимум работу с «соседним» значением импеданса: например, при максимальном сопротивлении 4 Ом будут нормально поддерживаться и двухомные динамики. Конкретная же «степень свободы» в регулировках у разных моделей отличается, этот момент стоит уточнять по официальной документации.
Частотный диапазон
Диапазон частот звука, который способен обрабатывать усилитель. Стандартным диапазоном слышимости человеческого уха считается 16 – 20000 Гц, однако у некоторых людей эти пределы могут быть значительно шире. Кроме того, низкочастотные колебания, уже неслышимые ухом, но предельно близкие к нижнему порогу слышимости, при большой мощности звука воспринимаются всей поверхностью тела, что создаёт впечатление максимально насыщенного звука (хотя с этим нужно соблюдать осторожность, т.к. инфразвук может плохо влиять на самочувствие).
В целом чем шире частотный диапазон усилителя — тем богаче звучание, которое он может обеспечить. Однако это не является однозначной гарантией высокого качества звука — многое зависит также от амплитудно-частотной характеристики, соотношения сигнал/шум (см. ниже) и других особенностей конкретного устройства. Да и подключённые динамики должны также соответствовать этому диапазону — иначе сигнал будет «обрезан».
Также отметим, что у многих моноблоков (см. «Количество каналов») верхняя граница диапазона проходит на уровне всего в несколько сотен Гц — эти модели предназначены для использования с сабвуферами, и высокие частоты для них были бы ненужным излишеством.
Соотношение сигнал/шум
Один из основных параметров, определяющих качество звучания усилителя в целом: он описывает соотношение полезного сигнала (проще говоря, «чистого» звука) и различных посторонних шумов. При этом учитываются практически все шумы — как обусловленные внешними причинами (например, электрическими «наводками»), так и создаваемые самим устройством (например, за счёт нагрева при работе). Соответственно, чем выше соотношение сигнал/шум — тем меньше слышимость различных помех и тем чище получается звук (разумеется, при нормальных параметрах работы). Средним показателем для автоакустики считается 95-100 дБ, однако в продвинутых моделях это значение
может быть ощутимо выше.
В то же время этот параметр не является критичным для моноблоков, рассчитанных на сабвуферы — большинство помех являются высокочастотными и на низкочастотном динамике будут просто не слышны. Качество звука в этом случае сильно зависит от характеристик динамика (намного больше, чем в многоканальных моделях), и с «бесшумностью» усилителя связано слабо.