—
Грудная стяжка. Приспособление в виде ремешка с застежкой, соединяющего основные лямки рюкзака на уровне груди пользователя. В застегнутом виде такой ремешок удерживает лямки на одинаковом расстоянии друг от дружки и не позволяет им «разъезжаться». Это обеспечивает дополнительное удобство в распределении веса, а также надежную фиксацию на теле: снять рюкзак, не расстегивая ремешка, практически невозможно. Для подстройки под конкретного пользователя грудная стяжка нередко делается регулируемой.
—
Регулировка грудной стяжки. Возможность регулировать высоту, на которой располагается грудная стяжка рюкзака. Данная функция позволяет выбрать оптимальное расположение стяжки с учетом роста и телосложения пользователя; при этом диапазон регулировки, как правило, довольно обширен. Правда, в некоторых моделях (особенно недорогих) регулируемые стяжки могут самопроизвольно сдвигаться при случайном задевании, сбивая настройки высоты; однако этот недостаток обычно не является критичным.
—
Верхние стяжки. Ремешки-стяжки, расположенные в верхней части рюкзака. Предназначены в основном для фиксации верхнего клапана, а также для регулировки объема верхней части рюкзака, аналогично описанным ниже боковым стяжкам (причем такая регулировка может предусматриваться и в моделях, не имеющих клапана).
—
Боковые стяжки. Ремешки-стяжки, распо
...ложенные по бокам рюкзака — обычно по одному с каждой стороны, однако в крупных высоких моделях стяжек может быть и по две на сторону. Основное назначение таких ремешков — «уплотнять» рюкзак, если он не заполнен полностью: затянув боковые стяжки, можно уменьшить толщину рюкзака, чтобы содержимое было плотно зафиксировано, а не болталось внутри. Кроме того, боковую стяжку удобно использовать в сочетании с карманом для бутылки для переноски длинных предметов, таких как зонтик или каремат: нижняя часть такого предмета помещается в карман, а верхнюю можно зафиксировать стяжкой.
— Фронтальные стяжки. Если же назначение описанных выше стяжек в первую очередь — регулировка объема, то в случае с фронтальными стяжками их можно охарактеризовать как дополнительное крепление для размещения вещей. Представляют собой два горизонтальных «ремня» в верхней и нижней части рюкзака, под которыми можно закрепить верхнюю одежду (по принципу как с эластичным шнуром), каремат или другие объемные вещи, например сноуборд. Однако для последнего данные стяжки не являются специализированными и хранения борда в них менее удобно, нежели в персональных креплениях. Естественно, стяжка выполняет и свое главное назначение — стягивает стенки рюкзака, делает его форму более «стройной» и компактной.
— Нижние стяжки. Ремешки-стяжки, расположенные на нижней стороне изделия. Позволяют регулировать объем нижней части рюкзака (или нижнего кармана), обеспечивают дополнительную поддержку и фиксацию содержимого, а в некоторых моделях могут использоваться еще и как крепление для переноски различных предметов «на внешней подвеске»: к примеру, в растянутые до максимального размера стяжки можно вдеть каремат и затянуть ремешки, надежно закрепив наружный груз.
— Поясной ремень. Дополнительное приспособление в виде ремня, который при застегивании охватывает тело пользователя в районе пояса. Конкретная конструкция этой детали может быть разной. Так, в сравнительно небольших рюкзаках она представляет собой именно ремешок из нейлона или другого аналогичного материала, а в крупных объемных моделях предусматриваются два широких и толстых «лепестка», которые прилегают к бокам пользователя и соединяются между собой небольшим ремешком с застежкой. В любом случае основной функцией поясного ремня является перераспределение нагрузки: он позволяет перенести нагрузку с плеч в область таза, что особенно удобно при переноске тяжелых грузов. Кроме того, подобное приспособление обеспечивает дополнительную надежность фиксации рюкзака на теле.—
Крепление на чемодан. Наличие специального ремня, который позволяет крепить рюкзак на ручку чемодана, тем самым облегчая транспортировку.
— Эластичный шнур. Упругий шнур, закрепленный на передней части рюкзака в специальных петлях. Основное назначение этой детали — переноска крупных предметов, которые не помещаются в рюкзак или к которым нужен быстрый доступ. К примеру, с помощью шнура можно зафиксировать каремат, велошлем, куртку и т. п. Помимо этого, данная функция может пригодиться для более специфических задач — например, просушивания постиранной одежды прямо на ходу. А в некоторых моделях шнур работает еще и как дополнение к стяжкам: затянув его, можно уплотнить не заполненный до конца рюкзак, уменьшив его размеры и не позволяя содержимому болтаться внутри.
—
Крепление для лыж. Специальное крепление, позволяющее надежно закрепить на рюкзаке лыжи. Если Вы собираетесь использовать рюкзак в зимнее время — возможно, имеет смысл обратить внимание на наличие этого элемента оснащения.
— Крепление для борда. Специальное крепление, позволяющее надежно закрепить на рюкзаке сноуборд или скейтборд. Конкретную специализацию стоит уточнять отдельно, однако данная особенность в любом случае заметно упрощает транспортировку «доски» — ее не нужно нести в руках, при этом фиксация получается очень надежной. Как правило, крепление может подстраиваться под размер конкретного борда.
...
— Крепление для шлема. Специальное крепление для защитного шлема. Чаще всего под таким креплением подразумевается система LidLock, предназначенная для велосипедных и других аналогичных шлемов, имеющих отверстия в скорлупе. Основным элементом LidLock является пластмассовая пластина на эластичном ремешке: такая пластина продевается в отверстие шлема «боком», а затем устанавливается поперек отверстия и за счет упругости ремешка удерживает шлем на рюкзаке.
— Петли для снаряжения. Петли, предназначенные для закрепления специального снаряжения, например, «ледового» — ледорубов или палок для ходьбы. Чаще всего располагаются по бокам рюкзака и могут регулироваться по размеру.
— Складной стул. Оригинальная функция, характерная для рюкзаков станкового типа, предназначенных преимущественно для охоты и рыбалки. Рама таких рюкзаков во время переноски используется по прямому назначению, а на остановках можно снять мешок и разложить ее, превратив в приспособление для сидения.
— USB-интерфейс. Стандартный разъем USB, расположенный на наружной стороне изделия. Позволяет заряжать смартфоны, планшеты и другие гаджеты, не распаковывая рюкзак — главное, чтобы под рукой был соответствующий кабель. Разумеется, для такой зарядки потребуется пауэрбанк или другой источник энергии, подключенный к USB-порту изнутри; в комплект поставки такой источник обычно не входит.
— Разъем mini-Jack (3.5 мм). Стандартный аудиоразъем 3.5 мм mini-jack, расположенный на наружной стороне рюкзака, в некоторых моделях — прямо на одной из лямок. Изнутри к такому разъему можно подключить смартфон, медиаплеер или другой аналогичный источник сигнала, а снаружи — наушники или портативные колонки. Таким образом, данная функция позволяет слушать музыку, не залезая лишний раз в рюкзак и не вынимая источник сигнала наружу; это особенно удобно, если роль воспроизводящего устройства играет крупный гаджет вроде планшета или ноутбука.
— Дождевик в комплекте. Дождевик представляет собой непромокаемый чехол из тонкой ткани, надеваемый на рюкзак в качестве дополнительной защиты от влаги во время дождя или снега. Стоит отметить, что большинство рюкзаков изначально выполняются из водоотталкивающих материалов, способных до определенной степени противостоять осадкам. Поэтому специально искать модель с дождевиком в комплекте стоит в том случае, если есть вероятность во время похода попасть под сильный дождь или долгое время пребывать в сырой атмосфере (туман, изморось).
— Светоотражающие элементы. Дополнительные вставки на наружной стороне рюкзака, выполненные из специального светоотражающего материала. Такие элементы размещаются как минимум на лямках и на фронтальной части изделия, однако могут предусматриваться и с боков. Основное их назначение — сделать человека более заметным на дороге в темное время суток. Так, при ближнем свете фар водитель замечает пешехода в обычной одежде за 20 – 50 м (в зависимости от цвета одежды), а при наличии светоотражателей это расстояние увеличивается до 100 м и более. Таким образом, светоотражающие рюкзаки значительно повышают безопасность на дороге; а в некоторых странах ношение отражателей даже является обязательным для пешеходов в темное время суток.—
Отделение для ноутбука. Отделение, специально предназначенное для транспортировки ноутбуков. Как правило, имеет вид отдельного отсека с и плотными мягкими стенками — таким образом, находящийся внутри лэптоп не болтается по рюкзаку и получает дополнительную защиту от ударов и сотрясений. Стоит учитывать, что разные модели с этой функцией могут иметь разные ограничения по максимальной диагонали ноутбука (см. ниже); поэтому перед покупкой не помешает уточнить, будет ли рюкзак совместим с вашим устройством.
—
Верхний карман. Наличие отдельного верхнего кармана, чаще всего — на клапане. В таком кармане удобно держать относительно небольшие, но важные вещи, к которым желательно иметь быстрый доступ: фонарик, аптечку первой помощи, карту и т.п. Также это отделение может пригодиться для хрупких вещей, т.к. благодаря расположению слабо подвержено ударам и сотрясениям. Для лучшей защиты он и вовсе может быть плотным (жестким).
—
Фронтальный карман. Наличие кармана на «внешней» стороне рюкзака (противоположной спинке). Назначение такого кармана в целом аналогично верхнему, однако во многих моделях его конструкция такова, что помещать внутрь удобнее всего плоские вещи — документы, книги и т.п. В городских рюкзаках фронтальным карманом также могут называть дополнительное отделение, отгороженное от основного стенкой и имеющее собственную застёжку.
—
Краб-карман. Деталь, представляющая собой не столько карман, сколько крепление особой конструкции. В общих чертах его можно описать как кусок ткани, прикрепленный к фронтальной части рюкзака эластичными «резинками» и/или ремешками на застежках типа «фастекс». Под этот кусок ткани и помещается содержимое «краба», которое надежно фиксируется за счет затягивания ремешков. Таким способом очень удобно носить сравнительно крупные и устойчивые к нажиму предметы, к которым нужен быстрый доступ — например, куртку, головной убор с шарфом, велошлем и т.п.
—
Боковые карманы. Наличие карманов по бокам рюкзака. Общее их назначение такое же, как и у любых отдельных карманов: размещение относительно небольших вещей, к которым желательно иметь быстрый доступ, или которые могут «потеряться» в обширном пространстве основного отделения. Как и фронтальные, не рекомендуются для хрупких вещей. В отличие от карманов для бутылки (см. ниже), классические боковые выполняются из плотной ткани и обычно имеют возможность застёгивания.
—
Нижний карман. Как и фронтальный (см. выше), такой карман располагается на передней стороне рюкзака, однако он размещен в нижней ее части, у самого днища (собственно, некоторые модели имеют и фронтальный, и нижний карман). Еще одно различие — размер: нижний карман относительно невелик и предназначен скорее для всякой «мелочи», нежели для крупных плоских предметов. А в некоторых моделях роль нижнего кармана играет часть основного отсека, отделенная от остального объема перегородкой; такая перегородка может делаться расстегиваемой, что позволяет при необходимости объединять нижний карман с основным отделением, а застежку этого кармана использовать для нижнего открывания (см. «Конструкция»). В любом случае нижняя часть рюкзака наиболее подвержена ударам и сжатию, поэтому держать в ней хрупкие предметы не рекомендуется.
—
Оружейный карман. Карман для ношения огнестрельного оружия. Как правило, расположен на внешней стороне рюкзака и применяется для того, чтобы «спрятать» приклад длинноствольного оружия. Может быть дополнен стяжками для фиксации ствола. Также под этим термином имеется в виду наличие кармана с кобурой или адаптивного кармана под тот или иной вид оружия (например, пистолета либо пистолета-пулемёта).
—
Карман для бутылки. Разновидность бокового кармана (см. выше), не имеющая застежки и открытая сверху. Роль фиксатора обычно играет резинка в верхней части кармана, а сам карман может выполняться из сетки. В таких отсеках удобно держать не только бутылку, но и другие вещи аналогичной формы, к которым нужен быстрый доступ — например, зонтик. Также отметим, что подобные карманы удобно использовать в сочетании с боковыми стяжками; подробнее см. «Стяжки и ремни».
—
Карман на спинке. Карман, расположенный на спинке рюкзака. Предназначен для небольших, но ценных вещей, таких как деньги или документы. Удобство такого кармана заключается в том, что до него можно добраться, лишь сняв рюкзак; таким образом, пока рюкзак на плечах, можно не бояться, что злоумышленник незаметно расстегнет застежку и украдет ценное содержимое.
—
Карман на поясном ремне. Отдельный карман, расположенный на одной из половинок поясного ремня (см. «Стяжки и ремни»). Обычно может застегиваться наглухо. Объем такого кармана весьма невелик, однако он имеет немаловажное преимущество: можно быстро и легко добраться до содержимого, не снимая рюкзака и даже не расстегивая защёлок на стяжках (тогда как в остальных карманах для этого может понадобиться определенная сноровка или даже посторонняя помощь). Благодаря этому карман на поясном ремне идеально подойдет для небольших вещей, к которым нужно иметь постоянный доступ во время движения — например, телефона или компаса.
—
Карман на лямке. Карман, расположенный непосредственно на лямке — как правило, в районе груди пользователя (при переноске в штатном положении). Аналогично описанному выше карману на поясном ремне, предназначен для хранения небольших вещей, к которым желателен быстрый доступ (фонарика, пищевого батончика и т.п.); однако данный карман обычно делается открытым и отличается по форме — обычно он высокий и узкий, под форму самой лямки.