Фокусное расстояние (экв. 35 мм)
Фокусное расстояние штатного объектива видеокамеры в пересчёте на полнокадровую матрицу формата 35 мм. Также этот параметр называют «эквивалентное фокусное расстояние» — ЭФР.
Само по себе фокусное расстояние — это дистанция от оптического центра объектива (при фокусировке на бесконечность) до матрицы, при которой на матрице получается максимально резкое изображение. Оно является одной из ключевых характеристик любого объектива, т.к. определяет углы обзора, степень приближения и, соответственно, специфику применения оптики. В то же время сравнивать различные варианты по фактическому фокусному расстоянию нельзя: законы физики таковы, что при разных размерах матриц одно и то же фокусное расстояние будет давать разные углы обзора. Поэтому в качестве универсальной характеристики и критерия для сравнения было принято ЭФР. Его можно описать как фокусное расстояние, которое имел бы объектив под матрицу 35 мм с такими же углами обзора.
Чем больше фокусное расстояние — тем уже будет угол обзора и тем выше степень приближения видимой сцены. Оптика с ЭФР до 18 мм относится к классу сверхширокоугольной («рыбий глаз») и применяется в первую очередь для создания художественных эффектов. Расстояния до 40 мм соответствуют «широкоугольникам», 50 мм даёт такую же степень приближения, как у невооружённого глаза, диапазон 70-100 мм считается оптимальным для портретной съёмки, а большие значения позволяют применять оптику уже в качестве телеобъектива. Зная эти полож...ения, можно приблизительно оценить возможности объектива и его пригодность для определённых задач; есть и более детальные рекомендации, они описаны в специальных источниках.
Также отметим, что обычно современные видеокамеры оснащаются объективами с переменным фокусным расстоянием (трансфокатором), что позволяет изменять степень приближения и угол обзора; подробнее см. «Оптическое увеличение».
Стабилизация изображения
Способ стабилизации изображения, предусмотренный в конструкции видеокамеры. Сама по себе функция стабилизации предназначена для компенсации мелких колебаний камеры — дабы они не были заметны на изображении. Особенно это актуально при съёмке с рук, а ведь большинство современных моделей рассчитано именно на такое применение. По способу работы выделяют такие варианты:
—
Оптическая. За работу подобных систем стабилизации отвечает специальный механизм с системой гироскопов и подвижными линзами, установленный прямо в объективе. Именно он вводит поправку на все сотрясения, вибрации и т.п., и «картинка» попадает на матрицу уже стабилизированной. Оптические системы считаются наиболее продвинутыми и эффективными, т.к. их работа позволяет задействовать всю площадь сенсора, полностью использовать его возможности и обеспечить хорошее качество изображения. Из недостатков стоит отметить повышение стоимости и веса камер, а также некоторое снижение надёжности оптики. В то же время эти моменты чаще всего не являются критичными, и стабилизаторы данного типа могут применяться даже в простых и недорогих моделях.
— Электронная. Электронная стабилизация осуществляется за счёт того, что в формировании изображения для кадра на выходе участвует не вся площадь матрицы, а только некоторая её часть. Проще говоря, электроника камеры «принимает во внимание» определённый участок сенсора и передаёт картинку с него в кадр
...; а при мелких смещениях эта «область внимания» также смещается, за счёт чего видимое изображение остаётся неподвижным. Достоинствами электронных систем являются простота конструкции, лёгкость, компактность и высокая надёжность; их можно применять даже с самыми простыми объективами, устанавливаемыми в карманных камерах (см. «По направлению»). Главный же их недостаток состоит в необходимости резервирования части матрицы, что уменьшает размер и разрешение фактически задействованного участка и отрицательно сказывается на качестве изображения.
— Оптическая / электронная. В подобных системах применяются обе описанных выше методики — и механизм в объективе, и резерв на матрице. Это обеспечивает чрезвычайно высокую эффективность компенсации колебаний — изображение остаётся стабильным даже в таких условиях, в которых каждый отдельный способ оказался бы бесполезен. С другой стороны, недостатки обоих вариантов также остаются актуальными, а стоимость камер с этой функцией довольно высока.Скорость записи видео
Скорость передачи данных, обеспечиваемая камерой при записи видео. Также этот параметр называют битрейтом (т.е. количеством бит за единицу времени). Для любого формата файлов, применяемого при записи, общее правило таково: чем выше битрейт — тем лучше качество изображения (особенно для форматов, использующих сжатие с потерями). С другой стороны, высокая скорость выдвигает соответствующие требования к возможностям используемых карт памяти — подробнее см. «Поддержка карт памяти»; да и объём файла она увеличивает соответственно. Поэтому многие современные видеокамеры способны работать с разными битрейтами; это позволяет выбрать оптимальный вариант в зависимости от того, что для Вас в данный момент важнее — максимальное качество или возможность работы с медленной картой.
В то же время отметим, что с точки зрения качества данный параметр имеет значение в основном для профессиональной видеосъёмки. Если же камера нужна Вам для любительских целей — незачем гнаться за максимальным битрейтом: ведь подобные модели (и карты памяти для них) стоят соответственно.
Ночная съемка
Наличие в камере режима
ночной съемки. В данном случае нужно учитывать, что и смысл этого параметра, и его конкретная реализация могут ощутимо различаться от модели к модели. Так, в одних камерах под данным термином подразумевается специальный режим для глубоких сумерек, позволяющий получить относительно достоверную цветопередачу («как днем») без использования дополнительной подсветки. В других используется инфракрасный фильтр, за счёт которого съёмку можно производить даже в полной темноте — но изображение при этом получится черно-белым. А в наиболее продвинутых моделях этот фильтр дополняется собственной системой ИК-подсветки, что ещё более расширяет возможности камеры.
Таким образом, подробности работы данного режима в конкретной камере стоит уточнять по официальным документам производителя. Однако в любом случае, если Вам предстоит часто снимать в условиях слабой освещенности или ночью — возможно, имеет смысл обратить внимание на подобные камеры. Отметим также, что наличие
обычной лампы подсветки (см. «Функции и возможности») не считается за функцию ночной съемки, хотя также может ощутимо «облегчить жизнь» в темноте.
Автоэкспозиция
Количество режимов автоэкспозиции (сюжетных программ), предусмотренное в конструкции камеры.
Экспозицией называют определённое сочетание основных параметров съёмки — выдержки, диафрагмы и чувствительности матрицы. В разных ситуациях для получения наилучшего качества изображения могут потребоваться разные сочетания. Например, для съёмки динамичных сцен требуются относительно короткие выдержки, позволяющие избежать смазанности каждого кадра — а для нормальной освещённости каждого кадра нужно раскрыть диафрагму или увеличить чувствительность. В портретной съёмке условия диктует уже диафрагма и т.п. Автоэкспозиция значительно облегчает настройку всех упомянутых параметров — вместо того, чтобы подбирать сочетание вручную, оператору достаточно включить определённую сюжетную программу на камере.
Чем больше режимов автоэкспозиции — тем обширнее возможности камеры по настройке под конкретную ситуацию, тем легче с ней работать при большом разнообразии условий съёмки. В то же время стоит отметить, что при подсчёте этих режимов в нашем каталоге учитываются не только автоматизированные предустановки («портрет», «пляж», «закат» и т.п.), но и «полный автомат», когда камера сама определяет специфику сцены, и полностью ручной режим настройки.
Сюжетные программы
Список сюжетных программ (они же режимы автоэкспозиции), предусмотренных в конструкции камеры. Подробнее о значении этих программ см. «Автоэкспозиция».
Предварительная запись (Pre-Rec)
Наличие в камере функции
предварительной записи (Pre-Rec).
Данная функция значительно «облегчает жизнь» оператору в условиях, когда важна быстрота реакции — она снижает риск упустить момент, опоздав со стартом записи. Фактически Pre-Rec позволяет начать съёмку за несколько секунд (обычно за 2-3) до того, как будет нажата кнопка записи. Это осуществляется благодаря тому, что с включённым режимом предварительной записи камера постоянно фиксирует в буфер последние несколько секунд, «увиденные» объективом, а при старте записи видео из буфера присоединяется к началу записываемого файла — за счёт этого создаётся эффект «машины времени».
Запись звука
Формат, в котором камера записывает звук в процессе видеосъёмки. Обычно в данном пункте указывается количество каналов и используемая система звука, формат файлов или характеристики аудиопотока, например «2 канала Dolby Digital (AC-3)» или «PCM, 16 бит 48 кГц, 2 канала». Дабы не углубляться в технические подробности, отметим, что два канала — это минимально необходимое количество для звука с эффектом объёмности (стерео), а продвинутые модели могут работать и с многоканальным звуком вроде 5.1. Что же касается других характеристик, то на них стоит обращать внимание при выборе профессионального устройства (см. «По направлению») — в любительских и тем более карманных камерах формат звука не играет особой роли. Конкретные особенности различных форматов описаны в специальных источниках.
Максимальный размер фотоснимка
Наибольший размер фотографии, которую можно получить при помощи камеры. Его принято обозначать в точках (пикселях), двумя цифрами, соответствующему размерам по горизонтали и вертикали — например, 2048x1536. Этот параметр напрямую определяет эффективное разрешение матрицы при фотосъёмке; подробнее см. п. «Кол-во мегапикселей» выше.