Возрастная группа, от
Минимальный возраст, с которого ребенку можно доверить самокат. Эти рекомендации являются довольно приблизительными, однако отступать от них крайне не рекомендуется: слишком «взрослый» самокат может оказаться неудобным, а то и опасным для малыша. А в случае электросамокатов (см. «Тип») стоит учесть, что в некоторых странах для управления такими аппаратами нужны права, получаемые с определенного возраста; так что при покупке подобной модели не помешает уточнить требования ПДД.
От возрастной группы напрямую зависит допустимая нагрузка; по этому критерию современные самокаты можно поделить на
детские (допустимая нагрузка до 50 кг),
подростковые (от 50 до 80 кг), и
взрослые (80 кг и более).
Хомут
—
2 болта. Хомут на 2 болта — подобные зажимы характерны для самокатов начального класса. Хомутом на 2 болта обычно соединяются элементы рулевого управления в городских самокатах. В качестве болтов чаще всего используется крепеж с резьбой М8. 2-болтовое соединение плохо приспособлено для сопротивления ослаблению затяжки крепежа.
—
3 болта. Хомут на 3 болта — такой зажим позволяет более-менее надежно зафиксировать элементы рулевого управления. Самокаты с хомутом на 3 болта обычно считаются трюковыми, но с принадлежностью к начальному классу. 3-болтовое крепление позволяет хомуту на определенное время предотвратить появление в соединении люфта.
—
4 болта. Хомут на 4 болта — эта категория зажимов характерна для хороших трюковых самокатов. Подобное соединения позволяет надежно зафиксировать элементы рулевого управления. Наличие 4 точек фиксации позволяет соединению хорошо сопротивляться ослаблению затяжки, а болты в таких хомутах слабо подвержены самооткручиванию.
—
5 болтов. Хомут на 5 болтов — качественное решение зажима, которое встречается в продвинутых трюковых самокатах. Наличие 5 точек фиксации позволяет надежно закрепить руль в требуемом положении. 5-болтовый хомут не позволит люфту появиться в соединении. Такие зажимы способны сохранять степень затяжки крепежа даже при высоких вибрационных нагрузках.
Диаметр переднего колеса
Диаметр переднего колеса (колес) самоката.
Данный параметр выбирается производителем в зависимости от типа, возрастной категории и общего назначения самоката. Если же сравнивать схожие модели с разным диаметром колес, то стоит учесть, что чем крупнее колеса — тем лучше они отрабатывают неровности дороги, тем выше получается проходимость. А небольшие колеса, в свою очередь, отлично подходят для ровного асфальта и динамичной езды, они легко разгоняются и позволяют совершать резкие повороты.
Жесткость колес
Жёсткость колёс, штатно поставляемых в самокате
Чем больше число, приведённое в данном параметре — тем более твёрдые материалы используются в конструкции колёс и тем они жёстче. Жёсткие колёса «охотнее» катятся по разным поверхностям, на них легче разгоняться, они позволяют точнее чувствовать поверхность под ногами и не так быстро стираются, как мягкие; с другой стороны, сцепление с дорогой у таких колёс хуже, они больше подвержены вибрациям и толчкам и требуют особой осторожности при прохождении поворотов. Поэтому колёса с высокой жёсткостью характерны в основном для профессиональных моделей, а начинающим роллерам рекомендуются мягкие варианты.
Отметим, что большинство самокатов допускает замену колёс; эта процедура является обязательной время от времени, так как колёса склонны стираться, однако при необходимости можно поменять и вполне пригодный для езды комплект — на более жёсткий, или наоборот, более мягкий
— 82A. Колеса жесткостью 82А являются оптимальными для городских прогулочных самокатов. Данный уровень жесткости обеспечивает колесам неплохую прочность, при этом колеса цепко контактируют с поверхностью наката. Такие самокаты слабо подходят для трюковой езды.
— 84A. Колеса жесткостью 84А считаются универсальными. Такие можно встретить как в прогулочных (городских) самокатах, так и в моделях для трюковой езды. Жесткость на уровне 84А придает колесам неплохой уровень прочности. Такие самокаты все еще способны «мягко» конт...актировать с поверхностью наката, но райдер уже будет чувствовать «жесткую отдачу» при наезде на кочки.
— 85A
Колеса жесткостью 85А больше относятся к трюковым самокатам. Этот уровень жесткости обеспечивает колесам неплохой уровень прочности, но из-за повышенной жесткости теряется мягкий контакт колес с поверхностью наката. Если в самокате отсутствует своя амортизация, жесткость колес будет отдачей бить в платформу и рулевую стойку при наезде на кочки.
— 86A. Колеса жесткостью 86А используются в самокатах для спортивной и трюковой езды. Жесткость на уровне 86А считается повышенной. Самокаты с такими колесами обычно рассчитываются на достаточно высокие нагрузки. Подобные колеса передают на самокат ударную отдачу и вибрацию. Самокаты без собственной амортизации делают езду на столь жестких колесах менее комфортной. Но вместе с тем повышаются прочностные характеристики колес, шасси становится более надежным и долговечным.
— 88A. Колеса жесткостью 88А встречаются в трюковых самокатах. Они отличаются повышенными прочностными характеристиками. Благодаря высокой жесткости колеса легко выдерживают езду по любым видам накатной поверхности. С другой стороны, езда на колесах 88А обеспечивает весьма сильную отдачу в платформу и рулевую колонку. Такие колеса рекомендуются для самокатов со встроенной системой амортизации.
Подшипник
Подшипники, которыми штатно укомплектован самокат. В данном пункте обычно указывают не модель/марку, а класс подшипников по стандарту ABEC. Стандартными вариантами для современных самокатов являются
ABEC 5,
ABEC 7 и
ABEC 9; чем больше цифра — чем выше качество и точность изготовления детали.
Бытует мнение, что более качественные подшипники позволяют лучше разгоняться и быстрее ехать. Отчасти это верно, однако разгон и скорость сильно зависят от ряда других моментов — размера и материала колес, веса самоката и т. п. Так что модели с подшипниками одного класса могут заметно различаться по скоростным характеристикам. А вот на что этот показатель влияет однозначно — так это на долговечность и цену: высокая точность сказывается на стоимости, зато и служат такие подшипники дольше, и нагрузки переносят лучше.
Также отметим, что для сравнительно несложного использования вполне хватает подшипников класса ABEC 5. Специально же искать модель с ABEC 7 или ABEC 9 имеет смысл лишь в том случае, если вам требуется самокат для продвинутых трюков или профессиональной скоростной езды. Впрочем, если в выбранной модели оказались высококлассные подшипники — хуже от них в любом случае не будет.
Задний тормоз
— Отсутствует. Заднее колесо не оснащается тормозом. В этом случае тормозная система может быть предусмотрена спереди. Впрочем, существуют самокаты, у которых тормоза нет как сзади, так и спереди. Преимущество самокатов без заднего тормоза заключается в том, что транспорт не будет заносить в сторону при активном торможении на поворотах. Самокаты без тормоза как спереди, так и сзади — это преимущественно простейшие детские модели, которые не разгоняются до опасной скорости. В этом случае торможение происходит либо за счет уменьшения наката, либо ногой о землю.
— Ободной. Ободные тормоза замедляют и останавливают самокат за счет прижима колодок к ободу колеса. Тормозная система ободного типа имеет среднюю эффективность. Обычно самокат останавливается мягко и плавно. Ободной тормоз чаще всего устанавливается именно на заднем колесе самоката. Мягкий тормоз предотвращает занос транспорта при торможении на поворотах. Тормоза ободного типа хороши тем, что имеют простую конструкцию. Этот вид тормозной системы прост в обслуживании. Слабым местом ободных тормозов является резкое снижение эффективности при попадании на обод влаги.
— Дисковый. Дисковый тормоз на заднем колесе обеспечивает быструю остановку самоката. Тормозная система этого типа предназначена больше для спортивных и трюковых самокатов, которые часто нуждаются в быстром замедлении высокой скорости. Но дисковый тормоз можно встретить и в прогулочных, а также городских бордах. Тормоза дискового типа...имеют фрикцион с коротким ходом. Благодаря небольшому расстоянию между колодками и диском фрикцион очень быстро входит в контакт с рабочей поверхностью тормозного диска. При этом фрикцион прижимается к диску с достаточно большой силой. Дисковый тормоз позволяет самокату останавливаться предельно эффективно. Но при использовании дискового тормоза на заднем колесе следует быть осторожным, так как при резком торможении, особенно на поворотах, самокат может заносить в бок.
— Барабанный. Тормоз барабанного типа имеет эффективность выше среднего. Барабанный тормоз делает заднее колесо массивным и тяжелым. По этой причине самокаты с барабанной тормозной системой редко используются в роли трюковых и спортивных, но встречаются и исключения. Тормозом барабанного типа часто оснащаются прогулочные и универсальные городские модели. Эта разновидность тормоза имеет закрытую конструкцию. Колодки находятся внутри колеса. Фрикционные накладки трутся о внутреннюю поверхность обода. Доступ к барабанному тормозу закрыт защитной крышкой. Благодаря закрытой конструкции внутрь тормозного барабана не попадает ни влага, ни прочие засоры, что делает работу тормоза более надежной и безотказной. Из недостатков можно отметить: увеличение габаритов и массы колеса, сложность технического обслуживания.
— Электрический. Электротормоз используется на электрических самокатах. Тормозная система этого типа делает остановку предельно мягкой, замедление скорости происходит при снижении оборотов электродвигателя. Заднее расположение электрического тормоза предполагает, что электромотор установлен на заднем колесе. Наличие электромотора делает колесо массивным, такие самокаты сложно использовать для трюковой или спортивной езды, хотя двигатель позволяет быстро набирать и долго удерживать скорость. Тормозная система электрического типа отличается высокой надежностью и долговечностью, она не требует технического обслуживания. Но при разрядке батарейного блока на самокате электротормоз не будет работать. Для таких случаев обычно предусматривается дополнительный механический (ручной или ножной) тормоз.
— Ножной. Простейшая разновидность тормозов прижимного типа, подразумевающая замедление и остановку самоката путём надавливания ногой на крыло заднего колеса. Отметим, что это наименее эффективная система торможения из существующих вариантов.
Функции и возможности
—
Складываемый. Возможность сложить самокат — обычно за счет «укладывания» руля в горизонтальное положение, на платформу; в некоторых моделях складными делаются также ручки на руле. Эта функция значительно упрощает хранение и транспортировку в нерабочее время. Правда, складные модели несколько дороже и чуть менее надежны, чем нескладные, однако во многих случаях эти моменты абсолютно не критичны.
—
Регулировка высоты руля. Возможность изменять высоту расположения руля, подстраивая ее под рост пользователя. Данная особенность будет особенно полезна, если самокат покупается для ребенка на несколько лет: дети быстро растут, и с каждым сезоном требуется все большая высота руля. Подробнее о настройке по росту см. «Максимальная высота».
—
Амортизация. Наличие у самоката системы амортизации — чаще всего на переднем колесе, однако встречаются модели и с полной амортизацией. В любом случае такая система делает езду более комфортной, сглаживает вибрации и сотрясения, однако снижает накатистость и точность управления. Поэтому, к примеру, спортивные самокаты и снегокаты (см. «Тип») в принципе не имеют данной функции, а в кикбордах она встречается крайне редко.
—
Подставка. Приспособление, позволяющее ставить самокат в вертикальном положении на любой подходящей поверхности, не используя дополнительных опор — таких как стен
...ы, скамейки, заборы и т.п. Обычно выполняется в виде складной пластины или фигурной рамки под платформой: в «походном» состоянии она поднята и не мешает движению, а если её опустить — самокат приобретает дополнительную точку опоры.
— Сиденье. Собственное сидение, позволяющее ехать на самокате сидя. Чаще всего данная функция встречается в кикбордах (см. «Тип») для самых маленьких детей, которые еще неспособны уверенно держать равновесие — сиденье в таких моделях служит еще и страховкой от падения. Помимо этого, сидением по определению оснащаются модели для дрифта.
— Корзина на руле. Установленная на руль корзина играет роль багажника — в ней можно перевозить различные предметы, к примеру, любимые игрушки или сменную одежду. Вместимость корзин обычно невелика, однако определённое удобство они могут обеспечить. Встречается эта функция преимущественно в моделях младшей возрастной группы.
— Держатель для бутылочки. Приспособление, которые предусматривает установку исключительно бутылочки для питья. Этому способствует цилиндрическая форма, в которой идеально разместится подобная емкость, при этом она не выпадет в процессе езды. Такое решение применимо не столько к детским самокатам, сколько к взрослым, когда самокат используется действительно не для развлечения, а для передвижения и жажда может настигнуть в любой момент.
— Светящиеся колеса/дека. Наличие у самоката подсветки колес и/или деки (платформы). Колеса с подсветкой обычно сделаны из прозрачного полимера, в который и вмонтированы светодиоды; дека же может подсвечиваться как по бокам, так и снизу. В любом случае данная функция не только обеспечивает оригинальный внешний вид, но и делает самокат более заметным, что положительно сказывается на безопасности — особенно в сумерках и темноте. Питание подсветки может осуществляться как от батареек, так и от встроенного генератора, вырабатывающего энергию при вращении колес.
— Фонарик/фара. Наличие в самокате фонарика или фары. Данная функция будет полезна прежде всего в сумерках и темноте: она обеспечивает подсветку дороги, а также делает самокат более заметным для других участников движения.
— Сигнал/звонок. Наличие в комплекте звонка или другого звукового сигнала (например, клаксона). Такое приспособление полезно для предупреждения окружающих о движении самоката, оно позволяет избежать неприятных происшествий.
— Пеги. Приспособления на колесах спортивных самокатов, позволяющие выполнять различные трюковые упражнения, а именно скользить по бордюрам, перилам и т.п. Представляет собой дополнительный упор, который устанавливается в колесную ось самоката и может использоваться не только как точка опоры для стопы, а и в качестве подпорки при езде по различным препятствиям (перила, пандусы и пр). Как правило, пегами оснащаются самокаты для трюковой/спортивной езды. При этом ими может комплектоваться как переднее, так и заднее колесо, а в некоторых случаях пег устанавливается и с правой, и с левой стороны колеса.
— Родительская ручка. Длинная ручка, устанавливаемая на некоторых кикбордах, чтобы взрослый человек мог с комфортом держаться за нее, стоя рядом. Таким образом, родитель может до определенной степени контролировать движение ребенка, останавливать его в нужный момент или наоборот, подталкивать, или даже везти малыша, как в коляске. Актуально такое решение для моделей с сиденьем и для детей еще не способных к самостоятельному передвижению на самокате.Максимальная высота
Максимальная высота, на которую можно установить регулируемый по высоте руль (либо же просто высота руля в рабочем положении, если регулировки по высоте не предусмотрено).
Высота руля должна быть такой, чтобы ездок мог ровно, не сгибая спину, стоять на платформе и держаться за ручки слегка согнутыми руками. При этом однозначной зависимости между этим показателем и ростом ездока нет, многое зависит от телосложения. Так что идеальный вариант — определить оптимальную высоту при помощи «примерки вживую», а затем выбирать самокат, исходя из полученного результата.
Вес
Общий вес самоката; для электрических моделей (см. «Тип») указывается полный рабочий вес, с установленными батареями.
Этот параметр имеет двоякое значение. Так, более легкие самокаты лучше разгоняются и маневрируют, а также требуют от пользователя меньших усилий. В свою очередь, более массивные модели дольше сохраняют скорость и получаются более устойчивыми на курсе. Кроме того, стоит учитывать, что меньший вес, при прочих равных, означает либо меньшую прочность, либо большую стоимость.
Самые легкие современные самокаты весят
менее 2 кг — это в основном сравнительно недорогие классические модели и кикборды (см. «Тип»). Спортивные моделий имеют уже вес
от 2,5 кг, а часто и больше. Наиболее массивными среди не-самоходных моделей являются велосамокаты —
от 5 кг; а электросамокаты неизбежно получаются тяжелыми из-за моторов и батарей, их масса может достигать
10 кг и даже более.