Размер матрицы
Физический размер матрицы видеокамеры. Обычно измеряется по диагонали и обозначается в долях дюйма — например, 1/3" или 1/2.33" (второй вариант, соответственно, больше). Кроме того, в видеокамерах могут устанавливаться матрицы «фотографического» формата, в этом случае используется соответствующее обозначение — например, APS-C.
Чем крупнее сенсор — тем выше качество изображения, которое он способен обеспечить (при прочих равных, разумеется). Это связано с тем, что на более крупных матрицах каждый отдельный пиксель имеет больший размер, на него попадает большее количество света, что повышает чувствительность и снижает уровень шумов; это особенно важно для съёмки при слабом освещении. Для любительских целей вполне хватает небольших матриц, а вот в профессиональных камерах (см. «По назначению») данный параметр составляет не менее 1/3". Исключением, правда, являются модели с несколькими матрицами (см. «Количество матриц») — в них каждый отдельный сенсор довольно невелик, а высокое качество обеспечивается за счёт особенностей обработки изображения.
Кол-во мегапикселей
Общее количество отдельных светочувствительных точек (пикселей), предусмотренных в конструкции матрицы (1 мегапиксель соответствует миллиону пикселей). Этот параметр учитывает как те точки, на которые попадает свет, так и служебные, которые непосредственно не участвуют в построении изображения. Поэтому в современных видеокамерах он является скорее справочным, чем практически значимым; фактическое же качество изображения зависит в первую очередь от количества эффективных мегапикселей (см. ниже).
Фокусное расстояние (экв. 35 мм)
Фокусное расстояние штатного объектива видеокамеры в пересчёте на полнокадровую матрицу формата 35 мм. Также этот параметр называют «эквивалентное фокусное расстояние» — ЭФР.
Само по себе фокусное расстояние — это дистанция от оптического центра объектива (при фокусировке на бесконечность) до матрицы, при которой на матрице получается максимально резкое изображение. Оно является одной из ключевых характеристик любого объектива, т.к. определяет углы обзора, степень приближения и, соответственно, специфику применения оптики. В то же время сравнивать различные варианты по фактическому фокусному расстоянию нельзя: законы физики таковы, что при разных размерах матриц одно и то же фокусное расстояние будет давать разные углы обзора. Поэтому в качестве универсальной характеристики и критерия для сравнения было принято ЭФР. Его можно описать как фокусное расстояние, которое имел бы объектив под матрицу 35 мм с такими же углами обзора.
Чем больше фокусное расстояние — тем уже будет угол обзора и тем выше степень приближения видимой сцены. Оптика с ЭФР до 18 мм относится к классу сверхширокоугольной («рыбий глаз») и применяется в первую очередь для создания художественных эффектов. Расстояния до 40 мм соответствуют «широкоугольникам», 50 мм даёт такую же степень приближения, как у невооружённого глаза, диапазон 70-100 мм считается оптимальным для портретной съёмки, а большие значения позволяют применять оптику уже в качестве телеобъектива. Зная эти полож...ения, можно приблизительно оценить возможности объектива и его пригодность для определённых задач; есть и более детальные рекомендации, они описаны в специальных источниках.
Также отметим, что обычно современные видеокамеры оснащаются объективами с переменным фокусным расстоянием (трансфокатором), что позволяет изменять степень приближения и угол обзора; подробнее см. «Оптическое увеличение».
Светосила
Светосила штатного объектива видеокамеры.
Данный параметр описывает то, насколько объектив ослабляет световой поток. Обычно он записывается в виде соотношения между диаметром действующего отверстия и фокусным расстоянием объектива, при этом первая величина принимается за единицу и обозначается как f — например, f/1.8 или f/5.6. При этом чем меньше число в такой записи — тем выше светосила: так, в нашем примере первый вариант «светлее» второго. Также отметим, что большинство объективов с переменным фокусным расстоянием (см. выше) имеют также переменную светосилу — в таких случаях она обозначается диапазоном от максимальной до минимальной (от меньшего числа к большему).
Высокая светосила важна в первую очередь при съёмках в условиях слабой освещённости: она позволяет фиксировать изображение, не «задирая» чувствительность матрицы и не создавая дополнительных артефактов в виде шумов, а в режиме фотосъёмки — ещё и работать с более короткими выдержками (что пригодится для динамичных сцен). Кроме того, чем выше светосила — тем ниже глубина резкости и тем проще получить размытый фон. Отметим, что для несложных бытовых задач этот параметр не играет решающей роли, а вот в профессиональной съёмке может оказаться весьма значимым.
Оптическое увеличение
Степень (кратность) увеличения изображения, обеспечиваемая за счёт работы системы линз в самом объективе, без дополнительной цифровой обработки (см. «Цифровое увеличение»). Оптическое увеличение предполагает изменение фокусного расстояния (см. выше): чем больше фокусное расстояние — тем меньше угол обзора и тем крупнее видимые в кадре предметы. А кратность увеличения соответствует соотношению между максимальным и минимальным значением этого расстояния. Например, в системе 24 – 120 мм этот параметр будет составлять 120/24 = 5х. Однако не всегда уместно выбирать
видеокамеру с большим увеличением.
Преимуществом оптического увеличения перед цифровым является в первую очередь высокое качество изображения: независимо от степени приближения камера использует всю эффективную площадь матрицы. При этом показатели увеличения могут достигать нескольких десятков крат, чего более чем достаточно для видеокамер любого класса. Поэтому данный формат на сегодня является основным; не применяется он только в некоторых моделях карманных камер (см. «По направлению»), где нет возможности установить крупный объектив с трансфокатором.
Для современных моделей стандартным считается значение этого параметра на уровне 10 – 12х.
Диаметр фильтра
Диаметр крепления, предназначенного для установки на штатный объектив видеокамеры дополнительного фильтра. Такие фильтры могут иметь разный тип и назначение: фильтрация УФ, цветокоррекция, поляризация, художественные эффекты и т.п; для их подбора под конкретную модель камеры нужно знать диаметр крепления.
Форматы записи
Форматы видеофайлов, которые камера может использовать для хранения записанных материалов. Если Вы хотите просматривать эти материалы при помощи отдельного проигрывателя (плеера, медиацентра и т.п.) — стоит убедиться, что этот проигрыватель поддерживает соответствующие форматы, иначе может понадобиться конвертация.
Ночная съемка
Наличие в камере режима
ночной съемки. В данном случае нужно учитывать, что и смысл этого параметра, и его конкретная реализация могут ощутимо различаться от модели к модели. Так, в одних камерах под данным термином подразумевается специальный режим для глубоких сумерек, позволяющий получить относительно достоверную цветопередачу («как днем») без использования дополнительной подсветки. В других используется инфракрасный фильтр, за счёт которого съёмку можно производить даже в полной темноте — но изображение при этом получится черно-белым. А в наиболее продвинутых моделях этот фильтр дополняется собственной системой ИК-подсветки, что ещё более расширяет возможности камеры.
Таким образом, подробности работы данного режима в конкретной камере стоит уточнять по официальным документам производителя. Однако в любом случае, если Вам предстоит часто снимать в условиях слабой освещенности или ночью — возможно, имеет смысл обратить внимание на подобные камеры. Отметим также, что наличие
обычной лампы подсветки (см. «Функции и возможности») не считается за функцию ночной съемки, хотя также может ощутимо «облегчить жизнь» в темноте.
Выдержка
Диапазон выдержек, в котором камера способна работать в процессе съёмки.
Изначально выдержка — это время, в течение которого свет воздействует на светочувствительный материал (плёнку) при съёмке отдельного кадра. Для цифровых же матриц — это промежуток времени, в течение которого с матрицы считывается изображение для построения отдельного кадра. При съёмке видео этот промежуток не может быть больше 1/n, где n — частота кадров (см. выше), но может быть меньше — например, съёмка с частотой кадров 30 к/с и выдержкой каждого кадра 1/60 с. Для режима фотосъёмки подобные ограничения отсутствуют.
Длинные выдержки хороши тем, что позволяют сенсору принимать больше света — соответственно, «картинка» получается ярче, что особенно важно при слабом освещении. В то же время они повышают вероятность получения смазанного изображения — за счёт быстрого движения объектов в кадре, колебания рук оператора и других случайных смещений камеры, которые неспособна компенсировать даже система стабилизации. Этот эффект может пригодиться для художественного приёма motion blur (смазывание при движении), особенно при видеосъёмке, а вот в режиме фото чаще всего является нежелательным. Короткие же выдержки позволяют получать чёткие кадры, но с меньшим количеством света, а в случае видео — ещё с эффектом резких, отрывистых движений.
Соответственно, оптимальными для каждой ситуации будут разные варианты выдержки, и чем шире их диапазон — тем больше у камеры воз...можностей по настройке под конкретные условия.