Светосила
Светосила штатного объектива видеокамеры.
Данный параметр описывает то, насколько объектив ослабляет световой поток. Обычно он записывается в виде соотношения между диаметром действующего отверстия и фокусным расстоянием объектива, при этом первая величина принимается за единицу и обозначается как f — например, f/1.8 или f/5.6. При этом чем меньше число в такой записи — тем выше светосила: так, в нашем примере первый вариант «светлее» второго. Также отметим, что большинство объективов с переменным фокусным расстоянием (см. выше) имеют также переменную светосилу — в таких случаях она обозначается диапазоном от максимальной до минимальной (от меньшего числа к большему).
Высокая светосила важна в первую очередь при съёмках в условиях слабой освещённости: она позволяет фиксировать изображение, не «задирая» чувствительность матрицы и не создавая дополнительных артефактов в виде шумов, а в режиме фотосъёмки — ещё и работать с более короткими выдержками (что пригодится для динамичных сцен). Кроме того, чем выше светосила — тем ниже глубина резкости и тем проще получить размытый фон. Отметим, что для несложных бытовых задач этот параметр не играет решающей роли, а вот в профессиональной съёмке может оказаться весьма значимым.
Стабилизация изображения
Способ стабилизации изображения, предусмотренный в конструкции видеокамеры. Сама по себе функция стабилизации предназначена для компенсации мелких колебаний камеры — дабы они не были заметны на изображении. Особенно это актуально при съёмке с рук, а ведь большинство современных моделей рассчитано именно на такое применение. По способу работы выделяют такие варианты:
—
Оптическая. За работу подобных систем стабилизации отвечает специальный механизм с системой гироскопов и подвижными линзами, установленный прямо в объективе. Именно он вводит поправку на все сотрясения, вибрации и т.п., и «картинка» попадает на матрицу уже стабилизированной. Оптические системы считаются наиболее продвинутыми и эффективными, т.к. их работа позволяет задействовать всю площадь сенсора, полностью использовать его возможности и обеспечить хорошее качество изображения. Из недостатков стоит отметить повышение стоимости и веса камер, а также некоторое снижение надёжности оптики. В то же время эти моменты чаще всего не являются критичными, и стабилизаторы данного типа могут применяться даже в простых и недорогих моделях.
— Электронная. Электронная стабилизация осуществляется за счёт того, что в формировании изображения для кадра на выходе участвует не вся площадь матрицы, а только некоторая её часть. Проще говоря, электроника камеры «принимает во внимание» определённый участок сенсора и передаёт картинку с него в кадр
...; а при мелких смещениях эта «область внимания» также смещается, за счёт чего видимое изображение остаётся неподвижным. Достоинствами электронных систем являются простота конструкции, лёгкость, компактность и высокая надёжность; их можно применять даже с самыми простыми объективами, устанавливаемыми в карманных камерах (см. «По направлению»). Главный же их недостаток состоит в необходимости резервирования части матрицы, что уменьшает размер и разрешение фактически задействованного участка и отрицательно сказывается на качестве изображения.
— Оптическая / электронная. В подобных системах применяются обе описанных выше методики — и механизм в объективе, и резерв на матрице. Это обеспечивает чрезвычайно высокую эффективность компенсации колебаний — изображение остаётся стабильным даже в таких условиях, в которых каждый отдельный способ оказался бы бесполезен. С другой стороны, недостатки обоих вариантов также остаются актуальными, а стоимость камер с этой функцией довольно высока.Ручная фокусировка
Наличие
ручного режима фокусировки в штатном объективе видеокамеры (или, если объектив не входит в комплект поставки — возможность работы с оптикой, имеющей такой режим). Это позволяет оператору самому управлять резкостью в кадре, не надеясь на автоматику.
Смысл данной функции состоит в том, что даже самые продвинутые системы автофокуса не всегда работают так, как требуется. Особенно это критично при профессиональной съёмке: многие художественные приёмы, связанные с глубиной резкости, можно реализовать только вручную. С другой стороны, этот режим работы сложнее, чем съёмка с автофокусом, он требует определённых навыков и постоянного контроля. Поэтому ручная фокусировка довольно редко встречается в любительских моделях (см. «По направлению»), но является практически обязательной для профессиональных.
Отметим, что некоторые подобные объективы вообще не имеют автофокуса.
Разрешение видео
Максимальное разрешение видео, которое способно снимать камера. Разрешением называют размер изображения в точках (пикселях); обычно его записывают двумя цифрами, которые соответствуют количеству пикселей по горизонтали и вертикали.
Чем больше пикселей в изображении — тем оно четче, тем лучше на нем видны мелкие детали, однако и размер видеофайлов при этом увеличивается соответственно. Кроме того, стоит учитывать, что для полноценного просмотра отснятых материалов вам потребуется экран соответствующего разрешения — иначе все преимущества изображения будут сведены на нет. Да и на цену устройства этот параметр также ощутимо влияет.
Наименьшее значение максимального разрешения, встречающееся в современных видеокамерах, составляет порядка 720х480; качество такой «картинки» можно сравнить с обычным аналоговым телевещанием. Разрешение 1280х720 соответствует стандарту HD, его можно встретить среди недорогих телевизоров и мониторов, а
1920х1080 (Full HD) является самым популярным вариантом среди видеотехники среднего и топового класса. Максимальное разрешение, используемое в современной потребительской электронике (включая видеокамеры) —
4K, 4096x2160; оно характерно для самых продвинутых устройств.
Абсолютное большинство камер способны работать не только с максимальным разрешением, но и с несколькими вариантами «поскромнее» — для тех случаев, когда небо
...льшие объемы файла важнее высокой четкости.Форматы записи
Форматы видеофайлов, которые камера может использовать для хранения записанных материалов. Если Вы хотите просматривать эти материалы при помощи отдельного проигрывателя (плеера, медиацентра и т.п.) — стоит убедиться, что этот проигрыватель поддерживает соответствующие форматы, иначе может понадобиться конвертация.
Скорость записи видео
Скорость передачи данных, обеспечиваемая камерой при записи видео. Также этот параметр называют битрейтом (т.е. количеством бит за единицу времени). Для любого формата файлов, применяемого при записи, общее правило таково: чем выше битрейт — тем лучше качество изображения (особенно для форматов, использующих сжатие с потерями). С другой стороны, высокая скорость выдвигает соответствующие требования к возможностям используемых карт памяти — подробнее см. «Поддержка карт памяти»; да и объём файла она увеличивает соответственно. Поэтому многие современные видеокамеры способны работать с разными битрейтами; это позволяет выбрать оптимальный вариант в зависимости от того, что для Вас в данный момент важнее — максимальное качество или возможность работы с медленной картой.
В то же время отметим, что с точки зрения качества данный параметр имеет значение в основном для профессиональной видеосъёмки. Если же камера нужна Вам для любительских целей — незачем гнаться за максимальным битрейтом: ведь подобные модели (и карты памяти для них) стоят соответственно.
Минимальное освещение
Наименьшая освещённость снимаемой сцены, при которой камера способна обеспечить изображение нормального качества. Отметим, что в устройствах с функцией ночной съёмки (см. ниже) этот параметр может указываться по-разному. В одних моделях подразумевается минимальное освещение, при котором камера может снимать без подсветки и в то же время сохранять цветопередачу (как при обычной дневной съёмке); в других — «абсолютный» минимум света, ниже которого невозможно использовать даже ночной режим. Этот момент стоит уточнять по официальным документам производителя.
В любом случае чем ниже данный показатель — тем меньше света требуется камере для работы и тем лучше она справляется со съёмкой в сумерках или даже ночью. Благодаря применению специальных технологий некоторые модели способны работать даже в полной темноте, при освещённости 0 лк; это связано с тем, что современные матрицы способны воспринимать ИК-излучение, невидимое для глаза. Однако чаще всего для съёмки всё же требуется некоторое количество света — как минимум десятые доли люкса. Для сравнения: освещённость в 0,1 лк приблизительно соответствует лунной ночи при фазе Луны «вполовину», а 1 лк сравнимо с ярким полнолунием в южных широтах.
Баланс белого
Предустановки и режимы настройки баланса белого, предусмотренные в камере.
Баланс белого — это характеристика, описывающая особенности освещения снимаемой сцены и искажения, которые это освещение вносит в воспринимаемые камерой цвета. Её применение связано с тем, что современные цифровые матрицы неспособны самостоятельно подстраиваться под разные источники света, как это делает человеческий глаз. На практике это означает, что один и тот же предмет, отснятый под освещением с различной цветовой температурой (например, под «тёплой» лампой накаливания и «холодной» люминесцентной лампой), без подстройки будет выглядеть по-разному. Во избежание этого и применяется настройка баланса белого.
Основные варианты такой настройки, применяемые в современных камерах, таковы:
— Авто. В соответствии с названием, в таком режиме электроника камеры самостоятельно оценивает специфику освещённости снимаемой сцены и вносит соответствующие поправки в цветопередачу. Такая регулировка наиболее удобна для оператора, т.к. не требует от него никаких дополнительных действий — всё делает автоматика. В то же время ни одна подобная система настройки не идеальна, и не всегда обеспечивает 100% соответствие баланса белого текущей обстановке. Поэтому даже в простейших моделях вроде карманных (см. «По направлению») данный вариант редко является единственным, не говоря уже о профессиональной технике.
— Предустановки. Возможность выбора баланса белого...из нескольких вариантов, соответствующих стандартным условиям съёмки — например, «солнечный день», «облачно», «люминесцентная лампа», «лампа накаливания» и т.п. Такая система достаточно проста даже для неопытных пользователей и в то же время довольно надёжна и универсальна, хотя конкретные её возможности напрямую зависят от количества предустановок.
— Ручной. Ручная настройка баланса белого предполагает, что оператор сам «подсказывает» камере, какой объект считать чисто белым — на основании этого электроника и высчитывает характеристики освещения (в отличие от автоматического режима, когда эталонный объект тоже определяется без участия пользователя). Проще всего использовать для этого обычный лист бумаги, но процедура работает и с нейтрально-серыми предметами. Ручной режим позволяет очень точно выставить баланс белого для конкретной снимаемой сцены, однако он требует некоторого времени и соответствующих навыков — а потому применяется в основном в профессиональных видеокамерах.
— Регулировка температуры. Данная функция позволяет задать конкретное значение цветовой температуры источника света (в кельвинах) — именно этой температуре и будет соответствовать баланс белого при съёмке. Такой формат настройки быстрее и удобнее, чем ручной, но не получил широкого распространения. Связано это с тем, что он хорошо подходит лишь для студийных условий, где точно известны характеристики каждого источника света — в остальных случаях ручная настройка обычно надёжнее.
Запись звука
Формат, в котором камера записывает звук в процессе видеосъёмки. Обычно в данном пункте указывается количество каналов и используемая система звука, формат файлов или характеристики аудиопотока, например «2 канала Dolby Digital (AC-3)» или «PCM, 16 бит 48 кГц, 2 канала». Дабы не углубляться в технические подробности, отметим, что два канала — это минимально необходимое количество для звука с эффектом объёмности (стерео), а продвинутые модели могут работать и с многоканальным звуком вроде 5.1. Что же касается других характеристик, то на них стоит обращать внимание при выборе профессионального устройства (см. «По направлению») — в любительских и тем более карманных камерах формат звука не играет особой роли. Конкретные особенности различных форматов описаны в специальных источниках.