Тип
—
Самокат. Самокаты традиционной конструкции — платформа с рулем, установленная на колеса сравнительно небольшого диаметра. Иными словами, в данную категорию входят все модели, не относящиеся к более специфическим разновидностям.
—
Кикборд. Разновидность самокатов, имеющая два колеса спереди, а руль для поворота нужно не повернуть, а наклонить в соответствующую сторону. Благодаря трем точкам опоры кикборды более устойчивы, чем классические самокаты, и хорошо подходят для первоначального обучения езде; собственно, большинство подобных изделий и рассчитаны на младший возраст.
—
Трюковый самокат. Разновидность классических самокатов, предназначенная для спортивной трюковой езды. Главная отличительная черта подобных моделей — повышенная прочность: рама выполнена из металла, цельная ручка без регулировки и складывания. Также подобные самокаты могут оснащаться
пегами и другими элементами для трюковой программы. Правда, и стоят подобные модели соответственно.
—
Велосамокат. Самокаты, имеющие колеса велосипедного типа: крупные, со спицами и надувными шинами. Это значительно повышает проходимость и позволяет кататься даже по грунтовым тропинкам и другой неровной местности. Отметим, что не стоит путать подобные изделия с беспедальными велосипедами (беговелами): в данном случае речь идет
...именно о разновидности самокатов.
— Трайк. Также этот тип называют «тридер» («трайдер») или «самокат-лягушка». Главной отличительной особенностью «лягушек» является наличие двух отдельных платформ, под каждую ногу. Колёс, соответственно, три — одно спереди и по одному на задней части каждой платформы. Езда на таком самокате отличается от классической тем, что ноги могут постоянно стоять на платформах. Движение же вперёд в разных моделях осуществляется по-разному. Один из вариантов — самокаты, где нужно раскачиваться из стороны в сторону; соответственно, и ехать строго по прямой на них не получится — траектория движения будет волнообразной, вихляющей. Другая разновидность — т.н. «ножницы»: платформы способны сдвигаться и раздвигаться, подобно лезвиям ножниц, что и обеспечивает движение вперёд.
— Снегокат. Самокаты, изначально предназначенные для передвижения по снегу. По устройству они аналогичны обычным самокатам, однако вместо каждого из колёс устанавливается небольшая лыжа; кроме того, в конструкции используются морозостойкие материалы. При этом многие снегокаты допускают замену лыж на колёса (см. «Дополнительно») и могут применяться и в тёплое время года.
— Для дрифта. Самокаты, специально созданные для езды с активным использованием дрифтов — управляемых заносов. Внешне похожи не столько на самокаты, сколько на трехколесные велосипеды с электрическим приводом, имеют сидение и три колеса — переднее (рулевое) и два задних. Ноги ездока при движении находятся на подножках и не касаются земли, тягу обеспечивает электродвигатель на переднем колесе, а задние колеса обычно делаются поворотными (как в тележках из супермаркетов) и могут разворачиваться по ходу заноса. Такая конструкция позволяет легко и безопасно выполнять трюки с использованием дрифта. А самые продвинутые и скоростные модели, рассчитанные на профессионалов, имеют более традиционные задние колеса, без возможности поворота.Возрастная группа, от
Минимальный возраст, с которого ребенку можно доверить самокат. Эти рекомендации являются довольно приблизительными, однако отступать от них крайне не рекомендуется: слишком «взрослый» самокат может оказаться неудобным, а то и опасным для малыша. А в случае электросамокатов (см. «Тип») стоит учесть, что в некоторых странах для управления такими аппаратами нужны права, получаемые с определенного возраста; так что при покупке подобной модели не помешает уточнить требования ПДД.
От возрастной группы напрямую зависит допустимая нагрузка; по этому критерию современные самокаты можно поделить на
детские (допустимая нагрузка до 50 кг),
подростковые (от 50 до 80 кг), и
взрослые (80 кг и более).
Диаметр переднего колеса
Диаметр переднего колеса (колес) самоката.
Данный параметр выбирается производителем в зависимости от типа, возрастной категории и общего назначения самоката. Если же сравнивать схожие модели с разным диаметром колес, то стоит учесть, что чем крупнее колеса — тем лучше они отрабатывают неровности дороги, тем выше получается проходимость. А небольшие колеса, в свою очередь, отлично подходят для ровного асфальта и динамичной езды, они легко разгоняются и позволяют совершать резкие повороты.
Диаметр заднего(их) колеса
Диаметр заднего колеса (колёс) самоката. О значении этого параметра подробнее см. «Диаметр переднего колеса».
Колеса
—
Полиуретановые. Колеса со сплошной шиной из полиуретана. Этот материал обеспечивает хорошую амортизацию, качественное сцепление с дорогой и в то же время неплохую накатистость; он стоек к перепадам температур и повреждениям, долговечен, при этом стоит недорого. Благодаря этому полиуретановые колеса в наше время наиболее популярны, они могут устанавливаться даже в довольно продвинутые модели самокатов — в частности, спортивные (см. «Тип»).
—
Резиновые. В данном случае имеются в виду колеса со сплошной шиной из резины (надувные колеса вынесены в отдельный пункт подбора). По основным характеристикам резина схожа с описанным выше полиуретаном, а в некоторых моментах даже превосходит его. Так, подобные шины не шумят, хорошо сглаживают шероховатости асфальта, имеют отличное сцепление и обеспечивают высокую эффективность торможения. С другой стороны, данный материал менее долговечен и плохо переносит перепады температур, а потому и используется заметно реже.
—
Силиконовые.Колеса со сплошной шиной из силикона. Такие шины довольно мягкие; это, с одной стороны, ухудшает «накатистость» по сравнению с тем же полиуретаном, с другой — обеспечивает отличную амортизацию. В то же время силикон недолговечен и быстро изнашивается, особенно при высоких нагрузках; поэтому колеса из этого материала встречаются довольно редко и считаются подходящими в
...основном для детских самокатов.
— Пластиковые. Пластик отличается невысокой стоимостью, к тому же ему можно придать практически любой цвет. С другой стороны, твердые пластиковые колеса не обеспечивают амортизации, сильно шумят и в принципе не подходят для быстрой езды. Поэтому данный материал встречается исключительно в моделях для самых маленьких; при этом общее качество и надежность пластика сильно зависят от ценовой категории.
— Надувные. Наиболее продвинутая разновидность колес, встречающаяся в современных самокатах. Колеса этого типа имеют надувную шину (как в велосипедах), которая обеспечивает отличную амортизацию, плотное сцепление с дорогой и высокую проходимость. Недостатками надувных шин, помимо цены, можно назвать чувствительность к проколам и повышенную сложность в обслуживании: нужно следить за давлением и при необходимости подкачивать шину.Подшипник
Подшипники, которыми штатно укомплектован самокат. В данном пункте обычно указывают не модель/марку, а класс подшипников по стандарту ABEC. Стандартными вариантами для современных самокатов являются
ABEC 5,
ABEC 7 и
ABEC 9; чем больше цифра — чем выше качество и точность изготовления детали.
Бытует мнение, что более качественные подшипники позволяют лучше разгоняться и быстрее ехать. Отчасти это верно, однако разгон и скорость сильно зависят от ряда других моментов — размера и материала колес, веса самоката и т. п. Так что модели с подшипниками одного класса могут заметно различаться по скоростным характеристикам. А вот на что этот показатель влияет однозначно — так это на долговечность и цену: высокая точность сказывается на стоимости, зато и служат такие подшипники дольше, и нагрузки переносят лучше.
Также отметим, что для сравнительно несложного использования вполне хватает подшипников класса ABEC 5. Специально же искать модель с ABEC 7 или ABEC 9 имеет смысл лишь в том случае, если вам требуется самокат для продвинутых трюков или профессиональной скоростной езды. Впрочем, если в выбранной модели оказались высококлассные подшипники — хуже от них в любом случае не будет.
Передний тормоз
— Ободной. Ободной тормоз считается простейшей разновидностью тормозных систем. Такие тормоза обеспечивают плавное замедление и полную остановку самоката со средней скоростью. Тормозной путь обычно имеет среднюю или большую длину. Тормоз ободного типа представлен колодками, которые при помощи специального механизма прижимаются к ободу колеса. Сами колодки приводятся в движение рычагом, который выносится на руль, а тягой выступает гибкий трос. Среди преимуществ ободного тормоза можно выделить: невысокую цену, простую конструкцию. Из минусов: достаточно быстрый износ колодок и необходимость настройки тормозов по мере износа фрикционных накладок. Дополнительно при использовании самоката с ободным тормозом следует учитывать, что колодки становятся менее цепкими, если обод влажный. При дождливой, пасмурной и слякотной погоде на ободной тормоз полагаться нельзя.
— Дисковый. Тормоза дискового типа считаются более продвинутыми, чем ободная (колодочная) система. Дисковый тормоз позволяет самокату достаточно быстро останавливаться, а сама длина тормозного пути может быть как минимальной, так и средней. Такие тормоза представлены фрикционом, который воздействует на диск небольшого диаметра. Диск крепится на колесной оси. Фрикцион прижимается к тормозному диску с достаточно большой силой, что позволяет дисковым тормозам быть эффективными даже при попадании на фрикцион влаги. Управляется дисковый тормоз при помощи рычага, который выносится на руль. Преимуществами дискового то...рмоза для самоката считаются: надежность, долговечность и возможность быстрой остановки. Из недостатков выделим: высокую цену и необходимость настройки по мере износа фрикциона.
— Барабанный. Тормоза барабанного типа хорошо замедляют ход и обеспечивают достаточно быструю остановку. По уровню эффективности барабанный тормоз для самоката находится между ободной и дисковой тормозными системами. Барабанный тормоз использует колодки, которые располагаются внутри колесного диска. В данном случае фрикционные пластины воздействуют на внутреннюю часть обода. Тормоз с барабанным устройством имеет множество преимуществ: большая контактная поверхность фрикциона, защита от влаги, надежность и долговечность. Из недостатков можно отметить: использование массивных колес, сложность сервисного обслуживания, необходимость периодической регулировки.
— Электрический. Тормоза электрического типа используются электросамокатами. В данном случае замедление хода и остановка производятся самим электромотором, за счет снижения оборотов. Обычно электротормоз обеспечивает мягкую и плавную остановку. Как правило, электрический тормоз выступает в качестве вспомогательной тормозной системы. Параллельно с электрическим самокат комплектуется еще одним тормозом, который является главным. Также продвинутые самокаты часто используют рекуперативный электрический тормоз. В данном случае при замедлении хода происходит рекуперация электроэнергии, что позволяет подзарядить батарейный блок.
— Отсутствует. Переднее колесо не оснащено тормозной системой. Тормоз может быть предусмотрен только сзади. Но есть и такие самокаты, у которых тормоза нет ни спереди, ни сзади. Полное отсутствие традиционного тормоза характерно для простейших самокатов. Замедление хода и остановка происходят за счет действий самого райдера. В этом случае пользователь тормозит протянутой к земле ногой или за счет естественного замедления наката. Как правило, самокаты без тормоза физически не способны развивать опасно высокую скорость.
Функции и возможности
—
Складываемый. Возможность сложить самокат — обычно за счет «укладывания» руля в горизонтальное положение, на платформу; в некоторых моделях складными делаются также ручки на руле. Эта функция значительно упрощает хранение и транспортировку в нерабочее время. Правда, складные модели несколько дороже и чуть менее надежны, чем нескладные, однако во многих случаях эти моменты абсолютно не критичны.
—
Регулировка высоты руля. Возможность изменять высоту расположения руля, подстраивая ее под рост пользователя. Данная особенность будет особенно полезна, если самокат покупается для ребенка на несколько лет: дети быстро растут, и с каждым сезоном требуется все большая высота руля. Подробнее о настройке по росту см. «Максимальная высота».
—
Амортизация. Наличие у самоката системы амортизации — чаще всего на переднем колесе, однако встречаются модели и с полной амортизацией. В любом случае такая система делает езду более комфортной, сглаживает вибрации и сотрясения, однако снижает накатистость и точность управления. Поэтому, к примеру, спортивные самокаты и снегокаты (см. «Тип») в принципе не имеют данной функции, а в кикбордах она встречается крайне редко.
—
Подставка. Приспособление, позволяющее ставить самокат в вертикальном положении на любой подходящей поверхности, не используя дополнительных опор — таких как стен
...ы, скамейки, заборы и т.п. Обычно выполняется в виде складной пластины или фигурной рамки под платформой: в «походном» состоянии она поднята и не мешает движению, а если её опустить — самокат приобретает дополнительную точку опоры.
— Сиденье. Собственное сидение, позволяющее ехать на самокате сидя. Чаще всего данная функция встречается в кикбордах (см. «Тип») для самых маленьких детей, которые еще неспособны уверенно держать равновесие — сиденье в таких моделях служит еще и страховкой от падения. Помимо этого, сидением по определению оснащаются модели для дрифта.
— Корзина на руле. Установленная на руль корзина играет роль багажника — в ней можно перевозить различные предметы, к примеру, любимые игрушки или сменную одежду. Вместимость корзин обычно невелика, однако определённое удобство они могут обеспечить. Встречается эта функция преимущественно в моделях младшей возрастной группы.
— Держатель для бутылочки. Приспособление, которые предусматривает установку исключительно бутылочки для питья. Этому способствует цилиндрическая форма, в которой идеально разместится подобная емкость, при этом она не выпадет в процессе езды. Такое решение применимо не столько к детским самокатам, сколько к взрослым, когда самокат используется действительно не для развлечения, а для передвижения и жажда может настигнуть в любой момент.
— Светящиеся колеса/дека. Наличие у самоката подсветки колес и/или деки (платформы). Колеса с подсветкой обычно сделаны из прозрачного полимера, в который и вмонтированы светодиоды; дека же может подсвечиваться как по бокам, так и снизу. В любом случае данная функция не только обеспечивает оригинальный внешний вид, но и делает самокат более заметным, что положительно сказывается на безопасности — особенно в сумерках и темноте. Питание подсветки может осуществляться как от батареек, так и от встроенного генератора, вырабатывающего энергию при вращении колес.
— Фонарик/фара. Наличие в самокате фонарика или фары. Данная функция будет полезна прежде всего в сумерках и темноте: она обеспечивает подсветку дороги, а также делает самокат более заметным для других участников движения.
— Сигнал/звонок. Наличие в комплекте звонка или другого звукового сигнала (например, клаксона). Такое приспособление полезно для предупреждения окружающих о движении самоката, оно позволяет избежать неприятных происшествий.
— Пеги. Приспособления на колесах спортивных самокатов, позволяющие выполнять различные трюковые упражнения, а именно скользить по бордюрам, перилам и т.п. Представляет собой дополнительный упор, который устанавливается в колесную ось самоката и может использоваться не только как точка опоры для стопы, а и в качестве подпорки при езде по различным препятствиям (перила, пандусы и пр). Как правило, пегами оснащаются самокаты для трюковой/спортивной езды. При этом ими может комплектоваться как переднее, так и заднее колесо, а в некоторых случаях пег устанавливается и с правой, и с левой стороны колеса.
— Родительская ручка. Длинная ручка, устанавливаемая на некоторых кикбордах, чтобы взрослый человек мог с комфортом держаться за нее, стоя рядом. Таким образом, родитель может до определенной степени контролировать движение ребенка, останавливать его в нужный момент или наоборот, подталкивать, или даже везти малыша, как в коляске. Актуально такое решение для моделей с сиденьем и для детей еще не способных к самостоятельному передвижению на самокате.Максимальная высота
Максимальная высота, на которую можно установить регулируемый по высоте руль (либо же просто высота руля в рабочем положении, если регулировки по высоте не предусмотрено).
Высота руля должна быть такой, чтобы ездок мог ровно, не сгибая спину, стоять на платформе и держаться за ручки слегка согнутыми руками. При этом однозначной зависимости между этим показателем и ростом ездока нет, многое зависит от телосложения. Так что идеальный вариант — определить оптимальную высоту при помощи «примерки вживую», а затем выбирать самокат, исходя из полученного результата.