Тип
—
Ранец. Разновидность школьных сумок, рассчитанная на младшую возрастную категорию (в основном учеников 1 – 3 классов). Как и обычные рюкзаки, ранцы штатно носятся на двух лямках за плечами, что позволяет держать руки свободными и до некоторой степени способствует поддержанию осанки. Их отличительной особенностью является жёсткий каркас (см. ниже), позволяющий изделию сохранять форму независимо от наполненности. Проще говоря, ранец будет иметь одну и ту же форму независимо от того, что лежит внутри — одна тетрадка, полдесятка учебников или спортивная форма с обувью. Такая особенность чрезвычайно важна для маленьких детей, у которых позвоночник ещё только формируется, и носимое на спине снаряжение должно быть максимально ортопедическим.
—
Рюкзак. Классические рюкзаки — то есть сумки, штатно переносимые за спиной, на двух плечах (реже — на одном, наискосок). В отличие от описанных выше ранцев, не имеют жёсткого каркаса, вследствие чего форма и толщина рюкзака сильно зависит от его текущего содержимого. С другой стороны, в целом такие изделия более практичны и лучше подходят для учеников средних и старших классов. Они также имеют все преимущества «наплечных» моделей — руки ребёнка остаются свободными, а лямки тянут плечи назад и способствуют поддержанию осанки. Последнее, впрочем, не касается однолямочных моделей — с ними надо быть осторожными, т.к. распределение веса получается неравномерным, и длит
...ельное ношение таких рюкзаков не рекомендуется.
— Сумка. Классические сумки, рассчитанные на переноску в руках или на плече. Некоторые считают такие изделия более стильными, чем рюкзаки, и лучше подходящими для молодёжного стиля (особенно urban и других аналогичных направлений). А вот с точки зрения удобства и эргономики сумки в целом уступают рюкзакам, и длительная переноска на одном плече крайне нежелательна; да и вместимость у них несколько меньше. С другой стороны, имеются и практические преимущества: к содержимому сумки можно добраться, не снимая её с плеча, а для рюкзака такая возможность недоступна.Возрастная группа
—
Для дошкольников. Модели, рассчитанные на самую младшую возрастную группу — до 7 лет. Имеют яркое оформление, а также небольшие размеры и вместимость — впрочем, большие объёмы в данном случае и не нужны. С таким рюкзаком ребёнку удобно будет ходить в садик или в подготовительную группу, внутрь можно положить сменную одежду, принадлежности для рисования и т.п.
—
Для школьников. Рюкзаки, рассчитанные преимущественно на детей начального и среднего школьного возраста — от 7 до 12 лет. Впрочем, некоторые модели подойдут и ученикам старших классов. Более разнообразны по оснащению, чем дошкольные, нередко имеют больше отделений (как внутренних, так и внешних), а объём может быть самым разным — от небольшого, в
10 л и менее, до
30 л и даже больше. Это позволяет выбрать оптимальный вариант по размеру и объему, а по мере роста ребёнка можно и поменять рюкзак с небольших на более крупный и вместительный.
—
Для подростков. Рюкзаки для подростков возрастом от 12 лет и старше, по сути — для старшеклассников, а то и студентов младших курсов. Имеют не такой «детский» дизайн, как более младшие модели, однако всё равно довольно разнообразны, могут быть и сдержанными, и довольно яркими и красочными. Объём также бывает разным — от нескольких литров до 30 л и более.
Пол
Пол ребёнка, на который рассчитано изделие. Этот момент практически не влияет на функционал и оснащение, от него зависит прежде всего дизайн.
Современные школьные сумки, ранцы и рюкзаки могут выпускаться в вариантах
для девочек,
для мальчиков и
унисекс (универсальном). «Девочковые» модели отличаются достаточно ярким внешним видом, в них популярны розовые, сиреневые, салатовые оттенки, а также романтичные, сказочные и различные «милые» мотивы. «Мальчиковые» изделия имеют более сдержанные расцветки, обычно в холодных тонах (синий, серый, зелёный), а тематика оформления может касаться автомобилей и различной техники, экстремального спорта, научной фантастики и т. п. Категория унисекс, в свою очередь, включает довольно большое разнообразие моделей — от нейтрально-сдержанных до ярких и богато оформленных; однако все они одинаково хорошо подходят и для девочек, и для мальчиков.
Также отметим, что модели, для которых заявлена определённая «половая принадлежность», также могут оформляться в нейтральном стиле, и отнесение их к «мальчиковым» или «девочковым» иногда зависит лишь от того, что по этому поводу решил сам производитель.
Замок
Тип замка, используемого для основного отделения (отделений) рюкзака, ранца или сумки.
—
Молния. Классическая молния, расстёгиваемая и застёгиваемая за счёт движения собачки. Довольно удобная и практичная разновидность застёжки, легко открываемая и закрываемая, к тому же знакомая большинство детей ещё с дошкольного возраста. Кроме того, многие модели оснащаются спаренными собачками, позволяющими расстёгивать/застёгивать замок от любой точки, и даже оставлять проёмы любого размера и расположения; последнее удобно для переноски крупногабаритных предметов, торчащих наружу, например, теннисных ракеток или тубусов с документами. Благодаря всему этому молнии чрезвычайно популярны во всех видах рюкзаков. Их недостатком можно назвать некоторую вероятность «зажёвывания» края ткани и заклинивания, что может оказаться серьёзной проблемой для ребёнка, особенно ученика младших классов. Впрочем, во многих моделях, особенно средней и высшей ценовой категории, молнии конструируются с таким расчётом, чтобы вероятность такой неполадки была минимальной.
—
Застежка. Замок в виде небольшой быстроразъёмной конструкции. Чаще всего используется застёжка в виде металлической петли и язычка с пружинной кнопкой. При закрытии язычок до упора продевается в петлю, кнопка проходит за петлю и выщёлкивается вверх, не позволяя язычку двигаться и фиксируя застёжку. Для открытия же нужно вдавить кнопку, что позволит язычку
...выйти из петли. Такие замки популярны в основном в ранцах (см. «Тип»), рассчитанных на младшую возрастную категорию — застёжки нередко оказываются удобнее для малышей, чем молнии. Впрочем, встречаются и другие варианты конструкции — «фастекс», как на туристическом снаряжении (фиксатор, открываемый нажатием с двух сторон по бокам), магнит, карабин с петлёй, пряжка (как на ремне) и т.п. Некоторые из них довольно сложны и подходят только для средних и старших классов. Как бы то ни было, застёжка (или пара застёжек) обычно устанавливается на клапане, закрывающем основное отделение рюкзака/сумки.
— Стяжка. Данным видом замков оснащаются исключительно рюкзаки (см. «Тип»). Изделие со стяжкой имеет вид мягкого мешка, в горловину которого по периметру вдета верёвка. Для закрытия рюкзака нужно затянуть верёвку, для открытия — растянуть горловину вручную. Нередко в конструкции предусматриваются дополнительные приспособления, «облегчающие жизнь» владельцу — например, фиксатор с кнопкой, удерживающий затянутую верёвку на месте. Особых практических преимуществ перед той же молнией стяжка не имеет, но некоторым этот вариант нравится больше — он придаёт рюкзаку оригинальный внешний вид, да и с практической стороны иногда оказывается удобнее. Отметим, что модели со стяжкой нередко имеют ещё и клапан на застёжке (см. выше), однако в данном случае застёжка играет вспомогательную роль и не учитывается.Объем
Общий объём изделия. Может указываться как с учётом внешних карманов, так и без них (см. «Отделения») — это в данном случае некритично, т.к. ёмкость карманов невелика и не особо влияет на общую вместимость. А вот внешнее отделение (см. там же) в характеристиках учитывается обязательно, так как на него приходится довольно значительная часть объёма.
Больший объём позволяет переносить внутри больше предметов. С другой стороны, для учеников младших и средних классов вместительные рюкзаки не требуются, а тяжёлый груз может оказаться вредным для здоровья и нормального развития. Поэтому объём во многом зависит от возрастной категории. Так, объём ранцев (см. «Тип»), которые изначально рассчитаны на младшую возрастную группу, редко превышает 20 л, а в большинстве случаев составляет не более 15 л. То же касается сумок, но в их случае это связано скорее с конструктивными особенностями, да и объёмы в целом побольше — до 29 л. Наиболее объёмными являются рюкзаки — среди них нередки модели на 25 л, а в некоторых
объём превышает 30 л. Впрочем, выбор по объёму зависит не только от возрастной категории, но и от предполагаемого количества груза. Так, старшекласснику может и не потребоваться вместительный рюкзак, если в школе есть шкафчики и учебники хранятся в основном там.
Отделения
Дополнительные отделения, предусмотренные в конструкции изделия (помимо основного).
—
Внешнее. Дополнительное отделение с отдельной застежкой, расположенное на наружной стороне рюкзака (с противоположной стороны от спинки). Может иметь разные размеры: чаще всего внешнее отделение занимает всю высоту и ширину рюкзака, однако в некоторых моделях выполняется в виде сравнительно небольшого дополнительного кармана. Как бы то ни было, эта особенность позволяет упорядочить содержимое рюкзака, разместив его по соответствующим отсекам: например, в в большем отделении можно держать учебники, в меньшем — тетради.
—
Пенал. Небольшое наружное отделение, предназначенное для всякой мелочёвки; название «пенал» намекает на то, что оно рассчитано на ручки, карандаши, стирательные резинки и другие канцелярские принадлежности, но фактически там можно держать любые небольшие предметы. Благодаря этому они не теряются в основном отделении, да и добраться до содержимого пенала можно довольно легко и быстро. Тем более, что внутри может предусматриваться органайзер — набор кармашков под канцелярские принадлежности; впрочем, в некоторых рюкзаках органайзер вынесен в основное или внешнее отделение. Не стоит путать данную функцию с отдельным пеналом (см. «Дополнительно») — речь идёт именно о встроенном отделении.
—
Карман для бутылки. Отдельный к
...арман для переноски бутылок и других предметов аналогичной формы — термосов, зонтиков и т.п. Обычно располагается снаружи, на боковом торце изделия, и выполняется в виде эластичной сетки, способной «придерживать» помещённый внутрь предмет. Нередко таких карманов предусматривается два, с обеих сторон. Карман для бутылки удобен тем, что к его содержимому можно добраться, не открывая основных отделений, а при определённой сноровке — даже не снимая рюкзака целиком: достаточно снять одну лямку и завести руку за спину. В некоторых моделях один из карманов для бутылки штатно используется ещё и как посадочное место для комплектного пенала (см. «Дополнительно»).
— Боковой карман. Как и карман для бутылки (см. выше), такой карман располагается на боковом торце и может быть не один. Основное различие заключается прежде всего в форме и назначении: боковые карманы обычно делаются в расчёте на плоские и/или небольшие предметы. Кроме того, они нередко оснащаются молниями или другими приспособлениями для закрывания. Боковой карман обычно не связан с основным отделением, в нём удобно хранить разную мелочь, которая может «потеряться» внутри сумки/ранца/рюкзака, или к которой требуется быстрый доступ.
— Потайной карман. Потайной карман, как правило, располагается на спинке рюкзака. Таким образом, когда рюкзак висит на плечах, карман скрыт и от глаз, и от доступа к содержимому. Это удобно прежде всего при переноске небольших ценных предметов, т.к. дает максимальную защиту от кражи.
— Внутренние разделители. Перегородки, разделяющие основной отсек рюкзака на несколько частей. Такая конструкция облегчает приведение содержимого в порядок: к примеру, перегородками можно разделить учебники, тетради и инвентарь для урока труда. При этом перегородки бывают удобнее, чем разделение по основному и внешнему отделению (см. выше): достаточно открыть рюкзак — и все содержимое сразу окажется под рукой, не придется расстегивать/застегивать каждый отсек по отдельности. Также отметим, что один из разделителей может отгораживать специальное посадочное место для ноутбука или планшета.Конструкция
—
Жесткий каркас. Наличие жесткого каркаса является обязательным для ранцев, но может встречаться и в рюкзаках. В ранцах он используется для постоянного поддержания одной и той же формы, максимально удобной и безопасной с ортопедической точки зрения. В рюкзаках жесткий каркас применяется для защиты содержимого от ударов, прежде всего боковых.
—
Раскладной. Модели, которые способны расстегиваться до самого дна и открываться наподобие книжки. Обычно роль замка в таких изделиях играет «молния», идущая сверху и по бокам рюкзака. Раскладная конструкция делает доступ к содержимому более удобным и может значительно упростить загрузку и разгрузку, а также поиск предметов внутри.
—
Ортопедическая спинка. Спинка особой «ортопедической» формы, благодаря которой нагрузка распределяется по спине ребенка наиболее оптимально и безопасно. Кроме того, поверхность таких спинок обычно делается рельефной, что улучшает вентиляцию и снижает потение. Отметим, что и «не-ортопедические» спинки могут быть достаточно удобными.
—
Грудная стяжка. Приспособление в виде ремешка с застежкой, соединяющего основные лямки рюкзака на уровне груди пользователя. В застегнутом виде такой ремешок удерживает лямки на одинаковом расстоянии друг от дружки и не позволяет им «разъезжаться». Это обеспечивает
...дополнительное удобство в распределении веса, а также надежную фиксацию на теле.
— Поясной ремень. Дополнительное приспособление в виде ремня, который при застегивании охватывает тело пользователя в районе пояса.Тем самым идет перераспределение нагрузки с плеч в область таза, что особенно удобно при переноске тяжелых рюкзаков. Кроме того, подобное приспособление обеспечивает дополнительную надежность фиксации рюкзака на теле.
— Мягкие лямки. В данном случае подразумеваются лямки, имеющие дополнительные мягкие накладки из поролона или другого аналогичного материала. Благодаря этому материалу, а также увеличенной ширине, такие лямки не врезаются в плечи и остаются удобными даже при довольно большом весе, да и нагрузка распределяется более оптимально, чем на лямках без накладок.
— S-образные лямки. Лямки, имеющие S-образную форму (если смотреть на них со стороны спинки рюкзака). Считается, что такая форма обеспечивает более рациональное распределение нагрузки, чем серповидная и тем более классическая прямая, она даёт больше свободы рукам и предохраняет рюкзак от «сползания» с плеч. Кроме того, S-образные лямки проще оснастить грудными стяжками.
— Защита от дождя. Приспособление, защищающее рюкзак (и его содержимое) от дождя, снега и других природных «неприятностей». Как правило, имеет вид «капюшона» или чехла из непромокаемого материала, который при необходимости надевается сверху и обеспечивает дополнительную защиту. Отметим, что практически любой рюкзак/ранец/сумка способен до определённой степени обеспечивать защиту содержимого от влаги; однако для максимальной стойкости к непогоде стоит всё же выбирать модели, в которых данная особенность прямо заявлена.
— Светодиодная подсветка. Рюкзак оснащен встроенной подсветкой, которая, как правило, представлена расположенной на прямой линии LED-лентой. С одной стороны, подсветка выполняет декоративный эффект и делает сам рюкзак более привлекательным для детей. С другой — может выступать в качестве опознавательного знака, например при переходе через проезжую часть, да и в целом повышает заметность ребенка на дороге в темное время суток
— Светоотражатель. Специальные светоотражающие вставки, расположенные, как правило, со всех сторон изделия — к примеру, в рюкзаках и ранцах они устанавливаются на лямках, с наружной стороны и по бокам. Такие вставки ярко «вспыхивают» в свете автомобильных фар, делая ребёнка хорошо заметным для водителей в тёмное время суток. Особенности ночного вождения и зрения таковы, что отражатели не будут лишними даже на освещённой улице, не говоря уже о более тёмной обстановке. А в некоторых странах правила дорожного движения даже запрещают пешеходам в тёмное время суток передвигаться без светоотражателей. Как бы то ни было, данная особенность может оказаться весьма нелишней с точки зрения безопасности.Материал
Основной материал, используемый в конструкции изделия.
Отметим, что любой материал в рюкзаках/ранцах/сумках должного качества будет достаточно прочен и долговечен для использования по прямому назначению. Поэтому данный параметр часто является некритичным, а иногда выбор по материалу связан прежде всего с внешним видом изделия.
— Полиэстер. Синтетический материал, свойства которого можно оценить хотя бы по тому, что он широко используется в туристических рюкзаках и другом снаряжении. Волокно на основе полиэстера имеет хорошие характеристики прочности, без проблем переносит влагу и перепады температур, устойчиво к ультрафиолету и имеет относительно невысокую стоимость. Полиэстерные нити могут отличаться по составу и толщине; как правило, чем дороже изделие — тем более высококачественная разновидность волокна используется в нём.
— Нейлон. Ещё один «туристический» материал синтетического происхождения. Сам по себе нейлон имеет несколько более скромные характеристики, чем полиэстер — в частности, он не столь долговечен и склонен растягиваться при намокании. Однако эти недостатки нередко компенсируются различными конструктивными решениями; фактически характеристики нейлона также напрямую зависят от ценовой категории изделия.
— Полиуретан. Полимерный материал, который может использоваться как в виде сплошной поверхности, так и в виде волокна. Впрочем, в данном случае речь идёт только о первом варианте. В школьных рюкзаках обычно используют...ся мягкие и высокоэластичные сорта полиуретана. Достоинствами этого материала являются полная непромокаемость и высокая эластичность, причём многие разновидности способны сохранять товарный вид даже после растягиваний. А в некоторых моделях полиуретан даже напоминает кожу, притом что обходится он значительно дешевле и не требует специального ухода. С другой стороны, данный материал всё равно довольно недёшев, а его внешний вид нравится не всем. Поэтому особого распространения он не получил.
— Кожзаменитель. Искусственный материал, имитирующий внешний вид и текстуру натуральной кожи. Главным преимуществом «кожзамов» является меньшая стоимость; кроме того, этот материал не требует специального ухода, а для некоторых важно также то, что при производстве не гибнут животные. Правда, долговечность и стойкость к истиранию у искусственной кожи в целом ниже, чем у натуральной; однако на рынке представлено множество разновидностей данного материала, и наиболее дорогие и продвинутые по своим свойствам могут вплотную приближаться к натуральному аналогу. Отметим, что многие сумки и рюкзаки из кожзаменителя выполнены в «гламурном» стиле и рассчитаны на старшеклассниц, следящих за модой.
— Хлопок. Натуральный материал, который ценится некоторыми именно за своё происхождение — в противовес синтетике. Впрочем, у хлопка есть и другие достоинства: он довольно прочен, приятен на ощупь и на вид, спокойно переносит контакт с влагой, ультрафиолет и перепады температур. С другой стороны надёжность данного материала несколько ниже, чем у нейлона и полиэстера, вес — заметно больше, а о водонепроницаемости речи обычно вообще не идёт. Поэтому особого распространения в школьных рюкзаках, сумках и ранцах хлопок не получил, он обычно используется скорее как оригинальное дизайнерское решение, чем из практических соображений.
— Полиспандекс. Синтетическое волокно, состоящее в основном из полиэстера с добавкой (8 – 10%) спандекса — полиуретанового волокна. Особенностями полиспандекса по сравнению с другими синтетическими материалами является чрезвычайно высокая эластичность и способность без последствий переносить многократные растягивания.
— Текстиль. Словом «текстиль» обозначают самые различные виды тканей и нетканых материалов. Как правило, в данную категорию включены материалы, не относящиеся ни к одному из описанных выше видов — к примеру, войлок (валяная шерсть), плотная ткань типа джинсовой, но выполненная не из хлопка, и т.п. Конкретный состав и особенности «текстиля» для каждой модели стоит уточнять отдельно.
— Брезент. Тяжелая и плотная ткань, обычно натуральная (хлопок или лен) — пропитанная специальными составами для обеспечения водоотталкивающих свойств. Обычно брезент не является полностью водонепроницаемым, однако рюкзаку из такого материала не страшно даже довольно долгое пребывание под дождем. Из прочих достоинств можно отметить стильный внешний вид, общее впечатление солидности, прочность, надежность и долговечность. В то же время брезент довольно тяжел и слабо подходит для изделий в ярком оформлении. Поэтому используется он сравнительно редко, в основном в рюкзаках старшей возрастной группы.
— Таслан. Разновидность синтетических тканей на основе нейлона. Позиционируется как довольно продвинутый материал, обеспечивающий одновременно водонепроницаемость и хорошую вентиляцию, к тому же отличающийся хорошей прочностью при небольшом весе. Впрочем, изделий из таслана выпускается немного: подобные свойства важны в основном для одежды, а для рюкзаков и ранцев лучше подходят более традиционные виды тканей.
Вес
Вес пустого изделия. Данный параметр имеет двойственное значение. С одной стороны, чем меньше собственный вес рюкзака, сумки или ранца — тем меньше нагрузки придётся на плечи ребёнка при том же весе груза. С другой — при тех же материалах более лёгкое изделие является ещё и более тонким и, соответственно, менее прочным.