Фокусное расстояние (экв. 35 мм)
Фокусное расстояние штатного объектива видеокамеры в пересчёте на полнокадровую матрицу формата 35 мм. Также этот параметр называют «эквивалентное фокусное расстояние» — ЭФР.
Само по себе фокусное расстояние — это дистанция от оптического центра объектива (при фокусировке на бесконечность) до матрицы, при которой на матрице получается максимально резкое изображение. Оно является одной из ключевых характеристик любого объектива, т.к. определяет углы обзора, степень приближения и, соответственно, специфику применения оптики. В то же время сравнивать различные варианты по фактическому фокусному расстоянию нельзя: законы физики таковы, что при разных размерах матриц одно и то же фокусное расстояние будет давать разные углы обзора. Поэтому в качестве универсальной характеристики и критерия для сравнения было принято ЭФР. Его можно описать как фокусное расстояние, которое имел бы объектив под матрицу 35 мм с такими же углами обзора.
Чем больше фокусное расстояние — тем уже будет угол обзора и тем выше степень приближения видимой сцены. Оптика с ЭФР до 18 мм относится к классу сверхширокоугольной («рыбий глаз») и применяется в первую очередь для создания художественных эффектов. Расстояния до 40 мм соответствуют «широкоугольникам», 50 мм даёт такую же степень приближения, как у невооружённого глаза, диапазон 70-100 мм считается оптимальным для портретной съёмки, а большие значения позволяют применять оптику уже в качестве телеобъектива. Зная эти полож...ения, можно приблизительно оценить возможности объектива и его пригодность для определённых задач; есть и более детальные рекомендации, они описаны в специальных источниках.
Также отметим, что обычно современные видеокамеры оснащаются объективами с переменным фокусным расстоянием (трансфокатором), что позволяет изменять степень приближения и угол обзора; подробнее см. «Оптическое увеличение».
Скорость записи видео
Скорость передачи данных, обеспечиваемая камерой при записи видео. Также этот параметр называют битрейтом (т.е. количеством бит за единицу времени). Для любого формата файлов, применяемого при записи, общее правило таково: чем выше битрейт — тем лучше качество изображения (особенно для форматов, использующих сжатие с потерями). С другой стороны, высокая скорость выдвигает соответствующие требования к возможностям используемых карт памяти — подробнее см. «Поддержка карт памяти»; да и объём файла она увеличивает соответственно. Поэтому многие современные видеокамеры способны работать с разными битрейтами; это позволяет выбрать оптимальный вариант в зависимости от того, что для Вас в данный момент важнее — максимальное качество или возможность работы с медленной картой.
В то же время отметим, что с точки зрения качества данный параметр имеет значение в основном для профессиональной видеосъёмки. Если же камера нужна Вам для любительских целей — незачем гнаться за максимальным битрейтом: ведь подобные модели (и карты памяти для них) стоят соответственно.
Автоэкспозиция
Количество режимов автоэкспозиции (сюжетных программ), предусмотренное в конструкции камеры.
Экспозицией называют определённое сочетание основных параметров съёмки — выдержки, диафрагмы и чувствительности матрицы. В разных ситуациях для получения наилучшего качества изображения могут потребоваться разные сочетания. Например, для съёмки динамичных сцен требуются относительно короткие выдержки, позволяющие избежать смазанности каждого кадра — а для нормальной освещённости каждого кадра нужно раскрыть диафрагму или увеличить чувствительность. В портретной съёмке условия диктует уже диафрагма и т.п. Автоэкспозиция значительно облегчает настройку всех упомянутых параметров — вместо того, чтобы подбирать сочетание вручную, оператору достаточно включить определённую сюжетную программу на камере.
Чем больше режимов автоэкспозиции — тем обширнее возможности камеры по настройке под конкретную ситуацию, тем легче с ней работать при большом разнообразии условий съёмки. В то же время стоит отметить, что при подсчёте этих режимов в нашем каталоге учитываются не только автоматизированные предустановки («портрет», «пляж», «закат» и т.п.), но и «полный автомат», когда камера сама определяет специфику сцены, и полностью ручной режим настройки.
Сюжетные программы
Список сюжетных программ (они же режимы автоэкспозиции), предусмотренных в конструкции камеры. Подробнее о значении этих программ см. «Автоэкспозиция».
Предварительная запись (Pre-Rec)
Наличие в камере функции
предварительной записи (Pre-Rec).
Данная функция значительно «облегчает жизнь» оператору в условиях, когда важна быстрота реакции — она снижает риск упустить момент, опоздав со стартом записи. Фактически Pre-Rec позволяет начать съёмку за несколько секунд (обычно за 2-3) до того, как будет нажата кнопка записи. Это осуществляется благодаря тому, что с включённым режимом предварительной записи камера постоянно фиксирует в буфер последние несколько секунд, «увиденные» объективом, а при старте записи видео из буфера присоединяется к началу записываемого файла — за счёт этого создаётся эффект «машины времени».
Запись звука
Формат, в котором камера записывает звук в процессе видеосъёмки. Обычно в данном пункте указывается количество каналов и используемая система звука, формат файлов или характеристики аудиопотока, например «2 канала Dolby Digital (AC-3)» или «PCM, 16 бит 48 кГц, 2 канала». Дабы не углубляться в технические подробности, отметим, что два канала — это минимально необходимое количество для звука с эффектом объёмности (стерео), а продвинутые модели могут работать и с многоканальным звуком вроде 5.1. Что же касается других характеристик, то на них стоит обращать внимание при выборе профессионального устройства (см. «По направлению») — в любительских и тем более карманных камерах формат звука не играет особой роли. Конкретные особенности различных форматов описаны в специальных источниках.
Twin Camera
Данная функция, в соответствии с названием, предполагает наличие в конструкции второй камеры, изображение с которой может записываться одновременно с «картинкой» с основной оптики. Такая камера обычно располагается на откидном экране и делается поворотной, что даёт расширенные возможности по её применению: например, оператор может одновременно снимать и происходящее, и самого себя; или можно использовать дополнительную камеру для широкоугольного изображения, а основной оптикой работать на больших кратностях. Запись в режиме
Twin Camera осуществляется по принципу «картинка в картинке»; при этом некоторые камеры позволяют одновременно записывать изображение с основной оптики в обычном режиме, без дополнительного окошка с картинкой со второй камеры.
Максимальный размер фотоснимка
Наибольший размер фотографии, которую можно получить при помощи камеры. Его принято обозначать в точках (пикселях), двумя цифрами, соответствующему размерам по горизонтали и вертикали — например, 2048x1536. Этот параметр напрямую определяет эффективное разрешение матрицы при фотосъёмке; подробнее см. п. «Кол-во мегапикселей» выше.
Фотосъемка во время видео
Возможность осуществления
фотосъёмки непосредственно во время записи видео. Обычно она реализуется за счёт отдельной кнопки, при нажатии которой камера и фиксирует видимое изображение как фото, не прерывая видеосъёмки.
Разумеется, современные технологии позволяют сохранять отдельные кадры и из уже готового видео, однако одновременная фотосъёмка выгодно отличается двумя моментами. Во-первых, разрешение «картинки» в режиме фото часто бывает выше, чем при видеозаписи, а во-вторых, процедура обработки фотоснимка отличается от способа обработки видеокадров и позволяет получить более качественное изображение. Так что если Вам необходима возможность выделить отдельные мгновения в снимаемых событиях — имеет смысл выбрать модель именно с этой функцией.