Максимальная нагрузка
Максимальный вес ездока, который конструкция самоката способна выдержать без поломок и аварий. Этот момент отчасти определяется возрастной группой, а в основном — материалами, используемыми в раме (оба пункта см. ниже). Отметим, что производители могут указывать максимальную нагрузку для идеальных условий — когда самокат едет по идеально ровной поверхности или вообще стоит неподвижно. Поэтому выбирать модель по данному параметру стоит с определённым запасом; особенно это важно для разновидностей, рассчитанных на повышенные нагрузки, в частности велосамокатов и спортивных моделей (см. «Тип»). И уж тем более не стоит превышать указанный в характеристиках вес — даже если самокат не сломается сразу, это может случиться в любой момент после, что чревато авариями и травмами.
Возрастная группа, от
Минимальный возраст, с которого ребенку можно доверить самокат. Эти рекомендации являются довольно приблизительными, однако отступать от них крайне не рекомендуется: слишком «взрослый» самокат может оказаться неудобным, а то и опасным для малыша. А в случае электросамокатов (см. «Тип») стоит учесть, что в некоторых странах для управления такими аппаратами нужны права, получаемые с определенного возраста; так что при покупке подобной модели не помешает уточнить требования ПДД.
От возрастной группы напрямую зависит допустимая нагрузка; по этому критерию современные самокаты можно поделить на
детские (допустимая нагрузка до 50 кг),
подростковые (от 50 до 80 кг), и
взрослые (80 кг и более).
Материал руля
Материал руля несет чуть ли не основную информацию о прочности самоката, поскольку именно на на него опирается пользователь во время езды. Соответственно данный элемент конструкции в большинстве случаев выполнен из металла, а именно:
—
Алюминий. Ключевым преимуществом алюминия является легкий вес. Рулевые колонки из алюминия намного легче стальных аналогов, что расширяет их область применения. Самокат с алюминиевым рулем может послужить хорошим выбором для трюковой езды. Но чтобы сделать алюминиевый руль достаточно прочным, производителям приходится увеличивать диаметр и толщину стенки рулевой колонки. Как правило, алюминиевые рули имеют нестандартный увеличенный диаметр трубы 34,9 мм. Дополнительно алюминиевые рули стоят дороже стальных аналогов.
—
Сталь. Основным преимуществом стали является повышенная прочность — такой руль легко выдерживает высокие механические нагрузки. А вот среди недостатков можно отметить высокий вес. Стальные рули имеют высокую массу, что несколько ограничивает их область применения, особенно в плане трюковой езды.
Хомут
—
2 болта. Хомут на 2 болта — подобные зажимы характерны для самокатов начального класса. Хомутом на 2 болта обычно соединяются элементы рулевого управления в городских самокатах. В качестве болтов чаще всего используется крепеж с резьбой М8. 2-болтовое соединение плохо приспособлено для сопротивления ослаблению затяжки крепежа.
—
3 болта. Хомут на 3 болта — такой зажим позволяет более-менее надежно зафиксировать элементы рулевого управления. Самокаты с хомутом на 3 болта обычно считаются трюковыми, но с принадлежностью к начальному классу. 3-болтовое крепление позволяет хомуту на определенное время предотвратить появление в соединении люфта.
—
4 болта. Хомут на 4 болта — эта категория зажимов характерна для хороших трюковых самокатов. Подобное соединения позволяет надежно зафиксировать элементы рулевого управления. Наличие 4 точек фиксации позволяет соединению хорошо сопротивляться ослаблению затяжки, а болты в таких хомутах слабо подвержены самооткручиванию.
—
5 болтов. Хомут на 5 болтов — качественное решение зажима, которое встречается в продвинутых трюковых самокатах. Наличие 5 точек фиксации позволяет надежно закрепить руль в требуемом положении. 5-болтовый хомут не позволит люфту появиться в соединении. Такие зажимы способны сохранять степень затяжки крепежа даже при высоких вибрационных нагрузках.
Диаметр переднего колеса
Диаметр переднего колеса (колес) самоката.
Данный параметр выбирается производителем в зависимости от типа, возрастной категории и общего назначения самоката. Если же сравнивать схожие модели с разным диаметром колес, то стоит учесть, что чем крупнее колеса — тем лучше они отрабатывают неровности дороги, тем выше получается проходимость. А небольшие колеса, в свою очередь, отлично подходят для ровного асфальта и динамичной езды, они легко разгоняются и позволяют совершать резкие повороты.
Диаметр заднего(их) колеса
Диаметр заднего колеса (колёс) самоката. О значении этого параметра подробнее см. «Диаметр переднего колеса».
Жесткость колес
Жёсткость колёс, штатно поставляемых в самокате
Чем больше число, приведённое в данном параметре — тем более твёрдые материалы используются в конструкции колёс и тем они жёстче. Жёсткие колёса «охотнее» катятся по разным поверхностям, на них легче разгоняться, они позволяют точнее чувствовать поверхность под ногами и не так быстро стираются, как мягкие; с другой стороны, сцепление с дорогой у таких колёс хуже, они больше подвержены вибрациям и толчкам и требуют особой осторожности при прохождении поворотов. Поэтому колёса с высокой жёсткостью характерны в основном для профессиональных моделей, а начинающим роллерам рекомендуются мягкие варианты.
Отметим, что большинство самокатов допускает замену колёс; эта процедура является обязательной время от времени, так как колёса склонны стираться, однако при необходимости можно поменять и вполне пригодный для езды комплект — на более жёсткий, или наоборот, более мягкий
— 82A. Колеса жесткостью 82А являются оптимальными для городских прогулочных самокатов. Данный уровень жесткости обеспечивает колесам неплохую прочность, при этом колеса цепко контактируют с поверхностью наката. Такие самокаты слабо подходят для трюковой езды.
— 84A. Колеса жесткостью 84А считаются универсальными. Такие можно встретить как в прогулочных (городских) самокатах, так и в моделях для трюковой езды. Жесткость на уровне 84А придает колесам неплохой уровень прочности. Такие самокаты все еще способны «мягко» конт...актировать с поверхностью наката, но райдер уже будет чувствовать «жесткую отдачу» при наезде на кочки.
— 85A
Колеса жесткостью 85А больше относятся к трюковым самокатам. Этот уровень жесткости обеспечивает колесам неплохой уровень прочности, но из-за повышенной жесткости теряется мягкий контакт колес с поверхностью наката. Если в самокате отсутствует своя амортизация, жесткость колес будет отдачей бить в платформу и рулевую стойку при наезде на кочки.
— 86A. Колеса жесткостью 86А используются в самокатах для спортивной и трюковой езды. Жесткость на уровне 86А считается повышенной. Самокаты с такими колесами обычно рассчитываются на достаточно высокие нагрузки. Подобные колеса передают на самокат ударную отдачу и вибрацию. Самокаты без собственной амортизации делают езду на столь жестких колесах менее комфортной. Но вместе с тем повышаются прочностные характеристики колес, шасси становится более надежным и долговечным.
— 88A. Колеса жесткостью 88А встречаются в трюковых самокатах. Они отличаются повышенными прочностными характеристиками. Благодаря высокой жесткости колеса легко выдерживают езду по любым видам накатной поверхности. С другой стороны, езда на колесах 88А обеспечивает весьма сильную отдачу в платформу и рулевую колонку. Такие колеса рекомендуются для самокатов со встроенной системой амортизации.
Подшипник
Подшипники, которыми штатно укомплектован самокат. В данном пункте обычно указывают не модель/марку, а класс подшипников по стандарту ABEC. Стандартными вариантами для современных самокатов являются
ABEC 5,
ABEC 7 и
ABEC 9; чем больше цифра — чем выше качество и точность изготовления детали.
Бытует мнение, что более качественные подшипники позволяют лучше разгоняться и быстрее ехать. Отчасти это верно, однако разгон и скорость сильно зависят от ряда других моментов — размера и материала колес, веса самоката и т. п. Так что модели с подшипниками одного класса могут заметно различаться по скоростным характеристикам. А вот на что этот показатель влияет однозначно — так это на долговечность и цену: высокая точность сказывается на стоимости, зато и служат такие подшипники дольше, и нагрузки переносят лучше.
Также отметим, что для сравнительно несложного использования вполне хватает подшипников класса ABEC 5. Специально же искать модель с ABEC 7 или ABEC 9 имеет смысл лишь в том случае, если вам требуется самокат для продвинутых трюков или профессиональной скоростной езды. Впрочем, если в выбранной модели оказались высококлассные подшипники — хуже от них в любом случае не будет.
Функции и возможности
—
Складываемый. Возможность сложить самокат — обычно за счет «укладывания» руля в горизонтальное положение, на платформу; в некоторых моделях складными делаются также ручки на руле. Эта функция значительно упрощает хранение и транспортировку в нерабочее время. Правда, складные модели несколько дороже и чуть менее надежны, чем нескладные, однако во многих случаях эти моменты абсолютно не критичны.
—
Регулировка высоты руля. Возможность изменять высоту расположения руля, подстраивая ее под рост пользователя. Данная особенность будет особенно полезна, если самокат покупается для ребенка на несколько лет: дети быстро растут, и с каждым сезоном требуется все большая высота руля. Подробнее о настройке по росту см. «Максимальная высота».
—
Амортизация. Наличие у самоката системы амортизации — чаще всего на переднем колесе, однако встречаются модели и с полной амортизацией. В любом случае такая система делает езду более комфортной, сглаживает вибрации и сотрясения, однако снижает накатистость и точность управления. Поэтому, к примеру, спортивные самокаты и снегокаты (см. «Тип») в принципе не имеют данной функции, а в кикбордах она встречается крайне редко.
—
Подставка. Приспособление, позволяющее ставить самокат в вертикальном положении на любой подходящей поверхности, не используя дополнительных опор — таких как стен
...ы, скамейки, заборы и т.п. Обычно выполняется в виде складной пластины или фигурной рамки под платформой: в «походном» состоянии она поднята и не мешает движению, а если её опустить — самокат приобретает дополнительную точку опоры.
— Сиденье. Собственное сидение, позволяющее ехать на самокате сидя. Чаще всего данная функция встречается в кикбордах (см. «Тип») для самых маленьких детей, которые еще неспособны уверенно держать равновесие — сиденье в таких моделях служит еще и страховкой от падения. Помимо этого, сидением по определению оснащаются модели для дрифта.
— Корзина на руле. Установленная на руль корзина играет роль багажника — в ней можно перевозить различные предметы, к примеру, любимые игрушки или сменную одежду. Вместимость корзин обычно невелика, однако определённое удобство они могут обеспечить. Встречается эта функция преимущественно в моделях младшей возрастной группы.
— Держатель для бутылочки. Приспособление, которые предусматривает установку исключительно бутылочки для питья. Этому способствует цилиндрическая форма, в которой идеально разместится подобная емкость, при этом она не выпадет в процессе езды. Такое решение применимо не столько к детским самокатам, сколько к взрослым, когда самокат используется действительно не для развлечения, а для передвижения и жажда может настигнуть в любой момент.
— Светящиеся колеса/дека. Наличие у самоката подсветки колес и/или деки (платформы). Колеса с подсветкой обычно сделаны из прозрачного полимера, в который и вмонтированы светодиоды; дека же может подсвечиваться как по бокам, так и снизу. В любом случае данная функция не только обеспечивает оригинальный внешний вид, но и делает самокат более заметным, что положительно сказывается на безопасности — особенно в сумерках и темноте. Питание подсветки может осуществляться как от батареек, так и от встроенного генератора, вырабатывающего энергию при вращении колес.
— Фонарик/фара. Наличие в самокате фонарика или фары. Данная функция будет полезна прежде всего в сумерках и темноте: она обеспечивает подсветку дороги, а также делает самокат более заметным для других участников движения.
— Сигнал/звонок. Наличие в комплекте звонка или другого звукового сигнала (например, клаксона). Такое приспособление полезно для предупреждения окружающих о движении самоката, оно позволяет избежать неприятных происшествий.
— Пеги. Приспособления на колесах спортивных самокатов, позволяющие выполнять различные трюковые упражнения, а именно скользить по бордюрам, перилам и т.п. Представляет собой дополнительный упор, который устанавливается в колесную ось самоката и может использоваться не только как точка опоры для стопы, а и в качестве подпорки при езде по различным препятствиям (перила, пандусы и пр). Как правило, пегами оснащаются самокаты для трюковой/спортивной езды. При этом ими может комплектоваться как переднее, так и заднее колесо, а в некоторых случаях пег устанавливается и с правой, и с левой стороны колеса.
— Родительская ручка. Длинная ручка, устанавливаемая на некоторых кикбордах, чтобы взрослый человек мог с комфортом держаться за нее, стоя рядом. Таким образом, родитель может до определенной степени контролировать движение ребенка, останавливать его в нужный момент или наоборот, подталкивать, или даже везти малыша, как в коляске. Актуально такое решение для моделей с сиденьем и для детей еще не способных к самостоятельному передвижению на самокате.