Частота кадров
Наибольшая частота смены кадров, обеспечиваемая камерой при съемке видео. Минимальной частотой для нормального просмотра считаются классические 24 к/с, применяемые в кинематографе. В то же время большинство современных видеокамер имеет способны обеспечивать до 50 – 60 к/с, а для эффекта замедленного движения могут применяться еще более высокие частоты.
На практике данный показатель важен в первую очередь при съемке динамичных сцен. Чем выше частота кадров — тем более ровным будет выглядеть в кадре быстрое движение, тем меньше в нем будет рывков и тем приятнее будет общее впечатление от изображения. Обратной стороной этого является увеличение объема записываемых файлов (при прочих равных). Поэтому частота кадров может делаться регулируемой — дабы оператор мог выбирать оптимальный вариант для конкретной ситуации.
Форматы записи
Форматы видеофайлов, которые камера может использовать для хранения записанных материалов. Если Вы хотите просматривать эти материалы при помощи отдельного проигрывателя (плеера, медиацентра и т.п.) — стоит убедиться, что этот проигрыватель поддерживает соответствующие форматы, иначе может понадобиться конвертация.
Скорость записи видео
Скорость передачи данных, обеспечиваемая камерой при записи видео. Также этот параметр называют битрейтом (т.е. количеством бит за единицу времени). Для любого формата файлов, применяемого при записи, общее правило таково: чем выше битрейт — тем лучше качество изображения (особенно для форматов, использующих сжатие с потерями). С другой стороны, высокая скорость выдвигает соответствующие требования к возможностям используемых карт памяти — подробнее см. «Поддержка карт памяти»; да и объём файла она увеличивает соответственно. Поэтому многие современные видеокамеры способны работать с разными битрейтами; это позволяет выбрать оптимальный вариант в зависимости от того, что для Вас в данный момент важнее — максимальное качество или возможность работы с медленной картой.
В то же время отметим, что с точки зрения качества данный параметр имеет значение в основном для профессиональной видеосъёмки. Если же камера нужна Вам для любительских целей — незачем гнаться за максимальным битрейтом: ведь подобные модели (и карты памяти для них) стоят соответственно.
Баланс белого
Предустановки и режимы настройки баланса белого, предусмотренные в камере.
Баланс белого — это характеристика, описывающая особенности освещения снимаемой сцены и искажения, которые это освещение вносит в воспринимаемые камерой цвета. Её применение связано с тем, что современные цифровые матрицы неспособны самостоятельно подстраиваться под разные источники света, как это делает человеческий глаз. На практике это означает, что один и тот же предмет, отснятый под освещением с различной цветовой температурой (например, под «тёплой» лампой накаливания и «холодной» люминесцентной лампой), без подстройки будет выглядеть по-разному. Во избежание этого и применяется настройка баланса белого.
Основные варианты такой настройки, применяемые в современных камерах, таковы:
— Авто. В соответствии с названием, в таком режиме электроника камеры самостоятельно оценивает специфику освещённости снимаемой сцены и вносит соответствующие поправки в цветопередачу. Такая регулировка наиболее удобна для оператора, т.к. не требует от него никаких дополнительных действий — всё делает автоматика. В то же время ни одна подобная система настройки не идеальна, и не всегда обеспечивает 100% соответствие баланса белого текущей обстановке. Поэтому даже в простейших моделях вроде карманных (см. «По направлению») данный вариант редко является единственным, не говоря уже о профессиональной технике.
— Предустановки. Возможность выбора баланса белого...из нескольких вариантов, соответствующих стандартным условиям съёмки — например, «солнечный день», «облачно», «люминесцентная лампа», «лампа накаливания» и т.п. Такая система достаточно проста даже для неопытных пользователей и в то же время довольно надёжна и универсальна, хотя конкретные её возможности напрямую зависят от количества предустановок.
— Ручной. Ручная настройка баланса белого предполагает, что оператор сам «подсказывает» камере, какой объект считать чисто белым — на основании этого электроника и высчитывает характеристики освещения (в отличие от автоматического режима, когда эталонный объект тоже определяется без участия пользователя). Проще всего использовать для этого обычный лист бумаги, но процедура работает и с нейтрально-серыми предметами. Ручной режим позволяет очень точно выставить баланс белого для конкретной снимаемой сцены, однако он требует некоторого времени и соответствующих навыков — а потому применяется в основном в профессиональных видеокамерах.
— Регулировка температуры. Данная функция позволяет задать конкретное значение цветовой температуры источника света (в кельвинах) — именно этой температуре и будет соответствовать баланс белого при съёмке. Такой формат настройки быстрее и удобнее, чем ручной, но не получил широкого распространения. Связано это с тем, что он хорошо подходит лишь для студийных условий, где точно известны характеристики каждого источника света — в остальных случаях ручная настройка обычно надёжнее.
Фотосъемка во время видео
Возможность осуществления
фотосъёмки непосредственно во время записи видео. Обычно она реализуется за счёт отдельной кнопки, при нажатии которой камера и фиксирует видимое изображение как фото, не прерывая видеосъёмки.
Разумеется, современные технологии позволяют сохранять отдельные кадры и из уже готового видео, однако одновременная фотосъёмка выгодно отличается двумя моментами. Во-первых, разрешение «картинки» в режиме фото часто бывает выше, чем при видеозаписи, а во-вторых, процедура обработки фотоснимка отличается от способа обработки видеокадров и позволяет получить более качественное изображение. Так что если Вам необходима возможность выделить отдельные мгновения в снимаемых событиях — имеет смысл выбрать модель именно с этой функцией.
Диагональ дисплея
Размер собственного дисплея видеокамеры по диагонали в дюймах. Чем крупнее дисплей — тем крупнее будет и изображение на нём, тем проще будет работать с экраном как в процессе съёмки, так и при просмотре отснятых материалов. С другой стороны, большой экран соответствующим образом сказывается на габаритах самой камеры, для работы с кадром крупные размеры не нужны, а просматривать отснятое всяко удобнее на полноразмерном устройстве вроде телевизора. С учётом этого в большинстве современных моделей устанавливаются дисплеи с диагональю порядка 2 – 3,5";
более крупные экраны встречаются чрезвычайно редко — даже в профессиональных камерах (см. «По направлению»), для которых компактность не является приоритетом.
Поддержка карт памяти
Типы карт памяти, поддерживаемые видеокамерой. В современных моделях могут встречаться такие варианты:
— SD (SDHC, SDXC). Самый популярный формат карт памяти для различной электроники, включая видеокамеры. Оригинальный стандарт SD позволяет создавать накопители до 4 ГБ, следующий за ним SDHC — до 32 ГБ, а его наследник SDXC — до 2 ТБ. Считывающие устройства под определённый стандарт совместимы с более ранними версиями карт, но не наоборот: к примеру, камера с поддержкой SD HC сможет работать и с обычным SD, но не с SD XC. Карты этих типов могут соответствовать разным классам скорости. Подробнее эти классы описаны в специальных источниках, здесь же отметим, что для записи видео Full HD минимальным пригодным вариантом считается класс 4. И в любом случае скорость работы карты не должна быть ниже скорости записи видео, обеспечиваемой видеокамерой (см. выше) — иначе устройство просто не сможет нормально функционировать. Также стоит сказать, что довольно крупный размер карт SD (32х24 мм) создаёт трудности для их использования в портативных устройствах; для решения проблемы появился стандарт microSD (см. ниже).
— microSD. По внутреннему устройству такие карты полностью аналогичны описанным выше SD и отличаются от них лишь уменьшенными размерами — 15х11 мм. Это позволяет применять их даже в наиболее компактных современных устройствах, однако при равном объёме такие карты обходятся дороже своих полноразмерных аналогов, а размеры большинства современных...видеокамер позволяют применять обычные SD. Поэтому данный вариант встречается только там, где компактные размеры имеют решающее значение — в первую очередь среди карманных моделей (см. «По направлению»). Карты microSD также имеют модификации HC и XC и делятся на классы скорости; они могут использоваться в картридерах SD при применении простейших адаптеров, а иногда и вообще без них.
— MMC. Стандарт, во многом схожий с SD — вплоть до того, что такие карты полностью совместимы с SD-картридерами по размерам и контактам. Ёмкость MMC — до 64 ГБ, правда, работают они несколько медленнее. Из-за этого «в чистом виде» данный стандарт практически не используется, его поддержка обычно совмещена с поддержкой более популярного SD.
— MS (MemoryStick). Фирменный стандарт, созданный Sony, используется в основном в технике этой компании, включая видеокамеры. Существует множество разновидностей таких носителей, и далеко не все из них взаимно совместимы. Карты MS стоят довольно дорого и не так универсальны, как SD, поэтому многие камеры с их поддержкой способны также работать и с SD.
— CompactFlash (CF). Стандарт, изначально созданный для профессиональной фотосъёмки; среди видеокамер также используется в моделях профессиональной направленности (см. «По направлению»). Карты CF отличаются неплохой ёмкостью (до 128 ГБ) и высокой скоростью работы; их главным недостатком являются крупные размеры, ограничивающие применение в компактной технике. Существует два формата CF — Type I и Type II; карты второго типа быстрее, но не подходят к картридерам первого типа из-за большей толщины.
— SxS. Стандарт, созданный Sony и SanDisk специально для профессиональных видеокамер и кинокамер, применяется в устройствах топового класса. Подобные карты отличаются высокой скоростью работы благодаря тому, что используют подключение по стандарту PCI Express; а их форма допускает возможность установки прямо в слот ExpressCard на компьютере или ноутбуке. Максимальная ёмкость таких носителей — 32 ГБ.
— P2. Фирменный стандарт, созданный Panasonic исключительно для профессиональной видеозаписи. Внутри карта P2 представляет собой массив из 4 SD-накопителей, а внешне идентична компьютерной карте PCMCIA и может устанавливаться прямо в соответствующий слот. Объём таких носителей — до 64 ГБ.
Разъемы
—
Компонентный. Интерфейс для передачи видеосигнала в аналоговом формате, с разделением «картинки» на три компонента (отсюда и название) и передачей каждого из компонентов по отдельному проводу. За счет этого обеспечивается довольно высокое качество изображения и хорошая пропускная способность: компонентный интерфейс по качеству превосходит
S-Video и пригоден даже для работы с высоким разрешением (HD). С другой стороны, он не предусматривает работы с аудио — так что, если Вы хотите слышать звук, придется озаботиться отдельным каналом для его передачи. На стационарной видеотехнике для компонентного подключения обычно используются три отдельных разъема RCA («тюльпан»), такой же формат может применяться в профессиональных видеокамерах, а вот в любительских моделях (см. «По назначению») компонентный выход имеет более компактную конструкцию — например, в виде гнезда mini-jack 3,5 мм.
—
USB. Универсальный интерфейс, применяемый в компьютерной технике для подключения различной внешней периферии. Распространен чрезвычайно широко, имеется в абсолютном большинстве современных настольных ПК и ноутбуков. При подключении к компьютеру по USB видеокамера также работает как периферийное устройство. Самое популярное использование такого подключения — копирование отснятых материалов, однако оно может предусматривать и другие возможности, в зависимости
...от модели: дистанционное управление камерой, обновление прошивки, потоковая трансляция через USB, работа в режиме веб-камеры (см. «Функции и возможности»). Кроме того, именно этот интерфейс применяется для прямого копирования на HDD (см. там же); в этом случае камера играет роль управляющего устройства, а накопитель — периферийного.
— HDMI. Высокоскоростной цифровой интерфейс для передачи видео- и аудиосигнала по одному кабелю. Имеет достаточную пропускную способность для работы с видео высокого разрешения и многоканальным звуком. Выход HDMI в видеокамере очень удобен для использования ее в роли внешнего плеера при просмотре отснятых материалов: подавляющее большинство современных телевизоров и мониторов имеют хотя бы один вход этого стандарта. Да и в другой видеотехнике он широко распространён.
— S-Video. Интерфейс для передачи видеосигнала в аналоговом формате. Как и компонентное подключение (см. выше), этот стандарт не работает с аудио и использует раздельную передачу компонентов сигнала — однако в данном случае этих компонентов 2, а не 3. Это, с одной стороны, несколько снижает качество «картинки», с другой — позволяет использовать один кабель и один разъем вместо трех. А вот из существенных недостатков S-Video стоит отметить невозможность работы с HD — пропускной способности хватает только на сигнал стандартного разрешения.
— IEEE 1394. Также известен в обиходе как FireWire. Хотя сейчас IEEE 1394 является весьма универсальным интерфейсом, применяемым в компьютерной технике, изначально он использовался именно в видеокамерах — в первую очередь для «захвата» видео с магнитной ленты с конвертацией его в файлы. Это применение актуально и сейчас — практически все камеры с miniDV (см. «Тип носителя») имеют такой выход, встречается он и среди других устройств, преимущественно профессиональных (см. «По направлению»). Подключение по FireWire может обеспечивать и другие возможности — аналогичные описанному выше USB.
— SDI. Цифровой интерфейс, применяемый для передачи видео и аудиосигнала, а также служебной информации. Пропускная способность SDI несколько ниже, чем у HDMI, но по ряду причин он значительно лучше подходит для профессионального применения и довольно широко используется в соответствующей видеотехнике, включая камеры. А вот в любительские модели (см. «По направлению») выходы этого стандарта не устанавливаются.
— AV-выход. Разъем для передачи видео и аудио в аналоговом формате. Этот интерфейс также называют «композитным», но классический композитный вход или выход использует несколько разъемов RCA (один под видео и один для монофонического звука либо два — для стерео). В видеокамерах же данный интерфейс обычно выполняется в виде гнезда 3.5 мм (mini-jack), а для подключения к полноразмерной видеотехнике используются соответствующие кабели. Главным преимуществом AV-выхода перед другими аналоговыми стандартами (компонентным и S-Video, см. выше) является возможность одновременной передачи видео и звука. В то же время по качеству изображения он проигрывает упомянутым вариантам из-за того, что все компоненты видеосигнала передаются по одному кабелю и стойкость к помехам невысока.
— Вход под микрофон. Разъем для подключения к видеокамере внешнего микрофона. Эта функция незаменима в тех случаях, когда микрофон необходимо разместить на некотором отдалении от камеры — например, при съёмке телепрограмм или репортажей. В профессиональных моделях (см. «По направлению») таких входов может быть несколько, и они могут применяться также для записи многоканального звука и других специализированных задач. Отметим, что микрофонные разъёмы стандарта XLR указываются в нашем каталоге отдельно (см. ниже).
— XLR вход микрофона. Наличие в конструкции камеры как минимум одного входа под внешний микрофон, использующего разъем XLR. Роль внешнего микрофона подробно описана выше. Что касается XLR, то он представляет собой интерфейс, широко применяемый в профессиональной аудио- и видеотехнике, включая камеры. Главной его особенностью является возможность т.н. балансного подключения; такое подключение отличается высокой стойкостью к помехам даже при большой длине кабелей и хорошо подходит для работы с высококачественными микрофонами. Сам разъем имеет довольно крупные размеры, но с учетом габаритов профессиональных видеокамер это не является недостатком. Стоит отметить, что через один вход XLR передаётся 1 канал звука, поэтому их может предусматриваться несколько — обычно два, для записи стерео.
— Выход на наушники. Наличие в конструкции видеокамеры выхода на наушники. Основное назначение этой функции — прослушивание звука, сопровождающего отснятое видео. Наушники обычно обеспечивают более высокое качество, чем встроенный динамик (см. «Функции и возможности»), а в некоторых ситуациях они еще и значительно удобнее — например, в шумном месте, или наоборот, когда нужно соблюдать тишину. Еще одно назначение наушников — контроль характеристик звука прямо в процессе записи, но эта возможность встречается обычно в профессиональных моделях (см. «По направлению»). Чаще всего в качестве разъёма применяется стандартное гнездо под mini-jack 3.5 мм, но встречаются и другие варианты; все они включены в данный пункт — кроме описанного ниже XLR.
— Выход на наушники XLR. Наличие в видеокамере выхода для наушников, использующего разъем XLR. Особенности самого разъема детально описаны выше в п. «XLR вход микрофона», а роль наушников — в п. «Выход на наушники». В то же время отметим, что XLR, будучи профессиональным интерфейсом, предназначен не столько для прослушивания записанных материалов, сколько для других, более серьёзных задач — в частности, слежения за звуком в процессе съёмки.Время работы от аккумулятора
Время автономной работы видеокамеры от полностью заряженного штатного аккумулятора. Как правило, в характеристиках указывают время работы в режиме записи, но в идеальных условиях — без использования дополнительных функций вроде трансфокатора, подсветки и т.п., которые тоже «съедают» заряд. А при наличии видоискателя (см. «Функции и возможности») обычно указывается время съёмки через это приспособление, а не через внешний дисплей. Поэтому на практике время работы от аккумулятора может быть меньше, но в целом данный параметр вполне наглядно описывает возможности той или иной камеры, и разные модели вполне можно сравнивать по нему.
Отметим, что для многих камер выпускаются, кроме штатных, также «усиленные» аккумуляторы, позволяющие увеличить автономность в 2-3 раза. Поэтому, если в выбранной модели Вас не устраивает время работы — имеет смысл поинтересоваться наличием в продаже таких батарей.