Частота кадров
Наибольшая частота смены кадров, обеспечиваемая камерой при съемке видео. Минимальной частотой для нормального просмотра считаются классические 24 к/с, применяемые в кинематографе. В то же время большинство современных видеокамер имеет способны обеспечивать до 50 – 60 к/с, а для эффекта замедленного движения могут применяться еще более высокие частоты.
На практике данный показатель важен в первую очередь при съемке динамичных сцен. Чем выше частота кадров — тем более ровным будет выглядеть в кадре быстрое движение, тем меньше в нем будет рывков и тем приятнее будет общее впечатление от изображения. Обратной стороной этого является увеличение объема записываемых файлов (при прочих равных). Поэтому частота кадров может делаться регулируемой — дабы оператор мог выбирать оптимальный вариант для конкретной ситуации.
Форматы записи
Форматы видеофайлов, которые камера может использовать для хранения записанных материалов. Если Вы хотите просматривать эти материалы при помощи отдельного проигрывателя (плеера, медиацентра и т.п.) — стоит убедиться, что этот проигрыватель поддерживает соответствующие форматы, иначе может понадобиться конвертация.
Скорость записи видео
Скорость передачи данных, обеспечиваемая камерой при записи видео. Также этот параметр называют битрейтом (т.е. количеством бит за единицу времени). Для любого формата файлов, применяемого при записи, общее правило таково: чем выше битрейт — тем лучше качество изображения (особенно для форматов, использующих сжатие с потерями). С другой стороны, высокая скорость выдвигает соответствующие требования к возможностям используемых карт памяти — подробнее см. «Поддержка карт памяти»; да и объём файла она увеличивает соответственно. Поэтому многие современные видеокамеры способны работать с разными битрейтами; это позволяет выбрать оптимальный вариант в зависимости от того, что для Вас в данный момент важнее — максимальное качество или возможность работы с медленной картой.
В то же время отметим, что с точки зрения качества данный параметр имеет значение в основном для профессиональной видеосъёмки. Если же камера нужна Вам для любительских целей — незачем гнаться за максимальным битрейтом: ведь подобные модели (и карты памяти для них) стоят соответственно.
Баланс белого
Предустановки и режимы настройки баланса белого, предусмотренные в камере.
Баланс белого — это характеристика, описывающая особенности освещения снимаемой сцены и искажения, которые это освещение вносит в воспринимаемые камерой цвета. Её применение связано с тем, что современные цифровые матрицы неспособны самостоятельно подстраиваться под разные источники света, как это делает человеческий глаз. На практике это означает, что один и тот же предмет, отснятый под освещением с различной цветовой температурой (например, под «тёплой» лампой накаливания и «холодной» люминесцентной лампой), без подстройки будет выглядеть по-разному. Во избежание этого и применяется настройка баланса белого.
Основные варианты такой настройки, применяемые в современных камерах, таковы:
— Авто. В соответствии с названием, в таком режиме электроника камеры самостоятельно оценивает специфику освещённости снимаемой сцены и вносит соответствующие поправки в цветопередачу. Такая регулировка наиболее удобна для оператора, т.к. не требует от него никаких дополнительных действий — всё делает автоматика. В то же время ни одна подобная система настройки не идеальна, и не всегда обеспечивает 100% соответствие баланса белого текущей обстановке. Поэтому даже в простейших моделях вроде карманных (см. «По направлению») данный вариант редко является единственным, не говоря уже о профессиональной технике.
— Предустановки. Возможность выбора баланса белого...из нескольких вариантов, соответствующих стандартным условиям съёмки — например, «солнечный день», «облачно», «люминесцентная лампа», «лампа накаливания» и т.п. Такая система достаточно проста даже для неопытных пользователей и в то же время довольно надёжна и универсальна, хотя конкретные её возможности напрямую зависят от количества предустановок.
— Ручной. Ручная настройка баланса белого предполагает, что оператор сам «подсказывает» камере, какой объект считать чисто белым — на основании этого электроника и высчитывает характеристики освещения (в отличие от автоматического режима, когда эталонный объект тоже определяется без участия пользователя). Проще всего использовать для этого обычный лист бумаги, но процедура работает и с нейтрально-серыми предметами. Ручной режим позволяет очень точно выставить баланс белого для конкретной снимаемой сцены, однако он требует некоторого времени и соответствующих навыков — а потому применяется в основном в профессиональных видеокамерах.
— Регулировка температуры. Данная функция позволяет задать конкретное значение цветовой температуры источника света (в кельвинах) — именно этой температуре и будет соответствовать баланс белого при съёмке. Такой формат настройки быстрее и удобнее, чем ручной, но не получил широкого распространения. Связано это с тем, что он хорошо подходит лишь для студийных условий, где точно известны характеристики каждого источника света — в остальных случаях ручная настройка обычно надёжнее.
Кол-во мегапикселей
Эффективное разрешение матрицы камеры при работе в режиме фотосъёмки; иными словами — количество точек, или пикселей, которые непосредственно задействованы в этом режиме (1 мегапиксель соответствует миллиону точек). От этого параметра напрямую зависит максимальный размер фотоснимка (см. ниже): фактически количество мегапикселей соответствует размеру снимка по вертикали и горизонтали, умноженным друг на друга. Например, разрешение 3264x2456 соответствует 8 016 384 точек, или приблизительно 8,02 Мп.
Как и в традиционной цифровой фотосъёмке, большое количество мегапикселей позволяет получать более детализированное изображение с лучшей видимостью мелких деталей. Однако при увеличении разрешения при том же размере матрицы уменьшается размер каждого отдельного пикселя и количество попадающего на него света, что повышает вероятность появления шумов и в целом снижает качество «картинки».
Максимальный размер фотоснимка
Наибольший размер фотографии, которую можно получить при помощи камеры. Его принято обозначать в точках (пикселях), двумя цифрами, соответствующему размерам по горизонтали и вертикали — например, 2048x1536. Этот параметр напрямую определяет эффективное разрешение матрицы при фотосъёмке; подробнее см. п. «Кол-во мегапикселей» выше.
Фотосъемка во время видео
Возможность осуществления
фотосъёмки непосредственно во время записи видео. Обычно она реализуется за счёт отдельной кнопки, при нажатии которой камера и фиксирует видимое изображение как фото, не прерывая видеосъёмки.
Разумеется, современные технологии позволяют сохранять отдельные кадры и из уже готового видео, однако одновременная фотосъёмка выгодно отличается двумя моментами. Во-первых, разрешение «картинки» в режиме фото часто бывает выше, чем при видеозаписи, а во-вторых, процедура обработки фотоснимка отличается от способа обработки видеокадров и позволяет получить более качественное изображение. Так что если Вам необходима возможность выделить отдельные мгновения в снимаемых событиях — имеет смысл выбрать модель именно с этой функцией.
Сенсорный экран
Наличие у видеокамеры
сенсорного экрана — дисплея, реагирующего на прикосновения пользователя. Такой экран значительно расширяет возможности по управлению камерой и может значительно упростить его. Например, работать с меню намного проще, нажимая пальцем прямо на строчки на экране; кроме того, многие модели с таким оснащением позволяют выбрать объект для фокусировки, прикоснувшись к изображению на экране.
Поддержка карт памяти
Типы карт памяти, поддерживаемые видеокамерой. В современных моделях могут встречаться такие варианты:
— SD (SDHC, SDXC). Самый популярный формат карт памяти для различной электроники, включая видеокамеры. Оригинальный стандарт SD позволяет создавать накопители до 4 ГБ, следующий за ним SDHC — до 32 ГБ, а его наследник SDXC — до 2 ТБ. Считывающие устройства под определённый стандарт совместимы с более ранними версиями карт, но не наоборот: к примеру, камера с поддержкой SD HC сможет работать и с обычным SD, но не с SD XC. Карты этих типов могут соответствовать разным классам скорости. Подробнее эти классы описаны в специальных источниках, здесь же отметим, что для записи видео Full HD минимальным пригодным вариантом считается класс 4. И в любом случае скорость работы карты не должна быть ниже скорости записи видео, обеспечиваемой видеокамерой (см. выше) — иначе устройство просто не сможет нормально функционировать. Также стоит сказать, что довольно крупный размер карт SD (32х24 мм) создаёт трудности для их использования в портативных устройствах; для решения проблемы появился стандарт microSD (см. ниже).
— microSD. По внутреннему устройству такие карты полностью аналогичны описанным выше SD и отличаются от них лишь уменьшенными размерами — 15х11 мм. Это позволяет применять их даже в наиболее компактных современных устройствах, однако при равном объёме такие карты обходятся дороже своих полноразмерных аналогов, а размеры большинства современных...видеокамер позволяют применять обычные SD. Поэтому данный вариант встречается только там, где компактные размеры имеют решающее значение — в первую очередь среди карманных моделей (см. «По направлению»). Карты microSD также имеют модификации HC и XC и делятся на классы скорости; они могут использоваться в картридерах SD при применении простейших адаптеров, а иногда и вообще без них.
— MMC. Стандарт, во многом схожий с SD — вплоть до того, что такие карты полностью совместимы с SD-картридерами по размерам и контактам. Ёмкость MMC — до 64 ГБ, правда, работают они несколько медленнее. Из-за этого «в чистом виде» данный стандарт практически не используется, его поддержка обычно совмещена с поддержкой более популярного SD.
— MS (MemoryStick). Фирменный стандарт, созданный Sony, используется в основном в технике этой компании, включая видеокамеры. Существует множество разновидностей таких носителей, и далеко не все из них взаимно совместимы. Карты MS стоят довольно дорого и не так универсальны, как SD, поэтому многие камеры с их поддержкой способны также работать и с SD.
— CompactFlash (CF). Стандарт, изначально созданный для профессиональной фотосъёмки; среди видеокамер также используется в моделях профессиональной направленности (см. «По направлению»). Карты CF отличаются неплохой ёмкостью (до 128 ГБ) и высокой скоростью работы; их главным недостатком являются крупные размеры, ограничивающие применение в компактной технике. Существует два формата CF — Type I и Type II; карты второго типа быстрее, но не подходят к картридерам первого типа из-за большей толщины.
— SxS. Стандарт, созданный Sony и SanDisk специально для профессиональных видеокамер и кинокамер, применяется в устройствах топового класса. Подобные карты отличаются высокой скоростью работы благодаря тому, что используют подключение по стандарту PCI Express; а их форма допускает возможность установки прямо в слот ExpressCard на компьютере или ноутбуке. Максимальная ёмкость таких носителей — 32 ГБ.
— P2. Фирменный стандарт, созданный Panasonic исключительно для профессиональной видеозаписи. Внутри карта P2 представляет собой массив из 4 SD-накопителей, а внешне идентична компьютерной карте PCMCIA и может устанавливаться прямо в соответствующий слот. Объём таких носителей — до 64 ГБ.